Круглый стол по истории.
Тема: Реформация и контрреформация в Европе.
Действующие лица:
Папа Римский - Лев X
Кардинал - высшее после папы духовное лицо Католической церкви.
Савонаро́ла - итальянский монах и реформатор.
Мартин Лютер – основоположник лютеранства.
Катарина фон Бора – жена Мартина Лютера.
Жан Кальвин - основоположник кальвинизма
Иделлета де Бюр – жена Кальвина.
Томас Мюнцер - духовный лидер социального движения.
Карл V Габсбург – король Германии, император Священной Римской империи.
Игнатий Лойола – основатель Ордена Иезуитов.
Диего Лайнес — один из основателей ордена иезуитов.
Франческо Борджиа – один из основателей ордена иезуитов. правнук папы Александра VI.
Ведущие (2 человека)
Независимое Жюри: (3 человека)
Действие 1. Священный престол!!!
Ведущий: Реформация XVI века явилась переломным этапом в истории западноевропейской христианской церкви, духовным и социально-культурным переворотом в жизни Европы. В ходе реформации происходит адаптация христианской веры к потребностям современного ей общества.
Уже с XV века католическая церковь переживала кризис народного доверия. Большое раздражение вызывает роскошь папского двора, нравы, царящие там, «стяжательство» церкви, владевшей обширными земельными наделами и огромными богатствами. В этих условиях в Германии начинается Реформация, распространившаяся затем на всю Европу.
В связи с обстановкой сложившиеся в Европе чтобы примерить все стороны МЫ собрали всех на дружеский круглый стол!!! Где мы обсудить наши проблемы и постарается решить их мирным соглашением!!!
Слово предоставляется папе римскому: Льву X
Лев X :
Лев X в миру — Джованни Медичи. Последний папа, не имевший священного сана на момент избрания. Чтобы увеличить свои доходы, Лев Х назначил несколько кардиналов, которые должны были оплатить свой титул весьма значительными суммами, поступавшими в папскую казну. Другим источником доходов призвана была служить продажа «отпущений» и грамот, скрепленных папской печатью, которые гарантировали каждому исповедавшемуся грешнику освобождение от мук чистилища. Акцию продажи «отпущений» доверили доминиканцам. Она оказалась искрой, из которой разгорелся всеобщий протест значительной части западной христианской общественности. От её имени папскую акцию резко осудил Мартин Лютер. Перед лицом отклика, который вызвало его выступление. Лев Х предложил, во-первых, начать переговоры с руководителями нового реформаторского движения (проводил их по поручению папы кардинал Фома де Вио, прозванный Каэтаном), а затем 15 июня 1520 года огласил буллу «Exurge Domine», торжественно осуждающую Лютера и приказывающую сжечь его труды, которых папа лично никогда не читал. Лев Х и его курия считали, что таким способом бунт реформаторов удалось успешно остановить и он никогда не возродится. В веселящемся и танцующем Риме не отдавали себе отчета в том, что над Европой нависла опасность полного раскола западного христианства.
Лев Х неожиданно умер 1 декабря 1521 года в возрасте 45 лет, не успев собороваться. Его похороны в римской церкви Санта-Мария-сопра-Минерва были скромными, так как папская казна была почти пуста.
(Примечание: Папа римский должен отстаивать свои интересы и аргументировать их!!!. Реформация для него не желательна!!!)
Кардинал: должен защищать интересы истиной католической церкви и папы римского!!!
Действие 2. Тучи над Ватиканом.
Ведущий: Светская жизнь и религиозно-нравственное падение Италии сильно возмущали Савонаролу. Этот человек был идейным вдохновителем для многих флорентинцев, но в конце концов народ разочаровался в его учении и покинул его. Сам Савонарола поплатился за свои убеждения жизнью .
Савонарола.
Неудачная любовь к дочери флорентийского изгнанника Строцци и увлечение средневековыми богословскими сочинениями (особенноФомою Аквинским) привели Савонаролу к решимости поступить в монастырь. Известна речь Савонаролы против роскоши женских нарядов, после которой все дамы перестали надевать в церковь украшения. Нередко под влиянием проповеди Савонаролы богатые купцы возвращали городу несправедливо нажитое добро.
