СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Реализация регионального компонента в процессе освоения детьми ООП ДОУ, через ознакомление с историей и культурой родного края»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как можно приобщить  детей к изучению родного края используя педагогический опыт по реализации регионального компонента в ДОУ. 

Просмотр содержимого документа
««Реализация регионального компонента в процессе освоения детьми ООП ДОУ, через ознакомление с историей и культурой родного края»»

МБДОУ детский сад с. Кигбаево













Тема самообразования



«Реализация регионального компонента в процессе

освоения детьми ООП ДОУ, через ознакомление с

историей и культурой родного края»









Подготовила: воспитатель

Хусаинова Татьяна Николаевна













2016-2017 г

Представление о Родине начинается
у детей с картинки, слышимой ребенком музыки,

окружающей его природы, жизни знакомых людей и улиц.



Проблема заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Цель: Создание педагогических условий для реализации регионального компонента в процессе освоения детьми ООП ДОУ

Задачи:

  • Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы по данной теме

  • Изучить нормативные документы

  • Проанализировать и сравнить другие парциальные программы по гражданственному воспитанию (региональному компоненту)

  • Разработка тематического планирования по младшей и средней группе в рамках реализации регионального компонента

  • Создание картотеки по тематике разделов регионального компонента

  • Наметить перспективы работы

Изучая литературу по данной теме, было отмечено, что эта тема прослеживается в трудах Б.Г. Белинского, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского патриотическое воспитание было центральной идеей. Большой вклад в научное обоснование данной проблемы внесли Б.Т. Лихачев, Н.В. Виноградова, Е. И Радина и др.

Основателем национальной системы образования считается К. Д. Ушинский. Он установил, «что у всех великих народов мира есть своя национальная система воспитания, в основе которой лежит принцип, определяющий образовательную систему в целом и сообщающий ей специфический характер».

В. А. Сухомлинский подчеркивал, что детство есть каждодневное открытие, поэтому оно должно стать для ребенка временем познания человека и Отечества, их красоты и величия.

А наш современник Д.С. Лихачёв отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», так как без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати – поле.

Л. С. Выготский утверждал, что в развитии ребенка тесно связано естественное созревание и овладение культурными способами поведения и мышления. Поэтому накопление детьми социального опыта жизни в своем городе или селе, усвоение принятых норм поведения и взаимоотношений, приобщение к культурным традициям может считаться базовым этапом воспитания любви к Родине.

Мной были изучены, в том числе и нормативные документы

  • Закон « Об образовании в Российской Федерации»

  • «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного Образования» (Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013г

требования к структуре основной образовательной программы

дошкольного образования)

  • Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка Российской Федерации»

  • Конвенцией ООН о правах ребёнка

  • «Санитарно-эпидемиологические требования у устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (Постановление от 22.07.2010 г №91 «об утверждении СаНпиН 2.4.1.2660-10»)

В том числе, большую роль играют и парциальные программы. Которые помогают наметить план работы с детьми используя представленные конспекты и пособия.

Автор и название программы

Цели и задачи программы

Виды деятельности

Методическое обеспечение (РППС)

Кущ Н.В., Мангушева М.Ф.

Знакомим детей с птицами родного края

Активизация познавательной, речевой, умственной активности детей, знакомство с окружающей их природой, установление взаимосвязи между особенностями жизнедеятельности птиц, природными явлениями родного края

Художественная

Речевая

Познавательная

Трудовая

Игровая

- Учебно-методическое пособие «Знакомим детей с птицами»

- CD диск

Красноперова Л.А.

Глухова З.П.

Я в Сарапуле живу

Формирование у старших дошкольников эмоционально-познавательной основы привязанности к родному городу через исследование истории и современности Сарапула

- Научить понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история. Формировать ориентировку в понятиях «прошлое» и «настоящее».

- Формировать уважение к близким и элементарные навыки самопознания в исследованиях семейной истории.

- Развивать интерес и способность к отражению впечатлений о родном городе в детском творчестве

- Развивать активное отношение ребенка к ЗОЖ и ОБЖ в конкретных условиях ближайшего социального и природного окружения.

Игровая

Познавательная

Художественная

Речевая


- Пособие «Растет маленький гражданин большой страны»

Борлукова Н.В.

Мое Отечество

Развитие познавательной активности детей, их коммуникативных способностей, развитие гуманных чувств, интереса к культурному и природному разнообразию родного края.

Игровая

Художественная

Речевая

Познавательная

Трудовая



ПОПДО «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы

Забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них представлений о ЗОЖ, воспитание полезных привычек, развитие потребности в двигательной активности.

Развитие детского творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности.

Двигательная

Конструирование


И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева

«Ладушки»

Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений. Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, голоса, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей). Научить детей творчески использовать музыкальные впечатления в повседневной жизни. Развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности.


Музыкальная

Двигательная

И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева

«Праздник каждый день» Конспекты музыкальных занятий. Пособие для музыкальных руководителей детских садов

Кондрыкинская Л. А.

