Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Школа № 44 с углубленным изучением отдельных предметов
Советского района г.Нижнего Новгорода
Научное общество учащихся
Референдум в Шотландии: второй раунд?
Выполнила: Елисеева Екатерина,
ученица 11 а класса
Научный руководитель:
Яковлева Галина Константиновна
Н.Новгород
2017
Содержание
Введение 3
Глава 1. 5
1.1. История взаимоотношений Англии и Шотландии 5
1.2.Самостоятельность Шотландии в составе Великобритании 10
1.2.1. Парламент 10
1.2.2.Образование 11
1.2.3. Язык 12
1.2.4. Церковь 12
Глава 2 14
2.1. Социально-экономические причины стремления к независимости 14
2.2. Референдум о независимости Шотландии 16
2.3. Шотландия и «Brexit» 19
2.3.1. Отношение к итогам референдума 19
2.3.2. Брексит и экономика Шотландии 20
2.4. Второй раунд? 21
Заключение 23
Список литературы 24
Введение
Политические события 2014, в ходе которых Шотландия, Каталония и Крым открыто заявили об их стремлении к независимости, высказались о желании отделиться от существующих держав и предприняли определенные шаги к реализации этого желания, поставили ученых, политиков и общественность в условия необходимости решения непростой задачи: реального воплощения принципа свободы нации на самоопределение.Поэтому изучение вопросов независимости народов является, несомненно, весьма актуальным.
Самоопределение трактуется как право этноса на коллективный выбор своей общей судьбы, либо право на выбор и изменение своего статуса внутри полиэтнического государства: от возможности создания культурной или территориальной автономии до образования своего собственного государства.
Необходимо отметить, что формы самоопределения могут быть различными. Декларация «О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества в соответствии с Уставом ООН» (1970 г.) выделяет следующие формы самоопределения наций:
- создание суверенного и независимого государства;
- свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним;
- установление любого другого политического статуса, определенного народом.
Еще одной формой самоопределения наций является автономия. На рубеже веков и столетий данный способ самоопределений наций стал лидировать и использовать в мировой практике гораздо чаще, чем создание суверенных государств или присоединение к другим независимым странам, по причине его миротворческой направленности.
Существует определённое противоречие между проведением в жизнь права народов на самоопределение и принципом территориальной целостности государства, гласящим, что территория государства не может быть изменена без его согласия. Неспособность сторон найти мирное решение такого противоречия приводит к усугублению национальных конфликтов, зачастую перерастающих в военное противостояние. При этом представители центральной государственной власти обычно приводят в качестве аргумента в защиту своей позиции утверждение о приоритете принципа территориальной целостности по отношению к праву на национальное самоопределение.
Предметом данного исследования был выбран вопрос о независимости Шотландии, всенародное голосование по которому было проведено 18 сентября 2014 г.
Следует отметить, что Шотландия во многом занимает уникальное положение в Соединённом Королевстве, что связано с историей её объединения с Англией и участием в работе общегосударственного парламента при сохранении своей административной и судебной системы. А так как административные и политические системы двух стран оставались отличными, то создавался надёжный базис сохранения национальных сил в Шотландии.
Именно эти национальные силы заметно активизировались с появлением на политической арене человека, активно выступающего за независимость Шотландии, Алекса Салмонда (занимающего посты лидера Шотландской Национальной партии и с 2007 по 2015гг. первого министра Шотландии). Усиление сепаратистских настроений привело к проведению референдума о суверенитете Шотландии.
Глава 1. 1.1. История взаимоотношений Англии и Шотландии Шотландское королевство окончательно сформировалось к концу XIII века. Историки называют его "королевством Альба", чтобы отделить этот период истории Шотландии от последующего, в котором превалирующую роль играли Стюарты.
Последний альбийский король Александр III скончался в 1286 году, не оставив наследника мужского пола.
Единственной прямой наследницей оказалась Маргарита, дева Норвежская, внучка Александра от его единственной дочери, дочь норвежского короля Эрика II.
