Равномерное прямолинейное движение. Скорость.
Догонит ли носорог скорость которого 36 км/час надоевшего ему крокодила , скорость которого 5 м/с.
За какое время полицейский катер, двигаясь со скоростью 72 км/ч, пройдет 500 м ( ответ запишите в с)?
3.
 |  |  |
Выехав со станции Дачная, паровозик из Ромашкова проехал за 1 час 40 км | Но, проезжая березовую рощу, он остановился и целый час слушал пение соловьев. | Оставшиеся до станции Ромашково 90 км он преодолел за 3 часа. |
С какой средней скоростью двигался паровозик из Ромашково от станции Дачная до станции Ромашково. |
Плотность вещества.
1.
 |
Чему равна масса воды, налитой в кувшин до краев, объем которого равен 2 л? ρв = 1000 кг/м3 |
2.
 |
Сколько кирпичей можно погрузить в автомобиль грузоподъемностью 3,6 т, если объем одного кирпича 2 дм3? Плотность кирпича 1800 кг/м3. |
3.
Полый медный шар имеет массу 890г при объеме  Определите объем полости внутри этого шара. |
 |
Фрагмент урока « Расчет пути и времени движения».
КлУС : равномерное прямолинейное движение,скорость.
Учитель: Для того, чтобы научиться решать задачи на равномерное прямолинейное движение, попробуем обобщить весь тот багаж знаний, который Вы получили из математики и физики о движении тел.
Учитель: Перед Вами три слова, которые выражают определенные понятия физики.
«равномерное | прямолинейное | движение» |
ОСОБЕННОСТИ | ОСОБЕННОСТИ | ОСОБЕННОСТИ |
| | |
ПРИМЕР | ПРИМЕР | ПРИМЕР |
Ученик: 1.Тело совершает одинаковые перемещения за одинаковые промежутки времени. Движение парашютиста в небе.
Ученик: 2.Траектория – прямая линия. Движется лифт.
Ученик : 3. Механическое движение – перемещение тела в пространстве с течением времени относительно других тел. Скорый поезд проходит мимо человека на платформе станции.
Учитель: Замечательно. А какой формулой мы можем описать этот вид движения?
Ученик: v = S/t
Учитель : Попробуем с Вами составить как можно больше заданий их этой формулы. Чтобы нам легче было ориентироваться составим таблицу :
Что это | В чем измеряют в СИ | Как находят |
V скорость | м/с | V=S/t |
S перемещение | м | S=v*t |
t время | с | t=S/v |
Ученики с места и заполняют таблицу в тетради.
У нас получилось 9 заданий только по одной формуле.
Учитель: Перед вами на доске показаны скорости двух тел.
 |  |
36км/час | 5м/с |
Давайте попробуем решить задачу: Догонит ли носорог скорость которого 36 км/час надоевшего ему крокодила , скорость которого 5 м/с.
Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос.
Ученик: нет, скорость носорога в км/час, а у крокодила в м/с.
Учитель: вспомним как осуществляется перевод в основные единицы Международной системы.
Ученик:(записывает у доски).
В 1км 1000м,
В 1 часе 60минут, в 1 минуте 60 секунд, значит в 1 часе 3600 с
36км/час= 36*1000 м
3600 с
36км/час= 10 м/с.
Скорость носорога больше, чем скорость крокодила. Носорог крокодила догонит.
Учитель : Вторая задача уже не должна вызвать у вас затруднения.
Прочитаем ее условие и разберем решение:
 |
За какое время полицейский катер, двигаясь со скоростью 72 км/ч, пройдет 500 м ( ответ запишите в с)? |
Ученик: Вначале запишем условие, затем переведем скорость в м/с и запишем формулу для времени.
Учитель : Молодец!
Записываешь на доске, остальные в тетради:
t- ? | СИ (72*1000м): 3600с=20 м/с | Решение t=S/v t= 500м:20м/с=25с |
V= 72км/час S=500м |
Ответ: t= 25с |
Учитель : Очень часто при своем движении тела меняют свою скорость. Рассмотрим пример.
 |  |  |
Выехав со станции Дачная, паровозик из Ромашкова проехал за 1 час 40 км | Но, проезжая березовую рощу, он остановился и целый час слушал пение соловьев. | Оставшиеся до станции Ромашково 90 км он преодолел за 3 часа. |
С какой средней скоростью двигался паровозик из Ромашкова от станции Дачная до станции Ромашково (скорость найдите в км/час). |
Ученик : найти среднее арифметическое.
