СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение задач с экономическими понятиями

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке ученики решают задачи и знакомятся с экономическими понятиями.

Просмотр содержимого документа
«Решение задач с экономическими понятиями»

Конспект урока по математике.

Учебный предмет: математика, окружающий мир.

Класс: 4 класс.

Автор  УМК (программы  учебного  курса): «Математика», 4 класс, «Школа России», М.И. Моро. М. «Просвещение» 2015г

Тема: Решение задач. Знакомство с экономическими понятиями.

Учитель: Гладышева Наталья Юрьевна.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: проектор, презентация, карточки с заданиями.

Цели:

  • организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению экономических понятий.

  • Закреплять навыки работы с многозначными числами.

  • закрепить умение решать задачи изученных видов, выполнять изученные математические действия.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать умения работать с задачами изученных видов.

  • Формировать умения выполнять математические действия с числами.

  • Актуализировать знания учащихся об окружающем мире и экономике.

Развивающие:

• Развивать логическое мышление учащихся, а именно анализ, синтез, сравнение, классификацию и обобщение.

• Развивать коммуникативные умения и навыки у учащихся.

• Развивать психические процессы, а именно внимание, математическую речь.

• Развивать регулятивную структуру деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью).

  • Развивать гибкость мыслительных процессов.

Воспитательные:

• Воспитывать интерес к предмету,

•Воспитывать культуру поведения при фронтальной и парной работе.



Планируемые результаты:

Предметные:

• Находить значения выражений, опираясь на связь между компонентами сложения и вычитания.

• Решать задачи изученных видов.

• Использовать графические модели для решения математических выражений.

  • Повторить понятия: «товар», «рынок», «аренда», «кредит» и другие; выстраивать логическую связь между этими понятиями; научатся использовать приобретённые знания в практической деятельности и в решении задач; строить общения в устной и письменной форме.



Личностные:

  • Формирование адекватной самооценки, оценки своих достижений, проявление личной заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Познавательные:

• Выстраивать индивидуальный путь работы с математическим содержанием, требующим различного уровня логического мышления.

• Анализировать предлагаемую информацию, сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности.

Учиться определять цель своей деятельности, выделять в ней этапы работы под руководством учителя.

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные:

• Стремление учитывать и координировать различные мнения.

• Учиться высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий.

• Учиться высказывать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения учебной задачи.

• Формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать.

• Выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

• Оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание.

Регулятивные:

  • Принятие и понимание учебной задачи урока, выполнение и контроль своих действий по заданному образцу, решение учебной задачи.

  • Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

  • Учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий).

  • Работать совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства, осуществлять контроль точности выполнения операций.

  • Определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.





План урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

I

Организационный момент.

- Давайте поприветствуем друг друга.

- Всем-всем доброе утро!

Учащиеся проверяют готовность своего рабочего места.


II

Мотивация к учебной деятельности.

– Сегодня на урок я принесла солнышко.

Утром солнце рано встаёт,

Лучики тёплые нам подаёт,

Ты же руку другу скорее подай,

Улыбнись, соберись, на вопрос отвечай!

Попробуйте «зажечь» в себе солнце. Почувствуйте, как оно добротой разгорается в вашей душе и распространяет лучи далеко–далеко.

Это вечный источник света и тепла не только для вас самих, но и для окружающих.

- Давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением тихо сядем на свои рабочие места.

Урок у нас необычный. Я приглашаю вас в страну сказок. А чтобы попасть в сказку, надо пройти по сказочному лабиринту (устный счёт, слайд № 2)                     

















Ученики решают примеры

III

Актуализация знаний.

- Сейчас я прочитаю вам стихотворение и мне кажется, что вы найдёте в нём много новых и интересных слов.

В мире есть наука экономика.

Учит нас финансы накопить.

В кризис мировой экономический

Учит наш народ без денег жить.

Налог, кредит, аренда, баланс

Знать основы экономики – это класс!

- Какие новые слова вы услышали? Что вас заинтересовало?

- О какой науке идёт речь в этом стихотворении?

- А вы знаете о ней?

- Значит о чём сегодня нам бы поговорить?

- Так и обозначим тему нашего урока.


