КГБОУ ШИ 2
Реализация системно-деятельностного подхода на уроках коррекционной направленности
Составитель: Соколова А.Д.
г. Хабаровск, 2016 г.
Системно-деятельностный подход
- Это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в MAX степени самостоятельной, познавательной деятельности обучающегося .
- В контексте этого подхода знания, умения и навыки рассматриваются как производные от целенаправленных учебных действий, так как они порождаются, применяются и сохраняются в процессе целенаправленной и осмысленной деятельности обучающихся.
Требования к коррекционному уроку, через которые реализуется СДП
К содержательному аспекту
К методологическому и технологическому аспекту
К коммуникативному и личностному аспекту
1
Требования к содержательному аспекту коррекционного урока
Требования к методологическому и технологическому аспекту коррекционного урока
Требования к коммуникативному и личностному аспекту коррекционного урока
Интегрированная структура коррекционного урока
Вариант 1
Тип урока «Открытие нового знания»
Вариант 2
1 этап
Тип урока «Развивающий контроль»
Мотивация к деятельности
2 этап
Совместная работа по теме урока
Актуализация знаний и навыков
3 этап
Упражнения на снижение зрительного утомления и физическая разминка
4 этап
Закрепление знаний и способов действий
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
5 этап
Рефлексия и обратная связь от учителя.
Интегрированная структура коррекционного урока
Вариант 1 – тип урока «Открытие нового знания»
1 этап: Мотивация к деятельности.
А) Организационный момент
- подготовка рабочего места,
- подготовка оптических средств,
- в случае необходимости проведение разминки, артикуляционной гимнастики, гимнастики для рук, работа с суджоком и др.
Б) Актуализация знаний, рефлексия прошлого занятия.
В) Совместное формулирование темы урока (на основании предварительной информации) либо озвучивание темы педагогом, вопросы на понимание темы.
Г) Постановка обучающимися целей (самостоятельно либо совместно с педагогом) урока.
Интегрированная структура коррекционного урока
2 этап: Совместная работа по теме урока.
А) Первичное усвоение новых знаний:
- Объяснение новых понятий и терминов.
- Знакомство с алгоритмом действий.
Б) Первичная проверка понимания:
- Пробное действие.
- Определение возникших затруднений и построение стратегий их решения (поиск ошибок и самостоятельное исправление).
3 этап: Упражнения на снижение зрительного утомления и физическая разминка.
Интегрированная структура коррекционного урока
4 этап: Закрепление знаний и способов действий.
А) Самостоятельное выполнение заданий (реализация стратегий решений затруднений).
Б) Самопроверка и самоконтроль.
5 этап: Рефлексия и обратная связь от учителя.
Интегрированная структура коррекционного урока
Вариант 2 – тип урока «Развивающий контроль»
1 этап: Мотивация к деятельности.
А) Организационный момент
- подготовка рабочего места,
- подготовка оптических средств,
- в случае необходимости проведение разминки, артикуляционной гимнастики, гимнастики для рук, работа с суджоком и др.
Б) Рефлексия прошлого занятия.
В) Совместное формулирование темы урока (на основании предварительной информации) либо озвучивание темы педагогом, вопросы на понимание темы.
Г) Постановка обучающимися целей (самостоятельно либо совместно с педагогом) урока.
Интегрированная структура коррекционного урока
2 этап: Актуализация знаний и навыков.
А) Установление правильности и осознанности усвоения учебного (коррекционно-развивающего) материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция:
- Актуализация знаний о понятиях и терминах. Коррекция неверных представлений в случае необходимости.
- Актуализация знаний об алгоритме действий. Коррекция неверных представлений в случае необходимости.
Б) Практическое задание по теме урока с целью выявления уровня сформированности навыка его выполнения. Коррекция неверных представлений в случае необходимости.
Интегрированная структура коррекционного урока
3 этап: Упражнения на снижение зрительного утомления и физическая разминка.
4 этап: Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
А) Самостоятельное выполнение заданий (фронтально либо индивидуально).
Б) Самопроверка и контроль.
5 этап: Рефлексия (подведение итогов занятия) и обратная связь от учителя.