Лорды-протекторы Шотландии заключили договор с королем Англии Эдвардом I, решив выдать Маргариту замуж за его сына, Эдварда Карнарвонского Плантагенета – с условием, что их будущие дети будут править Англией и Шотландией вместе.
Однако Маргарита до Англии с Шотландией, она тяжело заболела во время морского путешествия из Норвегии и скончалась, едва ступив на землю Оркнейских островов.
Шотландия осталась без законного короля.
Угроза гражданской войны становилась реальностью, шотландцы не могли решить, кого же сделать королем. В результате они обратились к королю Англии Эдварду I с просьбой сделать за них этот выбор.
Английский король выбрал Джона Баллиола, который и стал королем шотландским. Именно у Баллиола были самые серьезные права на престол: он являлся прямым потомком короля Шотландии Дэвида I, хотя и по женской линии.
В силу предварительной договоренности, новоиспеченному шотландскому королю пришлось присягать на верность королю английскому. Эдвард немедленно потребовал, чтобы шотландцы помогли ему сражаться с французами. Шотландцы же решили договоренностей не исполнять и, вместо того чтобы скрестить с французами мечи и копья, заключили с ними союз против самих англичан.
В конце концов, английские войска наголову разбили шотландцев, Эдвард заточил Джона Баллиола в Тауэр (где тот и умер) и присоединил к своим владениям земли шотландской короны.
Английский король решил окончательно подорвать надежды северных соседей на независимость: в 1296 году он увез в Лондон священный Скунский камень – огромный кусок песчаника, служивший коронационным троном шотландских королей.
Решив лишить скоттов священных основ государственности, он приказал встроить камень в подножье своего собственного трона. На Скунском камне последовательно восседали все английские, а позднее и британские короли и королевы.
В результате непрерывных войн шотландцам удалось отвоевать свою независимость только к 1328 году. В конце 14 века власти пришла династия Стюартов. Время было непростое: междоусобицы заметно ослабили авторитет центральной власти, и шотландские бароны чувствовали себя абсолютно независимыми правителями и нисколько не желали подчиняться верховной власти. Ситуация осложнялась и непростыми отношениями с ближайшим соседом – Англией, чьи короли не оставляли попыток прибрать к рукам Шотландию. Отношения обоих государств постоянно балансировали на грани войны. Первой задачей, которую поставил перед собой Роберт II, стало сопротивление англичанам и ограничение вольностей собственных вассалов. Но сил у первого Стюарта зачастую хватало лишь на то, чтобы пассивно наблюдать за кровопролитными междоусобицами шотландских кланов, испокон веков отличавшихся повышенной воинственностью.
Во время правления Стюартов между Англией и Шотландией шли непрекращающиеся войны и приграничные сражения. В середине 16 века прервалась мужская линия рода, и Мария Стюарт, дочь последнего Стюарта, стала наследницей престола. Позже она была казнена в Англии за попытку свержения Елизаветы 1.
Следующее "объединение" Англии и Шотландии произошло после смерти Елизаветы I. Она была бездетна, и король Шотландии Яков VI (сын Марии Стюарт и Генри Дарнлея) фактически получил Англию в наследство, став английским королем Яковом I.
Он с детства мечтал стать королем Англии и сделал все, чтобы его признали наследником бездетной Елизаветы Тюдор. Яков VI с удивительной ловкостью управлялся как с католиками (обещая покровительство и восстановление отношений с католическими державами), так и с протестантами (обязуясь и впредь поддерживать хорошие отношения с Англией). В 1603–1625 годах Яков правил Англией, Шотландией, а также частью Ирландии. Именно он положил начало объединению Англии и Шотландии в одно государство. Но полного объединения двух стран в его правление так и не состоялось: шотландцы по-прежнему имели свой парламент, свои законы и чеканили свою монету.
Якову наследовал его сын Карл I, который, проиграв гражданскую войну, потерял королевство, свободу и голову. Потом был Кромвель и реставрация, Яков II, принявший католичество, и его изгнание и приглашение на британский престол Вильгельма Оранского с его женой Марией Стюарт. Именно в их правление с попустительства английского короля произошло одно из самых мрачных событий в истории двух народов, о котором помнят в Шотландии до сих пор: резня в Гленко.
