«Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 18 имени Н.В. Менчинского
Павлово-Посадского муниципального района Московской области»
(МОУ СОШ № 18)
142500, Московская область, [email protected]
г. Павловский Посад, ул. Мира, д. 1 тел. 8(49643)21524
Сообщение по теме:
« Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании математики»
Учитель математики
Фокина Наталья Борисовна
Г. Павловский Посад
2017
“Если мы будем учить сегодня так, как мы
учили вчера, мы украдем у детей завтра”.
Джон Дьюи.
Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Однако школьники лучше выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями, но их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме.
Слова Льва Николаевича Толстого сегодня наиболее актуальны: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели бы сделать самостоятельное приложение этих сведений».
В чем же теперь заключается роль школы? На этот и ряд других вопросов призван ответить федеральный государственный образовательный стандарт ООО, который выдвигает три группы требований:
требования к результатам освоения основной образовательной программы;
требования к структуре основной образовательной программы;
требования к условиям реализации основной образовательной программы.[3,с.18]
Особенностью стандарта нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в обучении как методологии ФГОС.
Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как следствия объединения системного подхода и деятельностного, доказывающего бесполезность самих знаний, умений и навыков, не реализующихся в деятельности. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Системно-деятельностный подход предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта (развитие личности);
признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; разнообразие индивидуальных образовательных траекторий индивидуального развития каждого обучающегося;
разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;
гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Принцип вариативности – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.[3,с.76]
В преподавании математики в российских школах в рамках традиционной программы сохранена ориентация на фундаментальный характер образования, на освоение школьниками основополагающих понятий и идей, таких, как число, буквенное исчисление, функция, геометрическая фигура, вероятность, дедукция, математическое моделирование. Эта программа включает материал, создающий основу математической грамотности, необходимой как тем, кто станет учеными, инженерами, изобретателями, экономистами и будет решать принципиальные задачи, связанные с математикой, так и тем, для кого математика не станет сферой непосредственной профессиональной деятельности.
Вместе с тем подходы к формированию содержания школьного математического образования претерпели существенные изменения, отвечающие требованиям сегодняшнего дня, а система математического образования должна стать более динамичной за счет вариативной составляющей на всем протяжении второй ступени общего образования.
Поэтому каждый раз, составляя проект очередного урока, мы задаем себе одни и те же вопросы:
Как организовать современный урок с точки зрения системно-деятельностного подхода?
Как сформулировать цели урока с позиций планируемых результатов образования?
Какой учебный материал отобрать и как его структурировать?
Какие методы и средства обучения выбрать?
Как обеспечить рациональное сочетание форм и методов обучения?[1,с.21]
Одним словом встает вопрос: « Как обучать?» Как же построить урок математики, чтобы реализовать требования новых Стандартов?
Понятно, что изменение Стандарта ведет за собой выбор таких образовательных технологий, которые, в свою очередь, будут работать на главное, которое в Стандарте определяется фразой «научить учиться».
К так называемым «новым» педтехнологиям относятся гуманистически ориентированные технологии обучения, предусматривающие учет и развитие индивидуальных особенностей обучающихся. Данные технологии отвечают требованиям Стандарта. Вашему вниманию представлена таблица 1, в которой систематизированы те педагогические технологии, которые рекомендованы к реализации в рамках деятельностного подхода, заложенного в ФГОС[3,с.25]:
Таблица 1.Педагогические технологии.
Группа технологий | Педагогические технологии СДП |
1. Педтехнологии на основе личностной ориентации педагогического процесса | Педагогика сотрудничества |
Технологии уровневой дифференциации |
2. Педтехнологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся | Игровая технология |
Проблемное обучение |
Технология критического мышления |
3. Педтехнологии развивающего обучения | Технология полного усвоения |
Технология развивающего обучения |
4. Педтехнологии на основе повышения эффективности управления и организации учебного процесса | Групповые технологии |
Педагогика сотрудничества |
При системно-деятельностном подходе в обучении математике выделяются следующие компоненты овладения знаниями:
- восприятие информации;
- анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации);
- запоминание (создание образа);
- самооценка.
Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.
Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности.
Урок постановки учебной задачи.
Урок решения учебной задачи.
