СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реферат по теме: «Личностно-ориентированные технологии обучения в общеобразовательных учебных учреждениях при организации профильных кадетских классов

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реферат  по теме: «Личностно-ориентированные технологии обучения в общеобразовательных учебных учреждениях при организации профильных кадетских классов

Просмотр содержимого документа
«Реферат по теме: «Личностно-ориентированные технологии обучения в общеобразовательных учебных учреждениях при организации профильных кадетских классов»

Никонова Екатерина Сергеевна,

студентка 4 курса

Иркутского Государственного Лингвистического Университета


Тезисы доклада на городском семинаре «Работа школы по формированию гражданственности и патриотизма обучающихся» по теме «Личностно-ориентированные технологии обучения в общеобразовательных учебных учреждениях при организации профильных кадетских классов»


1. В новых социально-экономических условиях необходимо формировать активную личность, способную самостоятельно делать свой выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за пределы предписанных стандартными требованиями, осознанно оценивать свою деятельность на основе анализа. Задача эта приобретает особую актуальность на современном этапе развития системы образования, которая характеризуется альтернативными образовательными программами в многообразии типов и видов образовательных учреждений.

Личностно-ориентированные технологии обучения в общеобразовательных учебных учреждениях при организации профильных кадетских классов необходимо использовать и применять для того, чтобы, изучив особенности личности, характера, задатки и способности учащегося, понять, к чему он (учащийся) стремится, чего хочет достичь, и, зная его личные цели, заинтересовать процессом обучения настолько, чтобы учащийся сам стремился к приобретению новых знаний, умения и навыков.

2. При личностно-ориентированном подходе в образовании центром образования, обучения, воспитания выступает личность воспитанника.

3. Личностно-ориентированный подход в образовании - это взгляд на человека, представляющего собой определенную целостность, внутренне детерминирован­ную на субъекта, способного личностной позицией регули­ровать все свои другие жизненные отправления.

4. Суть личностно-ориентированной модели образования предпо­лагает такую педагогическую деятельность, которая состо­ит в работе с личностной сферой человека.

5. Целью личностно-ориентированного обра­зования является приобретение каждым учащимся опыта «быть лич­ностью, проявлять себя как личность».

6. Основным принципом личностно-ориентированного обучения является призна­ние личности ученика как обладателя таких важнейших черт как индивидуальность, направленность, активность, развитое самосознание, самоопределение и создание необходимых и достаточных условий для их развития.

7. Основные модели личностно-ориен­тированного подхода: социально-педагогическая модель, предметно-дидактическая модель, психологическая модель.

8. Для успешного внедрения личностно-ориентированной технологии обучения в общеобразовательных учебных учреждениях при организации профильных кадетских классов необходимо, чтобы в педагогическом коллективе сформировалась профессиональная направленность личности каждого отдельного педагога, которая должна проявляться в интересе к детям, к закономер­ностям и особенностям развития воспитанников, к возмож­ностям и результатам педагогического воздействия, к общению и совместной деятельности с детьми. Это опреде­ляет активный характер педагогической деятельности и яв­ляется, с одной стороны, залогом ее результативности, а с другой - создает чувство удовлетворенности профессио­нальной деятельностью.

9. Для определения места личностно-ориентированной технологии в учебном процессе необходимо исходить из того, что выбор или разработка техноло­гии преподавания конкретного курса осуществляется конкретным пре­подавателем на основе его личных педагогических убежде­ний и практических навыков и составляет его индивидуальный стиль педагогической деятельности.

10. В процессе обучения обычно реализуется несколько це­лей. На разных этапах развития систем обучения тем или иным целям отдавалось предпочтение, что обуслав­ливало возникновение новых технологий обучения или мо­дернизацию существующих. Поскольку перед учебным заведением стоят одновре­менно различные цели, то, как правило, в про­цессе обучения необходимо использование разных технологий. Выделяют информационно-развивающую технологию, развивающую технологию и личностно-ориентированную технологию.




























