Никонова Екатерина Сергеевна,
студентка 4 курса
Иркутского Государственного Лингвистического Университета
Тезисы доклада на городском семинаре «Работа школы по формированию гражданственности и патриотизма обучающихся» по теме «Личностно-ориентированные технологии обучения в общеобразовательных учебных учреждениях при организации профильных кадетских классов»
1. В новых социально-экономических условиях необходимо формировать активную личность, способную самостоятельно делать свой выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за пределы предписанных стандартными требованиями, осознанно оценивать свою деятельность на основе анализа. Задача эта приобретает особую актуальность на современном этапе развития системы образования, которая характеризуется альтернативными образовательными программами в многообразии типов и видов образовательных учреждений.
Личностно-ориентированные технологии обучения в общеобразовательных учебных учреждениях при организации профильных кадетских классов необходимо использовать и применять для того, чтобы, изучив особенности личности, характера, задатки и способности учащегося, понять, к чему он (учащийся) стремится, чего хочет достичь, и, зная его личные цели, заинтересовать процессом обучения настолько, чтобы учащийся сам стремился к приобретению новых знаний, умения и навыков.
2. При личностно-ориентированном подходе в образовании центром образования, обучения, воспитания выступает личность воспитанника.
3. Личностно-ориентированный подход в образовании - это взгляд на человека, представляющего собой определенную целостность, внутренне детерминированную на субъекта, способного личностной позицией регулировать все свои другие жизненные отправления.
4. Суть личностно-ориентированной модели образования предполагает такую педагогическую деятельность, которая состоит в работе с личностной сферой человека.
5. Целью личностно-ориентированного образования является приобретение каждым учащимся опыта «быть личностью, проявлять себя как личность».
6. Основным принципом личностно-ориентированного обучения является признание личности ученика как обладателя таких важнейших черт как индивидуальность, направленность, активность, развитое самосознание, самоопределение и создание необходимых и достаточных условий для их развития.
7. Основные модели личностно-ориентированного подхода: социально-педагогическая модель, предметно-дидактическая модель, психологическая модель.
8. Для успешного внедрения личностно-ориентированной технологии обучения в общеобразовательных учебных учреждениях при организации профильных кадетских классов необходимо, чтобы в педагогическом коллективе сформировалась профессиональная направленность личности каждого отдельного педагога, которая должна проявляться в интересе к детям, к закономерностям и особенностям развития воспитанников, к возможностям и результатам педагогического воздействия, к общению и совместной деятельности с детьми. Это определяет активный характер педагогической деятельности и является, с одной стороны, залогом ее результативности, а с другой - создает чувство удовлетворенности профессиональной деятельностью.
9. Для определения места личностно-ориентированной технологии в учебном процессе необходимо исходить из того, что выбор или разработка технологии преподавания конкретного курса осуществляется конкретным преподавателем на основе его личных педагогических убеждений и практических навыков и составляет его индивидуальный стиль педагогической деятельности.
10. В процессе обучения обычно реализуется несколько целей. На разных этапах развития систем обучения тем или иным целям отдавалось предпочтение, что обуславливало возникновение новых технологий обучения или модернизацию существующих. Поскольку перед учебным заведением стоят одновременно различные цели, то, как правило, в процессе обучения необходимо использование разных технологий. Выделяют информационно-развивающую технологию, развивающую технологию и личностно-ориентированную технологию.
Утверждаю
Директор МОУ «МУК-2»
