СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реферат "Акцентуации характера подростков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реферат  по воспитательной работе "Акцкентуации характера  подростков"

Просмотр содержимого документа
«Реферат "Акцентуации характера подростков"»

Нижегородский государственный педагогический университет









РЕФЕРАТ

по дисциплине

«Теория и методика воспитания»

ТЕМА:

«Девиантное поведение подростков»





Выполнила : студентка III курса 5,5

ППФ по специальности ПиМНО

Пешехонова Людмила Борисовна

Проверила: Железнова Т. Я.





Н.Новгород

2010 г.



СОДЕРЖАНИЕ:



I . Введение.

II. Девиантное поведение.

2.1. Девиация и девиантное поведение.

2.2. Семь типов девиантного поведения.

2.3. Девиантное поведение несовершеннолетних.

2.4. Основные причины девиантного поведения



III. Заключение.

IV. Список используемой литературы.

V. Приложения.



























I. Введение.

Подростки… Сколько тревог и переживаний испытывают матери и педагоги, произнося это слово! Сколько книг написано о таинственной душе подростка, сколько диссертаций об отрочестве стоит на библиотечных полках!

В подростковом возрасте совершаются настолько глубокие изменения в духовной жизни человека, что многие из факторов его познания, умственного труда, поведения, эмоционального, эстетического и морального развития кажутся воспитателю непостижимыми и таинственными. Нередко даже опытные педагоги жалуются: трудно работать с подростками - что-то таинственное, непонятное происходит с ними.

Одной из центральных проблем в воспитательной работе является проблема профилактики правонарушений среди подростков.

Тяжёлое экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрение и несформированность нового, отсутствие знаний и умений жить в новых условиях - всё это привело общество к серьёзным трудностям и внутренним конфликтам.

Крайне тяжёлая обстановка сложилась в области детства! Ситуация детского неблагополучия настолько серьёзна, что встаёт вопрос о сохранении и развитии физического и духовного потенциала России, о сохранении генофонда нации.

Резко возросла подростковая преступность. Необходимо помнить, что число нигде не учащихся и не работающих подростков среди правонарушителей возросло на 40 %. Эти данные свидетельствуют о том, что молодёжь сегодня особенно нуждается в помощи наставников и воспитателей.





II. Девиантное поведение.

2.1. Что же такое девиация и девиантное поведение?

Девиация отклонение от нормы.

Девиантное (отклоняющееся) поведение – согласно толковому словарю, это тип, выходящий за пределы индивидуальных вариаций, считающихся «нормативными», допустимыми в культуре общества.

Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся.

Отклоняющееся поведение – устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся её социальной дезадаптацией.

Понятие «девиантные подростки» уже описано в достаточно строгой системе педагогических категорий и понятий, таких как «трудновоспитуемость», «педагогическая запущенность», «отклоняющееся развитие», а также в других областях знаний (социология, психология, медицина, криминология) – «дизгармония» развития, «средовая дезадаптация».

Девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали.

Девиантное поведение подразделяется на две большие категории.

Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопаталогии.





Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.

По определению В. Г. Степанова под девиантностью разумеют отклонения от принятых в обществе норм; социальное явление, выраженное в разных видах деятельности подростков, не соответствующих установленным или фактически сложившимся нормам в обществе.

Большое внимание уделяется отклонениям в поведении, вызванных социальными условиями с учётом биологических факторов (без признаков выраженной интеллектуальной недостаточности), затрудняющих адаптацию в социуме.

























2.2. Семь типов девиантного поведения.

Проблема девиантного поведения активно разрабатывается в последнее время и в России, и за рубежом. К. Короленко и Т. Донских описали семь типов нарушения поведения, каждый из которых при определённых ситуациях может привести подростка к катастрофе, а некоторые из них очень опасны для общества, представляют угрозу современной цивилизации.

Рассмотрим более подробно эти семь типов нарушения поведения:

Тип нарушения

поведения

Причина

Краткая характеристика

Форма проявления

Аддиктивное

(зависимое)

поведение


- стремление к

психологичес-

кому и

физическому комфорту;

неспособность использовать

свои внутренние ресурсы.

Уход от реальности

путём принятия некоторых веществ для изменения своего психического состояния или постоянной фиксации своего внимания на определённых предме-тах или видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций. В результате подросток привязывается к вещам, веществу, предмету деятельности, становится беспомощным, лишается воли к противодействию аддикции. Установление эмоциональной связи с неодушевлёнными предме-

тами. Установка в жизни – удовольствие любой ценой.

Аддикт для окружающих – предмет для манипуляции.

Для него становится серьёзной проблема одиночества, отчуждения от общества.

Доминирующее аддиктив-

ное поведение разрушает не только психику, но и биологические процессы, происходит социальная дезадаптация, быстрый переход от одной фазы к другой.

а)химическая зависимость:

- курение;

- алкоголизм;

- наркомания;

-таксикомания;

-лекарственная

зависимость.