Утверждаю

Директор МОУ «МУК-2»

____________ Царев В.А.








Реферат

по теме: «Личностно-ориентированные технологии обучения в общеобразовательных учебных учреждениях при организации профильных кадетских классов»










Выполнил:

Студентка 4 курса ИГЛУ

Никонова Екатерина













Казань 2009


СОДЕРЖАНИЕ



1) Предпосылки внедрения личностно-ориентированной технологии обучения.

2) Сущность и цели личностно-ориентированной технологии обучения.

3) Роль педагога в личностно-ориентированной технологии обучения.

4) Технологии обучения в образовательном процессе общеобразовательных учебных заведений.

5) Личностно-ориентированные технологии обучения в общеобразовательных учебных заведениях.

6) Заключение

7) Список использованной литературы


































Предпосылки ВНЕДРЕНИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Учащиеся, выбирая профильные кадетские классы, остаются зачастую недостаточно активны в учебном процессе, подчас пренебрегая им, пропуская занятия по неуважительной причине, стараясь сдать экзамен с помощью шпаргалки, избегая выполнения необходимых заданий и т. д. Таким образом, каждому педагогу необходимо пробудить у учащихся тягу к сотрудничеству со взрослыми в роли заинтересованного лица в учебно-познавательной деятель­ности. А для этого необходима разработка и внедрение новых технологий, ориентированных на реализацию личностно-деятельного подхода в обучении, чтобы весь образовательный процесс стал ориентирован на цели развития личности, ее способностей, прежде всего познавательных.

Для разработки данных технологий представляется ориентировочный алгоритм действия:

  1. Анализ характеристик учащихся, отражающие возрастные и индивидуальные особенности, стремления, потенциальные возможности и жиз­ненную позицию.

  2. выявление возможностей проявления активности личности учащегося в учебном про­цессе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

  3. создание условий, необходимых для формирования качества активности.

  4. разработка технологии, ориентированной на формирование активности личности в обучении.

  5. внедрение разработанной технологии в повседневный образовательный процесс.






СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ

ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ


В новых социально-экономических условиях актуальной становится проблема формирования активной личности, способной самостоятельно делать свой выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за пределы пред­писанных стандартными требованиями, осознанно оцени­вать свою деятельность на основе анализа.

При личностно-ориентированном подходе в образовании центром образования, обучения, воспитания выступает личность воспитанника.

Личность - это ин­дивидуальный человек как субъект общественной жизни, об­щения, деятельности, своих собственных сил, способностей, потребностей, интересов, устремлений. Личность проявляет себя в деятельности, которая является специфическим спосо­бом человеческого бытия, активного отношения человека к миру, направленного на его целесообразное изменение и преобразование, осуществляется сознательно и охватывает разные формы человеческой активности.

Личностно-ориентированный подход в образовании это взгляд на человека, представляющего собой определенную целостность, внутренне детерминирован­ную на субъекта, способного личностной позицией регули­ровать все свои другие жизненные отправления.

Суть личностно-ориентированной модели образования предпо­лагает такую педагогическую деятельность, которая состо­ит в работе с личностной сферой человека, и этим противо­поставляется традиционной ориентированной на знания педагогике, которая направлена:

  • на постановку задачи пе­ред учениками,

  • организацию их деятельности с материа­лом,

  • работу с учащимися

  • проверку результатов их работы.

Целью личностно-ориентированного обра­зования является приобретение каждым учащимся опыта "быть лич­ностью, проявлять себя как личность".

К критериям проявления личности относится:

  • избирательность,

  • способность к рефлексии,

  • потребность искать смысл,

  • ста­новление чувства ответственности,

  • способность к волевой саморегуляции,

  • проявление творческого потенциала,

  • спо­собность человека быть автономным,

  • строить свое обще­ние с окружающим миром исходя из внутренних духовных установок.

базовыми принципами для включения педагога в ситуацию развития являются:

  1. Принцип контекстуальности - вхождение в контекст жизни ребенка.

  2. принцип диалога - сотрудничества ребенка с педагогом "на равных".

