СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Из опыта работы по формированию информационной компетентности у учащихся на уроке географии и во внеурочной деятельности
18
Конкурс «Педагог года – 2015»
Автореферат
Формирование информационной компетентности у учащихся
в процессе обучения географии
Выполнила: учитель географии
Пономарева Ксения Радиковна
2015 г.Содержание
1.ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………….3
2. ОБЩИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ. ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ПЛАНИРОВАНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ………………………………………………..5
3. ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ…………………………………………………………11
3.1. Приёмы и методы работы с учащимися по формированию информационной компетентности на уроках географии……………………………………………………………13
3.2. Формирование информационной компетентности во внеурочной деятельности по географии…………………………………………………………………………………………..23
3.3. Результативность формирования информационной компетентности учащихся в процессе обучения географии……………………………………………………………………………….24
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………25
5. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………………26
6. ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………………28
ВВЕДЕНИЕ.
Кто владеет информацией, тот владеет миром.
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, огромным потоком информации, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Сейчас для общества оказались востребованными такие качества работников, как обучаемость, организованность, самостоятельность, коммуникативность, умение работать с информацией, саморегуляция и самоконтроль, ответственность, надежность, способность к планированию. Таким образом, перед современной школой стоит задача подготовить выпускника прежде всего готового к дальнейшему обучению и к самостоятельной деятельности. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью. Для успешного образования и в первую очередь самообразования, человек должен владеть целым рядом компетенций, ключевой среди которых можно считать информационную компетенцию.
Применительно к школьному образованию я отмечу высокую информативность курса географии. Он содержит много источников информации. На основе информации формируются все компоненты содержания школьного географического образования (знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, к деятельности). Поэтому необходимо формировать у учеников информационную компетентность. По стандартам 2004 года в основной школе нужно продолжать формировать умения и навыки, а по новым федеральным государственным образовательным стандартам - универсальные учебные действия при работе с информацией, а также читательскую и естественно научную грамотность учащихся. Это одна из задач дисциплин основной школы, и географии в том числе.
Так как формирование информационной компетентности у учащихся тема достаточно актуальна, я стала работать в этом направлении.
Объект: освоение программы учебной дисциплины «География».
Предмет: формирование информационной компетентности в процессе обучения географии.
Цель – изучить и определить наиболее оптимальные приемы формирования информационной компетентности учащихся в процессе обучения географии.
Задачи:
- изучить литературу,
- апробировать приемы работы, элементы технологий,
- провести мониторинг,
- провести анкетирование и наблюдение,
- проанализировать результаты,
- разработать рекомендации для дальнейшей работы.
Я предполагаю, что к концу 10 класса учащиеся научатся работать с различными источниками географический информации и представлять результаты своей работы в различных видах.
Впервые с этой темой я познакомилась на курсах ИПКиПРО г. Ижевска. Свой опыт работы по формированию общих компетенций в процессе изучения базовой дисциплины «География» представила преподаватель БОУ СПО УР «Удмуртский республиканский социально-педагогический колледж» г. Ижевска Охотникова Светлана Владимировна. Особенно меня заинтересовал ее опыт работы, связанный с поиском, обработкой и представлением информации, который можно использовать на уроках географии. С этого материала я начала свою работу. Также меня на эту работу натолкнуло то, что многие учащиеся практически не умеют работать с источниками географической информации. В начале своей работе я опиралась на готовые разработки преподавателя. При дальнейшем изучении темы начала подбирать и создавать свой материал по формированию информационной компетентности школьников. Свою работу я представила данном реферате.
2 . ОБЩИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
КАК ОБЪЕКТ ПЛАНИРОВАНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ.
Образование во все времена было направлено на развитие человека. Основная задача современного образования - научить учащегося самостоятельно работать, самому выстраивать систему своих знаний, исходя из собственных запросов, возможностей, устремлений, а также обеспечить освоение и воспроизводство им социального опыта. Компетентностный подход «выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения решать проблемы, возникающие в самых разных ситуациях. Результатом обучения, как отмечено в Стратегии модернизации образования, должна стать система ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах.
В науке до сих пор нет однозначного понимания термина «компетентность», «компетенции», хотя компетентностный подход широко распространен в системе образования. Словари и справочники предлагают разделять общую компетенцию (от англ. competence) и отдельные компетенции. Компетенция — это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. Совокупность компетенций: наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области называют компетентностью [5].
Компетентность - новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте. Компетентность – объективный результат освоения компетенций конкретной личностью [7, с. 49].
Четкое основание для иерархии ключевых компетенций предложено А.В. Хуторским. А.В. Хуторской выделил 7 ключевых компетенций [5]:
1. Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначения, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
2. Общекультурная компетенция. Круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.
3. Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности, добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемов действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
4. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов, носителей информации и информационных технологий формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
5. Коммуникативная компетенция. Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию, и др.
6. Социально-трудовая компетенция. Означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных взаимоотношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. В эту компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
7. Компетенция личностного самосовершенствования. Направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя экологическая культура.
