СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реферат по литературе «Учитель! Перед именем твоим» (Образ учителя в художественной литературе)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа ученицы 8 класса. Была представлена на ШНПК "Дерзайте, вы талантливы!"

Платон считал профессию учителя государственной должностью, которая значительнее самых высоких должностей в государстве.

 Реферат посвящен образу учителя в литературе.

Образ учителя в литературе не является стабильным: он меняется. Мне было интересно выяснить, какие изменения связаны с этим образом в русской литературе.

Поэтому целью данной работы является исследование изменений образа учителя в современной литературе.

Для достижения поставленной цели определены задачи:

•        изучить литературу по теме;

•        подобрать художественные произведения русской литературы, в которых присутствует образ учителя; 

•        проанализировать характер изменения образа учителя в литературе.

 Предметом исследования являются художественные произведения русских писателей.

Просмотр содержимого документа
«Реферат по литературе «Учитель! Перед именем твоим» (Образ учителя в художественной литературе)»

Введение

Те, у которых мы учимся,

правильно называются нашими учителями,

но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя.

И. Гете


Учитель … Когда произносишь это слово, всегда охватывает какое-то волнение. Вроде бы ничего особенного и нет в этом слове. Самое обычное название профессии человека. Но вот, когда произносишь это слово, то не просто название профессии встаёт перед глазами, а конкретный человек этой профессии, с которым свела тебя жизнь. Добрый или не очень, чуткий или равнодушный, любящий свою профессию, детей или нет…

Платон считал профессию учителя государственной должностью, которая значительнее самых высоких должностей в государстве.

Мой реферат посвящен образу учителя в литературе.

Образ учителя в литературе не является стабильным: он меняется. Мне было интересно выяснить, какие изменения связаны с этим образом в русской литературе.

Поэтому целью данной работы является исследование изменений образа учителя в современной литературе.

Для достижения поставленной цели определены задачи:

• изучить литературу по теме;

• подобрать художественные произведения русской литературы, в которых присутствует образ учителя;

• проанализировать характер изменения образа учителя в литературе.

Предметом исследования являются художественные произведения русских писателей: рассказ А.П. Чехова «Человек в футляре», повесть Б. Васильева «Завтра была война», рассказ К. Паустовского «Вода из реки Лимпопо», рассказ Валентина Распутина «Уроки французского», повесть Альберта Лиханова «Благие намерения», повесть Василя Быкова «Обелиск», рассказ Виктора Петровича Астафьева «Фотография, на которой меня нет».














Образ учителя в литературе. Три типа педагогов.


На протяжении всей истории литературы тема «Учитель – ученик» была в центре внимания писателей. Учитель, ученик, школа. Эти слова неразрывно связаны между собой. Богат и многогранен мир школы, воссозданный в произведениях художественной литературы. В романах, повестях, рассказах школьной тематики предстает перед нами образ Учителя, затрагиваются разнообразные педагогические вопросы, рисуется пестрая школьная жизнь. Образ учителя является одним из вечных образов мировой и отечественной культуры.


Наставникам, хранившим юность нашу,

Всем честию, и мёртвым и живым,

К устам подъяв признательную чашу,

Не помня зла, за благо воздадим.


Это строчки из стихотворения А. С. Пушкина «Роняет лес багряный свой убор…» .

О своём любимом наставнике, профессоре Александре Петровиче Куницыне Пушкин писал:


Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал в нас пламень.

Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжена…


А вот как говорил Николай Алексеевич Некрасов о Виссарионе Григорьевиче Белинском, которого считал своим учителем:


Белинский был особенно любим...

Молясь твоей многострадальной тени,

Учитель! перед именем твоим

Позволь смиренно преклонить колени!


Образ учителя встречается во многих произведениях русской классики, которые мы изучали на уроках литературы. Например, в повести Льва Николаевича Толстого «Детство» один из персонажей – Карл Иванович - учитель главного героя Николеньки и его брата. Он был очень справедливый, помогал отлично усваивать материал. Но Карл Иванович не просто преподавал свой предмет. Он любил своих воспитанников, относился к ним с нежностью, стал своим человеком в доме, дети стали для него родными.

Но был и другой тип учителей, они из тех, кого А. С. Грибоедов назвал «числом поболе, ценою подешевле»: Цифиркин, Кутейкин и Вральман из комедии Дениса Иванович Фонвизина «Недоросль», француз Бопре из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Среди образов педагогов, представленных в художественной литературе можно выделить три типа: «консерватор», «чиновник», «прогрессист».

