СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речевая готовность к обучению в школе

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Беспокоясь о подготовке в школе, родители чаще уделяют больше внимания обучению чтению, письму и счету, не сосредотачиваясь на психологической и речевой готовности. В этой статье речь пойдет о том, что включает в себя речевая готовность к обучению в школе.

Просмотр содержимого документа
«Речевая готовность к обучению в школе»

Российская Федерация

Министерство образования Хабаровского края

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные образовательные программы «Школа-интернат №6»





















Речевая готовность к школе



























Учитель-логопед: Белоус А.В.



Идем в школу

Еще вчера ваш ребенок рассказывал стихотворение на утреннике в детском саду, а уже завтра он будет стоять с портфелем и большим букетом на школьной линейке.

Но как определить готов ли ребенок к обучению в школе? Многие родители думают, что если ребенок умеет считать до 10, знает буквы и положительно отвечает на вопрос «Хочешь в школу?», то он готов к обучению по любой школьной программе.

Что такое речевая готовность к школе?

Учебная деятельность требует высокого уровня сформированности не только познавательных процессов (внимания, мышления, памяти), но и всех компонентов речи. Речь является не только средством общения, позволяющим воспринимать и усваивать учебный материал, но и выполняет регулятивную функцию, контролируя действия и поведение ребенка.

Что конкретно включает в себя речевая готовность:

  1. Произношение. Если ребенок неправильно произносит 1-2 звука, это необязательно скажется на его обучении, однако если в речи происходит замена одного звука другим (шапка – сапка), пропуск / перестановка звуков и слогов (велосипед – исипед; молоток – мотолок), это может отразиться на письме. Кроме того нечеткая дикция часто служит причиной насмешек со стороны других детей, что вызывает боязнь отвечать (выступать) на публике.

  2. Фонематические процессы. Для первоклассника важно умение различать звуки по звонкости-глухости (бочка – почка), твердости – мягкости (мел – мель), свистящие – шипящие (зуб – суп), слова, отличающиеся одним звуком. А также владение навыком анализа и синтеза звуко-слогового состава слова: умение определять заданный звук в слове, выделять первый и последний звук в словах, определять место звука, а также количество звуков и их последовательность в слове. Определять количество слогов в слове, уметь отбирать картинки с заданным количеством слогов.

  3. Словарный запас. К первому классу ребенок должен уметь обобщать и классифицировать предметы по группам: не только времена года, дни недели, овощи, фрукты, грибы, ягоды, одежду, обувь и т.д., но и головные уборы, материалы, посуду, транспорт, профессии, инструменты, комнатные растения, геометрические фигуры, школьные принадлежности, знать зимующих и перелетных птиц, названия детенышей домашних и диких животных.

  4. Грамматический строй считается сформированным, если ребенок умеет пользоваться различными способами словоизменения и словообразования (стол – столик, варенье из вишни вишневое); образовывает и использует в речи имена существительные в единственном и множественном числе (ухо - уши, лист - листья много карандашей, пней); согласовывает имена существительные с именами прилагательными (красная юбка, красное пальто); правильно употребляет в речи относительные и притяжательные прилагательные (лисий хвост, медвежье ухо, мамина сумка); умеет употреблять не только простые, но и сложные предлоги и т.д. (из-под стола, из-за дерева).

  5. Связная речь характеризует речь в целом и делится на диалогическую и монологическую. В семь лет ребенок должен уметь связно, последовательно, а также четко и точно формулировать основную мысль высказывания. Использовать языковые средства, соответствующие виду высказывания. Владеть навыком полного и краткого пересказа, составления описательного рассказа, рассказа по картине, по серии картин, из личного опыта. Владеть нормами речевого этикета: использовать принятые нормы вежливого речевого обращения (обращаться в соответствии с возрастом собеседника, внимательно его слушать, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно).


Если в карте ребенка стоит заключение «Общее недоразвитие речи» (ОНР), это говорит о несформировнности (частичной или полной) всех компонентов речи. Даже имея сохранный интеллект, желание учиться, умея читать и считать, такой ребенок будет испытывать затруднения в обучении. Сложность будут представлять устные предметы, требующие пересказа материала, ответы на вопрос с места или у доски (ребенок тянет руку, но не может сформулировать и дать ответ), заучивание правил. Есть большая вероятность появления дисграфии (нарушения письма).





Что делать, если есть проблемы.


Если до школы еще есть время, а у вас возникли сомнения, проконсультируйтесь со специалистом. Вовремя оказанная логопедическая помощь поможет избежать многих проблем, связанных с обучением.



Если же в школу идти уже в сентябре, а речевые проблемы устранены не были, подумайте о выборе программы обучения. Для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) существует адаптированная образовательная программа, которая разработана с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.