- Информационно-содержательные:
умение определить тему текста при его восприятии, умение воспроизводить текст с учетом его темы, отбирать материал на тему, составлять текст на тему, умение определять основную мысль текста, подчинять свое высказывание (в устной и письменной форме) основной мысли, умение озаглавливать текст, отражая в заголовке тему или основную мысль;
- Структурно-композиционные, обеспечивающие правильное построение текста:
связность и последовательность изложения, умение при восприятии текста разделить его на структурные части в зависимости от вида текста (повествование, описание, рассуждение), умение устанавливать в тексте связи между предложениями;
- Изобразительно-выразительные, обеспечивающие точность выражения мысли в соответствии с целями высказывания и типом речи:
умение при восприятии текста соотносить замысел автора (позицию автора) и изобразительные средства, которые он использовал (сравнения, эпитеты, метафоры), умения использовать изобразительно-выразительные средства в своих высказываниях, умение правильно употреблять грамматические формы слов, синонимы, антонимы;
- Умения, направленные на совершенствование текста (редактирование):
умения в соответствии с замечаниями учителя уточнять содержание текста, учитывая его тему; правильность передачи информации, объем каждой части и связь между ними, правильность построения предложений и связь между предложениями в тексте, точность употребления слов, правильность их написания.