Регулирование времени пребывания в Интернете
Многих родителей беспокоит то, что их дети много времени проводят в Интернете, Доступ к Всемирной сети открывает безграничные возможности для обучения и самосовершенствования, поэтому родители и школа по возможности стараются обеспечить учащимся этот доступ. Однако часто вместо того, чтобы использовать Интернет для выполнения домашних заданий и исследований, дети проводят там часа, обмениваясь мгновенными сообщениями, играя в онлайновые игры и разговаривая с незнакомыми людьми в чатах.
Таким образом, с появлением Интернета проблема поддержания баланса между развлечениями и учебой в жизни детей усложнилась. Многие дети и подростки, попав в Интернет, теряют ощущение времени и реальности.
Ниже приведены советы родителям и учителям о том, как предотвратить интернет-зависимости и установить необходимый баланс между пребыванием детей в сети и другими занятиями.
Не пропустите симптомы интернет-зависимости. Задумайтесь над тем, не отображается использование Интернета на успеваемости ребенка, его здоровье, отношениях с членами семьи и друзьями. Определите, сколько времени она проводит в онлайне.
Не бойтесь обращаться за помощью. Если у ребенка проявляются признаки интернет-зависимости, обратитесь к специалистам за консультацией. Маниакальное использование Интернета может быть симптомом других проблем, в частности депрессии, озлобленности, низкой самооценки.
Проанализируйте собственные привычки. Нет ли у вас проблемы с контролем нахождения в Интернете? Помните, что для ребенка вы является основным примером в жизни.
Не запрещайте использование Интернета. Сеть является важной частью социальной жизни многих подростков. Установите домашние правила относительно того, какие сайты можно посещать ребенку, и придерживайтесь их. Эти правила могут предусматривать определенный промежуток времени, в течение которого можно находиться в онлайне, запрет использования Интернета, пока не сделаны домашние задания, запрет посещения чат-комнат или просмотра материалов для взрослых.
Держите компьютер в открытой зоне. Установите компьютер в общей зоне своего дома, а не в комнате ребенка.
Установите баланс. Поощряйте и поддерживайте желание ребенка заниматься другими делами, особенно спортивными играми.
Помогайте детям общаться с другими в реальной жизни. Если ребёнок застенчив, отдайте его на занятия по приобретению навыков общения. Стимулируйте ребенка к делам, которые способствуют ее общению с другими детьми.
Следите за тем, что делают дети в Интернете. Используйте программы, которые осуществляют мониторинг и ограничивают использование Интернета, в частности, средства родительского контроля.
Предлагайте альтернативы. Если вам кажется, что ребенка интересуют только онлайновые видеоигры, попробуйте приучить ее к оффлайновым «заменителям» любимых игр. Например, если ребенку нравятся ролевые игры в стиле фэнтези, поощряйте читать его книги по фэнтези.
Негативная информация в Интернете
К сожалению, в Интернете есть много форм проявления ненависти, начиная от террористических сайтов и заканчивая жестокой сатирой. Нетрудно понять, какой вред воспитанию приносят сайты, где смеются над другим людьми за их внешность, где объектом нападок становятся национальные и сексуальные меньшинства.
Сторонники превосходства одной нации или расы, группировки, которые пропагандируют негативное отношение к людям другой религии, все больше проникают в Интернет, чтобы привлекать в свои ряды молодых людей. Через частные чаты и электронную почту, прячась подальше от общественного глаза, они ищут уязвимых молодых людей, которых можно привлечь к своему сообществу.
Родители и учителя должны защищать детей от воздействия вредной информации, содержащейся в Интернете. Старших детей следует научить критически относиться к интернет-материалам и определить сайты, которые вызывают негативное отношение к другим.
Узнайте больше об Интернете и о том, что дети делают, находясь в сети. Попросите детей показать вам, какие места они посещают и что им нравится. Пусть ваше общение будет открытым, чтобы при необходимости дети могли без колебаний прийти к вам за помощью.
Составьте с детьми соглашение о работе в Интернете. Соглашение должно содержать четкие инструкции о том, какие сайты они могут посещать в Интернете и что они там могут делать.