  3. принцип создания условий, в которых ребенок мог бы себя попробовать как личность, проявить себя.

Основные модели личностно-ориен­тированного подхода:

  1. социально-педагогическая модель - характе­ризуется выполнением социального заказа на воспитание личности с заранее заданными качествами, когда воздейст­вие осуществляется извне без интереса к самой личности;

  2. предметно-дидактическая модель - предполагает предметную дифференциацию, обеспечивающую индивидуальный подход в обучении, где средством индивидуализации являются знания с учетом их объективной трудности, новизны, уровня интегрирования;

  3. психологическая модель - своди­тся к признанию различий в познавательных способно­стях (обучаемости), способст­вующих развитию познавательной активности, познаватель­ных интересов и познавательных способностей;

образова­тельный процесс должен не только учитывать способности и возможности учащихся, но и, опираясь на них, макси­мально способствовать развитию личности; должен быть ориентирован на развитие личности. Усвоение учебного материала является двусторонним процессом, в котором результатом является овладение не только норма­тивной системой знаний и умений, но и способами деятель­ности учения. Через анализ процесса учения удается выйти на характери­стику познавательных способностей как личностных обра­зований.

Основным принципом личностно-ориентированного обучения является призна­ние личности ученика как обладателя таких важнейших черт как индивидуальность, направленность, активность, развитое самосознание, самоопределение и создание необходимых и достаточных условий для их развития.

Индивидуаль­ность - это обобщенная характеристика особенностей че­ловека, устойчивое проявление которых, их эффективная реализация в игре, учении, труде, спорте определяет инди­видуальный стиль деятельности как личностное образова­ние. Индивидуальность формируется на основе наследо­ванных природных задатков в процессе воспитания и одновременно, что является главным для человека, в ходе саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности. В обучении учет индивидуальности оз­начает раскрытие возможности максимального развития каждого ученика, создание ситуации раз­вития исходя из признания уникальности и неповторимо­сти психологических особенностей ученика.

Направленность - это устойчивая домини­рующая система мотивов, убеждений, вкусов, обуславли­вающая сознание и поведение человека;

Активность - это стремление расширять сферу своей деятельности, выходить за пределы ролевых предписаний, проявлять активное отношение к окружающему миру, направленное на его целесообразное изменение и преоб­разование;

Развитое самосознание - это система представлений о себе как о ЛИЧНОСТИ, которая формируется в процессе дея­тельности и общения и проявляется в самооценке, чувстве самоуважения, уровне притязаний. Развитое самосознание является побудительной силой для самообразования и са­мовоспитания.

Самоопределение - это сознательный акт утверждения собственных позиций, вы­бор конкретной определенной с точки зрения самосознания индивидуальной позиции в проблемных ситуациях.


РОЛЬ ПЕДАГОГА В ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ

ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ


В свою очередь, для успешного внедрения данной методики в процесс обучения необходимо, чтобы и у педагогического состава сформировалась профессиональная направленность личности педагога, которая должна проявляться в интересе:

  • к детям, к ребенку,

  • к закономер­ностям и особенностям развития воспитанников,

  • к возмож­ностям и результатам педагогического воздействия,

  • к общению и совместной деятельности с детьми.

Она опреде­ляет активный характер педагогической деятельности и яв­ляется, с одной стороны, залогом ее результативности, а с другой - создает чувство удовлетворенности профессио­нальной деятельностью.

Важным личностным качеством педагога является ак­тивность. Одной из предпо­сылок проявления активности педагога является:

  • психологическая готовность личности,

  • уровень развития ее самостоятельно­сти,

  • целеустремленность.

Активность предполагает наличие у человека творче­ского потенциала, то есть такого уровня развития общих и педагогических способностей, который создает возможно­сти личностного и профессионального роста.

Творческий педагог:

  • способен вырабатывать (проектировать или выби­рать) способы поведения или средства разрешения пробле­мы, наиболее соответствующие новой проблемной ситуа­ции;

  • готов к педагогическим инновациям и является их сози­дателем;

  • ищет но­вые пути и средства педагогического воздействия, беря за основу педагогическую теорию и практику,

  • обогащает педагогику.