Урок моделирования и преобразования модели.
Урок решения частных задач с применением открытого способа.
Урок контроля и оценки.
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
Уроки «открытия» нового знания.
Уроки рефлексии.
Уроки общеметодологической направленности.
Уроки развивающего контроля.
Урок «открытия» нового знания. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых.
Урок рефлексии. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднений и т. д.). Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т. д.
Урок общеметодологической направленности. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
Урок развивающего контроля. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции. Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:
- предъявление контролируемого варианта;
- сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;
- оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.
Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:
Написание учащимися варианта контрольной работы.
Сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы.
Оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.
Остановлюсь на структуре урока и особенностях некоторых его этапов. 1.Организационный момент.
Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. «Хочу, потому что могу».
• 1-2 минуты;
• У обучающихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
• включение детей в деятельность;
• выделение содержательной области.
Приёмы работы:
• учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);
• учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;
• девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);
• самопроверка домашнего задания по образцу.
Настраиваю детей на работу, проговаривая с ними план урока («потренируемся в решении примеров», «познакомимся с новым вычислительным приёмом», «напишем самостоятельную работу», «повторим решение составных задач» и т. п.)
2.Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
• актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);
• создание проблемной ситуации;
• выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.
Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.
3. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
• 4-5 мин;
Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.
4. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).
Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.
• 7-8 мин;
• Способы: диалог, групповая или парная работа:
• Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.
• организация самостоятельной исследовательской деятельности;
• выведение алгоритма.
Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами.
В завершение подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это возможно, используется приём перевода математических правил на язык образов.
5. Первичное закрепление.
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
• 4-5 минут;
• Способы: фронтальная работа, работа в парах;
• Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.
• выполнение заданий с проговариванием в громкой речи.
В процессе первичного закрепления примеры решаются с
комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
• 4-5 минут;
• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);
• Выполняется письменно;
• Методы: самоконтроль, самооценка.
При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.
При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
• 7-8 минут;
• Сначала предложить обучающимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;
• Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.
8. Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание обучающимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
• 2-3 минуты;
• Вопросы:
• Какую задачу ставили?
• Удалось решить поставленную задачу?
• Каким способом?
• Какие получили результаты?
• Что нужно сделать ещё?
• Где можно применить новые знания? В процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.
Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей обучающихся:
- готовность к разрешению проблем,
- технологическая компетентность,
- готовность к самообразованию,
- готовность к использованию информационных ресурсов,
- готовность к социальному взаимодействию,
- коммуникативная компетентность.
Сделать урок более эффективным в плане развития ключевых компетентностей учащихся может технология развития критического мышления. Она предлагает строить урок по схеме: вызов - реализация смысла – рефлексия, используя набор приемов и стратегий.
Я хочу показать, как я использую некоторые из этих приемов работы с текстом на уроках математики.

Рис.1. Методические приемы ТРКМ
Кластеры (автор - Гудлат) – выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде кластера, грозди. Слово “кластер” в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует в разные стороны стрелки-лучи, которые соединяют слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее (рис. 2).







Равные
Разные
Три
Острый
Тупой
Прямой
Рис.2. Кластер: треугольник.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. Например, этот прием может быть применен в стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным текстом в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.
Большой потенциал имеет этот прием и на стадии рефлексии: это исправления неверных предположений, заполнение на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками (гроздьями). Заданием может стать и укрупнение одной или нескольких “гроздей”, выделение новых. На стадии рефлексии работа с кластерами завершится.
Технология “критическое мышление” предлагает методический прием, известный как инсерт (I – interactive, N – noting, S – system, E – effective, R – reading, T – thinking (интерактивная системная разметка для эффективного чтения и размышления) авторов Вогана и Эстеса). Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учащихся надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.
1. Читая, ученик делает пометки в тексте:
V – уже знал,
+ - новое,
- - думал иначе,
? – не понял, есть вопросы.
2. Читая, второй раз, заполняет таблицу, систематизируя
материал.