Контролируйте использование Интернета детьми. Дети до 10 лет не имеют навыков критического мышления, достаточных для самостоятельной работы в Интернете. Поэтому желательно размещать подключенный к Интернету компьютер в общей зоне дома, а не в детской комнате.
Расскажите детям о проявлениях негативного отношения в Интернете. Подросткам легче будет определить информацию, которая воспитывает плохое отношение к другим людям, если они будут знать о методах, которые используют для формирования подобной информации. Расскажите им о символах, обычно размещаемых на сайтах, в частности свастику.
Используйте программы фильтрации. Фильтры помогают блокировать некоторые материалы, которые воспитывают жестокость и негативное отношение к другим людям. Однако эти технологии не решают проблему окончательно.
Воспитывайте нормы хорошего поведения в Интернете. Учите детей быть толерантными и вежливыми при общении в Интернете, объясните, что нельзя отправлять сообщения, выражающие негативное отношение, злобу и обиду.
За более подробной информацией о защите детей в Интернете обращайтесь к «Пособию по безопасности в интернете для родителей: возраст и стадии", находящийся по адресу http://www.microsoft.com/ukraine/athome/security/children/parentsguide.mspx
Как научить детей оценивать информацию
Интернет предоставляет в наше распоряжение бесчисленные ресурсы и невиданные возможности для обучения, но вместе с тем эта сеть содержит много информации, которую нельзя считать ни полезной, ни надежной. Поскольку всем разрешается размещать в сети свою информацию и комментарии, пользователям необходимо развивать навыки критического мышления, чтобы уметь оценивать достоверность и правильность информации из Интернета.
Это особенно справедливо в отношении детей, которые считают, что любая информация, найденная в Интернете, является правдивой. Традиционные ресурсы, выходят и проходят через «фильтры» - сотрудников редакций, которые вычитывают тексты и проверяют факты, позволяет отсеять ошибки, ложные сведения и неточную информацию. Однако Интернет в большинстве случаев не имеет таких «охранников» безопасности.
Объясните детям, как функционирует Интернет и веб-сайты можно создавать, не спрашивая на то разрешения. Научите их пользоваться всеми существующими информационными ресурсами, с помощью которых найденные сведения можно проверять, сравнивать с другими данными.
Начните тогда, когда дети ещё маленькие. Даже дошкольники сейчас используют Интернет для поиска информации, поэтому важно как можно раньше научить их различать достоверные факты от субъективных мнений, стереотипов и предвзятых данных.
Спрашивайте детей про информацию, которую они находят в Интернете. Вы можете расспросить о назначении определенного сайта, о том, содержит ли он контактную информацию или, скажем, раздел «О нас». Ребенок школьного возраста должен понимать, кем - компанией или человеком - спонсируется сайт или предназначен он для публичного общения, можно ли его считать надежным источником информации.
Убедитесь, что дети сверяют информацию, найденную в Интернете, с полученной из других источников. Посоветуйте им для проверки информации обращаться на другие веб-сайты, к средствам массовой информации, особенно газетам и журналам, и до справочным изданиям. Предложите им делать это вместе с вами.
Поощряйте детей использовать не только Интернет, но и другие информационные источники. Посетите вместе библиотеку. Если есть такая возможность, купите хорошую энциклопедию - в таком случае дети получат доступ к альтернативным источникам информации.
Научите детей разным техникам эффективного поиска информации в Интернете. Это значительно повысит их возможности получения качественной информации. Ведь вместо того, чтобы пользоваться одним единственным сайтом, дети смогут использовать разнообразные поисковые машины и серверы.
Обсудите с детьми вопрос толерантного отношения к другим людям. Программные фильтры могут помочь заблокировать некоторую информацию. Однако ваши дети должны знать о событиях, происходящих в мире, уметь отличать и соответствующим образом оценивать материалы, пропагандирующие негативное отношение к другим. Узнайте больше о том, как действовать, натолкнувшись на подобную информацию.