В 1707 году парламенты Англии и Шотландии одновременно приняли указы о самороспуске и создании объединенного парламента, местонахождением которого определили Вестминстер. Был подписан «Акт об Унии», в результате чего было образовано королевство Великобритания. Попытки создать объединенный парламент предпринимались и ранее, однако впервые исторические обстоятельства сложились так, что в обеих странах появилась мощная общественная поддержка в пользу объединения.
Горцы в течение нескольких веков отстаивали свою независимость. Среди населения Шотландии осталось немало сторонников свергнутой династии Стюартов. Имели место несколько попыток ее восстановления. Однако якобитское движение не вызвало особой поддержки в Англии. В 1745 году английской армией был разгромлен военный поход на Лондон принца Чарльза Эдуарда Стюарта. Это был последний исторический эпизод, когда шотландцы с оружием поднялись на защиту своих вольностей. После разгрома Чарли, горцы были разоружены, традиционная одежда – клетчатые пледы и килты– запрещены и даже волынки были объявлены как орудие войны, остались “язык и бедность”.
Спустя несколько десятилетий после свершившегося факта объединения двух стран национальный поэт Шотландии Роберт Бернс писал так: " Взгляд, конечно, романтический и непримиримый, но в целом соответствовавший фактам. Из Лондона в Эдинбург были отправлены десятки тысяч фунтов, чтобы возместить шотландским парламентариям потенциальные финансовые потери от объединения и на выплату им пенсий.
Более 300 лет прошло относительно спокойно. И вот снова встал вопрос о независимости. И на первое место опять выплыл финансовый вопрос.
В 1921образовалась Шотландская национальная лига. Изначально она не поддерживала полной независимости Шотландии, а лишь стремилась расширить её самоуправление. В то время полная независимость считалась маловероятной. Однако открытие в 70-х годах нефтяных месторождений в Северном море у восточного побережья Шотландии активизировало дебаты о полном суверенитете Шотландии.
В 1979г. состоялся первый референдум о деволюции — создании специального законодательного органа в Шотландии, впрочем, полномочия нового органа государственной власти были серьёзно ограничены. За создание Шотландской ассамблеи проголосовало 51,62 % избирателей, против 48,38 %. Несмотря на победу, лейбористское правительство Великобритании отказалось признать результаты референдума, считая, что столь малый перевес не отражает полноты мнения жителей Шотландии. К тому же по условиям референдума для создания парламента нужны были голоса 40 % жителей Шотландии, при общей явке в 63,6 %, оказалось, что только 32,9 % проголосовали «Да». Отказ правительства в создании Шотландкой ассамблеи привёл к политическому кризису, часть депутатов от Шотландии выразило вотум недоверия Правительству Великобритании. В результате правительство было отправлено в отставку, на майских выборах 1979 года уверенную победу одержала Консервативная партия во главе с Маргарет Тэтчер. Вопрос о создании Шотландского парламента был отложен на долгие 20 лет.
В 1997 году, на всенародном опросе 75% жителей Шотландии высказались за необходимость собственного парламента, а в 1998 году указом королевы шотландский парламент был создан. Учитывая унитарную форму территориального устройства Королевства Великобритания, эту меру можно считать серьезной уступкой со стороны государства, небольшим движением к федерализму. По данным переписи населения Шотландии и Великобритании 2001 года наблюдалось 11-ти процентное сокращение численности носителей по сравнению с 1991 годом, следовательно, шотландский язык находился в серьезной опасности. Поэтому в 2005 году был подписан документ, по которому гэльский язык приобретал статус официального в Шотландии, и была открыта первая средняя школа, где обучение ведется исключительно на шотландском языке.
1.2.Самостоятельность Шотландии в составе Великобритании
В настоящее время Шотландия обладает значительной автономией в Великобритании: она имеет собственный Парламент (в отличие от Уэльса и Северной Ирландии), собственное внутреннее законодательство, основанное на континентальной римской системе права (в отличие от английского прецедентного права), свою религию (кальвинизм, разновидность протестантства), язык (гэльский) и собственную систему судоустройства, образования, здравоохранения и социального обеспечения.