«Грехи Италии, — говорил он, — силой делают меня пророком». Народ верил в его пророчества; из его сочинений «Об истине пророчества» и «Об откровениях» видно, что он и сам был убежден в своём божественном призвании. Поэтому он смело и властно громил священников, проповедников, отцов и матерей, князей, граждан и купцов, крестьян и солдат, укоряя их в отступлении от правил истинной христианской жизни.
«Рим — это Вавилон, — говорил он. — Вместо внушения народу основ христианского вероучения прелаты отдаются поэзии и красноречию. Вы найдете в их руках Горация, Вергилия,Цицерона»… Ещё резче сделались угрозы Савонаролы, когда после смерти Лоренцо Медичи (1492) правителем Флоренции стал его сын, Пьеро ди Лоренцо Медичи, а папой был избран Александр VI Борджиа.
Пьеро ди Лоренцо Медичи запретил Савонароле произносить проповеди в течение поста; Савонарола принужден был покинуть Флоренцию и отправиться в Болонью (1493 г.). Здесь он вызвал гнев жены правителя Болоньи: она приказала своим телохранителям убить Савонаролу за то, что он назвал её в церкви дьяволом. Он продал церковное имущество, изгнал всякую роскошь из монастыря, обязал всех монахов работой. Для успеха проповеди язычникам Савонарола учредил кафедры греческого, еврейского, турецкого и арабского языков. Александр VI пытался привлечь Савонаролу на свою сторону, предлагая ему сначала архиепископство во Флоренции, потом кардинальскую шапку; но Савонарола не прекращал своих обличений Рима и папы.
По своим политическим взглядам Савонарола был республиканцем, но он думал, что республика лишь тогда будет благом для Флоренции, когда граждане станут нравственнее: религиозное и нравственное очищение произведёт и политическую реформу. Савонарола указывал на несправедливое распределение налогов, нападал на богачей, говоря, что они «присваивают себе заработную плату простонародья, все доходы и налоги», а бедняки умирают с голода. Всякий излишек — смертный грех, так как он есть достояние бедных.
Наконец Савонарола провозгласил синьором и королём Флоренции Иисуса Христа, сам же он был в глазах народа избранником Христа.
Политическим преобразованием Савонарола закончил лишь часть своей задачи; ему предстояло ещё нравственно возродить Флоренцию.
Уже в 1494 году заметна была перемена: флорентинцы постились, посещали церковь; женщины сняли с себя богатые уборы; на улицах вместо песен раздавались псалмы; читали только Библию; многие из знатных людей удалились в монастырь Сан-Марко.
Чтобы испытать справедливость учения Савонаролы, был назначен суд Божий — испытание огнем. Это была ловушка, устроенная «беснующимися» и францисканцами. Савонарола и монах-францисканец должны были пройти 7 апреля среди костров, но испытания огнем не состоялось. Народ разочаровался в своём пророке, обвиняя его в трусости.
На другой день монастырь Сан-Марко был осажден разъяренной толпой; Савонарола вместе с его друзьями, был взят и заключён в темницу. Папа учредил следственную комиссию из 17 членов, выбранных из партии «беснующихся». Допросы Савонаролы и пытки велись самым жесточайшим образом; его пытали по 14 раз в день, заставляли впадать в противоречия допросами, упреками и угрозами вынудили признаться, что все его пророчества — ложь и обман. . 22 мая ему был объявлен смертный приговор; 23 мая 1498 г. при огромном стечении народа он был повешен, а потом тело его сожжено.
Примечание (Савонарола должен отстаивать правильность своих убеждений!!!)
Действие 3. Начало Реформации!!!
Ведущий: В то время как в крупных централизованных монархиях (Англии, Франции) короли противостояли стремлению римских пап к верховенству над светскими властителями, в раздробленной Германии роль духовенства была огромной. Церковные сборы были здесь крайне высоки, что негативно сказывалось на экономическом развитии многих областей. Антицерковные позиции занимали князья и рыцарство, претендовавшие на земли духовенства. Здесь зарождается движение за пересмотр устаревших религиозных догм и реорганизацию церкви, идеологом которого стал профессор Виттенбергского. университета, богослов Мартин Лютер.
Слово предоставляется Мартину Лютеру:
Мартин Лютер:
( УЧЕБНИК ИСТОРИИ СТРАНИЦА 91-94)
Богословие Мартина Лютера характеризуется пятью центральными догматами, которые и сегодня отличают протестантов от католиков:
1. Оправдание верой, а не верой и делами.
2. Единственный авторитет Писания, а не равный авторитет Писания и традиции.