Сегодня существует много различных мнений по вопросу классификации и выделения важнейших компетенций. Информационная компетентность не зависимо от авторов и способов классификации всегда выдвигается как одна из наиболее важных. При анализе исследований PISA было установлено, что российские учащиеся не умеют работать с информацией: сопоставлять разрозненные фрагменты, соотносить общее содержание с его конкретизацией, целенаправленно искать недостающую информацию, не владеют навыками целостного, творческого анализа, целеполагания, постановки гипотез [9, с. 8]. Следовательно, одна из задач современной школы – формирование информационной компетентности у учащихся.
Информационная компетентность – готовность к работе с информацией. Формируются умение самостоятельно: добывать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи, делать аргументированные выводы, использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности, представлять ее [7, с. 50].
Термин «информация» происходит от латинского information, что означает разъяснением, осведомление, изложение. Информация это отражение реального мира с помощью сведений (сообщений). Сообщение – это форма представления информации в виде речи, текста, изображения цифровых данных, графиков, таблиц и т.п [8]. Информацию можно рассматривать как связанные между собой сведения, данные, понятия, изменяющие наши представления о явлении или объекте окружающего мира, то есть:
Уметь осмысленно изучать материал любой дисциплины, выделяя в нем основное (базисное) и оставляя второстепенную информацию;
Проводить анализ, сравнение, классификацию, выявлять причинно-следственные связи и т.д.;
Формировать точное изложении мыслей, ответы на вопросы, публичные выступления;
Правильно приводить доказательства своих суждений;
Оформлять вывод, создавать план действий, проявлять самостоятельность.
С целью определения уровня сформированности информационной компетентности школьников разработаны примерные критерии [17, с. 115]. Данные приведены в таблице 1.
Таблица 1.
Критерии и показатели сформированности
информационной компетентности учащихся.
Уровни Критерии | Низкий | Средний | Высокий |
Показатели | |||
Мотивация к информа-ционной деятельности | положительная мотивация к информационной деятельности | сформированность системы ценностных ориентаций к информационной деятельности, адекватной общественно принятым ценностям к процессам информатизации | высокий уровень потребностной сферы к информационной деятельности, интересов, запросов, стремление к их удовлетворению |
Информа-ционные знания | поиск, хранение, обработка и передача информации; воспроизведение информации в соответствии с заданием – на основе элементарных представлений | поиск, хранение, обработка, передача информации, ее воспроизведение с элементами анализа – на основе знаний о принципах работы с информацией | поиск, хранение, обработка, передача информации, а также ее реконструирование – на основе системных знаний о методах работы с информацией |
Информа-ционные умения и навыки | обладает начальными умениями работы с информацией; частично сформированы навыки оформления реферативной работы и представление ее в сопровождении презентации | достаточно владеет умениями использования информации в пределах учебной и внеучебной деятельности; сформированы навыки оформления и создания различных видов работ и их презентация | в полной мере владеет умениями использования информации в пределах учебной и внеучебной деятельности; сформированы навыки оформления и создания различных видов работ с привлечением ранее полученных знаний и их презентация. |
Конкуренто-способность личности | стремление к самообразованию, самосовершенствованию и самореализации | проявление навыков самообразования, самосовершенствования и самореализации; готовность адаптироваться в меняющейся информационной среде | высокие проявления навыков самообразования, самосовершенствования и самореализации; готовность к непрерывному самообразованию |
Степень выраженности указанных показателей составил характеристику уровней (высокий, средний, низкий) сформированности информационной компетентности учащихся:
– низкий уровень – это уровень, для которого характерно проявление отдельных компонентов структуры информационной компетентности или их отдельных элементов. Его актуализация возможна в ограниченной информационной деятельности;
– средний уровень – это уровень, для которого характерно активное развитие у учащихся компонентов структуры информационной компетентности, возможностью его актуализации в продуктивной информационной деятельности;
– высокий уровень – это уровень, для которого характерно не только интенсивное развитие всех компонентов информационной компетентности, но и переход на уровень самообразования, самосовершенствования и самореализации, то есть развития некоторых черт конкурентоспособности [17, с. 116].
Для формирования информационной компетентности у учащихся используются различные методы. Методы формирования информационной компетенции могут быть сгруппированы с основными видами действий по работе с информацией [7, с. 50].
1. Поиск и сбор информации:
- задания на поиск информации в справочной литературе, Интернете путем опросов, работы с литературными первоисточниками, посещение музее, библиотек и т.д.
- задачи с недостатком информации (требуется определить, каких именно данных недостает и откуда их можно получить).
На данном этапе целесообразно давать учащимся задания, мотивирующие на поиск информации.
2. Извлечение и обработка информации:
- составление планов к тексту;
- подготовка вопросов к тексту;
- составление диаграмм, схем, графиков, таблиц и других форм наглядности к тексту;
- задания по обобщению материалов состоявшейся дискуссии, обсуждения.