«С чего начинается Родина?»


Формирование и развитие личности, обладающими качествами гражданина – патриота Родины, развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения


Игровая

Познавательная

Художественная

Речевая


Конспекты занятий и бесед с детьми

Алешина Н.В. «Ознакомление

дошкольников

с окружающим

и социальной

действительность»


- Формировать умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности

- Формировать элементарные представления о явлениях

общественной жизни и нормах человеческого общения

- Воспитывать в детях добрые чувства и отношения к окружающим

людям и, прежде всего, к близким, желание сделать им что-то хорошее – Развивать познавательный интерес через ознакомление с предметным миром людей, знакомить с разными профессиями


Игровая

Художественная

Речевая

Познавательная

Трудовая


Конспекты занятий и бесед с детьми



Изучая тему по региональному компоненту, возникла необходимость создание, раздела в ООП, который бы способствовал повышению интереса к изучению родного края. Главным требованием является изучение и внедрение историко-краеведческого материала, который соответствовал бы основному содержанию занятия, быть полноценным с научной точки зрения, иметь воспитательное значение, являться типичным для данной местности, быть небольшим по объему и посильным для самостоятельного анализа воспитанниками.

Ознакомление детей с народной культурой происходит во всех видах деятельности, затрагивает все образовательные области: «Социально-коммуникативной», «Художественно-эстетической», «Познавательной», «Речевой» и др. Принцип интеграции образовательных областей позволяет организовать эту работу интересно, разнообразно, так, чтобы всё, что мы хотим донести до детей, было воспринято ими глубоко и надолго.
Ребенок осознает Родину из своего восприятия семьи, ближайшего окружения. Затем детским садом, улицей, городом, страной, и своими правами и обязанностями.

Поэтому были выбраны темы и составлено комплексно тематическое планирование, которое представлено в таблице.

Выделена тема и цель, основные изучаемые вопросы, пути достижения (беседы, НОД, разнообразная деятельность детей с педагогами) и ожидаемый результат.


Реализация регионального компонента прослеживалась в течение всего учебного года.

В непосредственной образовательной деятельности:

  • Рисовании: «Люблю березку русскую», «Украсим платочек удмуртским узором», «Украсим матрешке сарафан», «Испеки блин на сковороде», «Украсим блюдо», «Конь», «По грибы по ягоды» и т.д.

  • Аппликация: «Дома в нашем селе», «Деревья нашего края», «Грибы наших лесов», «Животные нашего леса», «Флаг Российской Федерации» и т.д.

  • Познавательное развитие: «Я и мой дом», «Моя семья», «Мы живем в селе», «Достопримечательности», «Птицы нашего края», «Масленица», «Профессии – наших родителей» и т.д.

Чтение художественной литературы:

  • Сказки: «Сто серебряных коней» Коми Пермятские сказки, Удмуртские сказки «Воробей и мышь», «Охотник и змея», «Красавица березка», «Иван – Нуши», «Кошка и белка», «Ленивый Захар», «Охотник», «Скрипач и его товарищ», «Звезды (легенда)».

  • Стихи: Флора Васильева, Николая Байтерякова, Кузебая Герда, Германа Ходырева и т.д.

Подвижные игры:

  • «Медведь», «Солнце», « Совушка», « Игра с платочком», «Водяной (Ву мурт)», «Серый зайка» и др.


Рассматривали иллюстрации, смотрели презентации: о родном крае, селе, городах республики «Наше село – Кигбаево», «Знатоки профессии». Мой край – родной» и др.

Принимали участие в конкурсах: групповые, в ДОУ, так и во Всеросийском.


Тему самообразования использовала для обобщения опыта:

  • Приняв участие в районном конкурсе дидактических игр «Этнорадуга»

Тема: «Знатоки народной культуры». Получила Сертификат.

  • Приняла участие в районном смотре - конкурсе разработок «Содержание этнокультурной составляющей в образовательном процессе дошкольных организаций Сарапульского района в условиях введения ФГОС ДО».

  • В котором, наша творческая группа представила «Перспективный план работы по региональному компоненту» и получила Диплом


Мной была собрана картотека электронных ресурсов по данной теме в которую входят:

  • Презентации

  • Художественная литература

  • Подвижные игры

  • Наглядный материал

  • Знаменитые люди Удмуртии

  • Методическая копилка

Это только часть материала.



Перспективы работы

В дальнейшем планируем  продолжать работу с детьми по реализации регионального компонента в ДОУ, используя различные формы организации детской деятельности, в том числе ИКТ технологии. Продолжать обогащать развивающую предметно пространственную среду ДОО, для поддержания интереса к  истории Родной страны, родного села.

Продолжать пропагандировать работу по реализации регионального компонента среди родительской общественности, используя новые формы работы.

    Надеемся, что система патриотического воспитания в детском саду заложит хороший фундамент для становления личности ребенка и в дальнейшем любовь к семье, поселку, стране будет только умножаться. Наши воспитанники станут настоящими патриотами России.