СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации по организации учебной деятельности и общения для студентов 1 курса "Памятка первокурсника"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной памятке содержатся рекомендации по организации учебной деятельности и общения для студентов 1 курса всех специальностей Трубчевского профессионально-педагогического колледжа. Приведённые в памятке советы и рекомендации помогут первокурсниками правильно организовать свою учебную деятельность и общение, а также сохранять самообладание в сложных ситуациях 1 курса. 

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по организации учебной деятельности и общения для студентов 1 курса "Памятка первокурсника"»































Памятка первокурсника


























«Памятка первокурсника» – рекомендации по организации учебной деятельности и общения для студентов первого курса всех специальностей Трубчевского профессионально-педагогического колледжа.
































Составитель: Спицина Светлана Олеговна - педагог - психолог









Надеемся, что приведенные в предлагаемой памятке советы и рекомендации помогут тебе правильно организовывать свою учебную деятельность, общение, а также сохранять самообладание в сложных ситуациях первого курса.







В ДОБРЫЙ ПУТЬ, ПЕРВОКУРСНИК!



































Быть может, ответить на этот вопрос ты сможешь самостоятельно, прочитав следующее высказывание:

Совершеннейший из людей тот, кто любит всех ближних своих и делает им добро, без разбора, хороши они или дурны.


Мухаммед


Конечно, ты стараешься общаться с теми, кто тебе приятен, интересен и относится к тебе доброжелательно, но ведь приходится общаться не только с ними.

Например, с тобой учится какой-нибудь неразговорчивый, замкнутый и угрюмый человек, который ни с кем не начинает разговор первый, не участвует в общих делах, редко смеется и по большей части ходит один? Ты думаешь, он зануда и с ним не о чем поговорить? А вот попробуй проверить свою догадку: стоит тебе заговорить с ним, и все выяснится. Возможно, он очень интересный собеседник, только стеснительный. В любом случае ты завоюешь его расположение, потому что проявишь желание общаться с ним.

К любому человеку можно найти подход, каждого можно понять, но тебе выбирать – с кем дружить по-настоящему.


НУЖНО ПОНЯТЬ И ПРИНЯТЬ ДЛЯ СЕБЯ ЗА ПРАВИЛО

ОДНО МУДРОЕ ИЗРЕЧЕНИЕ: НЕВОЗМОЖНО НРАВИТЬСЯ ВСЕМ.


НАДО БЫТЬ ТЕРПИМЫМ К НЕДОСТАТКАМ ДРУГИХ И КРИТИЧНЫМ ПО ОТНОШЕНИЮ К САМОМУ СЕБЕ.


Может быть, ты не сможешь наладить дружеские отношения со всеми одногруппниками, но постарайся вести себя миролюбиво, привлекать к себе своей открытостью и терпимостью к чужим недостаткам, потому что идеальных людей не существует. Убедиться в этом легко – достаточно взглянуть на себя в зеркало и честно оценить собственные качества и недостатки, которые твои друзья все же умудряются тебе прощать.


Так что постарайся сохранять доброжелательные отношения со всеми одногруппниками, не обижай никого, но общайся по большей части с теми, кто тебе нравится.






-10-



Уважаемый первокурсник!

Поздравляем тебя с началом учебы в одном из лучших учебных заведений города Трубчевска.

Надеемся, что ты с пользой проведешь годы учебы и станешь высококлассным специалистом. Очень бы хотелось, чтобы за годы обучения в колледже ты впитал в себя все лучшие качества, присущие многим поколениям наших выпускников.

Твои тревоги и волнения, связанные с поступлением в колледж остались позади. Впереди студенческая пора, веселая и разнообразная, наполненная лекциями, семинарами, зачетами, экзаменами и многими другими событиями трудной, но прекрасной студенческой жизни.

Настоящая памятка позволит тебе лучше ориентироваться и планировать свое время в течение первого, весьма важного года. Помни, что от твоего умения правильно организовать свои занятия в решающей степени будет зависеть твой дальнейший успех.



























- 3 -




Как научиться «хорошо» учиться?


Учиться «плохо» – это легко. Все время что-то преодолевать, получать от учебы неудовольствие.

Учиться «плохо» – это вечно плохое настроение, растрачивание своей внутренней энергии. Это – верный путь заработать кучу болезней себе и создать проблемы себе и родственникам.

Многие «троечники» сетуют на отсутствие интеллектуальных задатков и неразвитость способности учиться. На самом деле в 95% случаев причины иные. Их не меньше пяти:

  1. Слабая мотивация к обучению.