Основание для извлечения информации – критерий, с помощью которого информация определяется как необходимая или избыточная для решения поставленной задачи. Первичная обработка представляет собой структурирование информации. Структурирование информации – это технология представления информации в виде, отражающем связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и др.). Связь между понятиями, частями, составляющими предметной области, которую необходимо изучить. Структурирование информации связано с изменением формы представления информации, не изменяя ее содержания. Упорядочение в определенном порядке, сортировка по определенным признакам использование, использование табличного или графического изложения – все это является структурированием информации. С данным видом обработки информации учащиеся сталкиваются на многих предметах. Структурированная информация позволяет представить теоретический материал в целом, просто, доступно. Такой материал легче усваивается, обеспечивает быстроту, адекватность восприятия изучаемого материала, что служит далее основой для получения новой информации и применение на практике. Представляется в виде таблиц, графических схем, схем причинно-следственных связей [8].
3. Передача информации:
- подготовка докладов, сообщений по теме;
- подготовка плакатов, презентаций к материалу;
- подготовка стендов, стенгазет, листовок, коллажей, программ и т.п.
- информационные учебные проекты (индивидуальные и групповые) с последующим публичным представлением результатов;
- учебно-исследовательская работа, предполагающая различные методы исследования, в том числе лабораторное наблюдение, эксперимент и др., использование математических методов для обработки полученных данных, а также грамотное представление полученных результатов в форме структурированного текста, оформление выводов и т.д. [7, с. 50].
Таким образом, работа с информацией – это не только поиск нужного материала и обработка, но также представление. Учащийся должен уметь и знать, как ее представить.
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
У УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ.
Предмет «География» в основной школе вводится в 6 классе (по ФГОС в 5 классе). Заканчивается учебный курс географии в 10 классе. Программа по географии по своему содержанию, структуре и методическому аппарату соответствует учебно-методическим комплексам так называемой «классической» линии, выпускаемым издательством «Дрофа». Учебное содержание курса географии в данной линии сконцентрировано по блокам с 5 по 7 класс – география планеты, с 8 по 9 класс – география России. В 10 классе изучается география мира.
В примерных образовательных программах, методических пособиях по географии отмечено, какие умения и навыки в области информационной компетентности в результате обучения географии должен освоить учащийся:
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
уметь работать с картой, планом местности, глобусом и извлекать из них информацию;
работать в соответствии с предложенным планом;
составлять описание объектов;
составлять простой план;
работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
составлять комплексное описание территории;
сравнивать, анализировать, использовать в повседневной жизни информацию из карт, учебников, статистических данных и др. [2, с. 7; 11, с. 13,19,28,36,48].
Чтобы освоить эти умения на уроках географии используются самые различные источники информации:
Традиционные: учебник, атлас и карта, план местности, глобус, результаты наблюдений и исследований на местности;
Дополнительные: хрестоматии, справочники, энциклопедии, средства массовой информации, статистические данные, анкетные данные;
Новые информационные: мультимедийные учебники, обучающие компьютерные средства, источники сети Интернет, видеоматериалы [6].
По результатам освоения стандартов 2004 года и новых ФГОС ООО выпускник школы должны уметь работать практически со всеми источниками географической информации. Работа с информацией выстроена в определенной структуре, последовательно от класса классу по нарастающей. Учащиеся постепенно от класса к классу овладевают навыками работы с географическими источниками информации. Данная структура приведена в таблице 2 [14, с. 3]. На этой основе возможно подобрать необходимые приемы и методы для формирования информационной компетентности у школьников.
Таблица 2.
Учебно-информационный умения и навыки.
5-6 | 7 | 8 | 9 |
Поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях. Работа с текстом и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск определений понятий, составление простого плана, поиск ответов на вопросы, cоставление вопросов к текстам. Качественно и количественно описывать объект | Классификация и организация информации. Работа с текстом и внетекстовыми компонентами: составление сложного плана, составление логической цепочки, составление по тексту таблицы, схемы. Создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) | Представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах. Работа с текстом и внетекстовыми компонентами: составление тезисного плана, выводов, перевод информации из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.), использование различных видов моделирования исходя из учебной задачи | Создание собственной информации и её представление в соответствии с учебными задачами. Работа с текстом и внетекстовыми компонентами: составление конспекта текста или тезисов выступления. Составление рецензии, аннотации |
Возможные виды работ | |||
Составление простого плана по прочитанному тексту учебника. Выбор из текста учебника опорных слов, которые передают основной содержательный смысл текста. Составление вопросов к тексту | Составление плана по тексту учебника. Составление Визитной карточки страны. Составление логической причинно-следственной цепочки.. Создание комиксов-манга для сравнения географ. положения и площадей территорий отдельных стран и России. Составление таблицы Климатические пояса материка | Составление на основе учебного текста логического опорного конспекта. Составление таблицы «Природные зоны России»
| Составление диаграмм- сравнений основных показателей экономического развития двух регионов с использованием статистических данных. Написание реферата на тему «Западно-Сибирский экономический район»
|
3.1. Приёмы и методы работы с учащимися по формированию информационной компетентности на уроках географии. На своих уроках я задействую практически все источники географической информации. Работу на уроке по формированию информационной компетентности учащихся организую с помощью различных приемов и технологий. Работу строю на основе приемов проблемного обучения, критического мышления, проектно-исследовательской деятельности.
