СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речевая готовность ребенка к школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации помогут родителям подготовить своих детей к успешному овладению родным языком.

Просмотр содержимого документа
«Речевая готовность ребенка к школе»

Семинар-Практикум  для родителей   «Речевая готовность  ребёнка к школе»   Подготовила :    учитель-логопед  МАДОУ  № 8   Овечкина Оксана викторовна

Семинар-Практикум для родителей «Речевая готовность ребёнка к школе» Подготовила : учитель-логопед МАДОУ № 8 Овечкина Оксана викторовна

 Говоря о готовности ребёнка к школьному обучению, необходимо подчеркнуть важность уровня речевого развития ребенка, поскольку именно при помощи речи будет происходить усвоение всего курса школьной программы.  Что же подразумевается под понятием «речевая готовность к школьному обучению»?

Говоря о готовности ребёнка к школьному обучению, необходимо подчеркнуть важность уровня речевого развития ребенка, поскольку именно при помощи речи будет происходить усвоение всего курса школьной программы. Что же подразумевается под понятием «речевая готовность к школьному обучению»?

Параметры речевой готовности:    1. Формирование правильного произношения  У ребёнка к моменту поступления в школу должно быть чёткое и правильное произношение всех звуков.  Работа по коррекции звукопроизношения, т.е. по исправлению неправильно произносимых звуков, происходит поэтапно.

Параметры речевой готовности:

1. Формирование правильного произношения

У ребёнка к моменту поступления в школу должно быть чёткое и правильное произношение всех звуков.

Работа по коррекции звукопроизношения, т.е. по исправлению неправильно произносимых звуков, происходит поэтапно.

1.1. Проведение артикуляционной гимнастики  Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.                                                                                          

1.1. Проведение артикуляционной гимнастики

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.                                    

                                                     

 1.2. Постановка звука  1.3. Автоматизация звука - автоматизация звука в изолированном положении; - автоматизация звука в слогах; - автоматизация звука в словах; - автоматизация звука в предложениях, стихах, рассказах; - автоматизация звука в самостоятельной речи (задача родителей поправлять ребенка, исправлять ошибки в речи)

1.2. Постановка звука

1.3. Автоматизация звука

- автоматизация звука в изолированном положении;

- автоматизация звука в слогах;

- автоматизация звука в словах;

- автоматизация звука в предложениях, стихах, рассказах;

- автоматизация звука в самостоятельной речи (задача родителей поправлять ребенка, исправлять ошибки в речи)

2. Формирование фонематического восприятия  Фонематическое восприятие – это умение слышать и различать звуки речи.

2. Формирование фонематического восприятия

Фонематическое восприятие – это умение слышать и различать звуки речи.

Какие игры можно предложить для развития фонематического восприятия? Игра «Покажи картинку».  Ребёнку предлагается правильно показать картинки, названия которых отличаются только одним звуком: коза-коса, горка-корка, бочка-почка, мышка-мишка, мыло-Мила, лук-люк и т.д . Игра «Хлопни в ладоши».  Даётся задание «Хлопни, когда услышишь [ш]». Взрослый произносит ряд звуков: с, ш, х, ж, ф… Ребёнок слышит [ш] – хлопает, слышит другой звук - не хлопает.

Какие игры можно предложить для развития фонематического восприятия?

Игра «Покажи картинку».

Ребёнку предлагается правильно показать картинки, названия которых отличаются только одним звуком: коза-коса, горка-корка, бочка-почка, мышка-мишка, мыло-Мила, лук-люк и т.д .

Игра «Хлопни в ладоши».

Даётся задание «Хлопни, когда услышишь [ш]». Взрослый произносит ряд звуков: с, ш, х, ж, ф… Ребёнок слышит [ш] – хлопает, слышит другой звук - не хлопает.

Игра «Разложи». Предлагается разложить картинки: санки, самолёт, шуба, сумка, шапка, собака, машина, кошка, посуда, шары… На две группы:  со звуком С  со звуком Ш  санки шуба  самолёт шапка  сумка машина  собака кошка  посуда шары

Игра «Разложи».

Предлагается разложить картинки:

санки, самолёт, шуба, сумка, шапка, собака, машина, кошка, посуда, шары…

На две группы:

со звуком С со звуком Ш

санки шуба

самолёт шапка

сумка машина

собака кошка

посуда шары

Игра «Повтори». Воспроизведение (повторение) слогов: па-ба, па–ба-па, ба-па-па, са-ша, ша-са-са…  2. Воспроизведение (повторение) слов: полено-колено, мак-бак-так, будка-утка-дудка…

Игра «Повтори».

  • Воспроизведение (повторение) слогов:

па-ба, па–ба-па, ба-па-па, са-ша, ша-са-са…

2. Воспроизведение (повторение) слов:

полено-колено, мак-бак-так, будка-утка-дудка…

   3. Готовность к языковому анализу и синтезу  1. Ребёнку дается представление о том: - что такое «предложение», «слово», «слог», «звук»; - что предложение состоит из слов, слово состоит из слогов, слог состоит из звуков. 2. Учимся: -анализировать предложения (делить предложения на слова, определять количество и последовательность слов в предложении); - делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.

3. Готовность к языковому анализу и синтезу

1. Ребёнку дается представление о том:

- что такое «предложение», «слово», «слог», «звук»;

- что предложение состоит из слов, слово состоит из слогов, слог состоит из звуков.

