Речевые пробы
Серия 1. Исследование звукопроизношения
Максимально – 100 баллов
Исследование состояния звукопроизношения.
Инструкция: Послушай и повтори предложения.
Собака ест мясо. Звук С
Сима и Сеня весело смеялись. Звук СЬ
У Зои заболели зубы. Звук З
У Зины зимой зябнет нос. Звук Зь
Курица с цыплятами около колодца. Звук Ц
У Маши новая шуба и шапка. Звук Ш
Жук жужжит. Звук Ж
Щёткой чищу я щенка. Звук Щ
Девочки и мальчики скачут как мячики. Звук Ч
Лампа упала со стола. Звук Л
Лида и Лена гуляли на улице. Звук Ль
У Раи на руке рана. Звук Р
Рита с Риммой варят рис. Звук Рь
Яша ел сладкие яблоки. Ежик у елки наколол гриб на иголки. Юра играет в хоккей клюшкой. Звук j
Катя кладет кубики в коробку. Звук К
Гена играет на гармони. Звук Г
Тихон покупает духи для мамы. Звук Х
Дина будет доктором. Звуки Д-Дь
Кот с пушистым хвостиком тянет бантик. Звуки Т-Ть
Нарушения других звуков (если имеются)
Оценка результатов:
2,5 балла – правильное воспроизведение пробы.
2 балла – нестойкое употребление звука.
1,5 балла – неправильное воспроизведение предложения при сохранном изолированном звуке.
0 баллов – неверное воспроизведение пробы.
Исследование навыка дифференциации звуков во фразе.
Инструкция: Послушай и повтори предложения.
У Саши шесть стеклышек. Звуки С-Ш
У Зои желтый зонт. Звуки З-Ж
У кошки лежат ложки в лукошке. Звуки Ш-Ж
Соня отдала Зое зайку и сачок. Звуки С-З
У Сонечки семечки. Звуки Сь-Ч
Надо чинить выключатель. Звуки Ть-Ч
Часовщик чинит часы. Звуки Ч-Щ
Чайка отличается от цапли. Звуки Ч-Ц
Чебурашка пьет из чашки. Звуки Ч-Ш
Лисица сцапала курицу. Звуки С-Ц
У щуки усищи. Звуки Щ-Сь
Клава рвала спелые груши. Звуки Р-Л
Дети гостили в деревне. Там собака Линда сторожила дом. Звуки Д-Т; Дь-Ть
Катя на кухне. Звуки К-Х.
В столовой в буфете фарфоровая ваза. Звуки В-Ф.
У Кати Гагариной короткие косы. Звуки К-Г.
Тиме в окошко светит солнце. Звуки Ц-Ть.
У Миши Щукина хорошие товарищи. Звуки Ш-Щ.
Борин папа купил машину Победу. Звуки Б-П.
Нарушения других звуков
Оценка результатов:
2,5 балла – правильное воспроизведение пробы.
0 баллов – неверное воспроизведение пробы.
Серия 2. Исследование фонематического слуха
Исследование возможности воспроизведения слогов.
Инструкция: Послушай и повтори за мной слоги.
А. Б.
са-ша-са за-за-жа-за
ца-са-ца ча-ча-ща-ча
ба-па-па ка-га-га-ка
тя-ча-тя па-пя-па-пя
ра-ла-ра ря-ля-ря-ря
Оценка результатов:
2 балла – правильное и точное воспроизведение каждой пробы.
1 балл – самостоятельное выполнение пробы после повторного предъявления.
0 баллов – неверное воспроизведение пробы или отказ от выполнения.
Исследование возможности воспроизведения слов.
Инструкция: Послушай и повтори за мной слова.
Оценка результатов:
4 балла – правильное и точное воспроизведение каждой пробы.
2 балла – самостоятельное выполнение пробы после повторного предъявления.
0 баллов – неверное воспроизведение пробы или отказ от выполнения.
Исследование возможностей воспроизведения предложения.
Инструкция: Послушай и повтори предложения.
Мама расчесывает волосы перед зеркалом.
Регулировщик регулирует движение.
