РЕЧЕВОЙ ПРАЗДНИК «Масленица»
Речевой праздник «Масленица» планируется проводить в 1-ом классов на этапе автоматизации звуков.
Речевой материал: стихи, скороговорки, песни отрабатываются заранее, с привлечением родителей. Готовятся костюмы, традиционные национальные блюда. Обязательны шумовые музыкальные инструменты- ложки, дудки, бубны, трещотки.
Игры, конкурсы, веселые задания, а также речевой материал праздника направлен не только на коррекцию звукопроизношения, но и на качественное усвоение русского языка, на повышение речевой компетенции, на речевую мотивацию.
Цель: Познакомить учащихся с праздником «Масленица», традициями своего народа, историей славянских обрядов, развивать творческие способности каждого ребёнка, воспитывать любовь и уважение к традициям, семье.
Задачи: Развить речевые навыки, коррекция звукопроизношения.
Формировать навыки культуры выступления, преодолеть чувство стеснения.
Развить память, внимание, мышление.
Способствовать «успешности» учащихся через самореализацию в классном коллективе.
Оборудование: Костюмы для персонажей (весна).
Для конкурсов: ножницы, цветной картон, нитки, иголки, пуговицы, клубки, веревка для узелков, блины, пирожки, призы- на каждый конкурс.
Ход праздника.
Логопед: Здравствуйте, ребята дорогие, маленькие и большие!
Мы зовем к себе всех тех,
Кто любит веселье и смех.
Мы зиму провожаем, весну встречаем!
Масленицу широкую открываем, веселье начинаем!
Ученица:
Вот уж зимушка проходит,
Снег и холод прочь уводит,
Весну красную приводит.
Идёт матушка Весна,
Отворяйте ворота!
Ученик:
Загорись, моя лучина.
Улетай, зима-кручина.
Ветры, вьюги и бураны,
Вихри, бури, ураганы,
Хватит дуть что есть мочи,
Улетайте к ночи!
Логопед: А сейчас по старинному обычаю нужно Зиму проводить, Весну - красную встретить.
Мы по кругу все пойдём,
Дружно спляшем и споём.
Хоровод «Как на тоненький ледок»
(идут по кругу, поют и выполняют движения по тексту)
Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.
Соберёмся все в кружок,
Все потопаем, все потопаем.
Будем весело играть,
Будем ручки согревать,
Все похлопаем, все похлопаем.
Если холодно стоять,
Мы похлопаем опять
По коленочкам, по коленочкам.
Чтобы стало нам теплей,
Будем прыгать веселей,
Все попрыгаем, все попрыгаем.
Логопед: - Молодцы ребята, присаживайтесь пож на свои места.
Не пришла ли пора передать власть от зимы весне-красне. Она уже не за горами. Поможем же весне, поможем солнцу в срок прийти на землю. На доске зашифровано слово, отгадав ребус, мы узнаем, кто поможет нам зиму проводить да весну встретить.(-МАСЛЕНИЦА) .
Верно, масленица! (Открываем слово на доске.) А как вы думаете, что это такое – МАСЛЕНИЦА. (Ответы детей.) Многие из вас правы, сказав, что это праздник. Но что это за праздник и почему празднуется именно в это время, я предлагаю вам познакомиться.
заставка
История праздника
Этот праздник пришел к нам из глубины веков. С давних времен люди были уверены, что весна – начало новой жизни, а Солнце – существо, дающее жизнь всему живому. Призывая Солнце, люди пекли круглые лепешки золотистого цвета, а позже стали печь блины. Древние люди верили, что, съедая круглый, румяный блин, похожий на солнце, они съедают частичку его тепла и могущества и приближают весну. С давних времён МАСЛЕНИЦА – самый весёлый предвесенний праздник. Отмечается он в последнюю неделю перед Великим постом, который продолжается семь недель до Пасхи.
Масленицей называют чучело из соломы, наряженное в женскую одежду. Это чучело становилось главным героем всей масленой недели: вначале его величали, развлекали, чествовали, а в конце недели – сжигали на костре, прогоняя тем самым последние морозы и зиму. Масленица самый весёлый праздник, « блиноеда». Также Масленицу называют сырной неделей.
Вот и к нам Масленица пришла, на всю неделю радость принесла. (Показ соломенной куклы -МАСЛЕНИЦЫ).
Заставка
А давайте сейчас с вами попробуем сделать эту куклу.
Изготовление аппликации под музыку.
Логопед: Теперь у каждого из вас есть маленькая масленица.