1.2.1. Парламент В компетенцию современного парламента Шотландии входят вопросы, делегированные ему парламентом Великобритании, которые касаются внутренних вопросов Шотландии без права решать вопросы внешнеполитические и внешнеэкономические. Согласно информационному буклету парламента Шотландии компетенция распределена следующим образом.
Что входит в компетенцию парламента Шотландии (devolved matters)
Управление локальными государственными службами Великобритании на территории Шотландии в областях: образования, здравоохранения, сельского хозяйства, охраны окружающей среды, транспорта, туризма, а также юстиции. В этих сферах парламент обладает правом издания законов, обязательных к исполнению на территории Шотландии, но без права распоряжения бюджетами социальных фондов Великобритании (см. ниже)
Управления ставкой подоходного налога на территории Шотландии, но не более чем в пределах 3%
С 2014 года в связи с отказом Шотландии от выхода из состава Великобритании полномочия Парламента Шотландии были расширены в части права создавать локальные налоги и производить расходы из бюджетов ими пополняемыми, а также получил право на управление субсидиями в области здравоохранения. При этом 70% налоговой базы в Шотландии остается под законодательным контролем Парламента Великобритании, в то время как доходная часть по налоговым обязательствам правительства Шотландии, покрываемая за счет целевой денежной субсидии из казначейства Великобритании сократится почти вдвое - с 60% до 35%.
Что не входит в компетенцию парламента Шотландии и находится в исключительной компетенции Парламента Великобритании (reserved matters)
Любые международные договора Великобритании
Иммиграционное законодательство, определяющее право въезда в Великобританию, в том числе через границу Шотландии
До 2014 года управление бюджетами всех социальных выплат населению на территории Шотландии, с 2014 года управление субсидиями на здравоохранение передано в полномочия Парламента Шотландии
Вопросы обороны
Кроме этого, Парламент Великобритании наделен правом отмены любого закона, принятого Парламентом Шотландии, если в этом возникнет необходимость
1.2.2.Образование
Образование наряду с законом и пресвитерианской церковью является частью "старого триединства" (oldtrinity), на котором строится шотландский уклад жизни.
Образованию в Шотландии придается первостепенная важность. У шотландского образования долгая и славная история. Еще в 1496 году был принята система обязательного обучения с шести лет.
Фундаментальное отличие шотландской образовательной системы от английской состоит в том, что в программу включено больше предметов. На этапе Highers (первый год A-level) шотландцы изучают от 4-6 предметов, в то время как в английской их всего 3-4. Это способствует повышению уровня общей эрудиции шотландских школьников без преждевременного навязывания им узкой специализации.
Еще одно отличие шотладской системы обучения от английской – в университет можно поступать сразу после Highers (первый год A-level), и вовсе не обязательно заканчивать программу AdvancedHighers (второй год A-level). Таким образом, шотландские ученики заканчивают школу годом раньше, но учеба в университете длится на год больше, чем у англичан — не три года, а четыре. Для зачисления в большинство шотландских вузов абитуриенту необходимо успешно сдать минимум четыре экзамена Highers, а вот для поступления на особо престижные факультеты или в университеты с более высоким рейтингом нужно предоставить результаты пяти экзаменов Highers.
1.2.3. Язык
В настоящее время в Великобритании нет официально принятого государственного языка, однако на территории Шотландии используются три языка – английский (который де–факто является главным), шотландский гэльский и англо–шотландский (скотс). Шотландский гэльский и англо-шотландский языки были официально признаны в 1992 г. Европейской хартией региональных языков и языков меньшинств, которую в 2001 г. ратифицировало правительство Великобритании.
1.2.4. Церковь
Церковь Шотландии – национальная пресвитерианская церковь, возникшая в эпоху Реформации.