Опасности со стороны злоумышленников
Пользуясь средствами интернет-коммуникации, прежде чат-комнатами, электронной почтой и мгновенными сообщениями, ребенок подвергается угрозе стать объектом онлайнового хищника. Злоумышленники этой категории пользуются тем, что благодаря анонимности Интернета в онлайне можно достаточно быстро устанавливать доверительные отношения. Жертвами онлайновых хищников становятся неопытные молодые люди. Взрослые смогут защитить детей, если будут знать о рисках, связанных с онлайновым общением, и будут интересоваться тем, что делают дети в Интернете.
Методы, которые используют онлайновые хищники
Хищники устанавливают контакт с детьми, разговаривая с ними в чатах, обмениваясь мгновенными сообщениями и электронной почтой. Многие подростки пользуются интернет-форумами для решения своих проблем. Злоумышленники часто посещают подобные форумы с целью поиска жертв.
Онлайновые хищники пытаются войти в доверие к ребенку своим вниманием, добротой, или даже подарками. Обычно они в курсе самых последних музыкальных новинок, знают, какие вещи интересуют детей, внимательно выслушивают их и сочувствуют. Они пытаются ослабить комплексы молодых людей, постепенно вводя в свои разговоры сексуальный контекст или показывая им откровенно сексуальные материалы.
Некоторые злоумышленники действуют быстрее, сразу же втягивая детей в сексуальные разговоры. Этот более прямолинейный подход может сопровождаться сексуальными домогательствами. Хищники также могут оценивать детей, с которыми они знакомятся в онлайне, с целью будущего контакта с глазу на глаз.
Какие молодые люди находятся под угрозой
Юноши и девушки являются наиболее уязвимой со стороны онлайновых хищников группой. Молодёжь обычно заботится о своей привлекательности, пытается выйти из-под родительского контроля, ищет новых отношений за пределами семьи. Скрываясь под маской анонимности, подростки рискуют стать жертвами злоумышленников и не всегда предусматривают возможные последствия.
Уязвимыми со стороны онлайновых хищников являются следующие категории молодых людей:
Новички в Интернете, которые не знакомы с сетевым этикетом.
Заядлые пользователи компьютера.
Те, которые хотят попробовать что-то новое, авантюрное в жизни.
Активные соискатели внимания и привязанности.
Бунтари.
Изолированные или одинокие.
Интересные.
Обескураженные своей половой принадлежностью.
Слишком доверчивые к взрослым, поэтому в последнее легко их обмануть.
Интересуются сообществами, существующими за пределами родительского мира.
Обычно дети знают об угрозе со стороны злоумышленников, однако в реальной жизни не проявляют достаточной осторожности, когда речь идет об отношениях через Интернет.
Как минимизировать риск ребенка стать жертвой онлайновых хищников
Расскажите детям о сексуальных хищниках и их потенциальную опасность в Интернете.
Не позволяйте детям младшего возраста пользоваться чат-комнатами. Старших детей и подростков направляйте на контролируемые чаты.
Если ребенок участвует в чатах, интересуйтесь тем, какие комнаты он посещает и с кем общается. Следите и сами по зонам разговоров, чтобы знать, какие темы там обсуждаются.
Проинструктируйте детей, чтобы они никогда не оставляли публичной зоны чат-комнаты. Многие чат-комнаты предлагают частные зоны, где пользователи могут общаться с глазу на глаз, и мониторы чата не могут читать эти сообщения. Эти зоны называют «зонами шепота».
Держите подключенный к Интернету компьютер в общей зоне дома, а не в комнате ребенка. Злоумышленникам гораздо труднее установить связь с ребенком, если экран компьютера находится на видном месте. Даже если компьютер расположен в общей зоне, сидите рядом с ребенком, когда он работает в Интернет.
Младшие дети должны пользоваться семейной, а не собственной ящиком электронной почты. Когда они подрастут, вы можете создать для них отдельный адрес электронной почты, но почта детей должно оставаться в вашей шкатулке.
Скажите детям, чтобы они никогда не отвечали на мгновенные сообщения или электронную почту от незнакомцев. Если дети используют компьютеры в местах, которые находятся вне вашего контроля (в интернет-кафе, школе или у друзей), выясните, какие средства компьютерной защиты там внедрены.