Приемы работы структурирую по этапам:
1. Поиск информации.
2. Извлечение информации.
3. Обработка и представление информации.
В связи с этим возникают вопросы:
- Как организовать поиск информации?
- Где искать информацию?
- Каким образом извлечь и переработать информацию?
- Как представить информацию?
Организация поиска информации.
На этапе организации поиска информации я создаю правильную мотивацию, чтобы настроить учащихся на предстоящую работу по поиску информации.
На уроках чаще всего я использую следующие приемы организации поиска нужного материала:
- проблемная задача;
- отсутствие информации (пробелы);
- проблемный вопрос;
- противопоставление фактов;
- сделать проект по определенной теме.
Здесь оптимально использовать проблемные задачи или проблемные вопросы, которые я часто использую на своих уроках.
Проблемные вопросы могут быть готовые - заданные учителем, либо могут возникнуть в результаты выполнения какого-либо задания.
Пример №1.
Тема: «Формирование рельефа России внешними процессами». 8 класс.
На данный урок у меня подготовлен видеоматериал по теме «Выветривание» и рабочие карточки по работе с фильмом.
Учащимся предстоит посмотреть фильм «Выветривание». До начала просмотра им предстоит подумать, каково их представление о выветривании как экзогенном процессе, что за это процесс? Записывают информацию в тетрадь.
Далее учащиеся обсуждают в паре записанные ими предположения, делятся результатами обсуждения в классе.
Далее учащимся предстоит ответить письменно на задание 1, в котором указано 6 вопросов.
Рабочая карточка. Тема «Выветривание». Задание 1: Прочитайте вопросы. Запишите ответы на те вопросы, которые вы уже знаете.
Задание 2: Посмотрите фильм «Выветривание» Задание 3: Проверьте свои ответы. Допишите не достающую информацию. Задание 4: Объясните термин «Выветривание». Задание 5: Составьте кластер «Виды и причины выветривания» Задание 6: Какие виды выветривания характерны для территории России и почему? |
Следующим этапом работы будет просмотр фильма и сравнение результатов, записанных до просмотра, составление кластера.
Пример №2 (см. также приложение 1).
Фрагмент урока «Климат Южной Америки». 7 класс.
Начало изучения новой темя строится в виде диалога учителя и учащихся для постановки задачи исследования.
Учитель: В параграфе учебника прочитайте первое предложение. Что узнали?
Учащиеся: Южная Америка – самый влажный материк
Учитель: Сравните с климатом Африки и Австралии.
Учащиеся: Африка является самым жарким материком, Австралия – самым сухим материком, а Южная Америка – самым влажным материком.
Учитель читает следующее утверждение: Самое засушливое место в мире – пустыня Атакама на севере Чили и город Арика близ нее – материк Южная Америка. Здесь за год выпадает менее 50 мм влаги (Отрывок из книги «География. Я познаю мир»). Какой возникает вопрос?
Учащиеся: Почему на самом влажном материке находится самое сухое место. Почему так?
Таким образом, задано противопоставление фактов, которое мотивирует учащихся к поиску информации.
Пример №3.
Фрагмент урока «Высотная поясность России». 8 класс.
Проблемная задача: без источников информации собрать схему высотной поясности Уральских и Кавказских гор. Работа выполняется в парах. Учащимся раздаются карточки. В первый столбик они должны собрать карточки с названиями природных поясов Кавказа, во второй столбик - с названиями природных поясов Урала. Все карточки должны быть распределены снизу вверх в определенном порядке, так как сменяют друг друга природные пояса в горах. После выполнения задания проверяются ответы у учащихся, что получилось.
Горы Кавказ Горы Урал (Южный Урал)
Снег и льды | Гольцы |
Альпийский луга | Горная тундра |
Субальпийские луга | Горные луга |
Криволесье | Горно-хвойные леса |
Горно-хвойные леса | Горно-широколиственные леса |
Горно-широколиственные леса | Лесостепь |
Лесостепь |
|
Учитель задает учащимся вопрос: Какие вопросы у вас возникли?
Учащиеся: Почему наличие поясов разное? Почему природные пояса разные?
Далее на основе этих вопросов строится поиск информации.
Пример №4
Фрагмент урока «Европейский Север» 9 класс.
Проблемная задача.
На доске прикрепляется лист с обозначением координат городов субъектов Европейского Севера.
|
Учащимся предстоит предположить особенности экономико-географического положения данной территории. Эти предположения записываются на доске и в тетради учащихся. Далее учащиеся должны по карте определить, какие города обозначены географическими координатами, определить субъекты и назвать экономический район. Далее учащиеся будут выполнять задание по определению экономико-географического положения Европейского Севера и сравнивать свои ответы с предположениями. Данный прием также мотивирует к поиску информации.