3. Отвержение папского авторитета, в отличие от признания папского верховенства в церкви и в государстве.
4. Священство всех верующих, в отличие от профессионального священства, наделенного эксклюзивным правом проводить таинства и, таким образом, исполняющего роль посредников в спасении.
5. Два таинства, крещение и евхаристия, а не семь таинств, считающихся средствами благодати.
Примечание (Мартин Лютер должен отстаивать правильность своих убеждений!!!)
Катарина фон Бора
(Катарина фон Бора происходила из саксонского дворянского рода. Воспитывалась в бенедиктинском монастыре Здесь она училась письму, чтению, счету, пению, а также латыни и началам ведения сельского хозяйства. В этом же монастыре девушка в 1515 году даёт клятву стать монахиней.
Вскоре после этого Катарина знакомится с критическими сочинениями Мартина Лютера, и она решает бежать из монастыря. Обратившись за помощью к Лютеру, который присылает в монастырь повозку, Катарина вместе с ещё 11 монахинями прячется в ней среди бочек с сельдью. Так как по возвращении домой женщинам грозила смерть, Лютер привёз их в Виттенберг, где рассчитывал подыскать им «порядочных мужей». Катарина фон Бора жила в эти дни у художника Лукаса Кранаха Старшего, кисти которого принадлежат замечательные портреты Катарины и Мартина Лютера.
После того как сватовство Катарины с несколькими найденными для неё женихами не удалось, Мартин и Катарина 13 июня 1525 годавступают в брак. Жили они в бывшем августинском монастыре, который курфюрст Иоганн Твёрдый предоставил в их распоряжение. Катарина здесь занималась хозяйством, в том числе разведением скота и пивоварением. Во многих проблемных вопросах, с которыми сталкивался в повседневной жизни Лютер, жена была ему большой помощью.
У Мартина Лютера и Катарины родились шестеро детей — 3 мальчика и 3 девочки. После смерти мужа и решения проблем с его завещанием Катарина была обеспеченной женщиной, Вернувшись в Виттенберг, Катарина обнаружила, что её хозяйство было разорено. Тем не менее оставалась в Виттенберге вплоть до 1552 года, когда в окрестностях начался неурожай, а в городе разразилась эпидемия чумы. Уехав в Торгау, умерла вследствие несчастного случая в дороге.
Ведущие: В первой половине XVI века возникает много направлений и течений в протестантской идеологии, крупнейшим из которых был кальвинизм, получивший свое название от имени французского юриста и богослова Жана Кальвина (1509—1564 гг.). Центром кальвинизма становится швейцарский город Женева.
Жан Кальвин:
(УЧЕБНИК ИСТОРИИ СТРАНИЦА 103-106) Учение Кальвина, построенное на принципах рационализма и логики, несколько отличалось от лютеранства; в его основе находился догмат о «предопределении», суть которого заключалась в том, что вера делает праведным лишь того человека, которого избрал Господь, спасение зависит исключительно от этого предначертания. Кальвинистская церковь управлялась по демократическим принципам, она поощряла накопительство и торговлю, чем способствовала развитию капиталистических отношений.
Примечание: Жан Кальвин должен отстаивать правильность своих интересов!!!
Иделетта де Бюр- Жена Кальвина – должна отстаивать интересы мужа!!!
Ведущие: идеи Реформации отразились в душах простого народа идейным вдохновителем которых стал Томас Мюнцер.
Томас Мюнцер: ( учебник истории страница 96-98)
Ведущие: Сильные мира всего делали попытки восстановить хрупкий мир между протестантами и католиками одним из них был император священной римской империи Карл Габсбург.
Карл V
Пытаясь восстановить религиозное единство своей империи, Карл активно вмешивался во внутренние дела германских правителей. Признаками распада I Рейха были: т. н. Рыцарская война 1522—1523 годов, когда союз лютеранских аристократов напал на земли, принадлежавшие Трирскомуархиепископу и курфюрсту, и Крестьянская война 1524—1525 годов. Карл воевал с лютеранской Шмалькальденской лигой. 24 апреля 1547 года — через год после смерти Лютера —при Мюльберге (на Эльбе) войска Карла, которыми командовал Фернандо Альварес де Толедо герцог Альба, одержали крупную победу.
Примечание: Император должен отстаивать правильность своих интересов!!!