____________ Царев В.А.
Реферат
по теме: «Личностно-ориентированные технологии обучения в общеобразовательных учебных учреждениях при организации профильных кадетских классов»
Выполнил:
Студентка 4 курса ИГЛУ
Никонова Екатерина
Казань 2009
СОДЕРЖАНИЕ
1) Предпосылки внедрения личностно-ориентированной технологии обучения. |
2) Сущность и цели личностно-ориентированной технологии обучения. |
3) Роль педагога в личностно-ориентированной технологии обучения. |
4) Технологии обучения в образовательном процессе общеобразовательных учебных заведений. |
5) Личностно-ориентированные технологии обучения в общеобразовательных учебных заведениях. |
6) Заключение |
7) Список использованной литературы |
Предпосылки ВНЕДРЕНИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Учащиеся, выбирая профильные кадетские классы, остаются зачастую недостаточно активны в учебном процессе, подчас пренебрегая им, пропуская занятия по неуважительной причине, стараясь сдать экзамен с помощью шпаргалки, избегая выполнения необходимых заданий и т. д. Таким образом, каждому педагогу необходимо пробудить у учащихся тягу к сотрудничеству со взрослыми в роли заинтересованного лица в учебно-познавательной деятельности. А для этого необходима разработка и внедрение новых технологий, ориентированных на реализацию личностно-деятельного подхода в обучении, чтобы весь образовательный процесс стал ориентирован на цели развития личности, ее способностей, прежде всего познавательных.
Для разработки данных технологий представляется ориентировочный алгоритм действия:
Анализ характеристик учащихся, отражающие возрастные и индивидуальные особенности, стремления, потенциальные возможности и жизненную позицию.
выявление возможностей проявления активности личности учащегося в учебном процессе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
создание условий, необходимых для формирования качества активности.
разработка технологии, ориентированной на формирование активности личности в обучении.
внедрение разработанной технологии в повседневный образовательный процесс.
СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
В новых социально-экономических условиях актуальной становится проблема формирования активной личности, способной самостоятельно делать свой выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за пределы предписанных стандартными требованиями, осознанно оценивать свою деятельность на основе анализа.
При личностно-ориентированном подходе в образовании центром образования, обучения, воспитания выступает личность воспитанника.
Личность - это индивидуальный человек как субъект общественной жизни, общения, деятельности, своих собственных сил, способностей, потребностей, интересов, устремлений. Личность проявляет себя в деятельности, которая является специфическим способом человеческого бытия, активного отношения человека к миру, направленного на его целесообразное изменение и преобразование, осуществляется сознательно и охватывает разные формы человеческой активности.
Личностно-ориентированный подход в образовании это взгляд на человека, представляющего собой определенную целостность, внутренне детерминированную на субъекта, способного личностной позицией регулировать все свои другие жизненные отправления.
Суть личностно-ориентированной модели образования предполагает такую педагогическую деятельность, которая состоит в работе с личностной сферой человека, и этим противопоставляется традиционной ориентированной на знания педагогике, которая направлена:
на постановку задачи перед учениками,
организацию их деятельности с материалом,
работу с учащимися
проверку результатов их работы.
Целью личностно-ориентированного образования является приобретение каждым учащимся опыта "быть личностью, проявлять себя как личность".
К критериям проявления личности относится:
избирательность,
способность к рефлексии,
потребность искать смысл,
становление чувства ответственности,
способность к волевой саморегуляции,
проявление творческого потенциала,
способность человека быть автономным,
строить свое общение с окружающим миром исходя из внутренних духовных установок.
базовыми принципами для включения педагога в ситуацию развития являются:
Принцип контекстуальности - вхождение в контекст жизни ребенка.
принцип диалога - сотрудничества ребенка с педагогом "на равных".
принцип создания условий, в которых ребенок мог бы себя попробовать как личность, проявить себя.
Основные модели личностно-ориентированного подхода:
социально-педагогическая модель - характеризуется выполнением социального заказа на воспитание личности с заранее заданными качествами, когда воздействие осуществляется извне без интереса к самой личности;
предметно-дидактическая модель - предполагает предметную дифференциацию, обеспечивающую индивидуальный подход в обучении, где средством индивидуализации являются знания с учетом их объективной трудности, новизны, уровня интегрирования;
психологическая модель - сводится к признанию различий в познавательных способностях (обучаемости), способствующих развитию познавательной активности, познавательных интересов и познавательных способностей;
образовательный процесс должен не только учитывать способности и возможности учащихся, но и, опираясь на них, максимально способствовать развитию личности; должен быть ориентирован на развитие личности. Усвоение учебного материала является двусторонним процессом, в котором результатом является овладение не только нормативной системой знаний и умений, но и способами деятельности учения. Через анализ процесса учения удается выйти на характеристику познавательных способностей как личностных образований.