На этапе начала поиска информации у учащихся может возникнуть вопрос: Где искать информацию? Можно предложить учащимся в качестве ответа на искомый вопрос предложить различные источники в виде дополнительной литературы, карт атласа с указанием страниц, где можно найти информацию по изучаемой теме. Также можно пользоваться Интернет-ресурсами.
Извлечение и обработка информации.
На данном этапе работы с информацией я часто использую такие приемы как заполнение таблиц, работа по типовому плану описания. Если учащиеся хорошо научились работать с типовыми планами, с таблицами, то работы получаются очень хорошими, информационно насыщенными. Самый эффективный способ табличный, так как представляет информацию в более структурированном и систематизированном виде. Но минус в том, что частое использование таблиц и типовым планов быстро надоедает школьникам. Я стараюсь разнообразить формы структурирования информации и предлагаю учащимся приемы на творческое применение знаний: найти информацию и заполнить пробелы в текстах, ответить на вопросы и составить рассказ по найденным ответам в определенной последовательности, составить из карточек таблицу, составить кластер и др.
Пример №1.
Тема «Географическое положение и история исследования Австралии». 7 класс.
Учащимся предстоит поработать с темой «Географическое открытие и исследование Австралии». Ребятам раздаются рабочие карточки с вопросами, предлагается литература (учебник, энциклопедии), в которой они могут найти ответы на заданные вопросы. После проделанной работы учащиеся составляют по ответам рассказ в хронологическом порядке, так как хронология событий в ответах нарушена.
Рабочая карточка «Географическое открытие и исследование Австралии».
|
Чтобы разнообразить уроки я применяю видеоматериалы. Видеосюжет как носитель информации содержит в себе много как информации, так и наглядности. То есть учащимся предоставляется возможность посмотреть какой-то процесс, который в обычной жизни они не смогут увидеть, так как он действует в течение долгого времени, либо то, что происходит внутри Земли, либо какое-то место.
Пример №2
В 8 и 9 классе я применяю работу с видеоэнциклопедиями. Главная задача работы – извлечь необходимую информацию из видеоэнциклопедии. В 8 классе учащиеся работают с видеоэнциклопедией «Алтай», в 9 классе – «Татарстан». На этапе формирования мотивации учащимся предлагается поработать в новой ситуации. Раздаются карточки, на которых написаны вопросы.
Работа с видеоэнциклопедией Тема : Алтай. | Работа с видеоэнциклопедией Тема : Татарстан |
|
|
Учащиеся в начале работы письменно в тетрадях пробуют ответить на эти вопросы. Возможно какую-то информацию о территории учащиеся уже знают. Кроме этого школьники будут знать, какую именно информацию им надо будет запомнить и записать. После проделанной работы учащиеся в парах обсуждают, что они записали, дополняют ответы друг друга. Далее просматривают видеоэнциклопедию. После того, как учащиеся посмотрели фильм снова работают с вопросами, сравнивают со своими предположения и дописывают ответы. Также по итогу урока учащиеся составляют кластер «Татарстан – это», «Алтай – это». Учащимся нравится такая форма работы, так как практически все дети успешно справляются с ней.
Мне также важно научить учащихся извлекать информацию из карт атласа. В картах содержится до 80% географической информации. И школьник должен уметь ее извлекать. Оптимальнее всего научить это делать через практическую деятельность.
Пример №3.
Тема «Этнический и национальный состав населения России». 9 класс.
По этой теме я использую работу по группам. Учащиеся делятся на 2 группы. Группам предстоить проработать карточки-задания по заданной теме при помощи атласа. Работа выполняется письменно в тетради. Предварительно ответы учащиеся находят в картах и обсуждают в группах. Причем в данной работе используется не только карты за 9 класс, но за 8 класс. Так формируется умение не только находить нужную информацию, но и сопоставлять физическую карту России с картой населения России, сопоставлять в них географическую информацию. (карточки составлены на основе пособия «Поурочные разработки. География 9 класс. Автор: Е.А. Жижина).
Задание 1. Подпишите столицы и титульный народ республик
| Задание 2. К какой языковой группе языковой семье относят:
|
Задание 3. Составить схему Народ - основной район проживания – природные условия
| Задание 4. Какие народы проживают на территории физико-географического района? (не более 3-х примеров)
|
Также учащиеся должны уметь извлекать информацию из статистических данных, графиков, диаграмм.
Пример №4.
Практическая работа по климатограммам. 7 класс.
Задание №1: Изучить элементы климата: - месяцы - температура - годовой ход температуры - количество осадков - годовое количсетво осадков Задание №2: Выбрать климатограмму для работы. Задание №3: Определить тип климата по климатическим характеристикам:
Задание №4: Определите воздушные массы и размещение данного типа климата:
|
Такие практические работы направлены не только на умение извлекать информацию из климатограмм, но и сопоставлять информацию климатограмм с информацией климатической карты.
Представление информации.
Представление информации – это конечный продукт работы с информацией по определенной проблеме и теме, позволяет наглядно увидеть результат работы. Чаще всего на уроке географии учащиеся представляют результат своей работы ввиде таблиц, графических схем, графиков, картосхем. Таким образом учащиеся могут представить результат своей проделанной работы в течение урока. Также учащиеся представляют результат ввиде проектов, миниисследований, докладов, коллажей. Это уже более емкая работа и выполняться она может в течение нескольких уроков.
