Региональный компонент на уроках технологии и во внеурочной деятельности.
Ни один народ не может существовать и развиваться изолированно от своих соседей. Наиболее тесное общение соседних этнических групп происходит на стыке этнических территорий, где этнокультурные связи приобретают наибольшую интенсивность. Диалог культур - это межэтнические, межнациональные контакты. Диалог соседствующих культур является важным фактором в регулировании межэтнических отношений. Диалог культур имеет многовековой опыт в России и может многому научить. Большое внимание уделяется в современном образовательном процессе использованию национально-регионального компонента. Неисчерпаемые возможности для его применения на уроках технологии. Знание истории родного края, национальной культуры своего народа делает человека духовно богатым, ответственным за настоящее и будущее своего народа, формирует целостное восприятие народного творчества, способствует воспитанию уважения к обычаям других народов. Углубление учителем своих Этна - художественных знаний помогает в работе по патриотическому и этническому воспитанию школьников. Эмоциональный язык декоративно-прикладного творчества - самый легкий, верный и доступный мостик от души народа к душе ребенка. Вот почему в отечественной педагогике с давних времен проповедуется принцип воспитания детей в семье и в школе на близком, родном искусстве родного края, где живет человек.
Смысл уроков и внеклассных занятий по технологии с использованием регионального компонента - в ознакомлении школьников с традициями народного творчества малой Родины, в развитии эстетических чувств детей, художественном познании мира, в развитии эмоциональной, нравственно-волевой сфер личности ребенка. Дети с помощью взрослых познают смысл искусства в народном творчестве, у них вырабатываются собственная художественная инициатива, творческий поиск. Ребята начинают заимствовать приемы, мотивы, разные техники в традиционных видах декоративно-прикладного творчества народов родного края. Таким образом, цикл уроков и внеклассных занятий с использованием регионального компонента знакомит школьников с разными традициями, обычаями и народными промыслами малой родины.
В содержании общего среднего образования предусмотрен национально- региональный компонент, который позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных, экономических особенностей региона, национальной литературы.
Воспитание этнической толерантности у школьников предполагает следующие аспекты:
- владение языком, что обеспечивает включение в собственную этническую общность, этнокультурную среду;
- освоение общечеловеческих ценностей, побуждение к активному взаимодействию с представителями других этносов;
- формирование навыков коммуникации; включение школьников в ситуации, обеспечивающие получение позитивного опыта межнациональных отношений.
-воспитание уважения к представителям различных национальностей, к особенностям национальных культур.
Опираясь на опыт образовательной области «технология», в большей степени присущ практико-ориентированный характер труда, что предполагает освоение и преобразование материальных ценностей и является действенным фактором развития культуры межнациональных отношений между учащимися. К тому же здесь заметнее проявляется и эмоционально- чувственное познание, которое более доступно пониманию учащихся. Кроме этого на уроках технологии класс, как правило, разделен на 2 группы, что вдвое сокращает количество учащихся, а значит, дает учителю большую возможность воспитательного воздействия с каждым ребенком. И еще региональный компонент в образовательной области «технология» составляет 25% учебного времени. Успешному проведению уроков, направленных на воспитание этнической толерантности у учащихся, способствуют диалоговые формы и методы обучения.
Сегодня ряд ученых России и Запада развивают мысль о том, что каждая самобытная культура имеет свои особые задачи в развитии миро – бытия, в широким эволюционном и образовательном процессе. Если эти задачи не решаются данным народом, то этот народ сливается с другими народами, разрушается. На его обломках возникают новые этносы, новые культуры. С этой точки зрения большой интерес представляют малые народы России. Они стараются, во что бы то ни стало сохранять свой язык, культуру и неповторимое самобытное искусство. Самобытная культура и искусство народов Крайнего Севера являются неотъемлемой частью культурного наследия нашей планеты.
Изучая литературу по Северо- востоку, проводя занятия, я пришла к твердому убеждению, что ученики, многие из которых родились и растут в Магаданской области, должны быть знакомы с культурой коренных народов севера. В результате была разработана региональная программа «Искусство народов Северо- востока» для 5-6 классов.
Программа знакомит учащихся с традиционными орнаментами, материалами, инструментом, способами пошива одежды и предметов быта, национальной одеждой и способами ее украшения мехом и бисером. А позже и программа спецкурса по технологии для 7-8 классов «Культура народов Северо-востока».
Она дополняет региональную программу «Искусство народов Северо- востока». Программа позволяет изучить социально - бытовые условия жизни. Знакомит с материальной и духовной культурой, национальными праздниками, играми, обрядами. А также дает возможность сравнить жилище и быт различных народов, населяющих Северо- восток России, познакомиться с особенностями питания и приготовления национальных блюд. В 2012 году моя программа пополнилась «Демонстрационным материалом для учителя по региональной тематике». Она была представлена на конкурсе авторских программ и рекомендована для использования учителями города на уроках ИЗО, технологии , в начальной школе.
Никто уже не опровергает факт, что бедой школы в наше время является отсутствие у учащихся интереса к учебной деятельности. Развитие познавательной активности учащихся без преувеличения можно считать одной из главных проблем современного школьного образования. А от того как будет сформирована познавательная активность учащихся, будет зависеть эффективность образования в целом. Одним из способов развития познавательной активности является применение уроков различного типа (урок-исследование, урок- игра, уроки творчества, путешествие в историю, викторины, дискуссии…) Такие уроки полезно проводить, знакомя детей с культурой и бытом народов севера.
У детей нет стойкого интереса к истории края, где они родились и выросли, а тем более к быту коренных народов севера. Поэтому я стараюсь проводить уроки, в которых познание происходит в сравнении. Например, изучая жилище народов севера, дети не только самостоятельно изучают материал, но и сравнивают жилище и быт народов севера и славянских народов, находя общее и различия. Проводя уроки по изучению питания коренных народов, прошу учащихся подготовить доклады о питании народов мира, особенностях приготовления пищи и продуктах употребляемых в пищу. Дети самостоятельно устанавливают причинно- следственные связи, зависимость питания от окружающего мира ( флора, фауна, места проживания). Изучая культуру этноса, мы также прослеживаем особенности предметов быта, особенности орнаментов, применяемых для украшения одежды и предметов быта у различных народов. Работая с бисером, сравниваем приемы крепления, цветовую гамму, узоры у различных этнических групп населения России, сравниваем их с орнаментами народов севера.
Обмен духовными ценностями, знакомство с достижениями культуры других народов обогащает личность. Сердцевиной деятельности субъекта культуры, в процессе которой изменяется он сам, изменяя, развивая при этом состояние, содержание национальной культуры Диалог культур - это межэтнические, межнациональные контакты. Диалог соседствующих культур является важным фактором в регулировании межэтнических отношений. В процессе взаимодействия нескольких культур возникает возможность сравнительной оценки достижений, их ценности и вероятности заимствования. Диалогичность предполагает сопоставление национальных ценностей и выработку понимания того, что собственное этнокультурное сосуществование невозможно без уважительного и бережного отношения к ценностям других народов.
Являясь руководителем городского МО, стараюсь заинтересовать учителей региональной программой. Вот и сегодняшние педагогические чтения еще один шаг по этому пути.