Ведущие: В 1542 г. происходит реорганизация инквизиции, безжалостно расправлявшейся с «еретиками». Составляется «Индекс запрещенных книг», расширяется церковная цензура. Одним из наиболее действенных средств в религиозной борьбе становится Орден иезуитов, основанный в 1540 г. Игнатием Лайолой.
Игнатий Лайола: ( Главной задачей Ордена являлась защита и распространение католицизма в Европе и во всем мире. Деятельность иезуитов была самой разнообразной: от участия в политической жизни европейских дворов до создания школ, приютов, отправки своих миссионеров в Азию и Америку. В католической церкви не было единства: наиболее дальновидные ее представители были готовы принять часть критики в адрес папства и духовенства.)
Примечание: Игнатий Лайола должен отстаивать правильность своих интересов!!!
Диего Лайнес ( один из основателей ордена иезуитов, составитель его статута и объяснений (declarationes) к статуту.
Испанец по происхождению, он родился в Кастилии, получил образование в Алькале и Париже. Там же он сошёлся и подружился с Игнатием Лойолой, вместе с которым положил начало ордену иезуитов. По настоянию Лайнеза, первым генералом избран был Лойола. После смерти Игнатия Лойолы (1556) генералом становится Лайнез, при котором орден был окончательно сформирован. В 1561 он посетил Францию для борьбы с ересью, причём обнаружил по отношению к протестантам сравнительную умеренность и человечность; после его поездки иезуитов допустили в эту страну, хотя и на особых условиях. Особенно энергично Лайнез стоял на страже интересов папской власти на Тридентском соборе.)
Ведущие: Завершает наше заседание Круглова стола правнук папы римского Александра VI Франсиско Борджиа.
Франcиско де Борха или Франческо Борджиа, 4-й герцог Гандиа— католический святой, третий генерал Общества Иисуса (иезуиты). Представитель знатного каталонского рода Борджиа (Борха). Канонизирован 20 июня 1670 года. Завершив богословское образование, в 1551 г. он принял рукоположение и открыто заявил о своей принадлежности к Обществу Иисуса. Он отказался от званий, которые мог предложить ему мир, но на протяжении почти всей его монашеской жизни на него возлагали административные обязанности. Он, несомненно, обладал всеми необходимыми для этого качествами, проявившимися ещё в миру, когда он был вице-королем Каталонии
В 1565 г. он был избран третьим генералом. Он часто называл день своего избрания на должность генерала иезуитов dies meae crucis (днем своего распятия) и в своих молитвах говорил: «Забери меня или отними у меня мою должность, или же веди и направляй меня согласно Твоей воле». В качестве образца своей деятельности он называл двух своих предшественников — св. Игнатия и о. Лаинеза и просил Господа даровать ему «доброту о. Лайнеса и благоразумие и ясность отца нашего Игнатия». Он принял постановление II-ой генеральной Конгрегации, избравшей его 31 голосом из 39, за норму своей деятельности. Значительное внимание в своей деятельности он уделял организации правильной подготовки послушников. Франсиско Борджа ревностно придерживался духа Общества и в памятном письме перечислил средства, позволяющие сохранить его. Властью Генеральной Конгрегации он регулировал количество времени, отведенного на молитву, но таким образом, что его можно было адаптировать к нуждам каждой отдельной провинции. Он изучал «Конституции» и комментировал их, составил правила для различных должностей и опубликовал их в 1567 году. Он подготовил предварительное издание Ratio Studiorum. За пределами Европы именно он стал основателем миссии в Латинской Америке, и в его бытность Генералом первые иезуиты были направлены во Флориду. Когда после множества болезненных испытаний эту миссию пришлось приостановить, он переключил свое внимание на Мексику, и первая иезуитская экспедиция направилась в страну в 1571 году. Более трех миссий было отправлено в Перу за время его пребывания в должности генерального настоятеля.
Франсиско Борджа умер в Риме 30 сентября 1572 г. и был канонизирован Папой Климентом X в 1671 г. Память о нём в литургическом календаре приходится на 3 октября. Историки упоминают о нём как об одном из наиболее успешных генералов Ордена Иезуитов после св.Игнатия Лойолы
Ведущие: чтобы примерить все враждующие стороны отныне и на века в этот день 17 октября от Рождества Христова мы все собравшиеся в этом месте подпишем буллы папы римского о примирении. Да будет этот документ символом мира и дружбы между протестантами и католиками.
Жюри (подводит итоги)