Проекты.
На моих уроках учащиеся чаще всего делают проекты по странам мира. И это в основном 7 и 10 класс, где включен страноведческий компонент. Стран очень много. Обзор по всем странам мира сделать за 2-3 урока не возможно. Выручают проекты. В каждый проект я закладываю определенную задачу. Так в этом году учащиеся 7 класса должны представить 3 проекта по странам мира: 1 страна Африки, 1 страна Южной Америки и 1 страна Евразии с определенной задачей.
Проект по 1 стране Африки по объему небольшой и может быть выполнен в течение одного урока. Здесь главная задача – научить школьников работать с политической картой мира, политической картой Африки. Здесь учащимся предстоить извлечь максимум информации из данных карт:
- пересекается ли экватором, тропиками, полярными кругами, нулевым и 180 меридианом;
- на каком материке находится, в какой части света;
- назвать столицу государства;
- назвать соседей;
- определить сухопутное или приморское государство;
- определить материковое, полуостровное, островное государство или государство-архипелаг;
- определить, есть ли территории, принадлежащие этой страны за пределами ее границ.
Также в этом проекте учащиеся должны научится представлять краткую характеристику страны: площадь и численность населения, столицу, денежную единицу, официальный язык. Для этого учащиеся используют энциклопедию «Страны мира».
Далее учащиеся после поиска и обработки информации оформляют проект на одном листе. В проекте используют не только найденый текстовой материал, но также фотографии, рисунки и карты, что делает проект более наглядным.
Во втором проекте 7 класса учащимся нужно подготовить проект по 1 стране Южной Америки. На этом проекте я задачу расширяю. Учащимся в течение двух уроков нужно не только поработать с политической картой и дать краткую характеристику страны, но и расказать в своем проекте о природных условиях этого государства. На этом проекте количество источников географической информации увеличивается. Учащимся предстоит использовать карты атласа, энциклопедии «Страны мира», энциклопедии о природе государств. Этот проект по объему и наглядности гораздо больше. К фотографиям природы и картам ребята добавляют также фотографии и рисунки флагов и гербов страны. Это облегчает восприятие информации.
При изучении темы «Страны Евразии» также задаю учащимся подготовить проект. Здесь задачи проекта становятся шире. Учащимся предстоить полность представить страну. Чтобы учащиеся не путались в большом количестве информации, я даю опредленный план работы для поиска. Этот план работы учащиеся включают содержание проекта:
Представить общие сведения.
Определить географическое положение государства.
Природа и природные ресурсы.
Краткая характеристика населения, занятия, культура и обычаи
Небольшой рассказ о достопримечательностях (1-2).
В этом проекте количество источников расширяется. Учащимсяприходится использовать карты, энциклопедии, интернет, печатные периодические издания. Соотвественно и объем проекта увеличивается.
По плану в 7 классе на изучение стран Евразии отводится 6 часов. По времени учащиеся справляются за 3 урока с таким проектом. На 4 уроке они представляют проект. В течение урока все учащиеся успевают представить свои проекты (в зависимости сколько учащихся в классе, в среднем это 7 человек). Таким образом, проект – это еще и экономия времени. Это время можно посвятить отработке навыков работы с географической номенклатурой и контурными картами.
Проекты использую в 10 классе. Даю учащимся в течение года один обязательный проект – представить полную характеристику 1 страны Латинской Америки. Здесь учащимся приходится использовать максимум географических источников, так как нужно представить информацию достаточно в большом объеме. Если в 7 классе учащимся предстоить представить больше информации о природе страны, то в 10 классе в более полном объеме должны быть представлен разделы: экономико-географическое положение, население, хозяйство, внешние экономические связи. Также ценится умение работать с политической и экономической картой, использование информации из этих карт в проекте.
Также проекты использую в 9 классе. В разделе «Население России» по теме «Городское и сельское население» выполняем проект по проблеме «Урбанизация – зло или благо». Класс делится на две группы. Одна группа готовит проект с доказательствами «Урбанизация – зло», другая группа «Урбанизация – благо». Учащимся даются конверты с необходимым материалом: статьи из журналов, распечатанные фотографии, бумага, клей, ножницы, фломастеры. За 10 минут до конца урока работу учащиеся заканчивают и представляют свои результаты работы по теме. Оценка ставится за то насколько убедительно прозвучала информация, насколько учащиеся продуктивно работали в группе, как оформили проект.
Еще одна форма проекта – это представление темы урока ввиде кластер-классификации. Такую форму я применяю в 8 классе. Учащимся была дана задача по теме «Озера России» составить кластер – классификация озер России. По источникам географической информации нужно раскласифицировать озера России. Учащиеся объединяются в группы. Далее работают по инструктивной карточке.
«Озера России». Инструктивная карточка. Задание
|
В конце урока учащиеся представляют своей проект по озерам России. Главное условие - проекты групп должны полностью информационно совпадать.
