Рефлексивный отчет
учителя физической культуры Шафигуллина Р.С.
Насколько эффективной оказалась Ваша деятельность на основе анализа результатов и / или контрольной работы класса в целом?
Ответ: Проанализировав результаты работы обучающихся в классе я пришёл к выводу, что моя деятельность на данном уроке оказалась эффективной. Обучающиеся справились с предложенными заданиями. Ожидаемые результаты, поставленные при организации урока, осуществились. Опишите, каким образом Вы использовали информацию об особенностях школы, класса, социального окружения при планировании и проведении урока.
Ответ:Урок был проведен в МБОУ «СОШ с.Урманаево» Азнакаевского муниципального района РТ в 6 классе. В данном классе согласно учебному плану на физкультуру отводится 3 часа в неделю. При планировании данного урока были учтены особенности класса, школы и социального окружения. В классе 7 учеников, дети двух национальностей: татары и русские. Социальный состав детей разнообразен. Обращая внимание на эти факты, организовано распределение на пары, группы, а также учитывались физические возможности учеников, что дало хороший эффект при взаимодействии детей.
Опишите, каким образом Вы использовали информацию об индивидуальных особенностях и потребностях обучающихся при планировании урока.
Ответ: Учитывая активность обучающихся и их возрастные особенности, я запланировал на уроке разнообразные формы деятельности: индивидуальную, парную, групповую.
В связи с тем, что обучающиеся различаются по уровню физической подготовки, нагрузка на уроке регулировалась, чтоб быть доступной для выполнения.
Опишите, каким образом Вы использовали информацию об индивидуальных особенностях и потребностях обучающихся при проведении урока, насколько эффективной оказалась Ваша деятельность в связи с полученными результатами обучающихся на материале контрольной работы.
Ответ: Учитывая возрастные особенности детей, реальные возможности класса - средняя работоспособность, наличие детей с низкой мотивацией, наличие детей, успешных в обучении - применялись разнообразные формы деятельности и типы заданий. Дети с особыми образовательными потребностями легко включались в работу, и в то же время дети с низкой мотивацией имели некоторые трудности. Подбадривая, переспрашивая, они были вовлечены мной в активную деятельность. Я считаю, что работа, проведенная в парах оказалась эффективной. Предоставление установок в устном виде также способствовало эффективной работе и лучшему взаимопониманию между учителем и обучающимися.
Проведите анализ корректности постановки целей урока на основе полученных результатов обучающихся и/ или на материале контрольной работы.
Ответ: По моему мнению, цели урока поставлены корректно. Этапы урока логически следовали один за другим, материал соответствовал теме урока, что способствовало достижению цели урока всеми обучающимися.
Проанализируйте реализацию запланированных трудовых действий на уроке. Проанализируйте причины не успешности, по которым не удалось продемонстрировать владения определенными трудовыми действиями.
Ответ: В начале урока я раздал детям карточки задания, которые содержали вопросы по правилам игры и по терминологии игры в баскетбол. Задача этих заданий, не только выяснить знания обучающихся, но и дать возможность принять участие в общении с преподавателем.
В водной части урока предложил учащимся самостоятельно выполнить комплекс ОРУ для подвижности локтевых, коленных, голеностопных и тазобедренных суставов. Условием выполнения было провести разминку сверху – вниз, начиная с головы и заканчивая стопами.
Учащиеся поочерёдно выходили и проводили по два упражнения. Цель задания – создание более «активного класса», сделать так, чтобы учитель не являлся центральной фигурой на уроке. На смену, доминирующего на уроке «выступления учителя», предлагается обучение, основанное на «выступление ученика», а также интерактивное обучение.
Где наблюдалось: ученики демонстрировали и объясняли технику каждого упражнения, были непосредственны и естественны, делясь друг с другом методическими рекомендациями по выполнению, а роль учителя сводилась к внимательному наблюдению и слушанью учащихся. Проведению разминки учащимися перед всем классом способствовали навыки критического мышления, как «размышление по ходу».
Некоторые учащиеся были растеряны при проведении и демонстрации упражнений перед всем классом, испытывая барьер, выступая публично, иными словами, как установили исследователи, что многие дети воспринимают класс как «территорию учителя» и с осторожностью могли комментировать преподавание.
