Тема урока: Рельеф и полезные ископаемые.
Цели урока:
Образовательные: представление о своеобразии рельефа Африки, выявить причины этого своеобразия; выявить закономерность размещения форм рельефа, тектоники и полезных ископаемых.
Развивающие: продолжить формирование умения работы с географическими картами. На основе физической карты составлять характеристику поверхности материка, устанавливать связь между современным рельефом и геологическим строением путем сопоставления тематических карт: физической и строение земной коры.
Воспитательные: экологическое воспитание.
Тип урока: комбинированный
Технологии: современные информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), проблемное обучение, технология уровневой дифференциации, здоровьесберегающие.
Методы: индивидуально-коллективные (объяснительная беседа, практическая работа), наглядно-иллюстративные (демонстрация слайдов), репродуктивные.
Оборудование: карта полушарий, атласы, учебник «География 7 класс».
Ход урока:
- Организационный момент:
- Повторение пройденного материала:
2.1. Особенности материка (второе место по площади – 30,3 млн. км², самая длинная река мира – Нил имеет длину 6671 км, площадь Сахары 7 млн. км²; самая высокая температура в Эль-Азизие +58°С; Килиманджаро – 5895 м; Ассаль – самая низкая точка – 153 м; Мадагаскар имеет площадь 590 тыс. км²; самое большое озеро Виктория имеет площадь 68 тыс. км²; глубина озера Танганьика 1470м; высота водопада Тугела 933 м)
2. Географическое положение.
3. Океаны и моря у берегов Африки (Атлантический и Индийский океан, Средиземное море, Гибралтарский пролив, Красное море, заливы Гвинейский и Сидра, полуостров Сомали; острова Мадагаскар, Занзибар, Сокотра, Коморские, Сейшельские, Маскаренские на востоке и Мадейра, Канарские, Зеленого мыса и Гвинейского залива на западе)
4. Воды Атлантического океана (Гвинейское течение, Бенгельское)
5. Бассейн Индийского океана (Красное море самое соленое в мире, Сомалийское холодное течение, Мозамбикское и Мадагаскарское течение)
6. История исследования Африки (в XIV в. арабский путешественник Абу ибн Батута; в 1497 – 1498 г. Васко да Гама; в 1849 г. Давид Ливингстон; Генри Стэнли по реке Конго; в XIX в. В. В. Юнкер; в 1926 – 1927 годах Н. И. Вавилов доказал, что родиной твердых сортов пшеницы является Эфиопия)
2.2. Индивидуальная работа отстающих учеников по дидактическим карточкам.
1 карточка. Установите соответствие между исследователем и регионом, который он изучал:
Исследователь Регион
Давид Ливингстон А. Центральная и Восточная Африка
Васко да Гама Б. Южная Африка
В.В. Юнкер В. побережье Африки
Ответ: БВА
2 карточка. Установите соответствие между исследователем и объектом, который он открыл:
Исследователь Объект
Давид Ливингстон А. культурные растения
Васко да Гама Б. река Замбези, водопад Виктория
Н.И. Вавилов В. морской путь в Индию
Ответ: БВА
3 карточка. Установите соответствие между исследователем и временем исследования:
Исследователь Время исследования
Давид Ливингстон А. 1498 год
Васко да Гама Б. конец 19 века
В.В. Юнкер В. 1926 – 1927 годы
Н.И. Вавилов Г. середина 19 века
Ответ: ГАБВ
Всесторонняя проверка знаний.
1. Огромное влияние, часто отрицательное, на развитие географической оболочки оказывает (человеческое общество)
2. Как мы называем широту и долготу земной поверхности? (географическими координатами)
3. Чаще всего случаются извержения вулканов, землетрясения, образуются горячие источники (в горных районах, на окраинах материков)
4. Самое длинное озеро в мире (Танганьика)
5. Озёрные котловины Иссык-Куля и Байкала имеют происхождение (тектоническое)
6. Если солёность воды 18 %, то, сколько разного вещества можно получить из 1л воды Чёрного моря? (18г)
7. Одной из причин смены времён года на Земле является (наклон земной оси к плоскости орбиты)
8. На координатах 0° широты и 0° долготы располагается (Атлантический океан)
9.Самый большой остров Северной Америки (Гренландия)
10. Метаморфические породы (кварцит, гнейс, мрамор)
11. Какое государство занимает целый материк? (Австралия)
12. Течение Гольфстрим проходит (в Атлантическом океане)
- Изложение нового материала:
3.1. Фронтальная беседа:
Что такое рельеф? (Совокупность неровностей земной поверхности, различающихся по размерам, происхождению и возрасту).