-Итак, мы попали в сказочный лес. Нас встречают птицы весёлым пением. Мы пришли не с пустыми руками. Заранее купили хлеба и крупы. (слайд №3)

Как можно назвать продукт, который изготовили не для того, чтобы потребить самим, а для того, чтобы продать?

Деньги – 20

Товар – 10

- Чтобы ответить на вопрос, решим задачу про наших певцов.

«В лесном хоре «Мисолька» поют 15 скворцов и 7 соловьёв. Из всех птиц первыми голосами поют 12 птиц. Остальные – вторыми голосами. Сколько птиц в хоре вторыми голосами?”



Объяснение экономического понятия: (слайд№4)

- Одни люди занимаются производством продуктов питания, другие шьют одежду, третьи делают машины и т.д. тот, кто произвёл молоко, хлеб и другие продукты питания, должны обменять их на одежду, обувь, игрушки. Товар – это то, что получается в процессе производства и предлагается для продажи.











Ученики делают вывод, что на уроке будут решать задачи с экономическим содержанием.






Ученики записывают решение задачи в тетрадях.

(15 + 7) – 12 = 10(п.) – поют вторыми голосами.

Ответ: 10 птиц.

IV

Решение задач. Знакомство с экономическими понятиями.

- Мы продолжаем путешествовать по сказочному лесу и встречаемся с героями сказки «Простоквашино». Как называется в экономике явление, когда Матроскин взял корову напрокат у государства? ( слайд №5 )

Фермер – 5

Аренда – 6

- Проверить правильность выбора ответа помогут эти волшебные часики: поставьте в «окошки» нужные числа, по часам найдите буквы, соответствующие этим числам.

Аренда – это передача во временное пользование зданий, земли, другой собственности за определённую плату, которая называется арендной платой. Тот, кто взял собственность в аренду, называется арендатором. Кот Матроскин – арендатор. (слайд №7)


- Кот Матроскин, как и другие предприниматели, которые получают доходы, обязательно выплачивают часть своих средств государству. Как называются такие выплаты?

Налог или Взнос

-На пути у нас топкое болото. Аккуратно пройдём и узнаем правильный ответ. (слайд №8)


Налог – это денежные выплаты, которые получает государство из прибыли предприятий и доходов граждан. Из различных налогов формируется государственный бюджет. Государственный налог – это деньги, которые имеет в своём распоряжении государство.(слайд №10)


- Как называются деньги, которые берёт предприниматель взаймы у банка?

Долг – 12

Кредит – 14

- Выполни действия и проверь, правильно ли ты выбрал ответ.











Учение выполняют задание у крестовин.(слайд№6)


Поставив в «окошки» нужные числа, ребята по часам находят буквы, соответствующие этим цифрам.









Ученики устно считают, называют ответ.



Физминутка.

- Солнышко приглашает вас на зарядку. (слайд №11)

Ученики делают физминутку под музыку.



- Мы познакомились с понятиями «кредит» и «налог».

(слайд №12)

Друзья Незнайки предлагают нам решить задачу: «Винтик и Шпунтик решили открыть автомастерскую. Для этого они взяли в аренду дом сроком на год и внесли арендную плату в размере 200000 рублей. Кроме того, они купили запасных частей на 300000 рублей. Вся стоимость оказанных услуг по ремонту по ремонту автомобилей составила 700000 рублей. Из них заплатили налоги на сумму 100000 рублей. Какой была чистая прибыль наших предпринимателей?»

Составим план решения задачи:

Доходы – 700000 руб.

Расходы – 200000 руб., 300000 руб. и 100000 руб.

Прибыль - ? руб.

- Проверим решение задачи.

1) 200000 + 300000 +100000 =600000(руб.)

2)700000 – 600000 = 100000(руб.)

Ответ: чистая прибыль составила 100000 руб






- Где происходит продажа товаров? (слайд №13)

На заводе – 10

На рынке – 11

На фабрике – 12

- Проверить правильность ответа помогут весёлые человечки: разгадайте правило, по которому составлены человечки, и поставьте нужное число вместо «?».

- Проверим.


- Продажа товаров происходит на рынке. Мы с вами привыкли называть рынком специальное место в городе или в селе, где что-то продают или покупают. В современной экономике существует много видов рынка: магазины, аукцион, биржа и другие. Продажа товара может происходить по-разному. Иногда продавец и покупатель встречаются и передают товар из рук в руки. Но иногда может быть и так, что продавец и покупатель вообще не видят друг друга и общаются только по телефону или с помощью компьютерной связи. Это тоже рынок – это не место для обмена, а сам обмен.