В помощь таким учащимся применялась тактика вопросов побуждения, таких как: «После рук, что мы разминаем?», или «Что идёт после туловища?». После вопросов на побуждение, учащиеся знали, какую часть тела они будут разминать, реализуя возможность говорить на уроке больше чем учитель, что помогло им провести разминку самостоятельно.
На обычной практике, стандартный урок физкультуры состоит из выполнения требований и рекомендаций учителя, при этом ребёнок себя проявляет только в двигательной активности, не развивая коммуникативные навыки. Анализ задания показал, что большинство учащихся, которые сами по себе молчаливы, смогли при выполнении разминки раскрыться.
Выделялись учащиеся, которые проводили упражнения с частичным соблюдением терминологии: «исходное положение принять», «упражнение начинай», «раз», «два» и т.д. Даже самые замкнутые дети смогли проявить себя и высказаться, выразить свои идеи, тем самым повысить свою самооценку.
В основной части урока учащиеся через диалог помогали друг другу, корректировали технику выполнения упражнений, находили ошибки, допускаемые участниками группы, помогали найти причины неуверенного выполнения, настраивали и поощряли друг друга, пробуждая внутреннюю мотивацию и стремление работать для совершенного выполнения техники передачи мяча .
В заключение урока, ученики показали игру в баскетбол с этими приёмами.
Последним этапом прошла рефлексия. Я попросил учащихся высказаться всё ли у них получалось на уроке и какие приёмы ещё не получаются, чтобы знать, над чем поработать нам в дальнейшем. Только один ученик сказал, что у него не получается передача мяча, но я думаю это не значит, что все хорошо овладели всеми приёмами. Нам нужно больше рефлексировать на уроках, чтобы выработать объективную оценку.
7.Предложите вариант перестройки хода урока, который позволит Вам реализовать запланированное трудовое действие, отмеченное в пункте выше.
Ответ: Вариантом перестроения хода урока может быть организация деятельности учащихся по развитию умения строить монологические высказывания, по формулированию собственного мнения и позиции. Регулярно работать с учащимися в парах для формирования коммуникативного навыка.
8.Какие результаты самооценки освоения Вами профессиональных компетенций Вы могли бы использовать при планировании следующих уроков?
Ответ: Я считаю, что смогу успешно реализовывать трудовое действие «Формирование мотивации к обучению», подбирая в дальнейшем разнообразные формы работы, типы заданий, и подводя обучающихся к осознанию трудности/незнания в рамках определенной темы.
9.Проанализируйте, что в Вашей деятельности повлияло на освоение запланированных образовательных результатов обучающимися (предметных и метапредметных).
Ответ: По моему мнению, логически построенный ход урока, корректный выбор форм и методов работы, соответствие выполняемой деятельности указанным планируемым образовательным результатам на уроке способствовали освоению обучающимися запланированных образовательных результатов.
Я считаю, что побуждение обучающихся высказывать свое мнение во время урока повлияли на освоение таких запланированных метапредметных результатов, как овладеть целостными представлениями о межличностных отношениях, высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом, научиться планировать и осуществлять работу в парах, в группе и индивидуально. Мне удалось позитивно настроить учеников, мотивировать для активной работы, предоставляя учащимся время на обдумывание ответа, задавая открытые вопросы при фронтальной работе и реагируя на их ответы. Таким образом, я предоставил им возможность осуществить предметные результаты: определять особенности межличностных отношений, анализировать взаимоотношения людей на конкретных примерах. Сравнение ответов с эталоном дало возможность правильно оценивать собственную учебную деятельность.
10.Как Вы считаете, уровень владения какими конкретными профессиональными компетенциями (трудовыми действиями) и в каком объеме Вам необходимо повысить? Опишите Вашу профессиональную зону ближайшего развития.
Ответ: Мне необходимо развивать профессиональную компетенцию «Формирование универсальных учебных действий» через организацию соответствующей деятельности учащихся по постановке учебной задачи, проектированию пути решения их, прогнозированию результатов, по корректировке, по формированию инициативности и самостоятельности и т.д.
Применяя новые идеи в обучении, считаю необходимым: поделиться приобретённым опытом с коллегами, систематизировать совместное обсуждение критерий оценивания на практике. Научить детей быть открытыми на уроке, вырабатывая коммуникативные навыки, давать им обратную связь по проделанной работе, выработать мотивацию к самоконтролю в процессе физического воспитания.