Глава 1. Учитель-консерватор


Учитель-консерватор: существующие нормы для него - догма, нечто святое. Он настораживался перед любым, даже незначительным, отступлением от установленных правил. Требования начальства исполнял ревностно, искренне, всецело подчиняясь им. Он беспрекословно следовал данным гимназии предписаниям и от детей требовал такого же отношения к наставлениям взрослых. Его внешний облик и характерные особенности поведения: тщательно вычищенный вицмундир, спокойствие, самообладание, беспристрастие.

Яркий образ учителя-консерватора изображен в рассказе А.П. Чехова «Человек в футляре», даже внешний облик которого говорит о его закрытости: «Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх. Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы его от внешних влияний». Главной особенностью Беликова является отрешенность, даже отчужденность от жизни: «Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него в сущности те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни». Эти же строки свидетельствуют его «застревании» в прошлом, нарушенном восприятии времени. Страх «как бы чего не вышло» угнетает, препятствует развитию, а смыслом жизни для чеховского героя обладают только «циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь» . При таких условиях не только самоосуществление невозможно, невозможна сама жизнь.





















Глава 2. Учитель-чиновник


Другой широко распространенный тип – чиновник. Это учитель, который соблюдал все свои обязанности, но с большой долей формализма. Казенно-рутинное отношение к делу отрицательно сказывалось на его педагогическом авторитете.

Именно таким учителем-чиновником является завуч Валентина Андроновна в повести Б. Васильева «Завтра была война», чья «массивная фигура источала строгость и целеустремленную готовность следовать самым новейшим распоряжениям и циркулярам». Ученики, дав ей звучное прозвище «Валендра», «не просто не любили, а презирали столь дружно и глубоко, что не затрачивались уже ни на какие иные эмоции». Валентина Андроновна четко разграничивала время «до» прихода нового директора – прошлое и настоящее – «при новом директоре», который «похерил» все распоряжения гороно, чем вызвал ее недовольство. Ее не устраивает распорядок нового директора в школе. В почти открытой борьбе с ним она использовала все средства, например, писала доносы в высшие инстанции, спорила. Заветной мечтой Валентины Андроновны было не просто властвование «над умами и душами строптивого 9 «Б», а общественное благо, поэтому она терпеливо ждала, пока ее школа находится в руках «авантюриста». Но та дистанция, которую «Валендра» установила с классом, постепенно выросла в пропасть, «дисциплину отрицания, тишину полного отстранения, и она с болью поняла это. Класс решительно обрывал все контакты со своей классной руководительницей, обрывал, не скандаля, не бунтуя, обрывал спокойно и холодно. Она стала чужой, чужой настолько, что ее даже перестали не любить».






















Глава 3. Учитель-прогрессист.


Третий, любимый тип учителя – прогрессист, как нередко называли его учащиеся. Его характерные черты - уважение к традициям в сочетании с признанием новых веяний времени, понимание и объяснение сущности нового, любовь к преподаваемому предмету. В допустимых пределах такой педагог игнорировал устаревшие нормы школьной жизни. Таким педагогам свойственны увлеченность своим делом, живое движение души, яркость и своеобразие характеров, чуткость к людям, способность понять особенности детства и юности, разделить их сомнения, тревоги и помыслы.

Подлинным учителем-прогрессистом, старшим другом, наставником на всю дальнейшую жизнь стал для учащихся 9 Б класса директор школы и учитель географии Николай Григорьевич Ромахин из повести «Завтра была война» Б. Васильева. Он жил делами и заботами своих учеников. Ребят тянуло к директору, его уважали, хотя и побаивались. Николай Григорьевич Ромахин «носил широченные галифе, мягкие шевровые сапоги "шимми" и суконную гимнастерку с огромными накладными карманами, был по-кавалерийски шумлив, любил громко хохотать и чихать на всю школу». Он считал, что «жить надо не распоряжениями, а идеями», поэтому «за демократизм и простоту, может, за шумную человеческую откровенность, а может, и за все разом любила директора школа». Но это были любовь и уважение к человеку, который своими поступками доказывал бесценность человеческой жизни. В принципе можно сказать, что инициатором всех возрастных изменений героев невольно стал новый директор школы. Его необычная система воспитания не сковывает взросление и духовный поиск детей, а, наоборот, провоцирует взросление.