Наличие и степень развитости названных качеств лич­ности педагога определяют его позицию в педагогическом взаимодействии и прямо влияют на качество и результаты его труда. Они обеспечивают:

  • осознание социальной значи­мости профессии педагога,

  • ответственность за результаты своего труда,

  • критическое (оценочное) отношение к собст­венной деятельности,

  • убежденность в силе педагогического влияния,

  • стремление добиться наилучших результатов на основе творческого подхода к выполнению своих обязан­ностей.




ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ


Под технологией обучения принято понимать проект и процесс педагогической деятельности, представляющие собой применение совокупности взаимосвязанных форм, методов и средств обучения для реализации заданного программами (государственными образовательными стандартами) учебного содержания и обеспечивающих наилучшее достижение тех или иных поставленных целей (в данном случае - развития личности в образовательном процессе).

Основными компонентами технологии обучения, является:

  • цели обучения,

  • его содер­жание,

  • организационные формы,

  • методы и средства обуче­ния.

Остановимся кратко на сущности этих понятий.

Цель обучения - это конечный желаемый результат, который нужно получить в процессе образовательной дея­тельности. Главный конечный результат образования выражается в запасе знаний, умений и навыков, в накоплении опыта получения знаний, в формировании ос­новных качеств и свойств личности.

Содержание обучения - это состав, содержание и структура учебной информации, предъявляемой учащимся, комплекс задач, заданий и упражнений, обеспечивающих формирование учебных умений и на­выков, накопление первоначального опыта получения и приобретения новых знаний. Содержание обучения в свернутом виде представлено в учебных планах (перечень учебных дисциплин и их объем в часах), в учебных программах (со­став и содержание основных учебных элементов, и пере­чень практических и лабораторных и работ), в раз­вернутом виде - в учебниках и учебных пособиях.

Организационные формы обучения (виды учебных заня­тий) - это устойчивые способы организации учебной дея­тельности, отличающиеся друг от друга ведущи­ми дидактическими целями, численностью и составом обучающихся, установленной продолжительностью, опре­деленным местом проведения, содержанием и характером деятельности обучаемых и обучающих.

К ним относятся:

  • уроки,

  • лекции,

  • семинары,

  • практические занятия,

  • консультации,

  • все виды контроля усвоения.


Методы обучения - это способы взаимосвязанной дея­тельности учителя и ученика, направленные на ов­ладение знаниями, умениями и навыками, на развитие по­знавательных способностей.

Средства обучения - это специально разработанные материальные или материализованные объекты, предна­значенные для повышения эффективности учебного про­цесса.


Для определения места личностно-ориентированной технологии в учебном процессе необходимо исходить из того, что выбор или разработка техноло­гии преподавания конкретного курса осуществляется конкретным пре­подавателем на основе его личных педагогических убежде­ний и практических навыков и составляет его индивидуальный стиль педагогической деятельности.

В процессе обучения обычно реализуется несколько це­лей, однако на разных этапах развития систем обучения тем или иным целям отдавалось предпочтение, что и обуслав­ливало возникновение новых технологий обучения или мо­дернизацию существующих.

Поскольку перед учебным заведением стоят одновре­менно различные цели, то, как правило, в про­цессе обучения необходимо использование разных технологий.

Разработке новой технологии, как правило, предшест­вует возникновение новых потребностей (целей) общества, научные открытия или результаты научных исследований в области психологии.

Выбор (разработка) технологии зависит от ряда факторов:

  1. приоритетности целей образования;

  2. специфики содержания обучения (учебного материала);

  3. состава учащихся (возраст, уровень подготовленно­сти, физическое состояние, количество обучающихся);

  4. уровня развития технической оснащенности учебно­го процесса.

