МБДОУ детский сад с. Кигбаево
Тема самообразования
«Реализация регионального компонента в процессе
освоения детьми ООП ДОУ, через ознакомление с
историей и культурой родного края»
Подготовила: воспитатель
Хусаинова Татьяна Николаевна
2016-2017 г
Представление о Родине начинается
у детей с картинки, слышимой ребенком музыки,
окружающей его природы, жизни знакомых людей и улиц.
Проблема заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Цель: Создание педагогических условий для реализации регионального компонента в процессе освоения детьми ООП ДОУ
Задачи:
Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы по данной теме
Изучить нормативные документы
Проанализировать и сравнить другие парциальные программы по гражданственному воспитанию (региональному компоненту)
Разработка тематического планирования по младшей и средней группе в рамках реализации регионального компонента
Создание картотеки по тематике разделов регионального компонента
Наметить перспективы работы
Изучая литературу по данной теме, было отмечено, что эта тема прослеживается в трудах Б.Г. Белинского, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского патриотическое воспитание было центральной идеей. Большой вклад в научное обоснование данной проблемы внесли Б.Т. Лихачев, Н.В. Виноградова, Е. И Радина и др.
Основателем национальной системы образования считается К. Д. Ушинский. Он установил, «что у всех великих народов мира есть своя национальная система воспитания, в основе которой лежит принцип, определяющий образовательную систему в целом и сообщающий ей специфический характер».
В. А. Сухомлинский подчеркивал, что детство есть каждодневное открытие, поэтому оно должно стать для ребенка временем познания человека и Отечества, их красоты и величия.
А наш современник Д.С. Лихачёв отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», так как без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати – поле.
Л. С. Выготский утверждал, что в развитии ребенка тесно связано естественное созревание и овладение культурными способами поведения и мышления. Поэтому накопление детьми социального опыта жизни в своем городе или селе, усвоение принятых норм поведения и взаимоотношений, приобщение к культурным традициям может считаться базовым этапом воспитания любви к Родине.
Мной были изучены, в том числе и нормативные документы
требования к структуре основной образовательной программы
дошкольного образования)
Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка Российской Федерации»
Конвенцией ООН о правах ребёнка
«Санитарно-эпидемиологические требования у устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (Постановление от 22.07.2010 г №91 «об утверждении СаНпиН 2.4.1.2660-10»)
В том числе, большую роль играют и парциальные программы. Которые помогают наметить план работы с детьми используя представленные конспекты и пособия.
Автор и название программы | Цели и задачи программы | Виды деятельности | Методическое обеспечение (РППС) |
Кущ Н.В., Мангушева М.Ф. Знакомим детей с птицами родного края | Активизация познавательной, речевой, умственной активности детей, знакомство с окружающей их природой, установление взаимосвязи между особенностями жизнедеятельности птиц, природными явлениями родного края | Художественная Речевая Познавательная Трудовая Игровая | - Учебно-методическое пособие «Знакомим детей с птицами» - CD диск |
Красноперова Л.А. Глухова З.П. Я в Сарапуле живу | Формирование у старших дошкольников эмоционально-познавательной основы привязанности к родному городу через исследование истории и современности Сарапула - Научить понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история. Формировать ориентировку в понятиях «прошлое» и «настоящее». - Формировать уважение к близким и элементарные навыки самопознания в исследованиях семейной истории. - Развивать интерес и способность к отражению впечатлений о родном городе в детском творчестве - Развивать активное отношение ребенка к ЗОЖ и ОБЖ в конкретных условиях ближайшего социального и природного окружения. | Игровая Познавательная Художественная Речевая | - Пособие «Растет маленький гражданин большой страны» |
Борлукова Н.В. Мое Отечество | Развитие познавательной активности детей, их коммуникативных способностей, развитие гуманных чувств, интереса к культурному и природному разнообразию родного края. | Игровая Художественная Речевая Познавательная Трудовая | |
ПОПДО «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы | Забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них представлений о ЗОЖ, воспитание полезных привычек, развитие потребности в двигательной активности. Развитие детского творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности. | Двигательная Конструирование | |
И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева «Ладушки» | Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений. Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, голоса, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей). Научить детей творчески использовать музыкальные впечатления в повседневной жизни. Развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности. | Музыкальная Двигательная | И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева «Праздник каждый день» Конспекты музыкальных занятий. Пособие для музыкальных руководителей детских садов |
Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина?» | Формирование и развитие личности, обладающими качествами гражданина – патриота Родины, развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения | Игровая Познавательная Художественная Речевая | Конспекты занятий и бесед с детьми |
Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительность» | - Формировать умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности - Формировать элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения - Воспитывать в детях добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, желание сделать им что-то хорошее – Развивать познавательный интерес через ознакомление с предметным миром людей, знакомить с разными профессиями | Игровая Художественная Речевая Познавательная Трудовая | Конспекты занятий и бесед с детьми |
Изучая тему по региональному компоненту, возникла необходимость создание, раздела в ООП, который бы способствовал повышению интереса к изучению родного края. Главным требованием является изучение и внедрение историко-краеведческого материала, который соответствовал бы основному содержанию занятия, быть полноценным с научной точки зрения, иметь воспитательное значение, являться типичным для данной местности, быть небольшим по объему и посильным для самостоятельного анализа воспитанниками.