Учитель Черпунов, герой рассказа К. Паустовского «Вода из реки Лимпопо» обучая детей, не объяснял им значения предметов и не наполнял готовыми смыслами сознание учеников, его главной задачей было пробуждение эмоций, «рождающих смысл». Примером может служить его способ преподнесения материала: «он рисовал на классной доске большую букву А. В правом углу он вписывал в эту букву второе А, поменьше, в него — третье, а в третье — четвертое. Потом он говорил: — Запомните: это Азия, в Азии — Аравия, в Аравии—город Аден, а в Адене сидит англичанин».

Вспоминая свое детство, писатель рассказывает о том, как старый учитель географии Черпунов демонстрировал залитые сургучом бутылки с желтоватой водой, на которых были надписи: «Вода из Нила», «Вода из реки Лимпопо», «Вода из Средиземного моря» и так далее — из Волги, Рейна, Темзы, из озера Мичиган и из Мертвого моря. Он рассказывал, как сам набирал нильскую воду около Каира.— Смотрите, — он взбалтывал бутылку, — сколько в ней ила. Нильский ил богаче алмазов. На нем расцвела культура Египта». Рассказ К. Г. Паустовского имеет неожиданный конец. «Когда я был уже в старшем классе, преподаватель психологии, говоря нам о плодотворной силе воображения, неожиданно спросил:— Вы помните Черпунова с его водой из разных рек и морей? — Ну, как же! — ответили мы. — Великолепно помним.— Так вот, могу вам сообщить, что в бутылках была самая обыкновенная водопроводная вода. Вы спросите, зачем Черпунов вас обманывал? Он справедливо полагал, что таким путем дает толчок развитию вашего воображения. Черпунов очень ценил его. Несколько раз он упоминал при мне, что человек отличается от животного способностью к воображению. Воображение создало искусство. Оно раздвинуло границы мира и сознания и сообщило жизни то свойство, что мы называем поэзией»










































Глава 4. Уроки человечности.


Для настоящего учителя бездушие и жестокость противоестественны. Ведь учитель формирует души людей, учит доброте и неравнодушию к окружающим. Настоящим учителем можно назвать Лидию Михайловну, героиню повести Валентина Распутина «Уроки французского».

В трудные послевоенные годы она пыталась спасти от голода гордого и талантливого мальчика. Лидия Михайловна приглашала его на дополнительные уроки, после которых играла с ним в «пристенок» на деньги. Убедившись, что подросток не примет открытую помощь, учительница пошла на эту маленькую хитрость. Потом он вспоминал: «Конечно, принимая деньги от Лидии Михайловны, я чувствовал себя неловко, но всякий раз успокаивался тем, что это честный выигрыш» Но, к сожалению, этот добрый поступок был рассмотрен не как бескорыстная помощь, а как «… преступление». В приливе педагогической ярости директор школы не может за азартной игрой увидеть настоящие уроки милосердия, уроки веры в добро.

Честь и совесть никогда не позволят быть равнодушными к чужой беде. Понять чужую боль, быть рядом, сочувствием и соучастием помочь другому в тяжелую минуту – этому учит нас героиня повести Альберта Лиханова «Благие намерения». Главная героиня Надежда Георгиевна привлекает прежде всего силой своего характера. Это педагог по призванию. Самоотверженность, самоотдача, любовь к детям, своему делу – основные черты Нади. Она до конца честна в своих поступках. А ведь ей очень нелегко было работать в маленьком городке на севере России, куда она прибыла к началу учебного года «по распределению». Она должна была воспитывать первоклашек из детского дома. А, значит, быть для них всем: и учителем, и воспитателем, и другом, и мамой, доброй и заботливой. «Меня душила любовь, нежность, к этим детям, - скажет она, - мне хотелось обнять их, не каждого, не поодиночке, а всех вместе, в раз, обнять и прижать к себе».

С этого порыва юной благородной души начинается их встреча – воспитателя и воспитанников. «Детям автомобильных катастроф, смертей и даже землетрясений, а чаще всего человеческих ошибок и взрослой слабости, это были особенные дети, - понимает юная учительница. – Лишённые родительской ласки, они даже не знали, что она бывает. Человек может и не подозревать о счастье, если он его не испытал. А если испытал?»

Всё значение последнего вопроса Надя поймёт много позже, убедившись на примере нескольких детских драм «Не голод, не война. Не трудно, в общем, жить. И что? Дети без родителей – вот они, у меня за плечом». «Катастрофы, беды, смерти – это осознать можно, без них мира нет, - мысленно соглашается Надя. – Но сиротство – оно непостижимо, потому что так просто: детям – всем детям! – нужны родители, если даже их нет».

