Просмотр содержимого презентации
«Верю не верю»
Просмотр содержимого презентации
«реформы Петра»
Тема урока
«Государственные преобразования
Петра I». Экономика при Петре.
Задачи урока
- Познакомиться…
- Изучить…
- Рассмотреть…
- Сделать выводы…
- К началу XVIII века наметилось отставание России в экономике, военном деле, государственном управлении от ведущих стран Европы
Почему?
Назовите причины отставания от Европейских государств ?
Причины:
- отсутствие удобных выходов к морям;
- экономическая изоляция страны;
- не было крупных мануфактур;
- не хватало вооружения;
- церковное образование не обеспечивало подготовку специалистов;
- не наблюдалось развитие торговли (нет выхода к морям);
- невозможен был культурный обмен со странами Европы
Проблемный вопрос
- На Ваш взгляд, можно ли было ликвидировать отставание России от европейских государств?
- Что для этого сделали бы лично Вы?
Петр Великий. Художник В.А. Серов
Какие черты характера удалось передать художнику на этой картине?
Вспомните военную реформу:
Причины , суть?
Реформа государственного управления:
Петра I. Стр.140
Царь
Император
Боярская Дума
1711г .
Сенат
Земский собор
Коллегии
Приказы
Кабинет
1721г.
Святейший Синод
Сенат — стр. 140 учебника
1. Год создания Сената.
2. Состав Сената.
3. Деятельность Сената.
4. Глава Сената.
Коллегии — стр. 140 учебника. 1. Деятельность Коллегий. 2. Виды коллегий. 3. Глава Коллегий. 4. Почему получили такое название?
- Реформа 1718-1720 упразднила громоздкие приказы и ввела коллегии. Первоначально их было 11: Иностранных дел, Воинская, Адмиралтейств-коллегия, Юстиц-коллегия, Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия.
- Каждую коллегию возглавлял президент, вице-президент, несколько советников.
- Для руководства деятельностью коллегии были изданы Генеральный регламент и регламенты каждой коллегии.
Кабинет — стр. 141 учебника. 1. Деятельность кабинета. 2. Кто руководил этим органом.
Святейший Синод — стр. 141 учебника. 1. С какой целью Петр создал этот орган? 2. Глава Синода.
Охарактеризуйте изменения в положении Русской Православной Церкви
Патриарх Адриан
Феофан Прокопович
Стефан Яворский
Административно-территориальное деление
Стр. 141-142, п. 2
1708г.
Сословная политика Стр.142-143, п. 3
Ключевые слова :
Сословная политика
1718-1724гг.- ревизия
Вольные и гулящие люди
Ревизские души
Ревизские сказки
Подушная подать
Податные сословия
Ключевые слова :
1722г. - Табель о рангах
1714г.- Указ о единонаследии
вотчина
поместье
Табель о рангах
- Старая и новая аристократия уравнивалась и в служебном положении.
- Служба делилась на гражданскую и военную.
- Было определено 14 классов (рангов).
- Всякий, получивший чин 8 класса становился потомственным дворянином.
- Чины с 14 по 9 давали личное дворянство без права передачи по наследству.
- Эта система давала возможность служебного роста любому служилому человеку, в независимости от его происхождения.
Сравнительная таблица органов государственного управления в XVII-XVIII веках
Аппарат власти Российского государства в XVII веке
Аппарат власти Российской империи в первой четверти XVIII веке
Царь
Император
Боярская дума
Сенат
Земский собор
-
Приказы
Коллегии
Воеводы
Губернаторы
Экономика при Петре I
Торговля
Промышленность
Экспорт/импорт
Мануфактуры
Внутренний рынок
и ярмарки
Посессионные
крестьяне
Протекционизм
и меркантилизм
Сельское хозяйство
Словарь:
Протекционизм – поддержка развития отечественной промышленности и вывоза товаров за границу.
Словарь:
Меркантилизм – преобладание вывоза товаров из страны над ввозом с целью накопления денежных средств внутри страны.
В петровскую эпоху российская экономика, и прежде всего промышленность совершила гигантский скачок.
В результате экономической политики за сверхкороткий срок была создана мощная промышленность, способная полностью обеспечить военные и государственные нужды и ни в чем не зависела от импорта.
Проблемный вопрос
- На Ваш взгляд, можно ли было ликвидировать отставание России от европейских государств?
- Что для этого сделал Петр Великий?
- Итог: Преобразования государственного управления завершили оформление в России абсолютной монархии
Вперед, Россия !!!
Домашнее задание
- Параграф 21.
- Составить рассказ от имени представителя второго сословия об изменениях, затронувших верхи общества.