Учитель: чтобы подтвердить или опровергнуть данный ответ, давайте обратимся к формуле скорости. В формуле нахождения скорости две действующих физических величины : перемещение и время. Рассмотрите каждый участок движения и определите , присутствуют ли на них эти величины.
Ученик 1:
На первом s=40 км, t=1 час
Ученик 2: на втором t=1час, а перемещения нет.
Учитель: а как в математике обозначается то, чего нет
Ученик: 0
Учитель: значит перемещение на втором участке равно нулю.
Ученик3: на третьем участке S=90км, а t=3 часа.
Учитель: т.е все расстояние от Дачной до Ромашкова паровозик прошел за 5 часов. Кто-то уже догадался как найти среднюю скорость паровозика?
Ученик: надо все перемещение паровозика разделить на все затраченное им время.
Учитель: теперь оформим задачу в тетради:

Фрагмент урока «Расчет массы и объема тела по его плотности»
КлУС: плотность вещества
Запись на боковой доске.
Шпаргалка к уроку. Можешь- не подсматривай, сомневаешься- смотри! |
  |
Составляем вопросы к физическим величинам, входящим в формулу
Обозначение | Единицы измерения | Как найти |
Масса m Объем v Плотность ρ | Кг м3 кг/ м3 | m = ρ*V V= m/ ρ Ρ = m/ V |
1.
 |
Чему равна масса воды, налитой в кувшин до краев, объем которого равен 2 л? ρв = 1000 кг/м3 |
Учитель : Какой подвох в этой задаче?
Ученик: Объем дан в литрах.
Учитель: в каких единицах измеряется объем в Международной системе?
Ученик: в кубических метрах.
Давайте вспомним перевод


1л= 1 дм3
Мы знаем, что
1 дм = 0,1 м
Чтобы получить дециметр кубический надо и левую и правую часть уравнения возвести в куб.
1 дм3 = 1×(0,1 м)3 = 0,001 м3
Итак:
1л== 0,001 м3
В нашей задаче объем равен 2 л, сколько это кубических метров?
2л= 2* 0,001 м3= 0,002 м3
Запишем задачу в тетради:
m-? | СИ | Решение |
V= 2л = 1000 кг/м3 | 2л= 2* 0,001 м3= 0,002 м3 | m= ρV |
2.
 |
Сколько кирпичей можно погрузить в автомобиль грузоподъемность которого 3,6 т , если объем одного кирпича 2 дм3? Плотность кирпича 1800 кг/м3. |
N-? |
| Решение |
М=3600т V 1= 2 дм3 Ρ=1800кг/ м3 | 3600000кг 2 дм3=0,002 м3 | Учитель: Что мы можем найти, зная объем одного кирпича и плотность? Ученик: массу одного кирпича M1= V 1* Ρ M1=0,002 м3*1800кг/ м3= 3,6 кг Учитель: Как найти сколько кирпичей поместится на машине? Ученик:Чтобы найти число кирпичей надо всю возможную массу поделить на массу одного кирпича N=M/M1 N= 3600000кг/3,6кг=1000000(штук) |
Учитель:Часто тела бывают не сплошные, а полые. Иногда, если это стекло , в нем образуется воздушная полость. Часто тела специально льют полыми для экономии материала. Что значит полое тело?
Ученик: Значит внутри пустота.
Учитель: Разберем задачу, в которой необходимо определить объем полости.
Итак, читаем задачу.
Полый медный шар имеет массу 890г при объеме  Определите объем полости внутри этого шара. |
 |
По табличке посмотрим плотность меди. Плотность меди 8,9 г/см3. Если бы шар был сплошным, то медь занимала бы весь его объем, но так как шар не сплошной, а с полостью, рассчитаем сколько занимает медь: шар из меди массой 890 г занимает объём V = m/ρ = 890/8,9 = 100 см3. Так как объём на самом деле 150 см3, значит, объём полости внутри шара составляет Vп = 150 - 100 = 50 см3. |