Надя выступает с простой и на первый взгляд, очевидно, гуманной инициативой: предложить желающим жителям городка забирать к себе бездомных детей из интерната на выходные дни. « … Я верю, что сострадание – в человеческой природе… Без него трудно оставаться человеком», - говорит она. Эта Надина уверенность даёт ей право надеяться на успех эксперимента.

И верно: десятки людей откликаются всей душой на её призыв, «На полтора дня отдать детей! Казалось, какое благо! – заметит Надежда Георгиевна несколько недель спустя после начала её почина. – Но полтора дня – это очень много. Там, за пределом моего взгляда, рождалась надежда. И рождалась любовь».

Такой образ современного педагога достоин уважения и подражания. Надежда Георгиевна отдала своим воспитанникам частицу себя, своего тепла, своего сердца, пройдя через всё, что приготовила ей судьба. И можно с уверенностью сказать, что те дети, её первые воспитанники, вырастут настоящими людьми, добрыми и отзывчивыми, благодаря своей умной и доброй наставнице. Надежда Георгиевна сумела справиться со своей работой, правильно оценить и понять своё назначение.



































Глава 5. Подвиг учителя


Нравственный облик педагога наиболее полно раскрыт в героической повести «Обелиск» белорусского писателя Василя Быкова. Автор рассказывает о непростой, трагической судьбе обыкновенного сельского учителя Алеся Ивановича Мороза, повешенном немцами в ходе оккупации Белоруссии. В сердцах своих односельчан он навсегда остается истинным героем, хотя официально таковым и не был признан. В. Быков считает, что Алесь Иванович совершил подвиг. И этот подвиг очень скромный и незаметный – человек добровольно положил свою голову на плаху, чтобы доказать всем, что его воспитанники – это не просто его работа, а его судьба. Так мог поступить только настоящий человек. Именно таким и был учитель А. И. Мороз, человек с большой буквы. Впервые об Алесе Ивановиче мы узнаем из рассказа Ткачука, присутствующего на похоронах учителя Павла Миклашевича, который всю свою жизнь посвятил тому, чтобы поступок Мороза все же был оценен как подвиг, а его имя внесено в список героев, в память которых в селе был поставлен обелиск. Алесь Иванович дарил свою любовь и заботу ученикам, которые за долгие годы общения стали ему родными. Одних он провожал поздним вечером домой, других защищал от гнева родителей, брал на себя вину детей, совершивших неблаговидные поступки, считая, что это его недосмотр как педагога. Но главное, Мороз не пытался сделать из своих учеников "отличников учебы и послушных зубрил", прежде всего, он старался помочь стать им настоящими людьми.

И до последнего момента Мороз оставался благородным человеком, не считая себя героем. Он старался подбодрить, успокоить ребят. К счастью, перед казнью одному из мальчиков удалось бежать, он был тяжело ранен, но смог выжить, а через много лет продолжил дело своего учителя.

В рассказе Виктора Петровича Астафьева «Фотография, на которой меня нет» автор подчеркивает, что учитель является особым человеком среди жителей русской деревни тех лет (30-х годов): «Он был главным затейщиком, агитатором и пропагандистом в деревенском клубе, учил ребят играм, танцам, организовывал комедийные, злободневные представления, участвовал во всех сельских торжествах». В годы, описанные В. П. Астафьевым, учитель имел очень большой авторитет. Вероятно, причина этого кроется в том, что учителям приходилось нелегко, но они самоотверженно трудились, обучая юное поколение, жители деревни относились к ним с благоговением. Основными причинами такой популярности учителя представляются его вежливость, уважение к жителям, гуманность, активность, доброта, интеллигентность, коммуникабельность и искренность.









Глава 6. Исследование «Учитель глазами современного школьника»


Образ учителя динамичен: он развивается в соответствии с особенностями исторической действительности. На каждом этапе времени образ педагога имеет свои специфические черты, что объясняется отражением изменений, происходящих в реальности с каждым человеком, в том числе и с учителем. Каждое изменение реальности отражается в литературе.

Как известно, в различный исторический период времени ученики вкладывали свое особое содержание в понятие «образ учителя». Поэтому мне интересно было узнать, каково представление современного школьника об учителе. Для этого было проведено исследование «Учитель глазами современного школьника».

Подобное исследование уже проводилось М.М.Рубинштейном (Моисей Матвеевич Рубинштейн — русский, советский психолог, педагог и философ. Организатор и первый ректор Восточно-Сибирского университета в Иркутске) в конце 1925 года. Он проводил анкетное исследование среди учащихся московских школ, и его интересовало, «что ученики думают об учителе, как они оценивают те свойства, которые входят в структуру учителя». Он предлагал детям три вопроса:

1. Какой учитель хороший и почему?

2. Какой учитель плохой и почему?

3. Какую профессию Вы намерены для себя избрать в жизни и почему?


В исследовании М.М.Рубинштейна участвовало 1071 человек.

Мое исследование проводилось среди учащихся разных возрастов МБОУ «СШ № 46» в феврале 2013 года, в котором участвовало … человек (7А, 8А, 11Б).

Кроме основной задачи моего исследования – получение представления современного школьника об учителе, мне интересно было сравнить полученные результаты с результатами М.М.Рубинштейна, и посмотреть, изменилось ли это представление с течением времени (со времени исследования М.М.Рубинштейна прошло 88 лет).


Показатели значимости типов ценностей на уровне индивидуальных приоритетов


Типы ценностей

Обучающиеся

7 класса

Обучающиеся

8 класса

Обучающиеся

11 класса

Доброта

56 %

52%

46%

Справедливость

38%

50%

26%

Требовательность

31%

36%

42%

Готовность помочь

44%

40%

30%

Эмоциональность

35%

38%

38%

Увлеченность предметом

20%

36%

54%

Профессионализм

16%

22%

48%

1. Требовательность, справедливость учителя наиболее актуальны для учащихся 11 класса.

2. Такие качества учителя, как: доброта, сердечность, готовность помочь актуальны для обучающихся всех возрастных категорий.

3. Учащиеся считают, что учитель должен быть живой, эмоциональный человек, обладающий душой.

4. Старшеклассники выделили как важное качество учителя его профессионализм, эрудицию, увлеченность предметом.

В ходе исследования мы пришли к пониманию того, что в юношеском возрасте отношение к учителям становится более сложным. В образе учителя на первый план выходят его индивидуальные качества – способность к пониманию, эмоциональному отклику, сердечность, т.е. в учителе хотят видеть старшего друга и профессиональная компетентность учителя, уровень его знаний и качество преподавания.

Учитель, как и 88 лет назад, должен быть широкообразованным, добрым, чутким, справедливым.































3аключение


Учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе. Быть учителем – это не просто вид деятельности – это призвание.

Учителя во многом становятся нам близкими людьми, наставниками в жизни, учителями в самом широком смысле этого слова, заменяя в чем-то родителей. И учительская профессия (как никакая другая) – одна из самых ответственных и благородных. Слово учителя пропитывает все сферы нашей жизни – и политику, и экономику, и культуру, и личную жизнь человека. Нравственные устои, которые лежат в основе всей государственности, зависят прежде всего от учителя. Человек своим трудом может преобразовать природу. Но труд учителя тем ценен и велик, что он формирует природу самого человека. Литература же помогает нам глубже понять и осознать это.


Учитель должен быть:


Умным

Человечным

Интеллектуальным

Талантливым

Единомышленником

Любящим своё дело

Ь
























Библиография

  1. Библиотека юношества. Школьная пора. Повести, Москва, «Молодая гвардия», 1981

  2. Быков, В.В. Обелиск: повесть / В.В. Быков; М.: Мол. Гвардия, 1985.

  3. Васильев, Б. Л. Завтра была война: роман, повести / Б. Л. Васильев. – М. : Вагриус, 2007.

  4. В.Распутин. Повести и рассказы. М., 1996.

  5. Интернет-ресурсы

http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1191497121&archive=&start_from=&ucat=&

http://www.xenoid.ru/soch/rasputin/uroki_francuzskogo_5.php

  1. Лиханов, А. А. Благие намерения: повести / А. А. Лиханов. – М. : Мол. гвардия, 1981.

  2. Печерикина Л.Н. Учитель глазами современного школьника. – М., 2004.

  3. Рубинштейн М.М. Проблема учителя / М.М. Рубинштейн. – М.: Академия, 2004.

  4. Чехов, А. П. Человек в футляре ; Учитель словесности: рассказы / А. П. Чехов // Чехов А. П. Рассказы. Повести. Пьесы. – М. : Олимп ; АСТ, 2001.

  5. Школьные истории, веселые и грустные: рассказы / сост. З. Короза. – М. : Дет. лит., 1989.


16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!