Рефлексия - анализ учащимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности.
1. Рефлексия настроения и
эмоционального
состояния
Самый простой вариант - показываем учащимся карточки с изображением двух лиц: веселого, и грустного.
Грустный мишка
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению. А ещё детям можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Ребята подходят к доске и вставляют лучики.
Интересен, на мой взгляд, и прием с различными цветовыми изображениями
У учеников две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ребёнка в процессе занятия. Не может не вызвать интереса у учителя причина изменения настроения в ходе урока. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.
«Цветные карточки» (Показать карточку в соответствии с настроением в начале и в конце урока)
Эффективен прием «Букет настроения»
В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой.
Можно предложить ребятам поставить цветы в 2 вазы: в первую – я доволен своей работой, во вторую – я недоволен. В конце урока виден результат работы детей.
Еще один цветовой прием «Дерево чувств» Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.
«Кто веселее ? » -Выберите рисунок, соответствующий вашему настроению
«Состояние моей души» Нужно взять изображение человека и поставить его на ту ступеньку, которая соответствует состоянию вашей души
Если учитель хочет закончить урок на более высоком эмоциональном уровне, к чему располагает также и содержание урока, то можно использовать еще один вариант - эмоционально-художественную рефлексию:
- Детям предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.
- Эмоционально-музыкальная концовка. Ребята слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.
- Эмоционально-музыкальная концовка. Ребята слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.
- Если есть время, то можно предложить детям выразить свое эмоциональное настроение в виде рисунка, а в конце провести выставку рисунков.
Более старшие ученики могут оценить не только настроение, но и своё эмоциональное состояние. И вопросы «Что ты чувствуешь сейчас? Какие эмоции ты испытываешь?» быстро становятся привычными и не вызывают у ребят удивления.
Отвечая на эти вопросы, учащиеся обычно радуют разнообразием чувств и переживаний.
Вопросы, которые можно задать в процессе рефлексии:
- Своей работой на уроке я…
- Мне больше всего удалось…
- Могу похвалить своих одноклассников…
«Мордашки»
Дети рисуют «мордашки», которые соответствуют их настроению или выбирают из имеющихся.
«Дерево»
Учащиеся записывают свое мнение об уроке на бумаге в форме листьев дерева, можно предложить ряд вопросов, затем прикрепляют их на заготовку дерева на плакате.
“ Пятерочка “
Ребятам предлагается на листе обвести свою руку.
Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.
Большой палец – для меня важно и интересно;
Указательный палец - мне было трудно ( не понравилось );
Средний – для меня было недостаточно;
Безымянный палец – мое настроение;
Мизинец – мои предложения.
«Карта настроения»
В конце занятия ребята заполняют карточки эмоционального состояния, в которых отмечают свое самочувствие, указывают свое отношение к уроку, вписывая то, что понравилось (не понравилось) на занятии.
- Комплимент деловым качествам
- Комплимент в чувствах, в котором Вы должны оценить вклад друг друга в урок и поблагодарить друг друга и учителя за проведённый урок.(Если урок Вам понравился и вы знаете, за что можно поблагодарить друг друга и учителя)
«Поезд»
Цель: оценка содержания урока
Содержание: На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика
- Назвать три момента, которые у вас получились хорошо в процессе урока
- Предложить одно действие, которое улучшит вашу работу на следующем уроке
- В конце урока предлагаю выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать «Спасибо!» за сотрудничество.
- И пояснить, в чём именно это сотрудничество проявилось.
- Если вы найдёте волшебную палочку, вы попросите её помочь… (кому ? )
- Почему ?
- Я доволен твоей работой на уроке
- Ты мог бы поработать лучше
2. Рефлексия деятельности
Самооценка активности на каждом этапе урока.
Если учитель ведёт урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху. Здесь уместно применять Лестницу успеха.
Рефлексия деятельности
верхняя ступенька ,
у «человечка» руки подняты вверх
- мне всё удалось.
