СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение задач методом ключевых ситуаций, 7 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод ключевых ситуаций в физике позволяет научить решать задачи исходя из ситуации.

Просмотр содержимого документа
«Решение задач методом ключевых ситуаций, 7 класс»


Равномерное прямолинейное движение. Скорость.


  1. Догонит ли носорог скорость которого 36 км/час надоевшего ему крокодила , скорость которого 5 м/с.

  2. За какое время полицейский катер, двигаясь со скоростью 72 км/ч, пройдет 500 м ( ответ запишите в с)?

3.




Выехав со станции Дачная, паровозик из Ромашкова проехал за 1 час 40 км








Но, проезжая березовую рощу, он остановился и целый час слушал пение соловьев.




Оставшиеся до станции Ромашково

90 км он преодолел за 3 часа.


С какой средней скоростью двигался паровозик из Ромашково от станции Дачная до станции Ромашково.




Плотность вещества.



1.

Чему равна масса воды, налитой в кувшин до краев, объем которого равен 2 л? ρв = 1000 кг/м3



2.

Сколько кирпичей можно погрузить в автомобиль грузоподъемностью 3,6 т, если объем одного кирпича 2 дм3? Плотность кирпича 1800 кг/м3.




3.

Полый медный шар имеет массу 890г при объеме

Определите объем полости внутри этого шара.


















Фрагмент урока « Расчет пути и времени движения».

КлУС : равномерное прямолинейное движение,скорость.


Учитель: Для того, чтобы научиться решать задачи на равномерное прямолинейное движение, попробуем обобщить весь тот багаж знаний, который Вы получили из математики и физики о движении тел.


Учитель: Перед Вами три слова, которые выражают определенные понятия физики.


«равномерное

прямолинейное

движение»

ОСОБЕННОСТИ

ОСОБЕННОСТИ

ОСОБЕННОСТИ





ПРИМЕР

ПРИМЕР

ПРИМЕР


Ученик: 1.Тело совершает одинаковые перемещения за одинаковые промежутки времени. Движение парашютиста в небе.

Ученик: 2.Траектория – прямая линия. Движется лифт.

Ученик : 3. Механическое движение – перемещение тела в пространстве с течением времени относительно других тел. Скорый поезд проходит мимо человека на платформе станции.

Учитель: Замечательно. А какой формулой мы можем описать этот вид движения?


Ученик: v = S/t


Учитель : Попробуем с Вами составить как можно больше заданий их этой формулы. Чтобы нам легче было ориентироваться составим таблицу :


Что это

В чем измеряют в СИ

Как находят

V скорость

м/с

V=S/t

S перемещение

м

S=v*t

t время

с

t=S/v


Ученики с места и заполняют таблицу в тетради.

У нас получилось 9 заданий только по одной формуле.


Учитель: Перед вами на доске показаны скорости двух тел.



36км/час



5м/с


Давайте попробуем решить задачу: Догонит ли носорог скорость которого 36 км/час надоевшего ему крокодила , скорость которого 5 м/с.

Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос.

Ученик: нет, скорость носорога в км/час, а у крокодила в м/с.

Учитель: вспомним как осуществляется перевод в основные единицы Международной системы.

Ученик:(записывает у доски).

В 1км 1000м,

В 1 часе 60минут, в 1 минуте 60 секунд, значит в 1 часе 3600 с



36км/час= 36*1000 м

3600 с

36км/час= 10 м/с.


Скорость носорога больше, чем скорость крокодила. Носорог крокодила догонит.


Учитель : Вторая задача уже не должна вызвать у вас затруднения.

Прочитаем ее условие и разберем решение:




За какое время полицейский катер, двигаясь со скоростью 72 км/ч, пройдет 500 м ( ответ запишите в с)?

Ученик: Вначале запишем условие, затем переведем скорость в м/с и запишем формулу для времени.

Учитель : Молодец!


Записываешь на доске, остальные в тетради:


t- ?


СИ




(72*1000м): 3600с=20 м/с

Решение


t=S/v


t= 500м:20м/с=25с



V= 72км/час

S=500м






Ответ: t= 25с






Учитель : Очень часто при своем движении тела меняют свою скорость. Рассмотрим пример.