Таблица 2.Прием «Инсерт»
V (уже знал) | + (узнал новое | - (думал иначе) | ? (есть вопросы) |
| | | |
Для учащихся наиболее приемлемым вариантом завершения данной работы с текстом является устное обсуждение или заполнение таблицы. Обычно школьники без труда отмечают, что известное им встретилось в прочитанном тексте, сообщают, что нового и неожиданного для себя они узнали. При этом важно, чтобы ученики прямо зачитывали текст, ссылались на него.
Пример, таблицы по теме: «Многоугольники»:
Таблица 3.Таблица «Многоугольники»
V (уже знал) | + (узнал новое | - (думал иначе) | ? (есть вопросы) |
| | | |
Технологический прием “Инсерт” и таблица “Инсерт” сделают зримыми процесс накопления информации, путь от “старого” знания к “новому”.
Прием составления маркировочной таблицы “ЗХУ” является вариацией вышеописанного метода “Инсерт”. Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы.
Стратегия работы с текстом Донны Огл
Цель: овладеть приёмом графической организации материала, научиться систематизировать, схематизировать материал, составляя таблицы Донны Огл.
Алгоритм работы.
1. Познакомиться с темой текста (анализ заглавия).
2. Вспомнить, что известно по этой теме, обменяться знаниям.
3. Зафиксировать основные заголовки таблицы:
Таблица 4.Прием «ЗХУ»
знаю | хочу узнать | узнал |
источники информации |
4. Занести уже имеющиеся знания по теме урока в часть таблицы «знаю», зафиксировав в последней графе источники информации (книги, фильмы, рассказы знакомых и прочее).
5. Ответить на вопрос: «Что бы вы хотели узнать до работы с текстом по данной теме?» Зафиксируйте сформулированные вопросы во второй графе таблицы.
6. Работа с источником информации (текст, слово учителя, сообщение подготовленного ученика, фильм и т.п.).
7. Ответы на вопросы, которые были поставлены до знакомства с текстом. Фиксирование полученных ответов в графе «узнал».
8. Если ответов на некоторые вопросы источник информации не предоставил, обсудить варианты их поиска (источники информации).
Таблица 5. «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
+ = - = | Как складывать дроби с разными знаменателями? Как вычитать дроби с разными знаменателями? Решение уравнений, задач, содержащих дроби с разными знаменателями | Понятия: наименьший общий знаменатель, дополнительные множители. Чтобы сложить, вычесть дроби с разными знаменателями, нужно привести их к общему знаменателю. Алгоритм +,- дробей с разными знаменателями. |
Таблица 6. «Площадь параллелограмма»
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Единицы измерения площади: мм², см², дм², м², км². Sквадрата = а·а=а² Sпрямоуг .= а·в | Формулы для вычисления площади треугольника, параллелограмма, трапеции, ромба. | Определение площади Свойства площади Док-во формулы: S=a∙b Sпараллелограмма S=a∙h Осталось узнать: Sтрапеции Sромба Потренироваться в применении формул в различных ситуациях. |
Прием “Маркировочная таблица” позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке. Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке один - два тезиса или положения.
Еще один прием - синквейн. Слово “синквейн” происходит от французского “пять”(СЭНК). Это стихотворение из пяти строк, где первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно существительным; вторая – описание темы в двух словах, как правило, прилагательными, третья – описание действия в рамках данной темы тремя словами, обычно глаголами, четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме, и пятая – одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное, философское обобщение, повторяющее суть темы. Синквейн – резюмирует информацию, излагает сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.
Использовать синквейны можно при изучении любой темы:
Прямые.
Пересекающиеся, параллельные.
Строим, переносим, совмещаем.
Нет ни начала, ни конца?!
Бесконечность!
Таким образом, эффективность процесса обучения зависит от умения правильно выбрать технологические приёмы, удачно комбинировать их, вмещать их в рамки уже знакомых традиционных форм урока. Технология критического мышления позволяет определить сферу комфортности для каждого. Учитель, его отношение к УП, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого ребёнка – это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не будут реализованы!
Список литературы:
1.Далингер В.А. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения и системно-деятельностный подход к обучению математике // Научный журнал «Фундаментальные исследования» .-М. 2012.-№6-С.19-26
2.Селевко Г.К.Энциклопедия образовательных технологий. Народное образование.- М.: 2006. Т.2 - 816с.
3.Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.-М.,2008-21с.