Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС
Цель семинара:
повысить мотивацию преподавателей к овладению рефлексивной
деятельностью обучащихся
Задачи:
- Познакомить коллег с понятием “рефлексия”;
- Дать представление о классификации рефлексии;
- Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках;
- Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класс и участников мастер – класса
Студент должен чувствовать себя:
ЛЮБИМЫМ
НУЖНЫМ
УСПЕШНЫМ
- рефлексия настроения и эмоционального состояния
Под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
- рефлексия содержания учебного материала
- рефлексия настроения и эмоционального состояния
в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности
- рефлексия деятельности (приемлема на разных этапах урока)
Лесенка успеха
- Рефлексия содержания учебного материала
(для выявления уровня осознания содержания пройденного)
Сегодня на уроке я научился…
Своей работой на уроке я …
Урок заставил меня задуматься о …
А особенно мне удалось …
Я понял, что …
Мне было интересно, потому что …
Для меня стало открытием, что …
Мне показалось важным …
Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни ребенка связано, прежде всего, с рефлексией
Рефлексию, связанную с исследованием субъектом самого себя, результатом которой является переосмысление себя и своих отношений, называется личностной.
вы стремитесь к лидерству, вам не хватает новых завоеваний и побед. Возможно, в данный момент вам недостает ярких эмоциональных впечатлений .
– знак возбуждения нервной системы. Это значит, что вы созрели для каких-то серьезных перемен в жизни.
– вам не хватает нежности и легкости. Вероятно, вы немного устали от серьезной работы, четких планов, вас тянет к чему-нибудь беззаботному.
– мечтаете о чем-то романтическом, возвышенном, далеком. Вы хотите быть максимально открытым, правдивым и при этом понятым.
– вам нужна сильная разрядка и полноценный отдых.
– символизирует потребность в самоутверждении, тягу к знаниям или желание карьерного роста.
– не хватает физического отдыха, вы ищете покоя. Вам нужен домашний уют, теплота и комфорт .
Рефлексия отражает человеческую сущность:
1.физическую (успел - не успел);
2.сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);
3.интеллектуальную (что понял, что осознал - что не понял, какие затруднения испытывал);
4.духовную (стал лучше - хуже, созидал или разрушал себя, других).
“ Светофор”
Совсем не понятно
Надо повторить ещё раз
Всё легко и просто
На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и зеленого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку:
желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации;
зеленого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.
« Плюс. Минус. Интересно»
Плюс
Минус
Интересно
С и н к в е й н
Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. Слово происходит от французского “5”.
Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
- 1 строка – тема или предмет (одно существительное);
- 2 строка – описание предмета (два прилагательных);
- 3 строка – описание действия (три глагола);
- 4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;
- 5 строка – синоним, обобщающий или
расширяющий смысл темы или предмета
(одно слово).
«Мудрые совы» Маркировка.
- «+» знаю
- «-» не знаю
- «!» узнал новое
- «?» удивило
«Таблица»-фиксация знания или не знания о каком либо понятии
Знаю
Узнал
Хочу узнать
Рефлексия деятельности
Лесенка успеха
«Дерево успеха»
3-4 ошибки
1 ошибка
Нет ошибок
«Поезд»
Словарная
Фонети
Изучение нового
Работа в
работа
ческий
материала
группах
разбор
Анкетирование
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
активно / пассивно
3. Урок для меня показался
доволен / не доволен
4. За урок я
коротким / длинным
5. Мое настроение
не устал / устал
6. Материал урока мне был
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
7.Домашнее задание мне кажется
интересен / скучен
легким / трудным
интересным / неинтересным
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Спасибо за внимание