средняя ступенька ,
у «человечка» руки разведены в стороны
- у меня были проблемы
нижняя ступенька ,
у «человечка» руки опущены
- у меня ничего не получилось
Рефлексия деятельности
Рефлексия деятельности на уроке может быть такая :
Составляем дерево успеха
Зеленый листок – не допустил ни одной ошибки, доволен собой
Желтый листок – допустил неточность
Красный листок – надо постараться и успех будет
3. Рефлексия содержания учебного материала.
Приём: Закончи предложение
Цель: подведение итогов урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Содержание: Вариант 1.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
На уроке Вариант 2
Полезен / бесполезен
Интересен / скучен
«Мои ответы» Вариант 3
На протяжении урока отмечать условно свои ответы
- ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный
- Ответил по просьбе учителя, но ответ правильный
- Ответил по своей инициативе, но ответ не правильный
- ответил по своей инициативе, ответ правильный
"Каким было общение на уроке?.
Вариант 4
- Занимательным
- познавательным
- интересным
- игровым
- необычным
- скучным
-радостным
-дружелюбным
«Поляна»
Цель: оценить содержание этапов урока
На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком - бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
Пантомима»
Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.
«Дело в шляпе»
Ребята передают шляпу друг другу, когда заканчивается музыка или считалка, тот, у кого в руках осталась шляпа, анализирует свою работу на уроке или ставит оценку работающим у доски и обосновывает ее.
Узнал что – то новое
Научился
Я
Расстроился
Получил радость
Удивился
Ничего не понял
Итог совместной работы в группе
Рефлексию содержания учебного материала можно провести :
в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой, и в конце урока с целью выявления эмоционального состояния, степени удовлетворенности работой группы.
- На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?
- Были равномерно задействованы все уровни
- Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?
- В группе сохранилось единство и партнёрские отношения
- Единство в группе в ходе работы было нарушено
- Кто или что сыграло решающую роль в том, что происходило в группе?
- Лидер, выдвинувшийся в ходе работы
- Непонимание задачи, поставленной для совместной работы
- Сама задача оказалась неинтересной, трудной
Итог совместной работы в группе
Вариант 1
- Что нового ты узнал на уроке ?
- Какие уже имеющиеся у тебя знания понадобились в решении задачи ?
- Кто и как тебе помогал(и) на уроке при решении задач ?
- Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем ?
- Где ты применишь полученные знания ?
- В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным ?
Вариант 2
- С кем тебе было интереснее всего работать в паре / группе ? Почему ?
- За что бы ты себя похвалил на уроке ?
- Что тебе понравилось на уроке больше всего ?
- Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего урока.
- Я рада, что на протяжении всего урока Вы были внимательны.
- Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать ещё лучше – поаплодировали себе.
- Желаю Вам цвести, расти, копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет,
Пусть добрым будет ум у вас
А сердце умным будет
- Давайте возьмёмся за руки и пожелаем друг другу:
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем
Мясорубка - информацию переработаю
Корзина – всё выброшу
- Назовите, чем вы занимались на уроке?
- Какие трудности ты испытывал на уроке?
- Какие формы работы на уроке тебе нравятся больше всего?
Поставь баллы от 1 до 5:
- - Индивидуальная работа в парах -
- По карточкам - самостоятельная работа -
- Работа в группах - коллективная работа -
- Необычные уроки ( сказки, экскурсия, путешествия) -
Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека:
1.Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
2.Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
3.Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
Источники:
- Головкина Екатерина Вячеславовна Подведение итогов уроков. Рефлексия. // http://ezhva licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka /
- Гукалова Ирина Викторовна Роль и место содержательной рефлексии на уроке. /// http://kollegi.kz/publ/21-1-0-93
- Дусавицкий А. К. Урок в начальной школе. Реализация системно-деятельностного подхода к обучению.- М.: ВИТА - ПРЕСС, 2012.
- Заир – Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке.- М.: Просвещение, 2011.
- Косарева Елена Курсовая работа «Рефлексия и способы ее развития» // http://www.allbest.ru/ Коллекция рефератов Revolutin
- А.В.Хуторской Анализ, самоанализ и рефлексия урока http://khutorskoy.ru/be/2008/0312/index.htm
http://mebleinform.ru
http://www.mamkinyanki.ru
http://animashki.org/blog/10
http://faktazh.ru
http://www.chitalnya.ru
http://fantik47.ru