Как на карте изображается рельеф? (Горизонталями).
Как по карте можно определить высоту? (По шкале высот).
Назовите основные формы рельефа по высоте. Как горы и равнины различаются по абсолютной высоте? (Горы: низкие, средние, высокие. Равнины: низменности, возвышенности, плоскогорья).
3.2. Анализ физической карты Африки, сопоставление ее с картой «Строение земной коры».
- Частью, какого древнего материка была Африка? (Гондвана).
- Какие формы рельефа преобладают на территории материка? (Равнины высотой 200 – 1000м). По преобладающим высотам Африку подразделяют на две части Низкую (Северная, Западная и Центральная) и Высокую (Восточная и Южная).
- Почему в Африке преобладают равнины? (В основании материка лежит Африкано-Аравийская платформа).
- Частью, какой литосферной плиты является Африкано-Аравийская платформа? (Африканская плита).
- Какие внутренние процессы характерны для платформы? (Медленные вертикальные движения, в результате образовались плоскогорья и котловины). Найдите их на карте. (Котловины Чад, Конго, Калахари).
- Территория Республики Марий Эл расположена на платформе, тут не происходят землетрясения и извержения вулканов т.к. платформы – относительно устойчивые участки земной коры.
- Попадают ли районы материка на стык литосферных плит? Где? С какой плитой происходит столкновение?
- Что происходит на стыке литосферных плит?
- Что лежит в основании остальной части материка?
- Что такое платформа? Какая платформа лежит в основании Африки?
- Какая форма рельефа соответствует платформам?
- Какая форма рельефа будет занимать большие площади в Африке?
- Объясните процессы землетрясения и вулканизма на востоке материка. (Разломы)
Великие Восточно-Африканские разломы – самый крупный на суше разлом земной коры. Он протянулся вдоль Красного моря, через Эфиопское нагорье до устья реки Замбези. Здесь происходит раздвижение (расхождение) Африканской литосферной плиты, поэтому часты землетрясения и извержения вулканов. Вдоль линии разломов возвышаются потухшие и действующие вулканы, а также узкие и глубочайшие впадины занятые озерами.
3.3. Рельеф Африки.Работа с физической картой Африки, соотнесение ее с тектонической картой Африки.
- Мы установили, что на северо-западе материка происходит столкновение литосферных плит, формируется складчатая область. В рельефе складчатой области соответствуют горы. Есть ли здесь горы? Как они называются?
- Составьте характеристику этих гор на основании карты.
План (примерный):
- Географическое положение гор.
- Направление и протяженность горных хребтов.
- К какой группе гор по высоте относятся.
- Наибольшая высота.
- Склоны Атласских гор разные: одни крутые, другие - более пологие. Как вы думаете, какие из них какие и почему?
- Есть ли еще горы в Африке?
- Назовите эти горы. Где они расположены?
- Чем объяснить наличие гор на юге и юго-востоке Африки?
- Посмотрите слайды “Драконовы горы”, “Капские горы”.
- Какой формой рельефа представлена остальная Африка?
- Какие типы равнин по абсолютной высоте вы знаете?
- Какие из них преобладают на материке?
- Где размещаются на материке низменности?
- Где размещаются возвышенности и плоскогорья? Равномерно ли они размещены?
По абсолютной высоте равнинную часть Африки можно разделить на две части: низкую и высокую.
Покажите, как проходит граница между низкой и высокой частями Африки.
- Составление в тетрадях таблицы:
Низкая Африка
|
Высокая Африка
|
Северная и Западная Африка
|
Южная и Восточная Африка
|
Абсолютные высоты до 1000 м
|
Абсолютные высоты более 1000 м
|
Характеристика каждой части Африки.
Низкая Африка. (учащиеся самостоятельно вписывают в таблицу важнейшие характеристики и названия форм рельефа (выделены в тексте).)
Эта часть материка длительное время испытывала опускание. Неоднократно она заливалась древними морями. Поэтому на значительной части она покрыта толщами осадочных пород - континентальных и морских. В пределах Северной и Западной Африки встречаются участки твердых кристаллических пород, образующие достаточно высокие нагорья: Ахаггар, Тибести, плато Дарфур. Некоторые участки испытали более значительные опускания. Возникли впадины - котловины Чад, Конго.