Основным принципом личностно-ориентированного обучения является признание личности ученика как обладателя таких важнейших черт как индивидуальность, направленность, активность, развитое самосознание, самоопределение и создание необходимых и достаточных условий для их развития.
Индивидуальность - это обобщенная характеристика особенностей человека, устойчивое проявление которых, их эффективная реализация в игре, учении, труде, спорте определяет индивидуальный стиль деятельности как личностное образование. Индивидуальность формируется на основе наследованных природных задатков в процессе воспитания и одновременно, что является главным для человека, в ходе саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности. В обучении учет индивидуальности означает раскрытие возможности максимального развития каждого ученика, создание ситуации развития исходя из признания уникальности и неповторимости психологических особенностей ученика.
Направленность - это устойчивая доминирующая система мотивов, убеждений, вкусов, обуславливающая сознание и поведение человека;
Активность - это стремление расширять сферу своей деятельности, выходить за пределы ролевых предписаний, проявлять активное отношение к окружающему миру, направленное на его целесообразное изменение и преобразование;
Развитое самосознание - это система представлений о себе как о ЛИЧНОСТИ, которая формируется в процессе деятельности и общения и проявляется в самооценке, чувстве самоуважения, уровне притязаний. Развитое самосознание является побудительной силой для самообразования и самовоспитания.
Самоопределение - это сознательный акт утверждения собственных позиций, выбор конкретной определенной с точки зрения самосознания индивидуальной позиции в проблемных ситуациях.
РОЛЬ ПЕДАГОГА В ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
В свою очередь, для успешного внедрения данной методики в процесс обучения необходимо, чтобы и у педагогического состава сформировалась профессиональная направленность личности педагога, которая должна проявляться в интересе:
к детям, к ребенку,
к закономерностям и особенностям развития воспитанников,
к возможностям и результатам педагогического воздействия,
к общению и совместной деятельности с детьми.
Она определяет активный характер педагогической деятельности и является, с одной стороны, залогом ее результативности, а с другой - создает чувство удовлетворенности профессиональной деятельностью.
Важным личностным качеством педагога является активность. Одной из предпосылок проявления активности педагога является:
психологическая готовность личности,
уровень развития ее самостоятельности,
целеустремленность.
Активность предполагает наличие у человека творческого потенциала, то есть такого уровня развития общих и педагогических способностей, который создает возможности личностного и профессионального роста.
Творческий педагог:
способен вырабатывать (проектировать или выбирать) способы поведения или средства разрешения проблемы, наиболее соответствующие новой проблемной ситуации;
готов к педагогическим инновациям и является их созидателем;
ищет новые пути и средства педагогического воздействия, беря за основу педагогическую теорию и практику,
обогащает педагогику.
Наличие и степень развитости названных качеств личности педагога определяют его позицию в педагогическом взаимодействии и прямо влияют на качество и результаты его труда. Они обеспечивают:
осознание социальной значимости профессии педагога,
ответственность за результаты своего труда,
критическое (оценочное) отношение к собственной деятельности,
убежденность в силе педагогического влияния,
стремление добиться наилучших результатов на основе творческого подхода к выполнению своих обязанностей.
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Под технологией обучения принято понимать проект и процесс педагогической деятельности, представляющие собой применение совокупности взаимосвязанных форм, методов и средств обучения для реализации заданного программами (государственными образовательными стандартами) учебного содержания и обеспечивающих наилучшее достижение тех или иных поставленных целей (в данном случае - развития личности в образовательном процессе).
Основными компонентами технологии обучения, является:
Остановимся кратко на сущности этих понятий.
Цель обучения - это конечный желаемый результат, который нужно получить в процессе образовательной деятельности. Главный конечный результат образования выражается в запасе знаний, умений и навыков, в накоплении опыта получения знаний, в формировании основных качеств и свойств личности.
Содержание обучения - это состав, содержание и структура учебной информации, предъявляемой учащимся, комплекс задач, заданий и упражнений, обеспечивающих формирование учебных умений и навыков, накопление первоначального опыта получения и приобретения новых знаний. Содержание обучения в свернутом виде представлено в учебных планах (перечень учебных дисциплин и их объем в часах), в учебных программах (состав и содержание основных учебных элементов, и перечень практических и лабораторных и работ), в развернутом виде - в учебниках и учебных пособиях.