В отличие от Церкви Англии, Церковь Шотландии не подчинена государству и, являясь национальной по своему характеру, юридически не признается «государственной церковью». Монарх Великобритании не является главой шотландской церкви, как, впрочем, и английской (хотя в Церкви Англии он является верховным правителем, главным распорядителем имущества). При коронации монарх обязан приносить клятву защищать безопасность Церкви Шотландии. На заседаниях генеральной ассамблеи, высшего органа управления Церкви Шотландии, королеву представляет лорд Верховный комиссар, имеющий, однако, чисто представительские функции.
Церковь Шотландии также является крупнейшим институтом социальной поддержки различных групп населения страны, включая престарелых, зависимых от алкоголя и наркотиков, душевнобольных и бездомных.
Церковь Шотландии исторически всегда активно участвовала в политической жизни страны. В настоящее время в церкви действует специальный комитет по отношениям между церковью и обществом. Церковь выступает резко против программ ядерного вооружения, поддерживает передачу части функций центральной администрации Великобритании на региональный и местный уровни, активно участвовала в движении за расширение шотландской автономии, приведшем к воссозданию в 1997 г. парламента Шотландии.
Глава 2
2.1. Социально-экономические причины стремления к независимости
С появлением на политической арене человека, активно выступающего за независимость Шотландии, Алекса Салмонда (занимающего посты лидера Шотландской Национальной партии и с 2007 по 2015 г. первого министра Шотландии), сепаратизм нации усилился. Анализ данных по возможностям экономической успешности нового независимого государства дает право утверждать, что у Шотландии были бы все шансы на динамическое развитие. Она «обладает большими запасами нефти и природного газа в Северном море, на её долю приходится 85% нефтяных месторождений Великобритании.
"Запасы шотландской нефти огромны, - сообщается на сайте Independent Scotland, созданном в поддержку кампании за отделение. - Большинство нефтяных доходов идут в Вестминстер. Шотландцы станут одной и богатейших наций в Европе, если отделятся".
В Шотландии находятся бассейны каменного угля, простирающиеся цепочкой от западного до восточного края Средне–Шотландской низменности. Объём запасов угля оценивается в 13,5 млрд тонн. В морях Шотландии водится 250 тысяч видов рыб».
В Соединенном Королевстве наблюдаются значительные различия между регионами по уровню развития экономики. Самым богатым по уровню ВВП на душу населения является юго-восток Англии и Шотландии.
В 2012 году шотландское правительство опубликовало статистические данные, из которых следует, что с учетом нефтегазовых доходов уровень ВВП на душу населения в Шотландии с 1980 года оказывается в среднем на 14,34 процента выше, чем в других частях королевства. С момента прихода SNL к власти в 2007 году разрыв с Великобританией по уровню ВВП вырос до 16,62 процента, или 3804 фунтов.
Как видно из представленных диаграмм, экономическое положение Шотландии на момент 2014 года было лучше, чем в целом Соединенного Королевство по показателям безработицы, росту ВВП и дефициту бюджета.


Открытие месторождений в Северном море у восточного побережья Шотландии активизировало дебаты о полном суверенитете Шотландии. Шотландская национальная партия запустила программу «Это шотландская нефть», считая, что открытие месторождений нефти может послужить независимости Шотландии, и средства, вырученные за нефть, могут пойти на пользу одной Шотландии, а не всему Соединённому Королевству.
Среди плюсов независимости выделяют:
Принцип самоопределения – шотландцы сами будут решать все вопросы касательно Шотландии.
Контроль за обороной и внешней политикой – означает, что Шотландия впредь сама будет выбирать вступать, или не вступать в какие–либо международные организации
Безъядерный статус.
Контроль над добычей нефти в Северном море у границ Шотландии, большая часть денег будет оставаться в Шотландии, а не переходить в бюджет Великобритании.
Форма правления — шотландцы сами могут выбрать, оставаться им монархией или выбрать республиканскую форму правления.
Повышение благосостояния населения - националисты полагают, что в случае отделения шотландцы смогут увеличить уровень доходов населения на 1000 фунтов в год на душу.
