 Не подлежит сомнению тот факт, что неправильное звукопроизношение является одним из самых частых проявлений речевой «патологии». Дефекты произношения звуков в различных вариантах и степени выраженности встречаются почти при любом нарушении речи. К тому же они наиболее слышимы, их может заметить даже не специалист. Правильное развитие ребенка предполагает, что к 4–5 годам он уже осваивает фонетическую систему родного языка. Однако дефекты речи не знают возрастных ограничений – даже школьники периодически неправильно выговаривают звуки. Многие родители не умеют на слух определять артикуляционную проблему или предполагают, что ребенок ее «перерастет». Но запускать ее нельзя, ведь с возрастом речевые недостатки сами собой исчезнуть не могут. Наиболее распространенные затруднения в произношении вызывают у детей такие звуки, как: шипящие: ш, ж, щ, ч. свистящие: с, с', з, з', ц. сонорные: р, р', л, л'. Не редко для постановки правильного звукопроизношения, используется артикуляционная гимнастика. Её целесообразно проводить перед зеркалом, повторяя каждое упражнение 5-6 раз. Общая продолжительность выполнения должна составлять 7-10 минут. Для начала следует начать с базовых упражнений, необходимых для выработки правильных артикуляционных укладов, способствующие развитию подвижности губ, языка. Рекомендации для проведения артикуляционной гимнастики 1. При выполнении упражнений необходимо соблюдать определённую последовательность - от простых упражнений к сложным. 2. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе. 3. Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными. 4. Артикуляционную гимнастику следует выполнять сидя перед зеркалом, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, он не напряжён, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. 5. Предварительно ребёнок должен увидеть правильный образец упражнений - покажите ему, как правильно выполняется упражнение. 6. Некоторые упражнения выполняются под счёт, который ведёт взрослы. Это необходимо для того, чтобы у ребёнка вырабатывалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка. 7. Можно использовать механическую помощь, если у ребёнка не получается какое-либо движение. Ручкой чайной ложки, шпателем или чистым пальцем помогите ребёнку поднять язык вверх. 8. Зеркало можно убрать, когда ребёнок научится абсолютно правильно выполнять упражнения.
И помните: НАБЕРИТЕСЬ ТЕРПЕНИЯ!!! Выполнение артикуляционных упражнений - трудная для ребёнка работа. Не укоряйте ребёнка, а хвалите. Поощрение придаст малышу уверенность в себе и в своих силах, поможет быстрее овладеть тем или иным движением, а значит, быстрее овладеть правильным звукопроизношением. |