Игра «Мяч бросай и волшебные слова называй»
Задачи. Расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов; закрепление умения соотносить родовые и видовые понятия.
Ход игры. Вариант 1. Родитель называет обобщающие понятие (овощи) и бросает мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч и, возвращая его, называет относящиеся к этому обобщающему понятию предметы. Вариант 2. Родитель называет видовые понятия и бросает мяч ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, называет обобщающее слово, относящееся к видовому понятию. Например: огурец, помидор, лук (овощи).
Игра «Назови ласково»
Задача. Закрепление умения образовывать существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Ход игры. Родитель называет слово – имя существительное в единственном числе и бросает мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч и возвращает его, называя уменьшительно-ласкательную форму этого слова в единственном числе или в единственном и множественном числе. Например: белки (белочка), дом (домик) и т.д.
Игра «Один – много».
Задача. Закрепление умения образовывать множественное число существительного в родительном падеже.
Ход игры. Родитель, бросая мяч ребёнку, называет слово – существительное – в именительном падеже единственном числе. Ребёнок ловит мяч и, возвращая его, называет это слово в форме множественного числа с помощью слова «много» или без него. Например: Один огурец (много огурцов) и т. д.
Игра «Четвёртый лишний»
Задачи. Закрепление составлять предложение со словом потому что; развивать логическое мышление.
Ход игры. Родитель, бросая мяч ребёнку, называет 4 предмета. Ребёнок ловит мяч и, бросая его обратно, называет предмет, который, по его мнению, не соотносится с тремя остальными, является лишним. Ребёнок должен объяснить свой ответ. Например: собака, кошка, медведь, корова (лишний медведь, потому что он дикое животное, а все остальные животные домашние) и т. д.
Игра «Скажи наоборот»
Задача. Закрепление умение подбирать антонимы.
Ход игры. Родитель, бросая мяч ребёнку, произносит незаконченное предложение. Ребёнок ловит мяч и, возвращая его, заканчивает предложение и затем произносит его полностью. Например: Сапоги длинные, а ботинки…..(короткие) и т.д.
Игра «Подбери признак»
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.
Ход игры: родитель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает. Например: куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя; сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые, резиновые.
Игра «Посчитай».
Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.
Ход игры: родитель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов. Например: один мяч, два мяча, пять мячей; одна кукла, две куклы, пять кукол.
Игра «Узнай по описанию»
Цель: учить составлять описательные загадки о ягодах, фруктах и т.д.
Ход игры: родитель просит детей самостоятельно составить описательную загадку о ягодах или фруктах. Даёт образец «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон).
Игра «Чей? Чья? Чьё?»
Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.
Ход игры: родитель называет слово и задаёт вопрос (чей? чья? чьё?), ребёнок отвечает. Например: шарф (чей?) — мамин, книга (чья?) – бабушкина и т. д.
Игра «Кого я вижу, что я вижу».
Цель: различение в речи форм винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных, развитие кратковременной слуховой памяти.
Ход игры: в эту игру лучше играть на прогулке, чтобы перед глазами было больше объектов для наблюдения. Перед началом игры договариваются, что будут называть предметы, находящиеся вокруг. Родитель произносит: «Я вижу… воробья» и бросает мяч ребёнку. Тот должен продолжить: «Я вижу воробья, голубя» - и бросает мяч родителю.
Игра «Объясните, почему…»
Цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.
Ход игры: родитель объясняет, что ты должен будешь закончить предложения, которые начну говорить я, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части. За каждое правильно выполненное продолжение, ребёнок получает фишку. Например: Вова заболел… (потому что простыл); Мама взяла зонт… (потому что идёт дождь) и т. д.
Игра «Слова – родственники»
Цель: упражнять в подборе однокоренных слов. Например: медведь – медведица, медвежонок, медвежий, медведушка; волк - волчица, волчонок, волчище, волчий; лиса –лис, лисичка, лисёнок, лисонька.
Игра «Исправь ошибку»
Цель: учить понимать значение притяжательных местоимений.
Ход игры: взрослый заведомо говорит неправильно, а ребенок, если слышит ошибку, исправляет ее. Например: На столе лежит много карандашов. Карлсон съел много конфетов.
Произнести несколько предложений правильно, пусть ребенок поразмышляет. В шкафу стоит много книг. Необходимо следить за речью ребенка, употребление существительных множественного числа в родительном падеже вызывает много трудностей.
Игра «Какое это блюдо? Посуда? Одежда? Обувь?»
Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.
Ход игры: взрослый произносит: Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)? Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки … )? Какое варенье из … (яблок, сливы, абрикоса, малины … )? Какой сок из … (моркови, груши, апельсина … )? Какая посуда бывает … (стеклянная, металлическая, керамическая, фарфоровая, глиняная, пластмассовая)? Привести примеры. Почему она так называется? (Стеклянная – сделана из стекла.) и т. д.
Родитель контролирует произношение звуков:
[Ш], [Ж], [Ч], [Л].
МАДОУ «Ромашка»
Рекомендации для родителей:
«Игры на развитие лексико-грамматического
строя речи»

Подготовила: учитель-логопед
Е.К. Сумина
г. Лабытнанги