Организационные формы обучения (виды учебных занятий) - это устойчивые способы организации учебной деятельности, отличающиеся друг от друга ведущими дидактическими целями, численностью и составом обучающихся, установленной продолжительностью, определенным местом проведения, содержанием и характером деятельности обучаемых и обучающих.
К ним относятся:
Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, направленные на овладение знаниями, умениями и навыками, на развитие познавательных способностей.
Средства обучения - это специально разработанные материальные или материализованные объекты, предназначенные для повышения эффективности учебного процесса.
Для определения места личностно-ориентированной технологии в учебном процессе необходимо исходить из того, что выбор или разработка технологии преподавания конкретного курса осуществляется конкретным преподавателем на основе его личных педагогических убеждений и практических навыков и составляет его индивидуальный стиль педагогической деятельности.
В процессе обучения обычно реализуется несколько целей, однако на разных этапах развития систем обучения тем или иным целям отдавалось предпочтение, что и обуславливало возникновение новых технологий обучения или модернизацию существующих.
Поскольку перед учебным заведением стоят одновременно различные цели, то, как правило, в процессе обучения необходимо использование разных технологий.
Разработке новой технологии, как правило, предшествует возникновение новых потребностей (целей) общества, научные открытия или результаты научных исследований в области психологии.
Выбор (разработка) технологии зависит от ряда факторов:
приоритетности целей образования;
специфики содержания обучения (учебного материала);
состава учащихся (возраст, уровень подготовленности, физическое состояние, количество обучающихся);
уровня развития технической оснащенности учебного процесса.
Поскольку каждая технология направлена на эффективное достижение поставленной цели, то, следовательно, и процесс разработки технологии обучения начинается с определения (уточнения, выбора) цели (конечного результата обучения). Затем с учетом конечной цели осуществляется организация (структурирование) учебного материала, предусмотренного учебной программой, и, наконец, выбор организационных форм, методов и средств обучения.
а. Приоритетность целей образования.
Рассмотрим основные цели и соответствующие им технологии обучения.
1. Информационно-развивающие технологии.
Ведущая цель - подготовка эрудированного человека, владеющего стройной системой знаний, обладающего большим запасом информации.
Ориентация при разработке технологий на формирование системы знаний, максимальное обогащение знаниями, запоминание и свободное оперирование знаниями.
Технологии включают в себя (в тех или иных сочетаниях):
сообщение преподавателем учебной информации, лекционно-семинарский метод;
самостоятельное изучение литературы, программированное обучение;
применение новых информационных технологий для самостоятельного пополнения знаний, включая использование технических и электронных средств информации, в том числе и из международных фондов.
2. Развивающие технологии.
Ведущая цель - подготовка человека, способного проблемно мыслить, видеть, формулировать проблемы, выбирать способы и средства для их решения.
Ориентация при разработке технологий на формирование и развитие проблемного мышления, мыслительной активности.
Технологии включают в себя проблемное обучение (в разных видах и сочетаниях):
проблемные лекции;
проблемные семинары;
учебные дискуссии;
поисковые лабораторные работы;
учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую работу, направленную на поиск решения принципиально новых проблем;
организационно-деятельностные игры;
организацию коллективной мыслительной деятельности в малых и больших группах.
3. Личностно-ориентированные технологии.
Ведущая цель - ориентация на развитие активности и самостоятельности личности в образовательном процессе, формирование в процессе обучения активной личности, способной самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность, стремящуюся к самореализации.
Ориентация при разработке технологии на развитие активности личности в учебном процессе.
