Рефлексивный отчет проведения процесса менторинга
Ментор: Асылова Мария Пернешбаевна.
Менти: Байтенова Булбул Канаткызы – стаж работы – первый год;
Образование – высшее; Категория – д\о;
В процессе проведения коучинг занятий заинтересованность в овладении новыми подходами, способствующими успешному усвоению знаний, была проявлена со стороны учителя биологии, которая работает в школе первый год. Молодой специалист проявила неподдельный интерес к новым методам обучения. Она обратилась с просьбой о предоставлении поддержки и оказании содействия в развитии ее профессиональной компетентности по организации учебного процесса. Так как она имеет малый опыт работы в школе (6 месяцев) и затрудняется в составлении поурочных планов и постановки целей уроков. Кроме того, она обеспокоена низкой познавательной активностью большинства учащихся в ходе проведения уроков.
Раздел 2: Вмешательства, наблюдения и предоставление обратной связи.
Низкая познавательная активность подтвердилась при посещении мною ее уроков, основанных на традиционных методах преподавания. Наблюдая за ходом урока, я обратила внимание на то, что преобладала авторитарная форма преподавания - учитель-ученик. Учитель говорила в основном сама, задавая вопросы для выявления понимания учащимися в большинстве случаев, не дожидаясь ответа со стороны учащихся, отвечала на них сама. Активность проявлялась лишь третью учащимися из всей подгруппы, в лучшем случае, при ответах на вопросы учителя, при описании чего-либо, и то двумя тремя простыми предложениями и при работе с доской. Я не только вела наблюдение за ходом урока, но и собрала мнения детей о прошедшем уроке в виде анонимного анкетирования, включавшего такие вопросы, как «Что тебе понравилось?» и «Что тебе не понравилось?». Ответы, которые мне дали выявить не только причины низкой познавательной активности учащихся, но и увидеть степень их заинтересованности к данному предмету.
После посещения мной традиционного урока в 6»А» классе по биологии, коллега проанализировала его. При этом она отметила, что урок достиг цели. Но когда я сказала, что некоторые дети остались вне поля ее внимания, она сказала, что именно эти дети не проявляют интереса к ее предмету, и ей очень трудно заставить их привлечь к учебному процессу. Она согласилась с моим мнением, что на протяжении всего урока в основном говорила она, а при оценивании учащихся, дети высказывали недовольства по поводу своих оценок. Я тактично упомянула о результатах анкетирования при беседе с подопечной, когда обсуждался проведенный ею урок. Посещение традиционного урока моей подопечной помог определить ее проблему в обучении: понижение мотивации учащихся, незаинтересованность класса предметом.
Мы согласовали место и время наших последующих профессиональных встреч и бесед. Обсудили с ней план нашей совместной работы. На следующей встрече, я ознакомила ее с идеями семи модулей данной Программы. Рассказала о преимуществах коллаборативного обучения - групповой формы работы.
Акцентировав внимание подопечной на возможности активизации познавательной деятельности учащихся в ходе урока через применение групповой работы. Которая способствует повышению активности за счёт двух составляющих: во-первых, это соперничество, направленное на проявление желания выделиться, вырваться вперёд, показать свои способности, а во-вторых, это возможность посоветоваться, при котором рождается чувство уверенности, когда есть поддержка единомышленников, и это сказывается на желании узнать и сделать больше, познать глубже. Но моя подопечная проявила обеспокоенность и неуверенность в применении данного подхода, так как данный подход очень редко использовался ею на практике. Тогда, я предложила ей посетить мои уроки с применением групповой работы с интеграцией идей семи модулей Программы второго уровня. Посетив мои уроки в 9 классе по русской литературе, где главным образом я фокусировала свое внимание на применении групповой работы, как наиболее эффективного способа активизации деятельности учащихся с применением различных видов заданий. Она убедилась, в том, что применение групповой формы работы может ей помочь повысить познавательную активность учащихся на уроке. Тогда я предложила ей прочитать не только материал, где рассказывается о преимуществах групповой работы, но и руководство для учителя второго (основного) уровня, где она могла бы найти информацию о том, что собою представляют семь модулей Программы второго уровня ссылки: (L1W1D1), (L2W2D3). После прочтения, она высказала о своей заинтересованности не только в применении «коллаборативного обучения», как одного из новых подходов в преподавании и обучении; но и «критического мышления», способствующего активизации мыслительных и коммуникативных навыков, «оценивания обучения» и «оценивания для обучения», ссылки: (1_L2W2D4), а также «о работе с одаренными и талантливыми детьми», так как она не имела представления, о том, как это можно осуществить на уроке, а не вне урока. И совместно с ней разрабатывали планы уроков, ссылка - (2_L2W4D1) по биологии. При планировании уроков мы старались учитывать не только возрастные особенности учащихся, но и создание благоприятного психологического климата в классе на уроках. На этапе формирования новых понятий мною было предложено использование самостоятельного изучения новой темы, изображение его на постере и презентация составленных работ учащихся. Также проведение ролевой игры на этапе обобщения урока. Надо отметить, что Байтенова Б.К. смогла справиться с данным методом. Облачившись в предложенное одеяние (врача, депутата, тренера и эколога) учителем, учащиеся смогли быстро сориентироваться и приемом интервью высказывали свое мнение по поводу общей экологической проблемы, связав тему урока с нашей реальной жизнью.