А сколько дней в неделе? (Ответы детей). Правильно. Веселье продолжалось целую неделю. Каждый день этой масленичной недели имел своё название и значение.
Презентация.!!!!
Понедельник-встреча. Встречали гостей и Масленицу.
Второй день назывался заигрыши. В этот день начинаются самые весёлые игры.
Среда-лакомка. Готовили самые вкусные блюда и, конечно же блины.
Четверг назывался-разгуляй. В этот день катались на лошадях, санях.
В пятницу ходили к тёще на блины. День так и назывался- тёщины блины.
А вот в субботу навещали всех родственников. День назывался- золовкины посиделки.
Воскресенье был последний день. Завершение масленицы. И назывался он – прощённое воскресенье. В этот день было принято просить у всех своих близких прощение за огорчение и обиды.
Логопед: в старину самым лучшим способом себя показать, других посмотреть было исполнение частушек. Кто самый смелый и талантливый?
Ученик 1
Не смотрите на меня, -
Глазки поломаете.
Я не с вашего села,
Вы меня не знаете.
Ученик 2
Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться:
Тут народу очень много,
Можем растеряться.
Ученик 3
Напеки, кума, блинов,
Да чтоб были пышные.
Нынче Маслена неделя–
Можно съесть и лишнего.
Ученик 4
Я на Маслену готов
Скушать 50 блинов.
Закушу их сдобою,
Похудеть попробую.
Ученик 5
Пятый блин я слопала,
На мне юбка лопнула.
Пойду юбку зашивать,
Чтобы есть блины опять.
Ученик 6
Веселей играй, гармошка,
Масленица, не грусти!
Приходи, весна, скорее,
Зиму прочь от нас гони!
Ученик 7
Мы кончаем петь частушки
До другого вечера.
Вы сидите до утра,
Коли делать нечего.
Логопед: Ну молодцы ребята, давайте все похлопаем!
Логопед: Начинаем конкурсную программу. Разделимся на две команды.
Первый конкурс - «Ловкие руки». Кто быстрее нарисует и вырежет весенний цветочек?
Логопед:
Второй конкурс называется «Ниточка-иголочка».
Отгадайте загадку:
Железная рыбка ныряет
А хвост на волне оставляет.
( Иголка и нитка)
Проводится конкурс, кто быстрее пришьет пуговицу .
Логопед:
Третий конкурс – «Волшебный клубочек».
Надо перемотать клубочек. На конце ниточки найдете загадку, которую надо отгадать. Подводится итог.
Логопед:
Четвертый конкурс – «Узелок на память».
Нужно завязать на веревке десять узлов. Кто быстрее?
Подводится итог.
Пятый конкурс: «Золушка»
Ход игры: на столе тарелки с горохом и кукурузой. Задача игроков разобрать зерна. ( по 1 ученику из каждой команды.)
Наш последний конкурс - «Конкурс скороговорок». Предлагается прочитать четко и быстро заранее выученные пословицы. Кто знает больше пословиц?
Пословицы: «Без блина не Маслена»; «На горах покататься, в блинах поваляться»; «Не житье, а Масленица»; «Масленица-объедуха, деньгам приберуха»; «Хоть с себя все заложить, а Масленицу проводить»; «Не все коту Масленица, будет и Великий пост». Подводится итог.
Логопед: не устали еще веселиться? Может, дадим голове потрудиться? Прочитаю вам загадки, а вы готовьте мне отгадки.
• Стоял я посреди двора, где веселилась детвора, но от солнечных лучей превратился я в ручей. (Снеговик)
• Утром ранним не спеша надуваю красный шар, а как выпустят из рук — станет вдруг светло вокруг. (Солнце)
• Без рук, а на стекле рисует. (Мороз)
Викторина!!!!!!!!!!!
Логопед: А мы встречаем Масленицу песней про блины. Да и какая же это Масленица без блинов?
Исполняется песня «Блины»
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели.
Припев.
Ой, блины, блины, блины, блины,
Ой, блиночки мои
Моя старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Припев.
Напекла она поесть,
Сотен пять, наверно, есть.
Припев.
На поднос блины кладет
И сама к столу несет.
Припев.
Гости, будьте же здоровы,
Вот блины уже готовы.
Припев.
Логопед: Вот и солнце закатилось,
Торжество наше закрылось,
Приходите в гости к нам,
Рады мы всегда гостям!
За столы всех приглашаем,
Русским чаем угощаем!
Вам спасибо за внимание, за активное старанье, за веселье, шутки, смех. Приглашаем на блины, к самовару!