Технологии включают в себя:
установление соотношения аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы в пользу последней и соответствующую организацию учебного процесса;
установление соотношения обязательных и элективных курсов и работ в пользу вторых и соответствующую организацию учебного процесса;
опережающую самостоятельную работу (предшествующую лекциям и семинарам, основанную на использовании информационных технологий);
индивидуализацию обучения (более свободный выбор тем, работ, курсов; работу по индивидуальным учебным планам в своем темпе);
индивидуализированные формы контроля знаний и умений (индивидуальные собеседования);
программированное обучение (каждый работает в своем темпе);
учебно-исследовательскую работу, организованную таким образом, чтобы учащийся испытывал потребность в изучении литературы для решения намеченных задач (использование информационных технологий);
использование автоматизированных обучающих систем в образовательном процессе;
проективное образование (предполагающее самостоятельное проектирование учащимся своего учебного процесса, своей образовательной траектории на основе учебного плана «по конкретной специальности с установлением своего темпа работы - обучение по индивидуальному учебному плану).
Преподаватель, как правило, разрабатывает свою технологию преподавания учебной дисциплины и каждого учебного занятия с учетом ситуации. Он должен обоснованно выбирать технологии обучения, чтобы обеспечить наилучшее достижение поставленных целей.
б. Специфика содержания обучения (учебного материала)
Существенно важным при определении (выборе) технологии является содержание учебной дисциплины. Так, все технологии обучения, основывающиеся на моделировании учебной деятельности характерны в основном для учебных дисциплин специального цикла.
в. Состав учащихся
Среди признаков, определяющих выбор технологии, важное место занимают особенности состава обучающихся:
их возраст (а отсюда - степень самостоятельности в овладении содержанием и др. характеристики);
уровень их подготовленности и развития (разные технологии обучения в средних специальных и высших учебных заведениях, на первых и последующих этапах обучения);
количество обучающихся в учебной группе (различие в технологии индивидуального обучения, обучения малыми группами, обучения в учебной группе, потоковое обучение, массовое обучение - заочное, по телевидению и т. п.);
физическое состояние обучающихся - инвалиды, люди с ослабленным здоровьем (привлечение тех или иных средств с учетом их физических возможностей);
индивидуальные особенности – сироты, характер, склонности, усидчивость и т.д.
г. Уровень развития технической оснащенности учебного процесса
Уровень развития учебно-материальной базы также влияет на выбор или разработку технологии:
моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе возможно реализовать только тогда, когда можно имитировать соответствующую производственную ситуацию, имея необходимое оснащение в виде тренажеров и комплектов нормативной документации для каждого работающего индивидуально;
программированное обучение возможно лишь при наличии соответствующего программного обеспечения.
применение новых информационных технологий в учебном процессе возможно при наличии соответствующей базы данных или включении в общую систему информатизации региона, страны.
Таким образом, возникновение новых средств обучения побуждает к созданию новых технологий с учетом возможностей их эффективного использования.
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
ДЛЯ общеобразовательных учебных учреждений
В новых социально-экономических условиях необходимо формировать активную личность, способную самостоятельно делать свой выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за пределы предписанных стандартными требованиями, осознанно оценивать свою деятельность на основе анализа. Задача эта приобретает особую актуальность на современном этапе развития системы образования, которая характеризуется альтернативными образовательными программами в многообразии типов и видов образовательных учреждений.
Главной целью личностно-ориентированной технологии является развитие активности личности в учебном процессе, включающей такие компоненты, как
осознанность содержания учебного материала, форм и методов обучения;
проявление свободы выбора в образовательном процессе, которое определяется таким качеством, как избирательность;
стремление личности к самореализации в образовании, что проявляется в способности к самостоятельности в реализации намеченных целей, самоконтроле и самоанализе, в выходе за пределы предписанного.
Активность ученика задается способами организации познавательной деятельности "извне". Основным источником становления и развития познавательной активности является не сам ученик, а организованное обучение. За учеником закрепляется роль познающего мир, но в специально организованных условиях. Активность личности как выражение ее субъектности в учебном процессе идет в направлении перехода стихийной активности в деятельность, т.е. адаптации к структурам, формам учебной деятельности. Этот процесс перехода от безличной активности к личностной определенности в деятельности представляет собой «путь отрешения предложенных личности задач к нахождению ею самой внутренне значимых связей между ними, объединение их в единой потребности. Тем самым обеспечивается переход от деятельности ситуативной к деятельности по решению задач, поставленных самой личностью.