Водопроводчик чинит водопровод.
Чистильщик чистит обувь.
Оценка результатов:
5 баллов – правильное и точное воспроизведение каждой пробы.
2,5 балла – самостоятельное выполнение пробы после повторного предъявления.
0 баллов – неверное воспроизведение пробы или отказ от выполнения.
Исследование фонематических представлений.
Инструкция: Назови слова, которые начинаются со звука А, О, У, К, С. (всего 5 проб).
Оценка результатов:
4 балла – правильный и точный подбор слов на каждую пробу.
2 балла – выполнение пробы с помощью логопеда.
0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Исследование возможности фонематического анализа.
Инструкция: Назови в словах все звуки по порядку.
Мак
Кошка
Утка
Капуста
Кит
Оценка результатов:
4 балла - правильное и точное воспроизведение каждой пробы.
2 балла – выполнение пробы с помощью логопеда.
0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Серия3. Исследование слоговой структуры
Исследование возможности называния картинок.
Инструкция: Назови картинки.
Дерево
Мотоциклист
Аквариум
Скатерть
Милиционер
Оценка результатов:
5 баллов – правильное и точное выполнение каждой пробы.
2,5 балла – самостоятельное выполнение пробы после повторного предъявления.
0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Исследование возможности воспроизведения слов.
Инструкция: Повтори за мной слова.
Строительство Часовщик Сквозняк Аквариум Мотоциклист | Серпантин Репетиция Дерево Милиционер Скатерть |
Оценка результатов:
3,5 балла – правильное и точное воспроизведение каждой пробы.
2 балла – самостоятельное выполнение пробы после повторного предъявления.
0 баллов – неверное воспроизведение пробы или отказ от выполнения.
Исследование возможности воспроизведения предложений.
Инструкция: Послушай и повтори за мной предложения.
Мама рассказывает сыну сказку на ночь.
Ежик спит под ворохом листьев.
В аквариуме плавают рыбки.
Мальчик поставил велосипед под деревом.
Оценка результатов:
5 баллов – правильное и точное воспроизведение каждой пробы.
2,5 балла – самостоятельное выполнение пробы после повторного предъявления.
0 баллов – неверное воспроизведение пробы или отказ от выполнения.
Исследование навыка слогового анализа.
Максимально – 20 баллов.
Инструкция 1: Подели слова на слоги.
Кит
Виноград
Вишня
Смородина
Инструкция2: Подбери слова, состоящие из 1-го слога.
Инструкция 3: Подбери слова, состоящие из 2-х слогов.
Инструкция 4: Подбери слова, состоящие из 3-х слогов.
Оценка результатов:
5 баллов - правильное и точное воспроизведение каждой пробы.
2,5 балла – выполнение пробы с помощью логопеда.
0 баллов – неверное воспроизведение пробы или отказ от выполнения.
Серия 4. Исследование состояния словаря
Максимально 100 баллов.
Исследование состояния номинативного словаря.
Максимально – 50 баллов.
А. Предмет и его части.
Инструкция: Назови предмет и части, из которых он состоит.
Оценка результатов:
2 балла – правильное выполнение пробы.
1,5 балла – выполнение пробы с ошибками.
1 балл – название предмета и его частей присутствует лишь в импрессивной речи ребенка.
0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Б. Объяснение лексического значения слов
Инструкция: Объясни, что это?
Оценка результатов:
2,5 балла – правильное выполнение пробы.
0 баллов - неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
В. Обобщающие понятия
Инструкция 1: послушай и назови одним словом.
Яблока, груша, банан Береза, дуб, осина Самолет, такси, автобус | Олень, волк, барсук Ручка, ластик, тетрадь |
Оценка результатов:
2 балла - правильное выполнение пробы.
0 баллов - неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Инструкция 2: Назови предметы, относящиеся к:
Оценка результатов:
2 балла - правильное выполнение пробы.
0 баллов - неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Г. Подбор слов-предметов к словам-признакам
Инструкция: Про что могу сказать?
Увлекательное Морозный Холодное | |
Оценка результатов:
2 балла - правильное выполнение пробы.