Поскольку каждая технология направлена на эффективное дос­тижение поставленной цели, то, следовательно, и процесс разработки технологии обучения начинается с определе­ния (уточнения, выбора) цели (конечного результата обу­чения). Затем с учетом конечной цели осуществляется организация (структурирование) учебного материала, пре­дусмотренного учебной программой, и, наконец, выбор ор­ганизационных форм, методов и средств обучения.


а. Приоритетность целей образования.

Рассмотрим основные цели и соответствующие им тех­нологии обучения.

1. Информационно-развивающие технологии.

Ведущая цель - подготовка эрудированного человека, владеющего стройной системой знаний, обладающего большим запасом информации.

Ориентация при разработке техно­логий на формирование системы знаний, максимальное обогащение знаниями, запоминание и свободное оперирование знаниями.

Технологии включают в себя (в тех или иных сочетани­ях):

  • сообщение преподавателем учебной информации, лекционно-семинарский метод;

  • самостоятельное изучение литературы, программированное обучение;

  • применение новых информационных технологий для самостоятельно­го пополнения знаний, включая использование техниче­ских и электронных средств информации, в том числе и из международных фондов.

2. Развивающие технологии.

Ведущая цель - подготов­ка человека, способного проблемно мыслить, видеть, формулировать проблемы, выбирать способы и средства для их решения.

Ориентация при разработке технологий на формиро­вание и развитие проблемного мышления, мыслительной активности.

Технологии включают в себя проблемное обучение (в разных видах и сочетаниях):

  • проблемные лекции;

  • про­блемные семинары;

  • учебные дискуссии;

  • поисковые лабора­торные работы;

  • учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую работу, направленную на поиск реше­ния принципиально новых проблем;

  • организационно-деятельностные игры;

  • организацию коллективной мысли­тельной деятельности в малых и больших группах.

3. Личностно-ориентированные технологии.

Ведущая цель - ориентация на развитие актив­ности и самостоятельности личности в образовательном процессе, формирование в процессе обучения ак­тивной личности, способной самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятель­ность, стремящуюся к самореализации.

Ориентация при разработке технологии на развитие активности личности в учебном процессе.

Технологии включают в себя:

  • установление соотношения аудитор­ной и внеаудиторной самостоятельной работы в пользу последней и соответствующую организацию учебного про­цесса;

  • установление соотношения обязательных и электив­ных курсов и работ в пользу вторых и соответствующую организацию учебного процесса;

  • опережающую самостоятельную работу (предшествующую лекциям и семинарам, основанную на использовании информационных техноло­гий);

  • индивидуализацию обучения (более свободный вы­бор тем, работ, курсов; работу по индивидуальным учебным планам в своем темпе);

  • индивидуализированные формы контроля знаний и умений (индивидуальные собеседова­ния);

  • программированное обучение (каждый работает в своем темпе);

  • учебно-исследовательскую работу, организованную таким образом, чтобы учащийся испытывал потреб­ность в изучении литературы для решения намеченных за­дач (использование информационных технологий);

  • использование автоматизированных обучающих систем в образовательном процессе;

  • проективное образова­ние (предполагающее самостоятельное проектирование учащимся своего учебного процесса, своей образователь­ной траектории на основе учебного плана «по конкретной специальности с установлением своего темпа работы - обучение по индивидуальному учебному плану).

Преподаватель, как правило, разрабатывает свою техно­логию преподавания учебной дисциплины и каждого учеб­ного занятия с учетом ситуации. Он должен обоснованно выбирать технологии обучения, чтобы обеспечить наилуч­шее достижение поставленных целей.


б. Специфика содержания обучения (учебного материала)

Существенно важным при определении (выборе) тех­нологии является содержание учебной дисциплины. Так, все технологии обучения, основывающиеся на моделирова­нии учебной деятельности характерны в основном для учебных дисциплин специаль­ного цикла.