Коллажи.
В этом году на уроках в 10 классе я апробировала новую форму представления информации – коллаж. Особенно это актуально стало при изучении темы «Отрасли мирового хозяйства». Ребятам предстояло выполнить задание: сделать коллаж по определенной теме, подобрать информацию 2-3 предложения и рисунок или фотографии к ним.
Например, по отрасли машиностроение учащимся в парах нужно было сделать коллаж. Учащиеся представляли интересные коллажи на темы: «Автомобильные марки», «Мировые бренды бытовой и офисной техники» и их расшифровку. По химической промышленности представили коллажи на темы: «Бытовая химия», «Крупнейшие производители лекарств». По легкой промышленности представили коллаж по мировым брендам производителей одежды, обуви. Уроки с использованием коллажей проходят интересно, содержательно, такие коллажи дополняют теоретический материл, наглядно представляют иннформацию.
Опорный конспекты.
В своей работе я также использую опорные конспекты. Опорные конспекты (ОК) также помогают структурировать материал. Преимущества конспекта в том, что за минимальное время учащиеся перерабатывают и структурируют большое количество материала. Ввиду ограниченного времени изучения некоторых тем также целесообразно использовать ОК. Такие конспекты я применяю на уроках в 6 классе. Учебник рассчитан на 2 часа, программа по стандартам 2004 года сокращена до 1 часа. Упустить ничего нельзя. В этом случае ОК хороший выход. Такие конспекты также можно задавать в качестве домашних заданий. Они не перегружают учащихся и выполняются в минимальное количество времени. Конспекты состаляются с учетом информации данной в параграфе учебника и картах атласа. Реже привлекаются дополнительные источники.
Так я, например, использую ОК в 6 классе по темам «Ледники», «Атмосфера. Состав Атмосферы» (см. приложение 2). Учащиеся владеют навыками хорошего чтения и понимания текста. Работа выполняется в течение 15-20 минут. Таким образом изучена вся тема. Структурирован и усвоен весь материал темы. Остается много времени на тренировку по карте, работе с терминами, закрепление материала. В ОК включаются разные задания: дополнить предложения, найти и объяснить термин, заполнить сравнительную таблицу, решить задачу и другие задания, а также задания на рефлексию. ОК можно предложить проработать как индивидуально, так и в парах и группах.
3.2. Формирование информационной компетентности во внеурочной деятельности по географии.
Также работы по формированию информационной компетентности у учащихся я продолжаю и во внеурочной деятельности. Основная внеурочная работа, организованная на поиск и представление информации это исследовательские работы. Работая над темой исследования, учащимся много приходится работать с информацией. Пользуются они также самыми различными источниками информации – это карты, дополнительная литература, интернет, учебники, словари, энциклопедии, материалы СМИ, работа с информантами, анкетирование и др.
Так при написании работы «Деревня Атабаево и село Данилово – потенциал для экотуризма» в 2013 году ученица 11 класса Левченко Наталья использовала все эти источники. Но самым интересным по ее мнению был источник – журнал «Домашний очаг», где на первый взгляд географической информации нет. В журнале были статьи посвященные экотуризму, насколько актуален экотуризм в настоящее время. Эти статьи послужили мотивацией к исследованию. При написании работы по теме «Топонимы деревни Атабаево и села Данилово» Наталье пришлось много работать с информантами, так как достоверной информации по происхождению названий объектов в литературе и интернете по данной местности нет.
Также работу с информацией применяю при проведении географических недель и декад. Часто включаю в мероприятия декад заочные викторины, игры, которые способсвуют поиску информации. В этом учебном году я целенаправленно спланировала декаду так, чтобы участники географических игр поработали с литературой, в оформлении был представлен список литературы, необходимой для ответов на задания.
В 5-6 классах была проведена игра «По следам Магеллана». Учащиеся предварительно должны были прочитать все о первом кругосветном путешествии Фернана Магеллана. В 7-11 классах была проведена игра «Кругосветное путешествие». Учащиеся также должны были прочитать о географических открытиях и исследованиях. Задания игр были построены так, чтобы без знаний участникам было трудно ответить на вопросы. Параллельно с географическими играми проходила и заочная викторина «Первооткрыватели. Путешественники. Исследователи». Задача викторины состояла в том, что участники должны были определить, кто изображен на почтовой марке и предоставить ответы. Без дополнительной литературы и интернета участникам найти ответы было не возможно. По опросу среди участников игр все мероприятия декады понравились, так как в ходе подготовки и проведения мероприятий они очень много узнали и много поработали с литературой.
3.3. Результативность формирования информационной компетентности учащихся в процессе обучения географии.
Результаты своей работы я пока подвести не могу, так как работу по представленной теме начала недавно. Но следует отметить, что качество географического образования держится стабильно из года в год - более 80%. Некоторую динамику в качестве тоже можно представить по классам. Так, например, в 7 классе качество за прошлый год этого класса было на уровне 57%, качество за 3 четверть этого учебного года составила 86%. Второй год стабильно качество в 10 классе – 100%. В целом уровень сформированности информационной компетентности у учащихся можно оценить как средний: учащиеся заинтересованы в получении географических знаний, владеют навыками первичной обработки информации, структурирования материала в виде таблиц, схем причинно-следственных связей, оформляют проекты в соответствии с поставленной информационной задачей.