0 баллов - неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Исследование предикативного словаря.
Максимально – 20 баллов.
Инструкция 1: Скажи, кто как голос падает?
Оценка результатов:
2 балла - правильное выполнение пробы.
0 баллов - неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Инструкция 2: Скажи, кто как передвигается?
Оценка результатов:
2 балла - правильное выполнение пробы.
0 баллов - неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Исследование словаря признаков.
Максимально – 10 баллов.
Инструкция: Подбери к словам-предметам слова-признаки (по 5-6 слов).
Осень (какая?) Вечер (какой?) | Друзья (какие?) Ведро (какое?) |
Оценка результатов:
2,5 балла – подбор не менее пяти слов-признаков.
1,5 балла – подбор не менее трех слов-признаков.
0,5 балла – подбор одного-двух слов-признаков.
0 баллов - неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Исследование словаря антонимов.
Максимально- 10 баллов.
Инструкция: Скажи наоборот.
День, весна, мороз
Большой, низкий, широкий
Сесть, говорить, ссориться
Расстегивать, входить, наливать
Темно, далеко, быстро
Оценка результатов:
2 балла – правильное и точное выполнение каждой из проб
1 балл – самостоятельное выполнение пробы с одной-двумя ошибками.
0 баллов- неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Исследование словаря синонимов.
Максимально – 10 баллов.
Инструкция: Как сказать по-другому?
Оценка результатов:
2,5 балла – правильное и точное выполнение каждой из проб.
1,5 балла – самостоятельное выполнение пробы с одной-двумя ошибками.
1 балл – выполнение с помощью логопеда.
0 баллов - неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Серия 5. Исследование грамматического строя речи
Максимально – 100 баллов
Исследование навыков словообразования.
Максимально – 50 баллов
А. Образование слов при помощи уменшительно-ласкательных суффиксов
Инструкция: Назови ласково.
Книга Ковер Гриб Скамейка | | Стул Хлеб Белка |
Оценка результатов:
1 балл – правильное и точное выполнение пробы.
0 балло – неверное выполнение или отказ от выполнения.
Б. Образование названий детенышей
Оценка результатов:
2 балла – правильное и точное выполнение пробы.
1 балл – выполнение пробы с помощью логопеда.
0 балло – неверное выполнение или отказ от выполнения.
В. Образование глаголов префиксальным способом
Инструкция: Рассмотри картинки и назови действия мальчика ( Г.А. Каше, серия VI, 109-112)
Оценка результатов:
2 балла – правильное и точное выполнение пробы.
1 балл – выполнение пробы с помощью логопеда.
0 баллов – неверное выполнение или отказ от выполнения.
Г. Образование относительных прилагательных
Скамейка из дерева Сумка из кожи Сок из моркови | Тетрадь из бумаги Шуба из меха |
Оценка результатов:
2 балла – правильное и точное выполнение пробы.
1 балл – выполнение пробы с помощью логопеда.
0 баллов – неверное выполнение или отказ от выполнения.
Д. Образование притяжательных прилагательных
Инструкция: У собаки хвост (голова, ухо) собачий (собачья, собачье), а у лисы - …
Оценка результатов:
2 балла – правильное и точное выполнение пробы.
1 балл – выполнение пробы с помощью логопеда.
0 баллов – неверное выполнение или отказ от выполнения.
Исследование навыков словоизменения.
Максимально – 50 баллов
А. Образование формы множественного числа имен существительных
Инструкция: Один – дом, а если их много, то это – дома.
Оценка результатов:
2 балла – правильное и точное выполнение пробы.
1 балл – выполнение пробы с помощью логопеда.
0 баллов – неверное выполнение или отказ от выполнения.
Б. Образование предложно-падежных форм
Инструкция: Ответь на вопросы по картинкам.
Куда идут девочки? (В магазин.) Где лежит лекарство? (На полке.)
Откуда выйдут девочки? Откуда возьмем лекарство?
Где висит пальто? (На вешалке.) Где стоит торт? (На столе.)
Откуда снимем пальто? Откуда возьмем торт?