(слайд №14)

- Поможем героям сказки «Теремок». Для этого решим задачу. : « Мышке-Норушке, Лягушке- Квакушке и их друзьям стало тесно жить в старом теремке, и задумали они построить новый. Подсчитали, во что обойдется


строительство : фундамент заложить -10000 рублей , стены поставить -36000 рублей ,крышу установить -20000 рублей ,отделать внутри -24000 рублей. Половину этой суммы они взяли в кредит в банке . Сколько денег они должны вернуть в сбербанк, если за использование кредита должны дополнительно уплатить 1/5 часть от суммы кредит?»

- О чём говорится в задаче?

- Куда потратили деньги?

- Что помогло зверятам построить дом?

- Кредит дают за определённую плату. Сколько им нужно доплатить за кредит?

- Что нужно узнать в задаче?

- Обозначьте в краткой записи.

- Составьте план решения задачи. Запишите решение в тетрадь.







- Проверим.





Дополнительное задание для учеников, которые быстро справятся с задачей.(слайд№15)

- Какое слово обозначает банковский билет?

Банкнота

Акция

- Прочитайте слово, зашифрованное в треугольниках. Сумма чисел в треугольнике является номером соответствующей букве в алфавите.

Банкнотами называют бумажные деньги. Например, банкнота в 100 рублей. Какая самая мелкая банкнота?

- А какая самая крупная?

Акция- это ценная бумага, которая приносит её владельцу доход, который называется дивидендами.



Ученики читают задачу.






Ребята записывают краткую запись и решение в тетрадях.

Доходы – 700000 руб.

Расходы – 200000 руб., 300000 руб. и 100000 руб.

Прибыль - ? руб

1) 200000 + 300000 +100000 =600000(руб.)

2)700000 – 600000 = 100000(руб.)

Ответ: чистая прибыль составила 100000 руб.





Ученики работают около крестовин.


Правило такое: надо найти частное чисел, из которых состоят ручки и ножки, затем их сложить: 45:3+42:7-21

Значит 36:9+56:8=11



Ребята решают примеры .




















Ученики читают задачу

(на партах карточки)










Ученики отвечают на вопросы, записывают в тетрадях краткую запись:

Потратили – 10000р., 36000р., 20000р., 24000р.

Кредит – ½ ?

Доплата – 1/5

1)10000+36000+20000+

+24000=90000(р).- на строительство

2)90000:2=45000(р.) – кредит.

3)45000:5=9000(р.) – доплата.

4)45000+9000=54000(р.)-

вернуть в банк.

Ответ: 54000 рублей должны вернуть в банк зверята.







Ученики отгадывают слово, отвечают на вопросы.

- 10 рублей.

- 5000 рублей.

V

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Где сможем применить знания, полученные на уроке?


- Обсудите в группе, что вы ещё хотите узнать об экономике.

Запишите на листочке вопрос, на который вы сможете ответить или найти информацию.


- В интернете на детском портале «Солнышко» для вас есть раздел «Экономика для детей». Тем ребятам, которые заинтересовались экономикой, я советую почитать экономические сказки.


Соотносят новую информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

Отвечают на вопросы учителя.

Формируют конечный результат своей работы.

Самооценка и самоопределение.

VI

Итоги урока.

Наш урок мы задумали с вами провести солнечным, веселым.

Я дарю вам СОЛНЦЕ! Вы мне каждый подарите свой лучик! И я узнаю, насколько вам комфортно, весело, интересно и познавательно было работать!

- Тот, кто считает, что лучик солнца его обогрел, приласкал и радость подарил с замечательным поэтом -сказочником прикрепит на солнышко красный лучик;

- Тот, кто в чем-то сомневался, испытывал затруднения , чувствовал себя некомфортно, прикрепит оранжевый лучик

-Тот, кому неинтересно было, скучно, прикрепит желтый лучик.

( дети прикрепляют)

А я держу в ладошках солнце. Я дарю его друзьям! Улыбнитесь! Уходя- просто улыбнитесь! Лучик солнца – это Вам! Спасибо за урок!


Ученики подходят в доске и приклеивают лучики к солнцу.





4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!