в. Состав учащихся

Среди признаков, определяющих выбор технологии, важное место занимают особенности состава обучающих­ся:

  1. их возраст (а отсюда - степень самостоятельности в ов­ладении содержанием и др. характеристики);

  2. уровень их подготовленности и развития (разные технологии обуче­ния в средних специальных и высших учебных заведениях, на первых и последующих этапах обучения);

  3. количество обучающихся в учебной группе (различие в технологии индивидуального обучения, обучения малыми группами, обучения в учебной группе, потоковое обучение, массовое обучение - заочное, по телевидению и т. п.);

  4. физическое состояние обучающих­ся - инвалиды, люди с ослабленным здоровьем (привлечение тех или иных средств с учетом их физических возмож­ностей);

  5. индивидуальные особенности – сироты, характер, склонности, усидчивость и т.д.


г. Уровень развития технической оснащенности учебно­го процесса

Уровень развития учебно-материальной базы также влияет на выбор или разработку технологии:

  • моделиро­вание профессиональной деятельности в учебном про­цессе возможно реализовать только тогда, когда можно имитировать соответствующую производственную си­туацию, имея необходимое оснащение в виде тренажеров и комплектов нормативной документации для каждого работающего индивидуально;

  • про­граммированное обучение возможно лишь при наличии соответствующего программного обеспечения.

  • применение новых информационных тех­нологий в учебном процессе возможно при наличии со­ответствующей базы данных или включении в общую сис­тему информатизации региона, страны.

Таким образом, возникновение новых средств обучения побуждает к соз­данию новых технологий с учетом возможностей их эф­фективного использования.


ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

ДЛЯ общеобразовательных учебных учреждений


В новых социально-экономических условиях необходимо формировать активную личность, способную самостоятельно делать свой выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за пределы предписанных стандартными требованиями, осознанно оценивать свою деятельность на основе анализа. Задача эта приобретает особую актуальность на современном этапе развития системы образования, которая характеризуется альтернативными образовательными программами в многообразии типов и видов образовательных учреждений.

Главной целью личностно-ориентированной технологии является развитие активности личности в учебном процессе, вклю­чающей такие компоненты, как

  • осознанность содержания учебного материала, форм и методов обучения;

  • проявление свободы выбора в образовательном про­цессе, которое определяется таким качеством, как из­бирательность;

  • стремление личности к самореализации в образова­нии, что проявляется в способности к самостоятельности в реализации намеченных целей, самоконтроле и самоанализе, в выходе за пределы предписанного.

Активность ученика задается способами организации познавательной деятельности "извне". Основным источ­ником становления и развития познавательной активности является не сам ученик, а организованное обучение. За уче­ником закрепляется роль познающего мир, но в специально организованных условиях. Активность личности как выражение ее субъектности в учебном процессе идет в на­правлении перехода стихийной активности в деятельность, т.е. адаптации к структурам, формам учебной деятельности. Этот процесс перехода от безличной активности к лично­стной определенности в деятельности представляет собой «путь отрешения предложенных личности задач к нахожде­нию ею самой внутренне значимых связей между ними, объединение их в единой потребности. Тем самым обеспе­чивается переход от деятельности ситуативной к деятель­ности по решению задач, поставленных самой личностью.

Таким образом, учебный процесс определяется характе­ром и уровнем развития совместной деятельности учителя и учащегося, обладающей такими сущностными свойства­ми, как целенаправленность, осознанность, предметность, и носящей преобразующий характер. Личность, ста­новясь субъектом учебной деятельности, занимает в ней ак­тивную творческую поисковую позицию, обнаруживает но­вые потенциальные возможности. В учебном процессе происходит систематическое и последовательное форми­рование таких личностных образований, как активность, самостоятельность, познавательный интерес, который под­водит обучающегося к активной позиции в учебной дея­тельности. Активность, как личностное образование, выра­жает особое состояние субъекта и его отношение к учебной деятельности (внимательность, расположенность, соуча­стие в общем процессе, реагирование на изменение обстоя­тельств). Активность выражает уровень и характер деятель­ности.