Куда прячутся ребята? (За дерево.) Где сидит ученик? (За партой.)
Откуда выбегут ребята? Откуда встанет ученик?
Где сидит ежик? (В кустах.) Где находится крючок? (В воде.)
Откуда вылезет ежик? Откуда вынем крючок?
Где летает змей? (В небе.) Где сидит кот? (На крыше.)
Где находится волк? (Слева от дерева.) Где сидит заяц? (Около забора.)
Оценка результатов:
2 балла – правильное и точное выполнение пробы.
1 балл – выполнение пробы с помощью логопеда.
0 баллов – неверное выполнение или отказ от выполнения.
В. Образование падежных форм имен существительных
Инструкция: Ответь на вопросы.
Кого ты видел в зоопарке?
Чего много в лесу? Откуда осенью падают листья?
К кому ты любишь ходить в гости? Кому нужна удочка?
Чем ты смотришь? Чем слушаешь? За чем мы ходим в лес?
На чем катаются дети?
Оценка результатов:
2 балла – правильное и точное выполнение пробы.
1 балл – выполнение пробы с помощью логопеда.
0 баллов – неверное выполнение или отказ от выполнения.
Г. Согласование прилагательных с существительными
Инструкция: Договори слово.
Портрет краси…
Улыбка приветли….
Окно гряз…
Стаканчик бумаж…
Дни тепл…
Оценка результатов:
2 балла – правильное и точное выполнение пробы.
1 балл – выполнение пробы с помощью логопеда.
0 баллов – неверное выполнение или отказ от выполнения.
Д. Согласование существительных с числительными
Инструкция: Посчитай по два и по пять. Образец: два дома, пять домов.
Оценка результатов:
2 балла – правильное и точное выполнение пробы.
1 балл – выполнение пробы с помощью логопеда.
0 баллов – неверное выполнение или отказ от выполнения.
Серия 6. Исследование связной речи
Максимально – 100 баллов
Состаавление рассказа по серии сюжетных картинок «Снеговик и заяц» (4 картинки) или по другой серии из 3-4 картин. Максимально – 50 баллов.
Инструкция: Посмотри на эти картинки, расставаь их по порядку и составь рассказ.
Оценка проводится по трем критериям:
А. Критерий смысловой целостности:
20 баллов – рассказ соответсвует ситуации, имеет все смысловые звенья.
15 баллов – допускаются незначительные искажения ситуации, неправильное воспроизвение причинно-следственных связей, нет связующих элеменов.
5 баллов – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершен.
0 баллов – отсутствие описания ситуации.
Б. Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:
20 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств.
15 баллов – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, единичность поиска слов, неточности словоупотребления.
5 баллов – наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное поведение использование лексических средств.
0 баллов – рассказ не оформлен.
В. Критерий самостоятельности выполнения задания:
10 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ.
5 баллов – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно.
2,5 балла – раскладывание картинок с помощью логопеда и составление рассказа пл наводящим вопросам.
0 баллов – задание невозможно даже при наличии помощи.
Перессказ прослушанного рассказа.
Максимально – 50 баллов
Инструкция: Сейчас я прочитаю тебе небольшой рассказ. Послушай, запомни и перескажи его по памяти.
Горошины
По И.Н.Садовниковой
В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Одна дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.
Оценка проводится по тем же критериям, что и для рассказа по серии картинок:
А. Критерий смысловой целостности:
20 баллов – пересказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья.
15 баллов – допускаются незначительные искажения ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих элементов.
5 баллов – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершен.
0 баллов – отсутствие описания ситуации.
Б. Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:
20 баллов – пересказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств.
15 баллов – пересказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, единичность поиска слов, неточности словоупотребления.
5 баллов – наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное поведение использование лексических средств.
0 баллов – пересказ не оформлен.
В. Критерий самостоятельности выполнения задания:
10 баллов – самостоятельный пересказ после первого предъявления.
5 баллов – пересказ с минимальной помощью (1-2 вопроса) или после повторного прочтения.
2,5 балла – пересказ по наводящим вопросам.
0 баллов – задание невозможно даже при с помощью.