Ознакомление детей с народной культурой происходит во всех видах деятельности, затрагивает все образовательные области: «Социально-коммуникативной», «Художественно-эстетической», «Познавательной», «Речевой» и др. Принцип интеграции образовательных областей позволяет организовать эту работу интересно, разнообразно, так, чтобы всё, что мы хотим донести до детей, было воспринято ими глубоко и надолго.
Ребенок осознает Родину из своего восприятия семьи, ближайшего окружения. Затем детским садом, улицей, городом, страной, и своими правами и обязанностями.
Поэтому были выбраны темы и составлено комплексно тематическое планирование, которое представлено в таблице.
Выделена тема и цель, основные изучаемые вопросы, пути достижения (беседы, НОД, разнообразная деятельность детей с педагогами) и ожидаемый результат.
Реализация регионального компонента прослеживалась в течение всего учебного года.
В непосредственной образовательной деятельности:
Рисовании: «Люблю березку русскую», «Украсим платочек удмуртским узором», «Украсим матрешке сарафан», «Испеки блин на сковороде», «Украсим блюдо», «Конь», «По грибы по ягоды» и т.д.
Аппликация: «Дома в нашем селе», «Деревья нашего края», «Грибы наших лесов», «Животные нашего леса», «Флаг Российской Федерации» и т.д.
Познавательное развитие: «Я и мой дом», «Моя семья», «Мы живем в селе», «Достопримечательности», «Птицы нашего края», «Масленица», «Профессии – наших родителей» и т.д.
Чтение художественной литературы:
Сказки: «Сто серебряных коней» Коми Пермятские сказки, Удмуртские сказки «Воробей и мышь», «Охотник и змея», «Красавица березка», «Иван – Нуши», «Кошка и белка», «Ленивый Захар», «Охотник», «Скрипач и его товарищ», «Звезды (легенда)».
Стихи: Флора Васильева, Николая Байтерякова, Кузебая Герда, Германа Ходырева и т.д.
Подвижные игры:
«Медведь», «Солнце», « Совушка», « Игра с платочком», «Водяной (Ву мурт)», «Серый зайка» и др.
Рассматривали иллюстрации, смотрели презентации: о родном крае, селе, городах республики «Наше село – Кигбаево», «Знатоки профессии». Мой край – родной» и др.
Принимали участие в конкурсах: групповые, в ДОУ, так и во Всеросийском.
Тему самообразования использовала для обобщения опыта:
Тема: «Знатоки народной культуры». Получила Сертификат.
Приняла участие в районном смотре - конкурсе разработок «Содержание этнокультурной составляющей в образовательном процессе дошкольных организаций Сарапульского района в условиях введения ФГОС ДО».
В котором, наша творческая группа представила «Перспективный план работы по региональному компоненту» и получила Диплом
Мной была собрана картотека электронных ресурсов по данной теме в которую входят:
Это только часть материала.
Перспективы работы
В дальнейшем планируем продолжать работу с детьми по реализации регионального компонента в ДОУ, используя различные формы организации детской деятельности, в том числе ИКТ технологии. Продолжать обогащать развивающую предметно пространственную среду ДОО, для поддержания интереса к истории Родной страны, родного села.
Продолжать пропагандировать работу по реализации регионального компонента среди родительской общественности, используя новые формы работы.
Надеемся, что система патриотического воспитания в детском саду заложит хороший фундамент для становления личности ребенка и в дальнейшем любовь к семье, поселку, стране будет только умножаться. Наши воспитанники станут настоящими патриотами России.