Выехав со станции Дачная, паровозик из Ромашкова проехал за 1 час 40 км








Но, проезжая березовую рощу, он остановился и целый час слушал пение соловьев.




Оставшиеся до станции Ромашково

90 км он преодолел за 3 часа.


С какой средней скоростью двигался паровозик из Ромашкова от станции Дачная до станции Ромашково (скорость найдите в км/час).


Ученик : найти среднее арифметическое.

Учитель: чтобы подтвердить или опровергнуть данный ответ, давайте обратимся к формуле скорости. В формуле нахождения скорости две действующих физических величины : перемещение и время. Рассмотрите каждый участок движения и определите , присутствуют ли на них эти величины.

Ученик 1:

На первом s=40 км, t=1 час

Ученик 2: на втором t=1час, а перемещения нет.

Учитель: а как в математике обозначается то, чего нет

Ученик: 0

Учитель: значит перемещение на втором участке равно нулю.

Ученик3: на третьем участке S=90км, а t=3 часа.

Учитель: т.е все расстояние от Дачной до Ромашкова паровозик прошел за 5 часов. Кто-то уже догадался как найти среднюю скорость паровозика?

Ученик: надо все перемещение паровозика разделить на все затраченное им время.

Учитель: теперь оформим задачу в тетради:








Фрагмент урока «Расчет массы и объема тела по его плотности»


КлУС: плотность вещества


Запись на боковой доске.

Шпаргалка к уроку. Можешь- не подсматривай, сомневаешься- смотри!




Составляем вопросы к физическим величинам, входящим в формулу

Обозначение

Единицы измерения

Как найти

Масса m

Объем v

Плотность ρ

Кг

м3

кг/ м3

m = ρ*V

V= m/ ρ

Ρ = m/ V







1.

Чему равна масса воды, налитой в кувшин до краев, объем которого равен 2 л? ρв = 1000 кг/м3

Учитель : Какой подвох в этой задаче?

Ученик: Объем дан в литрах.

Учитель: в каких единицах измеряется объем в Международной системе?

Ученик: в кубических метрах.

Давайте вспомним перевод








1л= 1 дм3 

Мы знаем, что


1 дм = 0,1 м

Чтобы получить дециметр кубический надо и левую и правую часть уравнения возвести в куб.


1 дм3 = 1×(0,1 м)3 = 0,001 м3


Итак:

1л=0,001 м3


В нашей задаче объем равен 2 л, сколько это кубических метров?

2л= 2* 0,001 м30,002 м3


Запишем задачу в тетради:



m-?

СИ

Решение

V= 2л

= 1000 кг/м3

2л= 2* 0,001 м30,002 м3


m= ρV




2.

Сколько кирпичей можно погрузить в автомобиль грузоподъемность которого 3,6 т , если объем одного кирпича 2 дм3? Плотность кирпича 1800 кг/м3.



N-?





Решение


М=3600т

V 1= 2 дм3


Ρ=1800кг/ м3












3600000кг

2 дм3=0,002 м3


Учитель:

Что мы можем найти, зная объем одного кирпича и плотность?

Ученик: массу одного кирпича

M1= V 1* Ρ

M1=0,002 м3*1800кг/ м3= 3,6 кг

Учитель: Как найти сколько кирпичей поместится на машине?

Ученик:Чтобы найти число кирпичей надо всю возможную массу поделить на массу одного кирпича


N=M/M1


N= 3600000кг/3,6кг=1000000(штук)







  1. Учитель:Часто тела бывают не сплошные, а полые. Иногда, если это стекло , в нем образуется воздушная полость. Часто тела специально льют полыми для экономии материала. Что значит полое тело?

Ученик: Значит внутри пустота.

Учитель: Разберем задачу, в которой необходимо определить объем полости.

Итак, читаем задачу.


Полый медный шар имеет массу 890г при объеме

Определите объем полости внутри этого шара.



По табличке посмотрим плотность меди. Плотность меди 8,9 г/см3.

Если бы шар был сплошным, то медь занимала бы весь его объем, но так как шар не сплошной, а с полостью, рассчитаем сколько занимает медь:

шар из меди массой 890 г занимает объём V = m/ρ = 890/8,9 = 100 см3.

Так как объём на самом деле 150 см3, значит, объём полости внутри шара составляет

 Vп = 150 - 100 = 50 см3.