Перед изучением темы по творчеству какого-либо писателя или поэта провожу тестовый контроль с различными целями:
- выяснение глубины прочтения текста;
- знание деталей биографии писателя;
- умение находить художественные средства в тексте;
- определение типичного и индивидуального.
Вот некоторые образцы тестовых опросников.
9 класс. Комедия Грибоедова А.С. «Горе от ума».
Цель:
- проверка знаний текста;
- выявление типичного и индивидуального.
1.А. Ниже названы противоположные качества человека. В верхней горизонтальной строке указана степень выраженности того или иного свойства (3 – наивысшая степень, 2 – высокая, 1 –качество недостаточно выражено, 0 – качество не выражено). Попытайтесь охарактеризовать Молчалина, отметив цифрами его внутренние качества.
3210 0123
Добрый Злой
Веселый Грустный
Вежливый Грубый
Аккуратный Небрежный
Умный Глупый
Честный Лживый
Трудолюбивый Ленивый
Настойчивый Нерешительный
Скромный Наглый
Старайтесь быть максимально беспристрастными, основывайтесь в своих решениях на тексте комедии.
1.Б. Подсчитайте суммарную оценку качеств Молчалина. Это нужно сделать только для того, чтобы можно было сравнить свой результат с результатами, которые получились у других ребят.
1.В. Проанализируйте полученные данные. Какие качества Молчалина являются наиболее выраженными?
10 класс. Лермонтов М.Ю. Лирика.
Цель:
- знание деталей биографии автора;
- соотнесение этапов биографии с эпохой.
1. А. Выполнив это упражнение, вы сможете создать текст, в котором характеризуется эпоха, наступившая в России после разгрома декабристов.
Найдите соответствия:
1799 - … а) Отечественная война
1812 - … б) родился М.Ю.Лермонтов
1814 - … в) родился А.С.Пушкин
1925 - … г) восстание декабристов
1.Б. Напишите комментарий к этим датам.
Если вы не сможете выполнить это задание самостоятельно, воспользуйтесь Клише 1.
Цифры не отвечают за события.
Цифры ___________и бесстрастны и как (палачи, судьи, камни, надгробные плиты, памятники, вечность, пустота). Они одинаково _________сообщают о __________умерших и о количестве _____________, они могут __________
и число ________яблок, и ________сбитых самолетов…
Цифры отвечают лишь за (наглядность, синхронность, точность, конкретность, симметрию), а (значение, смысл, толкование, объяснение) им придает человек
Клише 2. В ____году родился А.Пушкин. В _________ родился М.Лермонтов. Их разделяет __________лет.
Всего _________лет! (крупинка, песчинка, молекула, капля) в_________океане вечности! Но (упование, горькие разочарования, надежды, безверия, глухое молчание, светлые чаяния, обманутые надежды, мертвое безмолвие) _________лет образовали (непроходимую, бездонную, зияющую, страшную) пропасть между двумя эпохами - ___________ и __________.
10 класс. Лермонтов М.Ю. и Пушкин А.С.
Упражнение позволит лучше понять причины и особенности художественного взаимодействия двух великих поэтов, сформирует представления о преемственности литературного процесса.
Материал этого упражнения можно использовать в сочинениях, посвященных анализу поэтических традиций в творчестве Лермонтова М.Ю.
1.А. Вам предлагаются названия произведений Пушкина, некоторые из них, использовал и Лермонтов. Укажите их:
* «Анчар» * «Евгений Онегин»
* «Арион» * «Желание»
* «Баллада» * «Земля и море»
* «Бородинская годовщина» * «Зимний вечер»
* «Вольность» * «Кинжал»
* «Вадим» * «Кавказский пленник»
* «Гроб Анакреона» * «Цыганы»
* «Гусар» * «Пророк»
* «Демон» * «Наполеон»
* «Дитя, не смею над тобой…» * «Разговор книгопродавца с поэтом»
Примечание: попытайтесь найти не только дословные повторения, но и названия, которые звучат очень близко, отражая общность художественных исканий.
1.Б. Исчерпывает ли этот перечень весь объем поэтических перекличек? Дополните список своими примерами.
10 класс. Знаю ли я Лермонтова?
С помощью шифра «Цифра-буква» установите соответствия:
1 «В каменный панцырь я ныне закован»
2 «Но и в храме, средь боя и где я ни буду…»
3 «В небесах торжественно и чудно»
4 «И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим»
5 «Люблю мечты моей созданье»
6 «Бывало, мерный звук твоих могучих слов…»
7 «Провозглашать я стал любви»
8 «Люблю дымок спаленной жнивы»
9 «Толпой угрюмою и скоро позабытой»
10 «И он убит – и взят могилой…»
А) «Выхожу один я на дорогу»
Б) «Как часто пестрою толпою окружен»
В) «Смерть поэта»
Г) «Пленный рыцарь»
Д) «Дума»
Е) «Есть речи значенье…»
Ж) «Родина»
З) «Пророк»
И) «На севере диком»
К) «Поэт».