  2. Плохая самоорганизация (привычка рассчитывать на «авось», откладывать дела на «потом»).

  3. Слабая воля, легкое подчинение соблазнам, которые, по существу, нами правят.

  4. Некритичное отношение к себе и завышенная требовательность к другим.

  5. Незнание рациональной технологии учебы.

Первые четыре причины в значительной степени психофизиологические, они зависят от склада характера, типа нервной деятельности. Необходимо это понять, разобраться в самом себе. Только в этом случае возможно дальнейшее самосовершенствование, изменение отношения к процессу учебы.

С главными особенностями рациональной технологии учебы мы постараемся тебя познакомить тебя на страницах данной памятки.


О рациональной технологии учебы


Виды учебных занятий в колледже можно разделить на аудиторные и внеаудиторные.

К аудиторным занятиям относятся: лекции, лабораторные работы; практические и семинарские занятия; консультации; экзамены. К внеаудиторным можно отнести те виды работ, которые студенты выполняют во внеаудиторное время, вне расписания, но при консультации преподавателей: работа над курсовыми проектами, работами, домашними заданиями; подготовка к лабораторным и контрольным работам, работа над дипломным проектом.

Отличительной особенностью обучения в колледже является необходимость постоянно работать самостоятельно без регулярного контроля со стороны преподавателей и родителей. К сожалению, как показывает практика, не все первокурсники сразу готовы к такой системе обучения. Не всегда получается правильно спланировать время, организовать место для занятий, преодолеть какие-либо внутренние психологические проблемы и барьеры.

Тяжело каждое утро вставать в одно и то же время, чтобы не опаздывать в колледж. Зато как приятно, когда на родительском собрании тебя отметили среди тех, кто никогда не опаздывает.


- 4 –


Как справляться с трудностями? Самое важное в каждом деле –

пересилить момент, когда вам

не хочется работать.

И.П.Павлов

Когда на улице светит солнце, дует легкий ветерок и на небе нет ни одного облачка, хочется отправиться подальше от того, что изо дня в день повторяется в твоей жизни.

Кажется, что если бросить колледж с его бесконечными занятиями, лекциями, факультативами, то жизнь переменится только к лучшему.

Иногда, действительно, нужно менять привычную обстановку на что-то новое, но делать это лучше в конце недели. А знаешь почему? Потому что за неделю ты честно переделаешь все дела и заслужишь отдых.

Иногда стоит только заболеть или пропустить парочку занятий, как накапливаются «хвосты», и охватывает желание все бросить и ни о чем не думать. Тебе кажется, что в жизни не было более противного и сложного периода, что больше никогда не будет успехов и хороших отметок, потому что нет сил и желания наверстать упущенное. Это неправильные мысли.

Тебя пугает то, что не хватает сил самостоятельно справиться с проблемой? Нужно думать о другом. Скажи себе: «Я достаточно взрослый человек, чтобы самостоятельно попытаться справиться с трудностями». Это поможет найти в себе уверенность, а дальше все пойдет само собой.

Чтобы хорошо учиться, нужно много заниматься. Под словом «заниматься» подразумевается не зубрёжка, а вдумчивое чтение, размышление и запоминание.

Никто не утверждает, что учиться в колледже просто, но, приложив немного стараний и терпения, можно достигнуть всего, чего тебе хочется.


Как жить в студенческой группе?

Человек, отделяющий себя от других

людей, лишает себя счастья, потому

что чем больше он отделяет себя,

тем хуже его жизнь.

Л.Н. Толстой

Каждый день ты встречаешься с самыми разными людьми. Чаще всего, наверное, тебе приходится общаться с одногруппниками, и все они не похожи друг на друга, отличаются характерами и привычками. Строить взаимоотношения в коллективе очень нелегко.

Наверняка в твоей группе есть люди, которые тебе нравятся, с кем интересно и легкое общаться, а есть и такие, которые неприятны. Ты стараешься их не замечать, потому что они обладают недостатками, которых ты терпеть не можешь в людях и не желаешь прощать. Как поладить со всеми? Ведь тебе придется видеть этих людей изо дня в день несколько лет.

Искусство общения с окружающими очень непростое и требует тренировки и терпения. В самом деле, как сохранить свое достоинство, общаясь с неприятным тебе человеком и, наоборот, как поддерживать хорошие отношения с друзьями?

-9-


Как подготовиться к экзаменам?


Подготовка к экзаменационной сессии и сдача экзаменов и зачётов является очень ответственным периодом в работе студента. Основное в подготовке к сессии – это повторение всего материала, курса или предмета, по которому необходимо сдавать экзамен. Только тот успевает, кто умеет хорошо повторять материал, который был прослушан на лекциях, законспектирован и закреплён на самостоятельных занятиях.