На этапе рефлексии учитель использовала веселого и грустного смайлика. Дети на стикерах записывали свое мнение о проведенном уроке, при этом только один ученик был недоволен пройденным уроком. Поинтересовавшись у этого ученика, почему он был недоволен собой, он ответил, что не смог как следует проявить себя на данном уроке.



Конечно, были и недостатки в проведении данного урока. При опросе домашнего задания и ранее изученного материала преподаватель доминировала и вопросы задавала сама, а также на устный опрос было потрачено очень много времени. Вероятно, учитель переволновалась, так как на уроке присутствовали и другие предметники. Но вскоре, учитель взяла себя в руки и предоставила ребятам самим изучить новый материал по теме. Учащиеся составляли постеры и представляли их классу. При составлении постеров она направляла учеников, но работы были детей были очень похожи: все три группы акцентировали свои ответы вокруг личной гигиены, отличилась четвертая группа, которая охватила и другие причины заражения вирусами и указала пути их профилактики. Здесь было видно, что дети впервые составляли постеры, так как нуждались в четкой рекомендации учителя в оформлении его. Помимо этого, учитель не оценила работы учащихся, и я взяла это на заметку. Все замечания по поводу проведенного урока были сказаны в форме дружеской беседы. А также обратила внимание коллеги на наиболее удачных моментах урока: направляя учащихся, она смогла заставить мыслить учащихся, способствовала созданию диалога и обратила их внимание на актуальность проблемы. Создав ситуацию успеха, учитель смогла заинтересовать детей своим предметом. На уроке не было учащихся, которые бы скучали, так как всем было интересно и они активно работали на протяжении всего процесса. Для себя я сделала вывод, что необходимо побеседовать с коллегой и на последующих уроках позволить учащимся задавать вопросы одноклассникам, а также научить учителя взаимооцениванию детей.


Моя менти поняла,что эмоциональный настрой на уроке необходим, хорошее настроение учащихся повышает эффективность совместной работы, поэтому на последующих занятиях она использовала разные тренинги в виде пожеланий, прослушивание позитивной музыки, видеосюжеты для повышения мотивации и др.





Молодой специалист стала давать опережающие задания для отдельных учащихся, стал ощущаться дифференцированный подход в практике коллеги. Выявились одаренные ученики, которые стали заниматься поисковой исследовательской деятельности. Теперь отношения учителя с учащими наладились, прекратились трения в их отношениях.


Для дальнейшей совместной работы я считаю необходимо внедрить в практику коллеги самооценивание и взаимооценивание учащихся, т.е. необходимо освоить модуль ОдО и ОО ( оценивание для обучения и оценивание обучения).