Рекомендации родителям-
«ВЫДУМЩИКИ
ИЛИ
ОБМАНЩИКИ?»
Дети – большие выдумщики, и реальный мир для них существует вперемешку с выдуманным. И мы, взрослые, сами во многом этому способствуем. Рассказывая на обед очередную сказку о том, что котлета прилетела с другой планеты, чтобы подкрепить малыша космическими силами, или что мышки – норушки только и ожидают момента, чтобы съесть за доченьку или сыночка кашу, как только тот отвлечётся от завтрака……..
У каждой мамы найдётся в запасе немало разных интересных историй, с помощью которых они уговаривают своих деток покушать, поспать, одеться на улицу или пойти домой.
Если мы поставим себя на место малыша, что мы видим: у него есть отличный пример манипулирования при помощи выдумки (сказки), почему же им не воспользоваться? Это происходит неосознанно, просто в голову, как будто ниоткуда, приходит ответ: «Это не я такой, а кто–то другой». У детей с более яркой фантазией эти персонажи приобретают конкретные описания: «Она была такая маленькая, смешная, с большими глазками, а ещё она умела летать, представляешь мама!».
Как же родителям реагировать на подобные выдумки?
Пол Экман в своей книге «Почему дети лгут?» писал о том, что ложь бывает разная, и родителям, прежде чем назвать ребёнка обманщиком или лгуном, нужно разобраться, зачем он это делает.
Ложь «белая», или оправданная – этой лжи мы сами учим детей: «Скажи, что меня нет дома». Мы даём малышу понять, что есть такой обман, который вроде бы и не обман, а просто необходимость. Такая же необходимость может возникнуть и у вашего ребёнка. Поэтому «белая» ложь – прямой результат неудачного семейного воспитания.
Корыстное жульничество – ложь ради хорошей оценки, из страха наказания или унижения – одна из самых распространённых в тех семьях, где детей часто наказывают, не разговаривают о случившемся и не объясняют, как необходимо себя вести.
В случае с пролитой водой нужно сказать ребёнку, что ничего страшного не произошло, а вот то, что ты не хочешь в этом сознаться, - плохо, и вы именно из-за этого расстроены. Расскажите, как бы вам хотелось, чтобы ребёнок повёл себя в данной ситуации, объясните, что вытереть разлитую воду совсем не трудно. Не представляйте это как наказание, просто покажите, что это сделать несложно, и зачем было обманывать? Не наказывайте его строго, а помогите и поддержите, ведь порой так трудно сказать правду.
Ложь – хвастовство, ложь для проверки силы собственного влияния на окружающих, ложь для привлечения внимания родителей к себе – именно об этом идёт речь, когда дети ссылаются на плохое самочувствие. Ведь если болит – значит, мама пожалеет, обнимет, поцелует, погладит животик, посидит рядом, почитает сказку. Дети, которым этого не хватает, порой неосознанно начинают испытывать недомогания. Ни в коем случае не старайтесь «вывести ребёнка на чистую воду», это не тот случай! Кроха просто не видит другого способа обратить на себя внимание, и ему действительно ПЛОХО! Не отказывайте ему в этот момент и уж, конечно, задумайтесь, насколько тесно и тепло вы с ним общаетесь. Даже если, на ваш взгляд, достаточно, помните, что у ребёнка на этот счёт есть своё мнение и высказывает он его «притворно больным» способом.
Причин для обмана может быть множество, и разобраться во всех их проявлениях бывает нелегко. Не сидите сложа руки, пытайтесь найти ответ, а если не получается самим, то обращайтесь за помощью к квалифицированным специалистам: психологу, логопеду.