2. Учимся:

-анализировать предложения (делить предложения на слова, определять количество и последовательность слов в предложении);

- делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.

Также важно знать: -звуки делятся на гласные и согласные; -согласные звуки бывают звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими.  Учимся: -выделять заданные звуки среди других звуков; -соотносить звуки с буквами; -выделять на слух слова с заданным звуком; -определять место звука в слове: в слове МАЛИНА звук [м] находится в начале слова, в слове КОМНАТА в середине слова, в слове ДОМ – в конце слова; -определять последовательность звуков в слове: в слове МАК первый звук [м], второй – [а], третий – [к]; -cоставлять слова из звуков: [к], [и], [т] – КИТ .

Также важно знать:

-звуки делятся на гласные и согласные;

-согласные звуки бывают звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими.

Учимся:

-выделять заданные звуки среди других звуков;

-соотносить звуки с буквами;

-выделять на слух слова с заданным звуком;

-определять место звука в слове: в слове МАЛИНА звук [м] находится в начале слова, в слове КОМНАТА в середине слова, в слове ДОМ – в конце слова;

-определять последовательность звуков в слове: в слове МАК первый звук [м], второй – [а], третий – [к];

-cоставлять слова из звуков: [к], [и], [т] – КИТ .

    4. Соответствие словарного запаса возрастной группе На занятиях учимся: - обобщать предметы по группам: овощи, фрукты, мебель, посуда, транспорт…; - подбирать признаки к предмету (яблоко – сочное, красное, ароматное…); - подбирать действия к предмету (снег – идёт, падает, кружится…); подбирать предмет к действию (идёт – снег, дождь, человек, время…); - подбирать антонимы – слова с противоположным значением (высокий-низкий, пустой-полный, говорить-молчать…); - подбирать синонимы – слова близкие по значению (смелый-храбрый; бежать-мчаться…).

4. Соответствие словарного запаса возрастной группе

На занятиях учимся:

- обобщать предметы по группам: овощи, фрукты, мебель, посуда, транспорт…;

- подбирать признаки к предмету (яблоко – сочное, красное, ароматное…);

- подбирать действия к предмету (снег – идёт, падает, кружится…);

  • подбирать предмет к действию (идёт – снег, дождь, человек, время…);

- подбирать антонимы – слова с противоположным значением (высокий-низкий, пустой-полный, говорить-молчать…);

- подбирать синонимы – слова близкие по значению (смелый-храбрый; бежать-мчаться…).

 5. Формирование связной речи  - умение вести беседу со сверстниками и взрослыми; - отвечать на вопросы предложениями, а не одним словом; - умение пересказывать рассказ, сохраняя его смысл.

5. Формирование связной речи

- умение вести беседу со сверстниками и взрослыми;

- отвечать на вопросы предложениями, а не одним словом;

- умение пересказывать рассказ, сохраняя его смысл.

Рекомендации родителям Общайтесь со своими детьми! Задавайте такие вопросы, на которые нельзя дать односложные ответы. Убираясь в квартире, попросите ребенка найти слова (названий предметов), где был бы какой-то определенный звук. Возвращаясь домой из детского сада, на прогулке, попросите, чтобы ребёнок назвал предметы, которые видит и составил с ними предложения с определенным количеством слов. В супермаркете можно использовать время покупок для плодотворной работы по развитию словаря и звукобуквенного анализа: найти на полках фрукты–овощи, продукты с определенным звуком и количеством слогов; устроить соревнование – кто больше найдет таких слов. Обязательно читайте вслух! Развивайте мелкую моторику: лепите, рисуйте, раскрашивайте, собирайте бусы…

Рекомендации родителям

  • Общайтесь со своими детьми! Задавайте такие вопросы, на которые нельзя дать односложные ответы.
  • Убираясь в квартире, попросите ребенка найти слова (названий предметов), где был бы какой-то определенный звук.
  • Возвращаясь домой из детского сада, на прогулке, попросите, чтобы ребёнок назвал предметы, которые видит и составил с ними предложения с определенным количеством слов.
  • В супермаркете можно использовать время покупок для плодотворной работы по развитию словаря и звукобуквенного анализа: найти на полках фрукты–овощи, продукты с определенным звуком и количеством слогов; устроить соревнование – кто больше найдет таких слов.
  • Обязательно читайте вслух!
  • Развивайте мелкую моторику: лепите, рисуйте, раскрашивайте, собирайте бусы…

 И помните о том, что любые совместные игры и действия, даже самые простые, полезны для ребенка, поскольку они развивают не только речь, но и высшие психические функции: внимание, мышление, память, восприятие. Но и они принесут пользу только тогда, когда выполняются без принуждения, в игровой форме, с положительным эмоциональным настроем.   Если вы действительно хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что ничего не делается по взмаху волшебной палочки, обязательно нужны терпение, время, положительный настрой.

И помните о том, что любые совместные игры и действия, даже самые простые, полезны для ребенка, поскольку они развивают не только речь, но и высшие психические функции: внимание, мышление, память, восприятие. Но и они принесут пользу только тогда, когда выполняются без принуждения, в игровой форме, с положительным эмоциональным настроем.  Если вы действительно хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что ничего не делается по взмаху волшебной палочки, обязательно нужны терпение, время, положительный настрой.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!