Таким образом, учебный процесс определяется характером и уровнем развития совместной деятельности учителя и учащегося, обладающей такими сущностными свойствами, как целенаправленность, осознанность, предметность, и носящей преобразующий характер. Личность, становясь субъектом учебной деятельности, занимает в ней активную творческую поисковую позицию, обнаруживает новые потенциальные возможности. В учебном процессе происходит систематическое и последовательное формирование таких личностных образований, как активность, самостоятельность, познавательный интерес, который подводит обучающегося к активной позиции в учебной деятельности. Активность, как личностное образование, выражает особое состояние субъекта и его отношение к учебной деятельности (внимательность, расположенность, соучастие в общем процессе, реагирование на изменение обстоятельств). Активность выражает уровень и характер деятельности.
При планировании занятий предполагается, что личностно-ориентированная технология обучения охватывает всю структуру образования и предусматривает создание определенного стиля образовательного процесса в учебном заведении, то есть применяется в качестве системы образовательной деятельности как по всему содержанию образования, так и в преподавании отдельных учебных дисциплин, используется как система на всем протяжении обучения с последовательным повышением степени самостоятельности и предоставления свободы выбора по мере развития готовности и способности к самореализации. При внедрении данной технологии необходимо учитывать планирование внесений изменений не только в формы, методы и средства обучения, но и в содержание образования и обучения в рамках Государственного образовательного стандарта.
Предполагается, что благодаря применению личностно-ориентированной технологии обучения повысится степень активности личности в учебном процессе, которая на первых этапах может проявляться в повышении эмоциональной активности, а затем в учебно-познавательной и волевой. Применение личностно-ориентированной технологии обучения возможно только в условиях педагогического сотрудничества учеников и учителей, в равной мере заинтересованных в положительном результате совместной деятельности.
Технология предполагает понимание и чувствование учащимся образовательного процесса как наполненного личностным смыслом и доставляющего личное удовлетворение от учебных занятий, а, следовательно, обеспечивает выход учащегося за пределы предписанного (занятия не по указанию преподавателя, а для удовлетворения собственных познавательных потребностей и интересов).
Предлагаемая технология предполагает несомненное уважение со стороны учителя к учащемуся, заинтересованность в его образовательных успехах, личный интерес учителя к отношению учащихся к приобретаемым знаниям, к их удовлетворенности учебными занятиями.
Учитывая эти общие характеристики, отражающие свойства возраста и жизненной позиции учащихся как социальной группы, необходимо помнить, что определяющими в личностно-ориентированных технологиях являются индивидуальные особенности развития и субъектный опыт каждого учащегося. Разрабатываемая технология обучения должна будет предусмотреть и общие и субъектные характеристики.
Поскольку в качестве главной цели разработки и реализации технологии обучения выступает развитие активности личности в учебном процессе, то и способом измерения действенности разрабатываемой технологии, ее эффективности является проявление активности и его динамика в условиях применения предлагаемой технологии.
Данная технология определяет для изучения такие группы методов, как:
создание условий для свободы выбора в учебном процессе;
опережающая самостоятельная работа;
побуждение к рефлексии - самоанализу учебной деятельности, выявлению собственных затруднений и ошибок;
обучение умениям и навыкам путем «погружения» в деятельность;
психологическая поддержка в самоопределении.
Среди этих методов и приемов обучения выделяются следующие группы:
предоставление учащимся свободы выбора содержания обучения (предметы и спецсеминары по выбору, модульное содержание обучения, выбор тем докладов, рефератов, выбор литературы); свободы выбора форм и методов обучения, форм и методов контроля подготовленности; свободы выбора партнера для выполнения совместных заданий;
опережающая самостоятельная работа: самостоятельное изучение теоретического материала; выполнение отдельных практических заданий до получения соответствующих теоретических знаний с целью побуждения к самостоятельному поиску путей решения учебных задач; выбор и начало решения учебно-исследовательских задач на этапе начала обучения с целью формирования поисковой активности:
побуждение к рефлексии:
погружение в учебную деятельность;
психологическая поддержка в профессиональном и жизненном самоопределении.
