СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рейтинговая система: контроль или стимул в оценивании достижений школьников?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рейтинговая система это не только контроль учебной успеваемости, но и некий толчок в собственном продвижении на новую ступень, раскрытие новых горизонтов своих возможностей, умений, способностей.

Просмотр содержимого документа
«Рейтинговая система: контроль или стимул в оценивании достижений школьников?»

Рейтинговая система: контроль или стимул в оценивании достижений школьников?

Когда впервые представила на родительском собрании результаты успеваемости их детей в виде рейтинговой таблицы, услышала возгласы непонимания, неодобрения: «Зачем загонять детей в рамки? Зачем понижать их самооценку?»

Попробуем разобраться в этом вопросе. Впервые я задумалась о такого плана ранжировании образовательных результатов, когда прочитала статью М.В. Калужской в одном из журналов для классного руководителя. Поэтому в своей статье я буду ссылаться на ту статью.

В наши дни, думается, все: и выпускающая учеников средняя школа, и принимающая затем их высшая заинтересованы в объективной фиксации не только так называемых «знаний и умений» обучающихся, но и их культурного кругозора, творческих возможностей, коммуникативных навыков, личностного потенциала и др. Значит, оценивание должно стать системой, которая обеспечивает развитие определённых (прописанных в новом Федеральном Стандарте) качеств учащихся. Рейтинг позволяет нам получать объективную и полную картину образовательных результатов: знания, умения, навыки, насколько сформированы компетенции и личностные характеристики. Рассмотрим, какие принципы лежат в основе рейтинговой системы:

  • оценка максимально широкого спектра достижений;

  • стимулирование, а не приговор; перспективы на будущее, а не констатация результатов в цифрах;

  • оценка знаний с точки зрения их практической применяемости;

  • включение личных достижений (портфолио);

  • учет внешкольных форм оценивания, в том числе международных (сертификатов, дипломов, грамот и т.д.);

  • использование принципа повышающих и понижающих коэффициентов при подсчете баллов;

  • исключение штрафных вычетов в накопительной части рейтинга.

Важны возрастные рамки проводимого рейтинга. Это учащиеся 7-8 и старших классов, так как дети в этом возрасте уже психологически созрели для публичного соперничества. Они с готовностью могут включиться в процесс образовательного соревнования с однокашниками и конструктивно отнестись к своей рейтинговой позиции.

Основными компонентами данной системы являются:

  • рейтинг академической успеваемости, которая изменяется по итогам четверти, полугодия с учетом отметок по учебным предметам, поведения и прилежания;

  • «портфолио». Это накопительная система учета самых различных достижений и включает три раздела:

  1. олимпийский рейтинг;

  2. лидерский рейтинг;

  3. рейтинг званий и сертификатов.

Рейтинг академической успеваемости отражает исключительно учебные достижения учащегося, т.е. уровень знаний по всем изучаемым предметам, а также сформированность общеучебных и специфических предметных навыков. В рейтинговую таблицу заносятся традиционные пятибалльные отметки каждого ученика по каждому предмету. В отдельную графу проставляется по 1 баллу за профессиональный курс по выбору, который учащийся посещал в течение данного учебного периода, несколько баллов, как решит министерство, за общественно-полезную работу, как в министерстве, так и в классе.

Немаловажная составляющая академического рейтинга – оценка поведения и прилежания, измеряемая также по пятибалльной шкале. Родители интересовались насколько корректно, и стоит ли вообще оценивать такие факторы. Но ведь поведение и прилежание – это показатели уровня социализации школьников, их способность отвечать за свои действия, прилагать усилия к достижению намеченной цели. Балльные отметки сначала выставляются в сводную таблицу всеми педагогами, работающими с данным учеником. А в рейтинговую таблицу заносится округленное среднее арифметическое значение. Нужно отметить, что рейтинг академической успеваемости не является накопительным и обновляется по итогам каждого учебного периода.

На олимпийский рейтинг влияет успешное участие:

- в предметных олимпиадах различного уровня;

- научно-практических конференциях различного уровня;

- творческих конкурсах различного уровня;

- дистанционных олимпиадах различного уровня;

- спортивных соревнованиях различного уровня.

Разумеется, любое достижение заносится в рейтинговую таблицу только после его документального подтверждения. За каждое достижение определенного уровня ученику начисляется 1 балл в рейтинговой таблице. В дальнейшем набранные баллы суммируются в течение всех лет обучения, т.е. олимпийский рейтинг является накопительным.

Лидерский рейтинг отражает уровень социальной компетентности учащихся, их общественную активность. На него влияет участие:

- в лидерских программах;

- работе органов школьного самоуправления;

- школьных праздниках;

- социальных акциях и проектах.

Каждому учащемуся начисляется 1 – 2 балла за достижение на уровне школы, района, города, республики или страны по итогам каждого учебного периода.

Рейтинг званий и сертификатов фиксирует личные достижения в освоении иностранных языков, информационных технологий; значимые успехи в сфере искусства, науки и спорта, подтвержденные соответствующими сертификатами российского и международного уровней.

Какие результаты мы можем ожидать от внедрения рейтинговой системы?

  • повышение учебной мотивации и ответственности;

  • рост социальной активности учащихся;

  • ориентация на успех;

  • более адекватная самооценка;

  • укрепление командного духа;

  • более осознанный жизненный выбор.

Конечно, введение рейтинговой системы сопряжено с рядом рисков психологического и организационного характера.

Во-первых, сама идея ранжирования детей является достаточно спорной в педагогике – не получится ли, что в рейтинге выиграет только тот, кто занимает в нем верхние строчки, а остальным рейтинг нанесет психологическую травму? Однако на практике это в большинстве случаев не так. Ребят расставляют по местам цифры, но существуют другие цифры – продвижения, т.е. роста в развитии, положительных изменений в достижениях в учебе, общественно-полезной деятельности. Можно сказать, что рейтинг – инструмент поощрения и стимулирования.

Во-вторых, существует риск необъективной оценки. Но он оказывается гораздо меньшим, чем при обычной пятибалльной системе, т.к. рейтинг составляется коллегиально и учитывает различные виды достижений, следовательно, можно сказать, что рейтинговая таблица чаще всего отражает реальный статус учащегося в коллективе.

В-третьих, индивидуализация может превратиться в индивидуализм: каждый будет заинтересован только в личном росте и на этом пути будет «ставить палки в колеса» ближайшим товарищам. Для предотвращения такого «перекоса» нужно, чтобы персональные достижения вливались в общекомандные так называемые, «министерские» и, наоборот, зависели бы от итогов командных выступлений, работы министерств в классном парламенте.

Таким образом, внедрение рейтинга достижений подразумевает построение индивидуальной образовательной программы, проектирование «эффективного будущего». Рейтинговая система является надежным компасом, позволяющим ученику, педагогу, родителю со своих позиций анализировать правильность выбора и успешность продвижения в том или ином направлении, выявлять возможные ошибки, пробелы, исправлять их.