2.2. Референдум о независимости Шотландии
Нужно отметить, что Великобритания достойно выглядит на фоне стремлений народов к независимости. Запреты, угрозы и изменения нормативно-правовой базы, способные помешать проведению референдума, отсутствуют. Власть идет на компромисс, воспринимает претензии, ведет переговоры, несмотря на всю опасность возможности отделения одной территориальной единицы государства. Зная об исторических противоречиях Северной Ирландии и Великобритании, нетрудно предположить, что вслед за Шотландией мог бы возникнуть следующий прецедент. Итогом такой примирительной политики становится «Эдинбургское соглашение», предполагающее проведение референдума осенью 2014 года.
Референдум по вопросу о независимости Шотландии прошёл 18 сентября 2014 года. Гражданам Великобритании и Европейского Союза, постоянно проживающим в Шотландии, было предложено ответить «да» или «нет» на вопрос: «Должна ли Шотландия стать независимой страной?».
Предварительные опросы населения в 2014 году предрекали победу противникам независимости. С приближением даты референдума наблюдается нивелирование разницы между сторонниками и противниками независимости, а 5–6 сентября впервые более половины опрошенных высказались за независимость.
Противостоящие объединения:
Yes Scotland (“Да, Шотландия”), сторонники отделения: группа объединяет Шотландскую Националистическую партию (SNP), Шотландскую партию Зеленых и Шотландскую Социалистическую партию.
Better Together (“Лучше вместе”), “юнионисты” – альянс шотландских отделений общебританских партий: консерваторов, лейбористов и либеральных демократов.
Число зарегистрированных избирателей составило 4 миллиона 285 тысяч 323 человека. Это более 97 % шотландцев старше 16 лет.

По окончательным результатам, за независимость Шотландии высказались 44,7 % избирателей (1,617,989 человек), против – 55,3 % (2,001,926). Явка составила 84,5 %. Таким образом, Шотландия осталась в составе Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Многие аналитики считают, что те, кто голосовали против, больше всего боялись экономических последствий. Для них сама целостность Великобритании не слишком важна. На итог голосования достаточно сильно повлияла пропаганда банков, которые заявили, что они готовы уйти из Шотландии, если она станет независимой.
Шотландцев предупредили, что в случае отделения от Великобритании «остаться» в ЕС страна не сможет, ей придется вступать туда по всем правилам как отдельному государству. Евросоюз таким образом дал понять, что не намерен поощрять сепаратистские тенденции на своей территории. То же самое заявили в НАТО: вступать в Североатлантический альянс Шотландии тоже придётся с нуля. Причём с НАТО дело обстоит гораздо сложнее: в Шотландии расположена военно-морская база, где находится атомный подводный флот Великобритании.
Эти данные нельзя считать вполне внушительными в перспективе, ведь расширение демократических постулатов в современном мире только увеличивают вероятность появления новых сторонников независимости.
Следует отметить значительные положительные результаты всенародного голосования. Желая сохранить целостность государства Правительство приняло план действий по расширению финансовых полномочий Шотландии, а премьер-министр Дэвид Кэмерон пообещал предоставить широкую автономию, которая только возможна в рамках одного государства.
2.3. Шотландия и «Brexit»
2.3.1. Отношение к итогам референдума На референдуме по вопросу выхода Великобритании из Евросоюза с минимальным отрывом победили сторонники Brexit. Отказ от членства в рядах ЕС поддержали 51,9% проголосовавших. В Шотландии 62% голосовавших высказались против выхода из ЕС.
В интервью по итогам референдума Первый министр Стреджен отметила, что Шотландию выводят из ЕС против воли ее населения, что категорически неприемлемо. По ее словам, «Brexit» неизбежно повлечет за собой "глубоко разрушительные и болезненные последствия».
Она также сообщила, что шотландские парламентарии "могут попробовать" блокировать выход Великобритании из Евросоюза.