При планировании занятий предполагается, что личностно-ориентированная технология обучения охва­тывает всю структуру образования и предусмат­ривает создание определенного стиля образовательного процесса в учебном заведении, то есть применяется в каче­стве системы образовательной деятельности как по всему содержанию образования, так и в преподавании отдельных учебных дисциплин, используется как система на всем про­тяжении обучения с последовательным повышением степе­ни самостоятельности и предоставления свободы выбора по мере развития готовности и способности к самореализа­ции. При внедрении данной технологии необходимо учитывать планирование внесений измене­ний не только в формы, методы и средства обучения, но и в содержание образования и обучения в рамках Государст­венного образовательного стандарта.

Предполагается, что благодаря применению личностно-ориентированной технологии обучения повысится сте­пень активности личности в учебном процессе, которая на первых этапах может проявляться в повышении эмоцио­нальной активности, а затем в учебно-познавательной и волевой. Применение личностно-ориентированной техно­логии обучения возможно только в условиях педагогиче­ского сотрудничества учеников и учителей, в равной мере заинтересованных в положительном результате совместной деятельности.

Технология предполагает понимание и чувствование учащимся образовательного процесса как наполненного личностным смыслом и доставляющего личное удовлетво­рение от учебных занятий, а, следовательно, обеспечивает выход учащегося за пределы предписанного (занятия не по указанию преподавателя, а для удовлетворения собствен­ных познавательных потребностей и интересов).

Предлагаемая технология предполагает несомненное уважение со стороны учителя к учащемуся, заинтере­сованность в его образовательных успехах, личный ин­терес учителя к отношению учащихся к приобре­таемым знаниям, к их удовлетворенности учебными занятиями.

Учитывая эти общие характеристики, отражающие свойства возраста и жизненной позиции учащихся как со­циальной группы, необходимо помнить, что определяющи­ми в личностно-ориентированных технологиях являются индивидуальные особенности развития и субъектный опыт каждого учащегося. Разрабатываемая технология обуче­ния должна будет предусмотреть и общие и субъектные характеристики.

Поскольку в качестве главной цели разработки и реали­зации технологии обучения выступает развитие активно­сти личности в учебном процессе, то и способом измерения действенности разрабатываемой технологии, ее эффектив­ности является проявление активности и его динамика в ус­ловиях применения предлагаемой технологии.

Данная технология определяет для изучения такие группы методов, как:

  1. создание условий для свободы выбора в учебном про­цессе;

  2. опережающая самостоятельная работа;

  3. побуждение к рефлексии - самоанализу учебной деятельности, выявлению собственных затруднений и оши­бок;

  4. обучение умениям и навыкам путем «погружения» в деятельность;

  5. пси­хологическая поддержка в самоопределении.

Среди этих методов и приемов обучения выделяются следующие группы:

    • предоставление учащимся свободы выбора содержания обучения (предметы и спецсеминары по выбору, модульное содержание обучения, выбор тем докладов, рефератов, выбор литературы); свободы выбора форм и методов обучения, форм и методов контроля подготовленности; свободы выбора партнера для выполнения совместных заданий;

    • опережающая самостоятельная работа: самостоятельное изучение теоретического материала; выполнение отдельных практических заданий до получения соответствующих теоретических знаний с целью побуждения к самостоятельному поиску путей решения учебных задач; выбор и начало решения учебно-исследовательских задач на этапе начала обучения с целью формирования поисковой активности:

    • побуждение к рефлексии:

    • погружение в учебную деятельность;

    • психологическая поддержка в профессиональном и жизненном самоопределении.

Отправной точкой при рассмотрении данной проблемы является позиция о целостности педагогического процес­са, которая обусловлена не набором логико-когнитивных элементов (учебных предметов, тем, понятий, операций), а полнотой и уровнем личностных проявлений (функций) субъектов учебного процесса - избирательности, рефлек­сивности, внутренней свободы и ответственности, потреб­ности в поиске смысла, творчества в личностно значимой деятельности.

Новизна данной технологии видится в раз­работке личностно-ориентированной технологии обуче­ния применительно не только к общеобразовательной, но и профессиональной подготовке; не только к учебной, но и профессиональной деятельности; проблема решается при­менительно к разным возрастам обучающихся (ранняя юность и юность).