Результатом работы также стало: призеры по олимпиадам по географии. В этом году их 2. Также есть призер Республиканских краеведческих чтений, где ученица 11 класса Санникова Людмила представляла исследовательскую работу «Деревня Атабаево и село Данилово – потенциал для экотуризма».
Заключение.
Ожидаемая гипотеза моя пока не подтвердилась в силу малого количества работы данном направлении. Но некоторые плюсы я бы хотела отметить. Во-первых, это умение учащихся работать с литературой. Во-вторых, это формирование у школьников читательской грамотности. Таким образом, у учащихся формируется понимание информации, они учатся выделять главное, сопоставлять, анализировать, делать выводы. В-третьих, это формирование естественнонаучной грамотности. В процессе проработки материала запоминаются географические термины, факты. В-четвертых, умение структурирование информации. Способствует облегчению понимания и представления информации. В-пятых, это формирование межпредметных связей. Учащиеся успешно используют географическую информацию на других предметах. Например, обращаются за географической литературой на урок немецкого языка. Учащиеся помнят, что встречали такую информацию на уроке географии. Также работу с информацией по географическим энциклопедиям я переносила на урок биологии. Школьникам очень интересно было работать по ним на другом уроке. Учащиеся постепенно привыкают работать в высоком темпе на уроке географии с различными источниками. Кроме того, эта работа помогает сделать уроки разнообразнее, информационно насыщеннее, помогает формировать другие компетенции у учащихся (например, коммуникативную). Кроме этого, учащиеся делают проекты и исследовательские работы, формируются навыки представления результатов своей работы.
При реализации этой темы я столкнулась с рядом проблем:
- недостаточно источников географической информации;
- найденная информация уже устарела и является недостоверной;
- невозможно провести какие-то наблюдения на местности в силу погодных условий. (например, никак нельзя изучить строение речной долины на местности при наших природных условиях параллельно изучению темы «Реки», это возможно только в каникулярное летнее время);
- не умение детей работать с Интернетом, конкретизировать искомую информацию.
Хотя во многом эти проблемы решаемы. Литературу можно приобрести. Научить учащихся грамотно пользоваться Интернетом.
Таким образом, формирование информационной компетентности учащихся – это необходимая задача современного мира. На своих уроках я продолжу работу по формированию информационной компетентности у учащихся.
Библиографический список.
Байраш Е.Н. Методическая разработка. Формирование информационной культуры школьников в процессе обучения географии. school59.edu.yar.ru›tvorchestvo…raboti…bayrash.doc
Баринова И.И., Карташева Т.А. Методическое пособие. География. 5 класс. Начальный курс. М.: Дрофа, 2014 г. с. 7
Гендина Н.И. Косолапова Е.В. Основы информационной культуры школьника. Учебно-методический комплекс. М.: РШБА, 2012 г.
Громова Т.П. Методическое пособие. География. 6 класс. Начальный курс. М.: Дрофа, 2015 г. С. 12.
Киселева Т.Г. Диагностика и формирование информационной компетентности средствами учебного предмета. biologist.ucoz.ru›samobrz_i_oput/inform_cult/…
Кривенко О.В. Информационная компетентность учащихся как качественная характеристика школьного географического образования.// Научный журнал "Фундаментальные исследования" Российская Академия Естествознания №1, 2008 г.
Мордовец Т.М. Формирование ключевых компетенций старшеклассников.// Методист №3, 2012 г. с. 49, 50.
Охотников С.В. Формирование общих компетенций в сфере работы с информацией в процессе обучения географии. Автореферат.
Пентин А.Ю. Разработка компетентносто-ориентированных заданий по оцениванию читательской грамотности на основе естественнонаучных текстов.// Методист №4, 2011 г. с. 8.
Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. М.: Просвещение, 1991 г.
Сиротин В.И., Баринова И.И. Программа основного общего образования по географии 5-9 классы. с. 13, 19, 28, 36, 48. http://geometodist.ru
Ступникова А.Д., Бражникова Л.В. Справочник учителя географии. Волгоград: Издательство «Учитель», 2012 г.
Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами. Ярославль: Академия развития, 2008 г.
Тхуго И.Л. Метапредметные умения и навыки на уроках географии.// География. Все для учителя №3, 2013 г. с. 3.
Финаров Д.П. Методика обучения географии в школе. Пособие для вузов. М.: АСТ.Астрель, 2007 г.
Хиленко Т.П. Педагогические условия информационной компетентности младших школьников.// Начальная школа плюс До и После №3, 2013 г, с. 90.
Шевчук Е.В., Кольева Н.С. Диагностика сформированности информационной компетентности учащихся подросткового возраста.// Теория и практика общественного развития №6, 2011 г. с. 115, 116