Однако полномочия парламента Шотландии не позволяют накладывать вето ("отказывать в законодательном одобрении") на любые межгосударственные соглашения Великобритания в том числе на соглашения на заключение или расторжения договора с Евросоюзом по итогам Референдума "BREXIT". Депутат парламента Шотландии от Консервативной партии, профессор юриспруденции конституционного права Адам Томкинс комментируя скоропалительные заявления СМИ относительно возможности наложения "вето" на итоги общебританского референдума, назвал их "чепухой" и непониманием журналистов, отметив при этом, Парламент Великобритании лишь обязан будет принять к сведению заявление Шотландского парламента, как таковое, но, в силу превалирования приоритета верховенства власти в Соединенном королевстве за Парламентом Великобритании, последний не будет обязан рассматривать или же принимать какие-либо решения по такому заявлению
2.3.2. Брексит и экономика Шотландии The Fraser of Allander Institute (FAI) сообщил шотландскому парламенту, что «жесткий Брексит» станет настоящей трагедией для национальной экономики. Страна рискует заплатить слишком высокую цену за выход из ЕС - около 2000 £ с человека она также лишится до 30 000 рабочих мест. Потеряв выход на единый рынок ЕС, Шотландия столкнется с сокращением экономики на более чем 5% или £ 8 млрд. в течение ближайших 10 лет. При этом и на сегодняшний день годовой дефицит бюджета Шотландии составляет £ 15 млрд.
Зарплаты тех, кто останется работать, будут падать на 3-4% ежегодно (£ 800-1200).
Поэтому лидеры Шотландии во главе с первым министром Н. Сарджент разработали свой национальный план, который смог бы защитить экономические и социальные интересы страны и народа. В основе этого плана лежит идея о сохранении присутствия Шотландии в едином экономическом пространстве Европы. Это позволит сохранить уровень шотландского экспорта в страны Европы, который в 2014 году принес экономике 11,6 млрд. фунтов и обеспечил 300.000 рабочих мест. Членство в едином рынке и Таможенном союзе означает также охранение объема внешних инвестиций в экономику, науку и образование.
Большое значение для Шотландии имеет миграция трудовых ресурсов. В ближайшие 10 лет планировалось получить рост населения страны на 90% за счет миграции. По расчетам аналитиков при полном отсутствии миграции (что предполагается при «жестком» Брексите) население вырастет только на 3%, количество трудоспособного населения в возрасте 16-64 года упадет на 9% при росте граждан пенсионного возраста на 53%.
Сохранение Шотландией членства в едином рынке позволит ей также гарантировать социальные права своих граждан, осуществлять меры по защите окружающей среды, продолжать сотрудничество с европейскими организациями в гуманитарной сфере.
В целом, данный план позволит заметно снизить социально-экономические риски, связанные с выходом Британии из ЕС, а в перспективе облегчить переход Шотландии в статус независимого государства – члена ЕС, если в будущем ее граждане примут решение о суверенитете.
Руководство Шотландии обратилось к Правительству Великобритании с просьбой учитывать ее национальные интересы при проведении переговоров по Брекситу и рассмотреть вопрос об особом статусе для Шотландии в случае полного и безоговорочного выхода Соединенного Королевства из ЕС.
Идею о возможности сохранения членства Британии в едином рынке разделяют не только в Шотландии. Так, исследования общественного мнения, опубликованные в газете TheIndependent, показывают, что большинство граждан поддерживают вариант «мягкого» Брексита, который предполагает уступки в вопросах иммиграции взамен сохранения членства в общем рынке.
2.4. Второй раунд?
Шотландия может провести еще один референдум о независимости в первой половине 2017 года.Об этом заявила первый министр Шотландии Никола Стерджен в интервью ВВС.
По ее словам, это возможно, если правительство Великобритании начнет переговоры о выходе из ЕС, не учитывая интересы Шотландии.
На референдуме 2014 года Шотландия проголосовала за то, чтобы остаться в составе Великобритании. Но после нынешнего британского референдума, когда британцы проголосовали за выход из ЕС, Соединенное Королевство, по словам Стерджен, «перестало быть той страной, в которой шотландцы тогда решили остаться».
Она также отметила, что Шотландия вправе одновременно остаться как в составе Соединенного Королевства, так и в составе Европейского союза.