Главная проблема внедрения личностно-ориентированной технологии состоит в том, чтобы выявить те условия и возможности в конкретном учебном заведении, которые пробуди­ли бы активное участие личности учащегося в учебном про­цессе, его заинтересованное отношение к процессу овладения учебной деятельностью, стремление к росту компетентности, готовности и способ­ности к самореализации.

Именно наличие этих качеств позволит будущим выпускникам быть конкурентоспособными, мобильными, востребованными в новых экономических условиях.


Заключение

Главной задачей педагогических коллективов образовательных учреждений является подготовка выпускников, способных самостоятельно и осмысленно выбрать будущую профессию, чтобы впоследствии стать конкурентоспособных специалистом, востребованным на современном рынке труда.

Для ее решения, прежде всего, необходимо:

  1. Обеспечить учащихся высокими профессиональными знаниями, умениями и навыками, соответствующих требованиям государственного стандарта образования.

  2. Научить будущих выпускников применять полученные знания, умения и навыки в новых жизненных ситуациях.

Решение этих проблем и достигается при внедрении в учебный процесс личностно-ориентированную технологию обучения, сущностью которой является индивидуализированная система научных знаний и практических умений, оказывающих влияние на поведение человека с целью его изменения.

Личностно-ориентированная технология обучения при внедрении ее в процесс обучения достигается следующими путями:

  1. организацией самостоятельной работы на уроке, при которой разные группы учащихся (сильные, средние, слабые) получают отдельные задания;

  2. сочетанием фронтальной работы с индивидуальной, когда отдельные учащиеся получают дополнительные задания либо усложняющие общее, либо облегчающие восприятие нового материала, либо ликвидирующие пробелы в знаниях;

  3. различным объемом и уровнем домашних заданий.

Задача учителя - строить учебно-воспитательный процесс так чтобы, творчески применяя разнообразные формы и методы учебной работы, обеспечить практическую реализацию всех требований к содержанию обучения, благодаря которым в значительной степени повысится мотив познавательной деятельности учащихся.

Также в современных экономических условиях каждый выпускник должен обладать высоким мастерством, что позволит ему быть конкурентоспособным на рынке труда, оперативно осваивать новшества, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, самостоятельно выбирать сферу деятельности, принимать ответственные решения и обеспечивать процессы саморазвития.





СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Концепция модернизации российского образования до 2010 года.

  2. Сериков В. В. Личностно-ориентированный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград, 1995.

  3. Якиманская И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения//Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 31—42.

  4. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.

  5. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обу­чение в современной школе. М., 1996.

  6. Философский словарь. М., 1996.

  7. СемушинаЛ. Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и техно­логии обучения в средних специальных учебных заведениях. М., 2001.

  8. МелихедаЯ. И. Личностно-ориентированная техноло­гия обучения в условиях подготовительного отделения колледжа или вуза. М., 2000.

  9. Лекторский В. А. Субъект, объект. Познание. М., 1980.

  10. Эльконин Д.Б.Психологические вопросы формиро­вания учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии обучения и воспитания / Под ред. Г. С. Костина, П.Р.Чаматы. Киев, 1961.

  11. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника- М-, 1974.

  12. Давыдов В.В., Маркова А К Концепция учебной дея­тельности школьников // Вопросы психологии. 1981. № 6.

  13. Семушина Л.Г., Ступникова Л. П. Формирование аналитических проектировочных умений у учащихся средних специальных учебных заведений. М., 1994.

  14. Богоявленская Л.Б. Интеллектуальная активность как проблей творчества. М., 1983.

  15. Богоявленская Л.Б. Творческая личность: ее диагностика и содержание// Психологическая служба вуза: прин­цип, опыт работы. М., 1993. С. 56—57.

  16. Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология человека. М, 1995.

  17. КоссовБ.Б. Личность и педагогическая одаренность: новый метод – Москва-Воронеж, 1998.

  18. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-н/Д., 1996.

  19. Петровский В. А Воспитатели и дети: источники роста. М., 1994.












23