Отправной точкой при рассмотрении данной проблемы является позиция о целостности педагогического процесса, которая обусловлена не набором логико-когнитивных элементов (учебных предметов, тем, понятий, операций), а полнотой и уровнем личностных проявлений (функций) субъектов учебного процесса - избирательности, рефлексивности, внутренней свободы и ответственности, потребности в поиске смысла, творчества в личностно значимой деятельности.
Новизна данной технологии видится в разработке личностно-ориентированной технологии обучения применительно не только к общеобразовательной, но и профессиональной подготовке; не только к учебной, но и профессиональной деятельности; проблема решается применительно к разным возрастам обучающихся (ранняя юность и юность).
Главная проблема внедрения личностно-ориентированной технологии состоит в том, чтобы выявить те условия и возможности в конкретном учебном заведении, которые пробудили бы активное участие личности учащегося в учебном процессе, его заинтересованное отношение к процессу овладения учебной деятельностью, стремление к росту компетентности, готовности и способности к самореализации.
Именно наличие этих качеств позволит будущим выпускникам быть конкурентоспособными, мобильными, востребованными в новых экономических условиях.
Заключение
Главной задачей педагогических коллективов образовательных учреждений является подготовка выпускников, способных самостоятельно и осмысленно выбрать будущую профессию, чтобы впоследствии стать конкурентоспособных специалистом, востребованным на современном рынке труда.
Для ее решения, прежде всего, необходимо:
Обеспечить учащихся высокими профессиональными знаниями, умениями и навыками, соответствующих требованиям государственного стандарта образования.
Научить будущих выпускников применять полученные знания, умения и навыки в новых жизненных ситуациях.
Решение этих проблем и достигается при внедрении в учебный процесс личностно-ориентированную технологию обучения, сущностью которой является индивидуализированная система научных знаний и практических умений, оказывающих влияние на поведение человека с целью его изменения.
Личностно-ориентированная технология обучения при внедрении ее в процесс обучения достигается следующими путями:
организацией самостоятельной работы на уроке, при которой разные группы учащихся (сильные, средние, слабые) получают отдельные задания;
сочетанием фронтальной работы с индивидуальной, когда отдельные учащиеся получают дополнительные задания либо усложняющие общее, либо облегчающие восприятие нового материала, либо ликвидирующие пробелы в знаниях;
различным объемом и уровнем домашних заданий.
Задача учителя - строить учебно-воспитательный процесс так чтобы, творчески применяя разнообразные формы и методы учебной работы, обеспечить практическую реализацию всех требований к содержанию обучения, благодаря которым в значительной степени повысится мотив познавательной деятельности учащихся.
Также в современных экономических условиях каждый выпускник должен обладать высоким мастерством, что позволит ему быть конкурентоспособным на рынке труда, оперативно осваивать новшества, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, самостоятельно выбирать сферу деятельности, принимать ответственные решения и обеспечивать процессы саморазвития.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Концепция модернизации российского образования до 2010 года.
Сериков В. В. Личностно-ориентированный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград, 1995.
Якиманская И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения//Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 31—42.
Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.
Философский словарь. М., 1996.
СемушинаЛ. Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. М., 2001.
МелихедаЯ. И. Личностно-ориентированная технология обучения в условиях подготовительного отделения колледжа или вуза. М., 2000.
Лекторский В. А. Субъект, объект. Познание. М., 1980.
Эльконин Д.Б.Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии обучения и воспитания / Под ред. Г. С. Костина, П.Р.Чаматы. Киев, 1961.
Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника- М-, 1974.
Давыдов В.В., Маркова А К Концепция учебной деятельности школьников // Вопросы психологии. 1981. № 6.
Семушина Л.Г., Ступникова Л. П. Формирование аналитических проектировочных умений у учащихся средних специальных учебных заведений. М., 1994.
Богоявленская Л.Б. Интеллектуальная активность как проблей творчества. М., 1983.
Богоявленская Л.Б. Творческая личность: ее диагностика и содержание// Психологическая служба вуза: принцип, опыт работы. М., 1993. С. 56—57.
Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология человека. М, 1995.
КоссовБ.Б. Личность и педагогическая одаренность: новый метод – Москва-Воронеж, 1998.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-н/Д., 1996.
Петровский В. А Воспитатели и дети: источники роста. М., 1994.
23