Нынешняя премьер-министр Великобритании Тереза Мэй отрицает возможность пересмотра результатов референдума о выходе Великобритании из ЕС. Это обостряет противоречия с властями Шотландии.
Однако не все в Шотландии считают правильным проведение еще одного плебисцита о независимости региона. Лидер шотландских консерваторов Рут Дэвидсон заявила, что разделяет разочарование Стерджен итогами референдума о Brexit, но не считает это достаточной причиной для проведения нового голосования о выходе Шотландии из состава Соединенного Королевства. Выход Шотландии из Соединенного Королевства вместе с выходом Великобритании из ЕС может окончательно смешать все карты. Понятно, что в краткосрочной перспективе последствия будут негативными, весь этот хаос будет негативно отзываться на экономическом росте не только в Великобритании, но и во всем мире, хотя Великобритания и останется членом «Большой семерки».
При реализации в будущем таких негативных для Великобритании сценариев, как выход из ее состава Шотландии, высока вероятность перераспределения долей квот и голосов в пользу вышедшей из-под суверенитета части страны. По предварительным оценкам это приведет к немедленному скачку показателя валового государственного долга Великобритании к ВВП на 9,5%.
Между тем в британской прессе существуют предположения, что выход Шотландии из состава Великобритании может иметь серьезные последствия для всей Европы. Речь прежде всего идет о Каталонии, депутаты которой уже приняли закон о выходе из состава Испании.
Заключение
Стремление к независимости у шотландцев имеет как весьма серьезные исторические корни, так и серьезные экономические причины.
Результаты референдума спровоцировали обострения во внутренних британских отношениях. Вопреки тому, что 62% населения Шотландии проголосовали за то, чтобы остаться в Евросоюзе, «brexit» погрузил регион в противоречия с остальной частью королевства, возродив новые дискуссии о независимости и поиске идентичности.
Но многие и в Шотландии, и в Лондоне сомневаются, что новый референдум о независимости вообще состоится. Власти Шотландии не могут просто так взять и объявить его: нет достаточных законных оснований, и понадобится политическое, общее с Лондоном решение - как и в случае с референдумом 2014 года.
Шотландцы достаточно четко обозначили свою позицию, однозначно выразив желание остаться в Евросоюзе, и он приветствует их решение. Большая часть населения видит свое будущее как часть общей европейской системы. Поэтому сейчас следующий референдум о независимости Шотландии становится все более вероятным, т.к. решение Великобритании выйти из членства в Евросоюзе станет своего рода ключевым моментом на пути к повторному плебисциту.
Список литературы
1. Проект "Как уживаются языки Великобритании?"/Хоптяр Наталия Александровна//http://festival.1september.ru/articles/652075/
2. Статья. Шотландия и Англия: "Наш дорогой извечный враг"/ Яна Литвинова/ http://www.bbc.com/russian/uk/2014/09/140908_scotland_history
3. Научная статья. НЕЗАВИСИМОСТЬ ШОТЛАНДИИ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ/ МИКЛУХО Е.В.,СУББОТИНА И.А.//http://cyberleninka.ru/article/n/nezavisimost-shotlandii-mify-i-realnost
4. Статья. Пять причин, почему Шотландия хочет независимости/Екатерина Власова//http://rb.ru/article/pyat-prichin-pochemu-shotlandiya-hochet-nezavisimosti/7383307.html
5. Scotland’s Place in Europe/The Scottish Government:Crown copyright-2016
6. Шотландия отказалась от независимости: что дальше?//http://www.bbc.com/russian/international/2014/09/140919_scotland_what_next
7. Референдум: Шотландия решила остаться в составе Британии//http://www.bbc.com/russian/uk/2014/09/140919_scotland_wrap_up.shtml
8. Кэмерон сулит шотландцам права за "нет" на референдуме//http://www.bbc.com/russian/rolling_news/2014/05/140516_rn_cameron_scotland_promises.shtml
9. Интерактивная карта по материалам исследования/Oliver O’Brien//http://vis.oobrien.com/indyref/
10. Министерство образования Великобритании//https://www.gov.uk/government/organisations/department-for-education