СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Регулятивные универсальные учебные действия как способ обеспечения организации учащимися своей учебной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматривается один из блоков универсальных учебных действий, а именно - регулятивные УУД.

Просмотр содержимого документа
«Регулятивные универсальные учебные действия как способ обеспечения организации учащимися своей учебной деятельности»

Учитель начальных классов

МАОУ СОШ №3

г. Белоярский

Глущенко В.П.


Регулятивные универсальные учебные действия как способ обеспечения организации учащимися своей учебной деятельности



Сегодня во главе угла процесса обучения стоит формирование универсальных учебных действий.

УУД подразделяются на блоки:

1. личностные;

2. регулятивные;

3. познавательные;

4. коммуникативные.

Рассмотрим регулятивные УУД. Их функция - организация учащимся своей учебной деятельности. В результате у ребенка формируется умение учиться, а в перспективе это даст возможность человеку успешно существовать в современном обществе, ведь он должен уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации.

Номенклатура регулятивных УУД:

целеполагание; (постановка учебной задачи)

планирование; (составление плана)

прогнозирование; (прогноз результата)

контроль; (сравнение с эталоном)

коррекция; (внесение изменений в план и способ действия)

оценка; (оценка результатов работы)

волевая саморегуляция (волевое усилие).

Ребенок усваивает материал, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. Мышление начинается с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Значит, на начальном этапе урока необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать. Обучение детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение проблемного диалога.

Например, на уроке русского языка во 2 классе по теме «Разделительный мягкий знак» предлагаю учащимся вписать в предложения пропущенные слова «Таня … (польёт) цветы. Мы совершили … (полёт) на самолёте». Пройдя по классу и просмотрев записи в тетрадях, выписываю на доске варианты написания слов. Обязательно будут ошибки. После прочтения детьми написанного задаю вопросы:

- Задание было одно? («Одно»)

- А результат один? («Нет»)

- Как думаете, почему?

Приходим к выводу, что из-за того, что чего-то ещё не знаем, не всё знаем о написании слов с мягким знаком.

- Какова же цель нашей работы на уроке? («Узнать больше о мягком знаке»).

- Для чего нам это необходимо? («Чтобы правильно писать слова»).

Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока.

Самым сложным для ребят является поиск выхода из затруднения. На данном этапе желательно организовывать работу в группах, так как она более эффективна. Эта форма работы помогает приучить учеников спорить, высказывать свое мнение, отстаивать его.

Для понимания и принятия учащимся учебной задачи предлагаю ознакомиться с планом работы: читаем и проговариваем каждый пункт. Прогнозируем результат: что должно у нас получиться? Затем ученики в группах выполняют задания, демонстрируя умение действовать по плану, взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками. Далее заслушиваем результаты работы групп, фиксируем выведенное правило в речевой и графической форме, оценивая процесс и результат деятельности.

На следующем этапе урока сопоставляем выведенные правила с материалом учебника, обнаруживаем несовпадения и выводим алгоритм правила. При чем алгоритм может быть в виде пиктограммы, схемы, краткой записи. При этом формируются умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; контроль и коррекция: сопоставление, обнаружение отклонений и внесение изменений.

При проектировании урока нужно отдавать предпочтение таким видам деятельности учащихся, которые моделировали бы жизненные ситуации. Например, на уроке математики в 1 классе можно провести ролевую игру - смоделировать ситуацию, в которой детям предлагается отправиться в виртуальное путешествие на поезде. (Чтобы добраться до назначенного пункта, необходимо приобрести билет на поезд стоимостью 9 рублей. Происходит покупка (у каждого ученика «монеты» достоинством 1р., 2р., 5 р., 10 р.). Несколько детей выступают в роли кассиров. Игра направлена не только на формирование предметных результатов (состав числа 9, сложение и вычитание в пределах 10), но и метапредметных.

Обучать учащихся самоконтролю и самооценке своей деятельности на уроке необходимо с первого класса. Так, предлагаю ребятам высказать своё мнение по поводу рассказанного наизусть стихотворения или прочитанного отрывка. Но сначала нужно обговорить критерии (громко – тихо, с запинками – без запинок, выразительно – нет). При этом необходимо разъяснить ребятам, что при оценивании ответов одноклассников надо, в первую очередь, отмечать положительное, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий. В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать его ответ. Нередко великолепное чтение наизусть стихотворения ребята сопровождают аплодисментами, что создаёт доброжелательную дружескую атмосферу в коллективе.

Позже вводится  взаимооценивание письменных работ, например, арифметический или словарный диктант одноклассника. Непременным условием организации такой деятельности тоже являются оговоренные заранее нормы и критерии оценивания.

Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельность на уроке (свою, одноклассника, класса). Для достижения данной цели предлагаю вспомнить:

- Какое открытие мы сегодня сделали?

- Для чего нам понадобились эти правила?

Часто использую приём незаконченных предложений. Они находятся перед глазами детей на слайде, и ребята выстраивают фразы по заданному началу. Обязательным условием является объяснение причины той или иной самооценки (почему?). Следует отметить, что первоначально дети пользовались исключительно фразами «Мне понравилось…», «Мне было интересно…». А сейчас высказывания детей уже более разнообразны: «Мне показалось важным…», «Для меня было открытием…», «Я думаю, что…». А главное, дети не боятся говорить о своих трудностях.
Затем они отмечают на полях в тетрадях цветным кружком мнение о своей работе на уроке:

Зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился».

Жёлтый цвет – «На уроке у меня были затруднения»

Красный цвет – «Мне многое непонятно»

Проектирование уроков с четкой направленностью на формирование УУД – веление времени. Мы должны так организовать учебный процесс, чтобы выпускник школы был востребованным, отвечал запросам современного общества, то есть был человеком, способным самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни.