СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение расчётных задач

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок химии в 11 классе на решение задач повышенной сложности. 

Просмотр содержимого документа
«Решение расчётных задач»

Конспект урока

химии в 11 классе по теме «Решение расчётных задач».

Учитель химии Кузнецова Н. С.

«Не всякому помогает случай.

Судьба одаривает только подготовленные умы»

Луи Пастер

     Цели урока: 
1. Образовательная: Расширить, углубить и систематизировать знания учащихся по решению расчетных задач следующих типов: 

1) Вычисление объёма и массы вещества, массовой доли вещества в растворе. 

2) Выведение формулы вещества на основании его плотности по водороду или воздуху, а также по массе и объёму, количества продуктов его сгорания. 

3) Вычисление по уравнениям реакций. Если одно из реагирующих веществ дано в избытке. 

4) Закрепить умения пользоваться алгоритмами, проводить эксперименты. 
2. Воспитательная: воспитывать добросовестное отношение к учёбе, любовь к предмету, взаимопомощь и доброжелательное отношение друг к другу, ответственность за выполненную работу. 
3. Развивающая: развитие навыков и умения в решении расчетных задач, вычисление масс веществ, вычисление по уравнениям реакций, вычисление массовой доли выхода продукта реакции и массовой доли примеси, выведение молекулярной формулы вещества, приготовления растворов и смесей.. 


Тип урока: Урок закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков. 

Методы обучения:

1. Словесный. 

2. Наглядный. 

3. Работа по карточкам.

4. Экспериментальный.
Материально – техническое оснащение урока: 
1. Алгоритмы решения расчетных задач различных типов. 

Общий алгоритм решения расчётной задачи по химии.

  1. Прочитайте текст химической расчётной задачи.

  2. Запишите кратко условие и требование задачи с помощью общепринятых условных обозначений.

  3. Составьте химические формулы, уравнения реакций в соответствии содержанием химической расчётной задачи и её требованиям.

  4. Составьте рациональный план решения задачи

  5. Продумайте, какие дополнительные данные можно извлечь из химических формул, уравнений реакций для реализации требований задачи.

  6. Произведите все необходимые в данной задаче действия с заданной математической точностью.

  7. Запишите полученный ответ.

2. Набор карточек с различными типами задач. 

3.Интерактивная доска.

4. Лабораторное оборудование и вещества: колбы, пипетки, эфирные масла, этиловый спирт, минзурки.

Ход урока.

1. Организационный момент. 
2. Вступительное слово учителя:

- Добрый денье уважаемые гости!

-Учитель: Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку? 
Дети: Да!
Учитель: Тогда вперед! 
Сегодня мы проводим урок по теме: «Решение расчетных задач».

-Какие задачи вы поставите перед собой на урок?

-Перед тем как вы приступите к выполнению своей работы, давайте ещё раз вспомним алгоритмы решения расчетных задач различных типов.

I.Актуализация опорных знаний.

а)повторение алгоритмов решения задач:

Общий алгоритм решения задач:

  • Прочитайте текст химической расчётной задачи.

  • Запишите кратко условие и требование задачи с помощью общепринятых условных обозначений.

  • Составьте химические формулы, уравнения реакций в соответствии содержанием химической расчётной задачи и её требованиям.

  • Составьте рациональный план решения задачи

  • Продумайте, какие дополнительные данные можно извлечь из химических формул, уравнений реакций для реализации требований задачи.

  • Произведите все необходимые в данной задаче действия с заданной математической точностью.

  • Запишите полученный ответ.

Алгоритм

решения задач на установление массы (объёма, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси), дано в виде раствора с определённой массовоё долей вещества:

1) составление (согласно условию задания) уравнений химических реакций необходимых для проведения стехиометрических расчётов;

2) расчёт количества вещества реагентов и продуктов реакций;

3) определение (при необходимости) избытка какого-либо из заданных веществ;

4) расчёт массовой доли вещества в полученном растворе с учётом выделяющегося из раствора газа или осадка.

Алгоритм

решения задач на вывод формул органических веществ по продуктам сгорания:



II.Решение разноуровневых задач по вариантам и у доски.

1. ЕГЭ задание № 29.

1.При взаимодействии 0,2 моль сульфида железа (II) с соляной кислотой выделяется газ объёмом____ л (н.у.). (Запишите число с точностью до сотых.)

2.При взаимодействии избытка раствора хлорида бария с раствором, содержащим 10,26 г сульфата алюминия, образуется осадок массой___ г. (Запишите число с точностью до целых.)

3.В результате взаимодействия 6,5 г. Цинка с избытком раствора нитрата свинца образуется свинец массой ____ г. (Запишите число с точностью до десятых.)

4.При растворении сульфида железа (II) в избытке соляной кислоты выделилось 2,8 л (н. у.) газа. Чему равна масса сульфида железа? (Запишите число с точностью до целых.)

5.При растворении карбоната кальция в избытке соляной кислоты выделилось 11,2 л (н. у.) газа. Чему равна масса карбоната кальция? (Запишите число с точностью до целых.)

6. Какая масса осадка образуется при взаимодействии избытка раствора нитрата вария с раствором, содержащим 3,92 г серной кислоты? (Запишите число с точностью до сотых.)

2.ЕГЭ, Задачи № 27.

1. К раствору хлорида кальция массой 140 г с массовой долей 5% добавили 10 г этой же соли. Чему равна массовая доля соли в полученном растворе?

2.Определите, чему равна масса раствора уксусной кислоты с массовой долей 80%, которая потребуется для приготовления 500 г раствора этой кислоты с массовой долей 10%.

3.Смешали два раствора: один массой 260 г и с массовой долей 3%, второй – массой 140 г и с массовой долей этой же соли 1%. Чему равна массовая доля соли в полученном растворе?

4.К раствору сульфида кальция массой 60 г и с массовой долей 4% добавили 5,6 г этой же соли. Чему равна массовая доля соли в полученном растворе?

III. Разбор задачи ЕГЭ № 33 у доски.

Задача. Карбонат кальция массой 10 г растворили при нагревании в 150 мл хлороводородной кислоты (ρ = 1, 04 г/мл) с массовой долей 9%. Какова массовая доля хлороводорода в образовавшемся растворе?

Алгоритм:

- составление (согласно условию задания) уравнений химических реакций необходимых для проведения стехиометрических расчётов;

- расчёт количества вещества реагентов и продуктов реакций;

- определение (при необходимости) избытка какого-либо из заданных веществ;

- расчёт массовой доли вещества в полученном растворе с учётом выделяющегося из раствора газа или осадка.

IV. Работа в группах. Решение задач на вывод формул органических веществ.

Задачи ЕГЭ № 34.

  1. Группа. При сгорании 172 г органического вещества выделилось 224 л СО2 и 180 г Н2О. Плотность паров этого вещества по водороду ровна 86. Установлено, что это вещество подвергается гидролизу с образованием карбоновой кислоты и спирта, восстанавливается водородом до двух спиртов.

1.Произведите необходимые вычисления.

2.Выведите молекулярную формулу вещества.

3.Составьте структурную формулу вещества.

4.Запишите уравнение реакции гидролиза этого вещества.

  1. Группа. При сгорании 150 г некоего органического вещества выделилось 396 г СО2 и 90 г Н2О. Плотность паров этого вещества по воздуху равна 5, 17. Установлено, что это вещество подвергается гидролизу с образованием карбоновой кислоты и спирта, восстанавливается водородом до двух спиртов.

1.Произведите необходимые вычисления.

2.Выведите молекулярную формулу вещества.

3.Составьте структурную формулу вещества.

4.Запишите уравнение реакции взаимодействия этого вещества с водородом.

- Формулы каких веществ вы выводили?

- Что это за сложные эфиры, я вам подскажу. У первой группы – октилацетат, у второй – бензилацетат.

- У вас на столах есть кейсы с описанием запахов сложных эфиров, прочтите их и ответьте на вопрос: В состав каких эфирных масел входят эти эфиры?

- Применение эфирных масел разнообразно. Эфирные масла используются для лечения и профилактики болезней, для поддержания и продления молодости и красоты, в быту для ухода за животными, ароматизации и дезинфекции помещений. Благодаря своим ароматическим свойствам эфирные масла используются для создания духов и ароматических вод в парфюмерной промышленности. Применяя эфирные масла духи можно сделать и в домашних условиях. Такие натуральные духи будут не только иметь приятный аромат, но и обладать лечебными свойствами.

V. Практическая работа. Приготовление домашних духов из эфирных масел на спиртовой основе.

Сообщение учащегося.

Аромат духов может подчеркнуть женственность и индивидуальность, раскрыть образ, а может и наоборот.

Важно в этом вопросе самостоятельно изучить все мелочи или довериться профессиональному парфюмеру.

Расскажем, как сделать духи в домашних условиях.

Оказывается, создать парфюмерную композицию очень легко. Самым важным компонентом этого волшебного действия являются масла – источники неповторимости.

Что для этого нужно

Ароматические эссенции по природе своей имеют летучие свойства. Если на тело нанести ароматную жидкость, то с течением времени источаемый запах изменяется. Зная все нижеописанные правила состава композиций, легко понять, как сделать духи своими руками. Парфюмеры соединяют компоненты, обладающие разными ароматами – получается «база». Она разделяется на несколько «нот»:

• базовая нота (шлейф);

• нота сердца;

• верхняя нота (голова).

Со времени нанесения начинается их период активного действия: они испаряются и источают аромат по очереди – сверху вниз.

Базовая нота считается самой стойкой в композиции. Аромат держится от двенадцати до 24-рех часов после нанесения. Длительность действия непосредственно связана с конкретными эфирныными маслами, которые взяты парфюмером.

Нота сердца – это первейший элемент состава. Вступая во взаимодействие с другими эфирными маслами, раскрывает их оттенки и открывает новые ощущения.

Верхняя нота – быстро испаряемые эфирные масла. Можно назвать таковыми цитрусовые.


Духи могут быть на масляной, спиртовой и восковой основе. Духи на масляной основе хорошо подходят для ароматизации помещения так же их можно добавлять в шампуни, бальзамы и крема. Духи на спиртовой основе лучше всего применять непосредственно на тело. Духи на восковой основе имеют твердую консистенцию и обладают стойким ароматом.

И масляные и твердые духи стоит наносить аккуратно, в маленьких количествах за уши, на сгибе локтей. В противном случае эти виды духов могут оставлять жирный след на коже и испачкать одежду.

Как сделать духи на масляной основе

В качестве базы для создания масляных духов лучше всего подойдет масло жожоба. Оно не имеет ярко-выраженного запаха, поэтому не будет перебивать основной аромат эфирных масел. Еще это масло обладает высокой проницаемостью, хорошо впитывается и не оставляет жирного следа на коже. Духи сделанные на основе масла жожоба хранятся до 6 месяцев.

Как сделать духи на спиртовой основе

Для создания духов на масляной основе лучше использовать чистый этиловый спирт, но в крайнем случае можно взять и водку. Если вы решили использовать водку стоит выбирать качественный продукт, который не имеет запаха.

Спиртосодержащие парфюмы классифицируются по силе аромата, то есть по количеству эфирных масел в спирте:

Духи около 12-20% эфирных масел в 70% спирте.

Парфюмерная вода 7-12% эфирных масел в 70% спирте.

Туалетная вода 4-7% эфирных масел в 70% спирте.

Одеколон 2-5% эфирных масел в 70% спирте.

Как сделать твердые духи


Для твердых духов в качестве основы используется пчелиный воск и базовые масла. В качестве базовых масел для твёрдых духов можно использовать оливковое, миндальное, виноградное масло и масло жожоба. Классическое соотношение базового масла и воска составляет 1:1.


Чтобы хранились долго.

При невнимательном хранении получившаяся композиция может помутнеть, утратить изысканный аромат и даже улетучиться. Однако, и самые качественные духи имеют срок хранения не более 3 лет.

Во-первых, духи лучше хранятся в темном месте. Лучше держать флакон в коробочке и не подвергать воздействию прямых солнечный лучей.

Во-вторых, большое значение в продлении срока хранения имеет герметичность флакона. Лучше всего хранятся духи с распылителем.

В-третьих, при нанесении духов на тело не используйте в этом процессе пальцы. Это лишний и не нужный контакт кожи с духами. Необходимо использовать одноразовую пластиковую палочку или что-то похожее.

И, в заключении, ничто не выдержит испытания временем, но самые качественные духи – на масляной основе – хранятся дольше всех. Потому натуральные духи стоят гораздо дороже своих конкурентов. Духи, сделанные в домашних условиях, или купленные в магазине со спиртовой основой даже из герметичного флакона медленно испаряются под воздействием тепла. Их нужно хранить только в холодильнике в закрытой упаковке.

Сегодня в своём эксперименте мы используем два рецепта для приготовления парфюмерной воды.


Практическая работа.

Рецепты простых духов.

Первый рецепт:

Верхняя нота. 40 кап. – апельсин;

Нота сердца. 20 кап. – кедр;

10 кап. – мята;

Базовая нота. 6 кап. – розмарин;

40 мл. – спирт.

Настаивать 2 – 3 недели, в темном холодном месте.


Второй рецепт:

Верхняя нота. 40 кап. – лимон;

Нота сердца. 20 кап. – сосна;

10 кап. – лаванда;

Базовая нота. 6 кап. – жасмин;

40 мл. – спирт.

Настаивать 2 – 3 недели, в темном холодном месте.



VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок.


Рефлексия.
 Ответьте на вопросы. – Что мы учились выполнять? – Какие были затруднения? – Что показалось самым интересным? – Что удивило вас?  
– Спасибо за сотрудничество! 

VII. Домашнее задание.

Задача.  Определите состав и строение углеводорода, содержащего 82,76 % углерода, если относительная плотность его по воздуху равна 2.