При подготовке к экзаменам необходимо помнить:

  1. Готовиться нужно с первых дней семестра: не пропускать лекций, работать над закреплением лекционного материала, выполнять все практические и лабораторные работы.

  2. Готовиться рекомендуется каждый день в одном и том же помещении и на одном и том же рабочем месте, т.к. в этом случае устанавливается ассоциативная взаимосвязь между окружающей обстановкой и процессом переработки информации.

  3. При повторении не стоит ограничиваться только конспектами.

  4. Повторяя материал, нужно добиваться его отчётливого усвоения. Рекомендуется использовать такие приёмы:

- про себя или вслух рассказывать материал;

- ставить самому себе вопросы и отвечать на них;

- делать дополнительные записи, схемы;

- рассказывать повторённый материал своим товарищам, отвечать на их вопросы;

- повторяя и обобщая, записывать в блокнот всё непонятное, возникающие вопросы и обязательно выяснить их на консультациях.


Перед экзаменом:

- Избегай чрезмерной перегрузки умственной работой, придерживайся режима, чередуй труд и отдых.

- Не засиживайся за полночь.

- Сохраняй тишину в комнате, не мешай готовиться товарищам.

- Утром обязательно позавтракай. Тогда на экзамен ты придёшь бодрым и уверенным в своих силах.

- После сдачи экзамена остаток дня посвяти отдыху, сходи в кино или в парк. Но не забудь всё подготовиться для работы на следующий день.


Не отчаивайся, если на экзамене ты получил не ту оценку, на которую рассчитывал! Хотя экзамен в какой-то степени и «лотерея», но оценка всегда, как правило, соответствует тому уровню знаний, который ты показал на экзамене.


Систематически и напряжённо работай! Тогда ты добьёшься успеха!




-8-

Не думай, что занятия по утрам придумали для того, чтобы поиздеваться над твоим неокрепшим организмом. Наоборот, наукой установлено, что по утрам работоспособность человека очень большая. Это значит, что за один час утром ты без труда можешь выучить то, на что ушел бы весь вечер.

Всем известно, что в колледж ходят для того, чтобы получать знания по различным предметам и пообщаться с друзьями, рассказать последние новости из своей жизни, обсудить что-нибудь очень важное. А как тебе кажется, – что главней в колледже: возможность учиться или возможность болтать с одногруппниками? Наверное, и то, и другое. Но общаться с друзьями можно дома, на улице, у кого-нибудь из них в гостях, а вот получить такие знания, которые пригодятся потом в жизни, можно только в колледже. Поэтому нужно привыкнуть к тому, что преподаватель старается для тебя, объясняет именно тебе, и больше ты это ни от кого не услышишь. Время занятия отведено как раз на то, чтобы выслушать и понять новую информацию, получить новую порцию знаний. С соседом по парте можно обсудить все волнующие вас дела на переменке или после занятий.

На занятиях нужно быть предельно внимательным и запоминать все, что говорит преподаватель!


Как работать на лекции?


Вопреки мнению многих студентов, что лекция – это труд только преподавателя, рассмотрим, а что же приходится делать студенту на лекции, чтобы не пропало попусту затраченное время, и полученные знания в дальнейшем были использованы наиболее эффективно.

Надо почти одновременно выполнять много разных дел:

  • внимательно следить за развитием мысли преподавателя;

  • стараться понять излагаемое, сопоставляя со своим знанием, опытом,

памятью, кругозором;

  • записать (и зарисовать) материал лекции.

Наибольшую трудность вызывает составление конспекта.

Цель составления конспекта:

  • фиксирование материала с возможностью повторения в любое время;

  • возможность использования конспекта и другими лицами;

  • закрепление связи ярких ассоциаций со смыслом, идеями.

Необходимо:

  1. Перед началом лекции осознать ее название и поставить перед собой цель понять ее как можно глубже и записать как можно больше.

  2. Вдуматься в план занятия, предложенный преподавателем, и на основе этого плана представить то, о чем идет речь.

  3. Внимательно слушая лекции, обязательно вести ее запись в виде конспекта. Недаром народная мудрость гласит: «Самые бедные чернила, лучше любой памяти».

  4. Выписывать следует: основные положения, важные аргументы, самые яркие факты, названия.



-5-


  1. Во внеаудиторное время лекцию следует обработать, дописать сокращения, на основе источников, указанных преподавателем, дополнить лекцию фактами и основными положениями.


