Семинар-Практикум для родителей «Речевая готовность ребёнка к школе» Подготовила : учитель-логопед МАДОУ № 8 Овечкина Оксана викторовна
Говоря о готовности ребёнка к школьному обучению, необходимо подчеркнуть важность уровня речевого развития ребенка, поскольку именно при помощи речи будет происходить усвоение всего курса школьной программы. Что же подразумевается под понятием «речевая готовность к школьному обучению»?
Параметры речевой готовности:
1. Формирование правильного произношения
У ребёнка к моменту поступления в школу должно быть чёткое и правильное произношение всех звуков.
Работа по коррекции звукопроизношения, т.е. по исправлению неправильно произносимых звуков, происходит поэтапно.
1.1. Проведение артикуляционной гимнастики
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
1.2. Постановка звука
1.3. Автоматизация звука
- автоматизация звука в изолированном положении;
- автоматизация звука в слогах;
- автоматизация звука в словах;
- автоматизация звука в предложениях, стихах, рассказах;
- автоматизация звука в самостоятельной речи (задача родителей поправлять ребенка, исправлять ошибки в речи)
2. Формирование фонематического восприятия
Фонематическое восприятие – это умение слышать и различать звуки речи.
Какие игры можно предложить для развития фонематического восприятия?
Игра «Покажи картинку».
Ребёнку предлагается правильно показать картинки, названия которых отличаются только одним звуком: коза-коса, горка-корка, бочка-почка, мышка-мишка, мыло-Мила, лук-люк и т.д .
Игра «Хлопни в ладоши».
Даётся задание «Хлопни, когда услышишь [ш]». Взрослый произносит ряд звуков: с, ш, х, ж, ф… Ребёнок слышит [ш] – хлопает, слышит другой звук - не хлопает.
Игра «Разложи».
Предлагается разложить картинки:
санки, самолёт, шуба, сумка, шапка, собака, машина, кошка, посуда, шары…
На две группы:
со звуком С со звуком Ш
санки шуба
самолёт шапка
сумка машина
собака кошка
посуда шары
Игра «Повтори».
- Воспроизведение (повторение) слогов:
па-ба, па–ба-па, ба-па-па, са-ша, ша-са-са…
2. Воспроизведение (повторение) слов:
полено-колено, мак-бак-так, будка-утка-дудка…
3. Готовность к языковому анализу и синтезу
1. Ребёнку дается представление о том:
- что такое «предложение», «слово», «слог», «звук»;
- что предложение состоит из слов, слово состоит из слогов, слог состоит из звуков.
2. Учимся:
-анализировать предложения (делить предложения на слова, определять количество и последовательность слов в предложении);
- делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.
Также важно знать:
-звуки делятся на гласные и согласные;
-согласные звуки бывают звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими.
Учимся:
-выделять заданные звуки среди других звуков;
-соотносить звуки с буквами;
-выделять на слух слова с заданным звуком;
-определять место звука в слове: в слове МАЛИНА звук [м] находится в начале слова, в слове КОМНАТА в середине слова, в слове ДОМ – в конце слова;
-определять последовательность звуков в слове: в слове МАК первый звук [м], второй – [а], третий – [к];
-cоставлять слова из звуков: [к], [и], [т] – КИТ .
4. Соответствие словарного запаса возрастной группе
На занятиях учимся:
- обобщать предметы по группам: овощи, фрукты, мебель, посуда, транспорт…;
- подбирать признаки к предмету (яблоко – сочное, красное, ароматное…);
- подбирать действия к предмету (снег – идёт, падает, кружится…);
- подбирать предмет к действию (идёт – снег, дождь, человек, время…);
- подбирать антонимы – слова с противоположным значением (высокий-низкий, пустой-полный, говорить-молчать…);
- подбирать синонимы – слова близкие по значению (смелый-храбрый; бежать-мчаться…).
5. Формирование связной речи
- умение вести беседу со сверстниками и взрослыми;
- отвечать на вопросы предложениями, а не одним словом;
- умение пересказывать рассказ, сохраняя его смысл.
Рекомендации родителям
- Общайтесь со своими детьми! Задавайте такие вопросы, на которые нельзя дать односложные ответы.
- Убираясь в квартире, попросите ребенка найти слова (названий предметов), где был бы какой-то определенный звук.
- Возвращаясь домой из детского сада, на прогулке, попросите, чтобы ребёнок назвал предметы, которые видит и составил с ними предложения с определенным количеством слов.
- В супермаркете можно использовать время покупок для плодотворной работы по развитию словаря и звукобуквенного анализа: найти на полках фрукты–овощи, продукты с определенным звуком и количеством слогов; устроить соревнование – кто больше найдет таких слов.
- Обязательно читайте вслух!
- Развивайте мелкую моторику: лепите, рисуйте, раскрашивайте, собирайте бусы…
И помните о том, что любые совместные игры и действия, даже самые простые, полезны для ребенка, поскольку они развивают не только речь, но и высшие психические функции: внимание, мышление, память, восприятие. Но и они принесут пользу только тогда, когда выполняются без принуждения, в игровой форме, с положительным эмоциональным настроем. Если вы действительно хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что ничего не делается по взмаху волшебной палочки, обязательно нужны терпение, время, положительный настрой.
Спасибо за внимание!