СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация задач музыкального образования школьников в условиях внеурочной деятельности

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы по теме: "Реализация задач музыкального образования школьников в условиях внеурочной деятельности". Доклад был представлен на МО районного семинара 16 марта 2016 года. Материал будет полезен учителям музыки и педагогам дополнительного образования.

Просмотр содержимого документа
«Реализация задач музыкального образования школьников в условиях внеурочной деятельности»

Опыт работы на тему: «Реализация задач музыкального образования школьников в условиях внеурочной деятельности».

Моменты, когда учитель сумел вызвать окрылённость и неподдельный интерес учащихся к предмету, являются для него поистине самыми счастливыми. Из них и складывается радость педагогического труда. Благодаря такому общему подъему дети начинают смотреть на учителя открыто и влюблённо, ожидая, не подарит ли он им еще мгновения занимательности и увлеченности. Широкие возможности создания атмосферы творческого вдохновения, самостоятельной индивидуальной и коллективной практической деятельности учащихся открываются во внеурочной музыкальной работе.

Деятельность учителя музыки и детей во внеурочное время осуществляется на единых принципах и ведёт к главной цели музыкального образования - воспитанию музыкальной культуры детей как части всей духовной культуры. Все требования, предъявляемые к уроку музыки как уроку искусства, относятся и к неурочным формам: дух живого образного искусства, атмосфера сотрудничества, содружества, сопричастности, сотворчества - вот характерные черты занятий искусством.

Организация внеурочной музыкальной деятельности позволяет решить следующие задачи музыкального воспитания школьников:

- углубление теоретических знаний и развитие практических навыков учащихся, проявивших музыкальные способности;

- способствование возникновению интереса у большинства учеников, привлечение некоторых из них в ряды «любителей музыки»;

- организация досуга учащихся в свободное от учебы время.

Разнообразные формы внеурочных занятий предусматривают большие возможности в этом направлении: музыкальные гостиные, игры - путешествия, викторины, конкурсы, музыкально-литературные композиции, турниры, концерты, праздники. Участие школьников в различных внеклассных мероприятиях по различным предметам с музыкальным содержанием развивает не только их познавательные интересы, но и способствует расширению музыкального кругозора.

На сегодняшний день ведущее место в приобщения школьников к музыкальному искусству принадлежит кружковой и внеурочной деятельности. Хотелось бы поделиться своим опытом реализации задач музыкального образования учащихся на занятиях внеурочной деятельности.

«Веселая свирелька». Это занятия обучению игры на свирели. Основная цель этой внеурочной деятельности это приобщение детей к исполнению музыки – раскрыть перед детьми прекрасный и удивительный мир звуков. Приобщение детей к игре на этом инструменте благотворно влияет на воспитание, на формирование любви к прекрасному.

Занятия способствуют сплочению детей в коллективе, созданию обстановки доброжелательности, взаимопонимания и взаимопомощи среди детей. Ребята становятся увереннее в себе не только на занятиях, но и на уроках. В целом, все дети, занимающиеся игре на свирели стали гораздо чище интонировать, повышается мотивация к предмету, благодаря этим занятиям успешно реализуется важная культурологическая задача – развитие творческих способностей ребенка. Благодаря занятиям устанавливаются прочные отношения творческого сотрудничества между учителем и учениками. Возможности использования занятий свирелью на уроках очень велики. Ученики могут проиграть мелодии тех песен, которые разучиваются на уроке. Ребята смогут самостоятельно исполнить фрагменты тех музыкальных произведений, которые звучали на уроке, а значит “пропустив” через себя, смогут лучше прочувствовать музыку и глубже ее понять и запомнить.

Хоровая студия «Подсолнушки». На занятиях вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие учителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива. Каждый обучающийся пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном. Именно на занятиях внеурочной деятельности появляется время для того чтобы научиться правильно брать дыхание во время исполнения, научить детей распеваться, работать над дикцией, продумывать сценический образ, уделить больше внимания нотной грамотности.

В условиях коллективного исполнения у школьников развивается чувство коллективизма, доверия к партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении, как совместном действии, способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников.

При индивидуальном, сольном исполнении песни, усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Выступления раскрепощает обучающихся и усиливают их самооценку.

«Танцевальный калейдоскоп». Музыкальное воспитание где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями.

Учащиеся усваивают понятия "ритм", "счет", "размер" и понимают, что музыка состоит из тактов и музыкальных фраз, при этом дети должны учиться различать вступление и основную мелодию, вступать в танец с начала музыкальной фразы.

Данная внеурочная деятельность реализует следующие задачи:

  • развитие у детей коммуникативных умений через индивидуальную и коллективную физкультурно-оздоровительную деятельность;

  • развитие художественного и эстетического вкуса средствами музыкального творчества;

Как и в любой другой школе, в нашей есть замечательные традиции. Мне кажется, что приверженность к школьным традициям помогает ребятам почувствовать дух учебного заведения, ощутить себя командой, одним целым, семьёй. Школьные праздники являются одной из массовых форм работы. Их тематика самая разнообразная: « День знаний», «День Учителя», «Капустник», «День Матери», «День Победы» и т.д. Праздники доставляют учащимся радость, объединяют, вызывают общие чувства, переживания. А какой же праздник без песен? Выступление вокального ансамбля, а также сольное пение делают праздники эмоционально окрашенными, приобщают ребят к вокальному искусству. Пение и танец - одни из самых активных видов музыкально-практической деятельности учащихся, в которых успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, чувство ритма.

Взаимосвязь разных видов искусства создает благоприятные условия для большего проявления познавательного интереса учащихся, способствует формированию нравственных ценностей подрастающего поколения.

Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса, создает условия для его интенсификации. Именно внеурочная деятельность даёт опыт творческой деятельности, поскольку предоставляет возможность учащимся попробовать свои силы в разных её формах. Также она обладает значительными возможностями и для развития индивидуальных способностей, даёт простор детской изобретательности и фантазии.

Учебный процесс и внеурочная работа, построенные на принципах непрерывности и интеграции, в конечном итоге, решают одну из смежных задач современной педагогики - воспитание духовно богатой личности.