Если все меры предосторожности оказались напрасными и ребенок встретился с онлайн-хищником, не обвиняйте его. Прибегните к решительным действиям, чтобы прекратить дальнейшие встречи ребенка с этим лицом.
Правила безопасного поведения, которые должны усвоить дети
Риск ребенка стать жертвой злоумышленника значительно уменьшится, если он будет придерживаться следующих правил.
Никогда не загружать картинки из незнакомых источников - они могут иметь откровенно сексуальный смысл.
Использовать фильтры электронной почты.
Немедленно сообщать взрослым, если в Интернете происходит нечто такое, что пугает или вызывает дискомфорт.
Выбирать псевдонимы, не указывают на пол, не имеют сексуального подтекста и и не отражают персональной информации.
Не сообщать никому в Интернете свою персональную информацию (в частности, возраст и пол), сведения о своей семье и не заполнять онлайновые персональные формы.
Прекратить любое общение по электронной почте, разговоры через службу обмена мгновенными сообщениями или чаты, если кто начинает ставить вопросы, имеющие слишком личный или сексуальный подтекст.
Разместите рядом с компьютером семейное соглашение об использовании Интернета, напоминайте правила безопасного поведения во время пребывания в сети.
Признаки того, что за ребенком охотятся
Ребенок, вероятно, стал мишенью онлайнового хищника, если он:
Проводит много времени в Интернете. Большинство детей, являющихся жертвами онлайновых хищников, проводят много времени в Интернете, особенно в чатах, закрывая т дверь в свою комнату И делают секрет из того, чем они занимаются, когда сидят за компьютером.
Получает телефонные звонки от людей, которых вы не знаете, или по неизвестным вам номерам. После установления контакта с ребенком через Интернет некоторые онлайновые хищники пытаются связаться с ним для того, что втянуть в телефонный секс или предложить встретиться лицом к лицу. Если ребенок затрудняется давать номер своего домашнего телефона, то онлайновый сексуальный хищник может дать ему свой. Не позволяйте ребенку самому, без вашего присмотра, встречаться с незнакомцем, с которым он познакомилась в Интернете.
Получает почту, подарки или пакеты от незнакомых вам лиц. Злоумышленники часто отправляют письма, фотографии и подарки потенциальным жертвам.
Избегает общения с семьей и друзьями, быстро выключает монитор или меняет содержимое экрана, когда взрослые входят в комнату. Онлайновый хищник час то пытается встать между ребенком и его семьей. Для этого он намеренно преувеличивает незначительные домашние проблемы. Дети, ставшие сексуальной жертвой, избегают других и находятся в депрессии.
Использует чей аккаунт в Интернете. Дети, не имеющие доступа к Интернету дома, могут стать жертвой негодяя, осуществляя доступ к сети из компьютеров друзей или в другом месте, даже в школе или библиотеке. Хищники иногда предоставляют детям учетные записи, чтобы с ними можно было связаться.
Учтите также, что злоумышленники часто используют порнографию для того, чтобы сделать детей своими сексуальными жертвами, они направляют им ссылки на сайты, фотографии и сообщения электронной почты сексуального содержания. Злоумышленники могут использовать фотографии с детской порнографией для того, чтобы убедить детей, что секс взрослых детей с детьми - это нормально. Вы должны учесть, что дети могут прятать порнографические файлы на дисках, особенно если компьютером пользуются другие члены семьи.
Что делать, если за ребенком охотятся
Если ребенок получает откровенно сексуальные фотографии от своего онлайнового собеседника или к нему обращаются с сексуальными предложениями через электронную почту или мгновенные сообщения, обратитесь в милицию. Сохраните любые документальные свидетельства, включая адреса электронной почты, адреса сайтов и имена в чате, чтобы передать их в милицию.
Проверьте, нет ли на вашем компьютере порнографических файлов или сообщений, свидетельствующие о разговорах на сексуальные темы.
Следите за доступом ребенка до всех средств онлайнового общения (чат-комнат, мгновенных сообщений и электронной почты).