б)гэмблинг (игровая зависимость):

-азартные

игры;

-компьютерная

аддикция.

в)сексуальные

аддикции:

- зоофилия;

- фетишизм;

-пигмалионизм;

-трансвестизм;

и т.д.

г)нарушения пищевого поведение:

- переедание;

- голодание;

-отказ от еды.

д)религиозное деструктивное поведение:

- погружение в

какие-либо

мысли;

-религиозный

фанатизм;

- вовлечённость

в секту.

е)другое:

- трудоголики

и т.д.

Асоциальное

поведение –

поведение, при котором человек

уклоняется

от выполнения морально-

нравственных

норм.

-отсутствие

эмоциональ-

ной привязан-

ности с роди-

телями;

-отсутствие

ответственно-

сти и чувства

долга;

-нежелание

работать;

-неправильное

воспитание в

семье.

Совершение действий, противоречащих этике и морали, безответственность

игнорирование законов и прав людей. Склонность к агрессии, жестокости, отсутствие угрызений совести за свои поступки. Быстро надоедают межличностные отношения

отсутствие интереса к человеку, не развито чувство сострадания, милосердия.

противоправ-

ные действия:

-кражи;

-грабежи;

-насилие над личностью и другое.


Суицидальное

поведение осознанные действия, направляемые представления-

ми о лишении

себя жизни.

-развитие сос-

тояния «анам-

ническая

дипрессия»;

-разрушение

ценностей

традиционной

культуры;

-отчуждение от родителей.






Выражается в повышенном риске совершить самоубий-

ство.

Неудовлетворённость жизнью, отсутствие самоуважения и цели, потеря надежды; отрыв от общества, самоизоляция.

-попытки

суицида;

-суицид.

Конформист-

ское поведение-

поведение, лишённое индивидуаль-

ности, ориенти-

рованное иск-

лючительно

на внешние авторитеты.

-нарушения в

семейном

воспитании;

-фанатические

идеологии в

обществе;

- тоталетаризм.

Отсутствие самобытности, оригинальности во всём; отсутствие своей точки зрения; некритичности лиц, обладающих властью.

Конформизм – форма искусственной жизни. Конформист избегает себя, не хочет знать правду о себе.

-раболепие,

чрезмерная

услужливость;

- пассивность

(«Я, как все»);

-поведение в

криминальных

подростковых

группах.

Фанатическое поведение-поведение, выступающее в форме слепой приверженности

какой-либо идее, взглядам.

-преступная демагогия лиц, обладающих способностью стимулировать и оживлять глубоко скры-

тые механиз-

мы психики и использовать их в своих целях;

-духовная пус-

тота;

-тоталитаризм в государстве.





Слепая приверженность какой – либо идее, нетерпимость к другим взглядам и точкам зрения. Слепое поклонение чему или кому-либо.

Инакомыслие – преступле-

ние. Всегда есть враг: «внешний» или «внутрен-

ний». Ненависть – главное эмоциональное свойство фанатиков.

- фашизм;

- религиозный

фанатизм…

и прочее

Нарциссическое поведение-поведение, управляемое чувством собственной грандиозности, обращением либидо на себя, а также повыше-

нной потребно-

стью в подтвер-

ждении своей значимости извне.

- нарушение в

семейном

воспитании;

- завышенная

самооценка.

Повышенная чувствитель-

ность к оценкам других людей; отсутствие сопере-

живания; постоянное преувеличение своих способностей, талантов, успехов.

Игнорирование критики. Успехи коллектива вызы-

вают переживания. Нарушены взаимоотноше-

ния с другими людьми. Окружают себя подхалима-

ми и конформистами или остаются в одиночестве.

- самолюбова-

ние и самовос-

хваление.

Аутическое поведение– поведение, проявляющееся в виде непосред-

ственной оттор-

женности от

людей и окружа-

ющей действи-

тельности, погружённости в мир собствен-

ных фантазий.

-психические

заболевания;

-особенности

внимания;

-наследствен-

ность.

Затруднения социальных контактов, оторванность от действительности,погруже-

ние в мир фантазий, собственных переживаний.

-самоизоляция

от людей.





















2.3. Девиантное поведение несовершеннолетних

Подростковый возраст представляет собой группу повышенного риска. Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции. Во-вторых, пограничность и неопределенность социального положения юношества. В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли.

Психологически подростковый возраст исключительно сложен и противоречив. Неслучайно уже с XX века он привлекает пристальное внимание исследователей. К настоящему времени психологами получен большой фактический материал о психологических особенностях подростков. Проведены исследования, посвященные потребностям, идеалам, интересам подростков, особенностям воли, нравственным представлениям, мотивам деятельности подростков, многообразию факторов, влияющих на их развитие. Но наиболее актуальными являются исследования характерологических особенностей подростков, которые проявляются в различных формах поведения. Данную проблематику разрабатывали: И.С. Кон, А.Е. Личко, К.Леонгардом, Д.Б. Эльконин, Н.Я. Иванов, Б.М. Слуцкин, А.М. Яковлев, В.А. Шаповал и др. Теоретический анализ работ показывает, что девиантное, или отклоняющееся, поведение - понятие социально-психологическое, так как обозначает отклонение от принятых в данном конкретно-историческом обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков и высказываний, совершаемых в рамках психического здоровья. Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопаталогии. Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые.






















2.4.Основные причины девиантного поведения

Существуют общие причины девиантного поведения для всех групп «риска»:

1. Социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; безработица, инфляция, коррупция и т.д.

2.Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и все покупается, торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, «продажной любви», взрыве насилия и правонарушениях.

3. Окружающая среда, которая нейтрально-благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей. Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования.

III. Заключение.

Профилактика девиантного поведения в молодёжной среде.

Среди основных причин девиантного поведения молодежи является неорганизованность ее досуга. Досуг молодых людей отличается на сегодняшний день большой сложностью, отражает существенные характеристики российского социума, наполняется различным, подчас весьма противоречивым, содержанием.
Современная ситуация в духовной сфере российского общества определена специалистами как ценностно-нормативный вакуум. Становление новой российской государственности и демократизация социума сопровождаются таким неизбежным явлением, как утрата нравственных ценностей. Молодежь, являясь объектом социализации, быстро и легко принимает те искаженные ценности, установки, способы поведения, которые характерны для общества переходного периода. Досуг современной молодежи резко отличается от того, каким он был у предыдущего поколения, их родителей. Это отличие выражается в формах проведения, а также его содержательности. В настоящее время сократилась доступность культурных ценностей. Тормозятся процессы разработки и реализации программ целевого использования учреждений культуры. Слабое финансирование учреждений культуры за счет бюджетных средств привело к резкому их сокращению (многие кинотеатры, например, отданы под офисы, склады, ночные бары). В 5-10 раз уменьшились возможности библиотек в пополнении своих фондов. Компьютерные клубы, ночные бары и дискотеки и многое другое послужили к утрате молодежью интереса к художественному и техническому творчеству, туризму, книгам. Досуг стал сугубо потребительский (просмотр видеофильмов, прослушивание кассет и компакт-дисков). Как показывают данные одного социологического исследования, значительная часть свободного времени отводится просмотру телепередач (18,8%); лишь незначительная доля молодых респондентов занимается в спортивных секциях (9,2%), чтением художественной литературы (3,1%), занятиями музыкой (1,2%), посещением театров, музеев, библиотек, выставок (0,2%), самообразованием (0,4%), посещением стадионов (0,2%); предпочитают встречаться с друзьями (9,8%). 58,8% «убивают» свободное время бесцельно, как могут и как придется. На вопрос «Мешает ли Вам что-нибудь проводить досуг так, как хочется, и если да, то что именно?» ответы распределились следующим образом: нес кем пойти (2,2%), не умею организовать свое время (7,6%), не хватает времени (15,4%), не испытываю проблем в организации досуга (20,8%), не хватает денег (28,2%), некуда пойти (21,2%). С другой стороны, существование огромного количества свободного времени (ранее оно заполнялось отправками в колхозы, стройотряды, различного рода партийными собраниями и сборами, кружками по интересам и мн.др., т.е. досуг молодежи был организован) заставляет молодых людей самим себе его организовывать. Социальная незадействованность провоцирует развитие антисоциального поведения. «От нечего делать» сегодня совершаются большинство хулиганских выходок; употребление алкогольных, наркотических и токсических средств. Таким образом, молодые люди, «принадлежащие сами себе», склонны к поведению, не согласующемуся с нормами и ценностями общества, в большей степени, чем включенные в общественные процессы, жизнь. Не нужда, потребность в предметах первой необходимости заставляют молодых людей вступить сегодня на путь криминала (автор настоящей работы, естественно, этого также не упускает из внимания). Вседозволенность, распущенность, наплевательский «пофигизм», желание позабавиться, «оторваться», продемонстрировать свою силу и мощь, «крутизну», зачастую проявляемые сами по себе – просто так, «от нечего делать», подкрепленные иждивенческой установкой к жизни, являются основными причинами небывалого роста правонарушений среди людей молодого возраста в России. Многие аналитики при этом ссылаются на то, что российская молодежь сегодня поставлена в такие трудные социальные условия и подобного рода поведение является вполне адекватной реакцией, однако это выглядит по большей мере лишь как ее оправдание.



















СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Ц. К. Короленко, Т. А. Донских «Семь путей к катастрофе»

Новосибирск. Наука. 1990 г.

  1. М.И. Буянов «Ребёнок из неблагополучной семьи»

Москва. Просвещение. 1988г.

  1. А. И. Кочетов, Н. Н. Верцинская «Работа с трудными детьми»

Москва. Просвещение. 1987г.

  1. А. Е. Личко «Психопатии и акцентуации характера у подростков».

  2. В. Г. Степанов «Психология трудных школьников»

  3. Ж. «Классное руководство» №1, 2000г.

  4. Справочник классного руководителя.