Перед лекцией: приведи себя в боевое состояние: сядь, соберись внутренне, настройся слушать и убеди себя, что слушать сегодня необходимо.

Во время лекции: Следи за рассказом преподавателя, старайся запомнить. Старайся понять, и тогда многое запомнится само собой. Чтобы легче было следить за мыслью преподавателя, не упускать ее, старайся сам мысленно работать. У тебя две работы: первая – задавать себе вопросы: почему так? Если они остаются без ответа, то спросить преподавателя; вторая – мысленно составлять в уме план рассказа преподавателя, то есть делить рассказ на части. Отметить про себя: «Так, это первое понятно… теперь второе, третье…». Эта работа ума помогает концентрации внимания.


Что и сколько записывать?


Типичные ошибки – ничего не записывать и все записывать. В первом случае – лекция пропадает (все равно все не запомнишь, и повторить будет невозможно). Во втором – все равно не успеешь, так как обычный темп «говорения» лектором 100 –120 слов в минуту, а обычная запись (без сокращений) всего 20. Поэтому записывать надо лишь главное и использовать систему сокращений. Такая система дает возможность высвободить время для размышления, понимания материала. Человек мыслит в 10 раз быстрее, чем пишет, поэтому студент может успевать соображать.

Записывать лекции надо не дословно, а перерабатывая (если не идет простая диктовка), превращая в тезисы, в «свои слова». Система сокращения должна обеспечить скорость записи 40-70 слов в минуту. Этого будет достаточно.

Обычно такую систему каждый студент непроизвольно составляет сам. Но есть смысл помочь ему в этом.


Система сокращений должна включать:

  • математические знаки и «квантеры»: , min, max, млн, тыс, млрд;

  • общепринятые сокращения: м.б- может быть, см. – смотри, и т.д. – и так далее, т.к. – так как, т.н. – так называемый, к-л. –какой-либо, и др. – и другое;

  • сокращения длинных слов: к-та – кислота, эн-я – энергия, к-й – который;

  • символику, принятую в отдельной дисциплине: t-время, T- температура, p- давление и т.д.;

  • ключевые слова, представляющие сокращения в отдельной дисциплине: Ч- человек, Л – личность, Р- ребёнок, Д- деятельность.



-6-


Как запоминать материал?

  1. Заучивай с желанием знать и помнить.

  2. Ставь цель запомнить надолго.

  3. Пользуйся смысловыми опорами, смысловым соотношением, смысловой группировкой – кто хорошо осмыслит, тот хорошо запоминает и долго помнит.

  4. Начинай повторять до того, как материал стал забываться.

  5. Заучивай и повторяй небольшими дозами.

  6. Лучше учить по одному часу 7 дней, чем 7 часов подряд в один день.

  7. Память любит разнообразие, после математики учи историю, после физики – литературу.

  8. Когда учишь, записывай, рисуй схемы, черти графики, изображай то, что усваиваешь, сравнивай с тем, что знал раньше.

  9. Как можно быстрее, не дожидаясь полного заучивания, старайся воспроизвести, закрыв книгу.

10. Никогда сразу не обращайся к книге, если что-нибудь забыл, постарайся припомнить сам.


Как организовать самостоятельную работу?


Задания и материалы для самостоятельной работы выдаются во время учебных занятий по расписанию, на этих же занятиях преподаватель осуществляет контроль за самостоятельной работой.

Чтобы выполнить весь объем самостоятельной работы, необходимо заниматься по 3-5 часов ежедневно.

Начинать самостоятельную работу следует с первых же дней семестра, пропущенные дни будут потеряны безвозвратно, компенсировать их позднее усиленными занятиями без снижения качества работы и ее производительности невозможно.

При однообразной работе человек утомляется больше, чем при работе разного характера. Однако не всегда целесообразно заниматься многими учебными дисциплинами в один и тот же день, так как при каждом переходе нужно вновь сосредоточить внимание, что может привести к потере времени. Лучше ежедневно работать не более чем над 2-3 дисциплинами.

Начиная работу, не нужно стремиться делать вначале самую тяжелую ее часть, надо выбрать что-нибудь среднее по трудности, затем перейти к более трудной работе. И напоследок оставить легкую часть, требующую моторных действий (черчение, построение графиков и т.п.)

Следует правильно организовать свои занятия: 50 минут – работа, 5-10 минут – перерыв; после 3 часов работы перерыв 20-25 минут.

Очень существенным фактором, влияющим на повышение умственной работоспособности, являются систематические занятия физической культурой. Организация активного отдыха предусматривает чередование умственной и физической деятельности, что полностью восстанавливает работоспособность человека.

-7-