Высокая Африка.
Южная и Восточная части Африкано-Аравийской платформы поднимались, что привело к образованию высоких плоскогорий. Значительную часть занимает Восточно-Африканское плоскогорье. Здесь находятся самые высокие вершины материка - вулканы Килиманд-жаро, Кения.
Вулкан Килиманджаро, 5895м – самая высокая гора Африки. На языке суахили название «Килимангара» - означает «гора бога холода», по другой версии «сияющая гора». У вулкана три вершины, на которых постоянно лежит снег, хотя вулкан находится вблизи экватора. (слайд 8). Вулкан Килиманджаро находится на Восточно-Африканском плоскогорье. Это плоскогорье занимает большую часть Восточной Африки.
- Найдите на физической карте эти вулканы. Как охарактеризовать географическое положение вулкана? Определите географические координаты вулканов.
К северу от Восточно-Африканского плоскогорья расположено Эфиопское нагорье. Это высокие плато, ограниченные высокими крутыми уступами. Оно состоит из высоких плато – возвышенных равнин, сложенных горизонтально залегающими осадочными и вулканическими породами.
На северо-западе Африки на 2000км вдоль Средиземного моря протянулись горы Атлас, или Атласские горы.
На юго-востоке – Драконовы горы.
Самый юг материка окаймляют плосковершинные Капские горы. Интересное описание этих гор имеется в романе И.А.Гончарова «Фрегат «Паллада»» «… Столовая гора названа так потому, что похожа на стол, но она похожа и на сундук, и на фортепьяно, и на стену – на что хотите, всего меньше на гору. Бока ее кажутся гладкими, между тем в подзорную трубу видны большие уступы, неровности, углубления, но они исчезают в громадности глыбы…».
Через восточную часть Африки протянулись крупнейшие разломы земной коры. Они протянулись от Азии через Красное море, Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье до устья реки Замбези.
Здесь происходит раздвижение литосферных плит (формируется рифтовая зона). Здесь в восточной части Африки часты землетрясения, извержения вулканов. В разломах земной коры (грабенах) образовались крупные озера.
Разломы земной коры в восточной части материка получили название Великие Африканские разломы.
- Повторение образования горстов и грабенов (зарисовать в тетрадь).

<Рисунок 1>
Выводы:
Максимальная высота – 5895м, вулкан Килиманджаро.
Преобладание равнин высотой 200 – 1000м, так как в основании лежит Африкано-Аравийская платформа.
Великие Восточно-Африканские разломы.
На северо-западе горы Атлас, на юге столовые горы.
3.3. Полезные ископаемые Африки.
- Какими полезными ископаемыми богата Африка?
В Африке находятся месторождения почти всех известных видов полезных ископаемых. По запасам руд марганца, хромитов, бокситов, кобальта, золота, фосфоритов Африка занимает первое место среди материков земного шара. Многие месторождения представлены крупнейшими в мире месторождениями. Из неметаллических полезных ископаемых особую известность получили алмазы и графит.
- На какие группы делят горные породы по происхождению? (Осадочные, магматические, метаморфические).
- Какая существует связь между горными породами и полезными ископаемыми?
3.4. Задание. Учащиеся работают по картам атласа и заполняют таблицу. Первая колонка заполняется в ходе беседы, а вторая – самостоятельно.
Виды полезных ископаемых
|
Где находятся
|
Осадочные: каменный уголь, нефть, газ
|
Западная и Северная Африка
|
Магматические: руды черных и цветных металлов
|
Южная и Центральная Африка
|
Алмазы
|
Южная и Центральная Африка
|
Заполнить таблицу.
Вид полезных ископаемых
|
Место расположения
|
Тектоническая структура, залегающая в основании
|
Каменный уголь
|
|
|
Нефть
|
|
|
Природный газ
|
|
|
Железная руда
|
|
|
Медные руды
|
|
|
Золото
|
|
|
Алмазы
|
|
|
4. Закрепление нового материала.
- Какая форма рельефа преобладает в Африке?
- В чем особенность размещения низменностей на территории Африки?
- Где в Африке располагаются горы?
- Назовите высочайшую вершину Африки.
- В чем различие рельефа Северной и Южной Африки?
- Итог урока:
6. Домашнее задание: Прочитать текст учебника. Нанести на контурную карту Африки формы рельефа и полезные ископаемые материка.