8 класс Урок №41
Тема урока: Резистор и реостат.
Цели урока:
Обучающие: познакомить учащихся с устройством и применением реостатов.
Развивающие:
развивать практические навыки сборки электрической цепи, умения использования электрических приборов, умения логически мыслить;
расширять политехнический кругозор учащихся
Воспитательные:
прививать интерес и любовь к предмету;
воспитывать выдержанность, тактичность, умение слушать товарищей; воспитывать аккуратность, четкость в ответах и действиях.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя: Cегодня на уроке мы продолжаем изучение темы: «электрический ток » и должны познакомиться с очень важным электрическим прибором.
Давайте вспомним Пушкина: « Театр уж полон, Ложи блещут» и вот прозвенел третий звонок, и … перед началом спектакля медленно, постепенно гаснут электрические лампы в зрительном зале. Как же это происходит?
На демонстрационном столе собрана простейшая электрическая цепь (источник тока, лампочка на подставке, реостат, ключ). Реостат находится в черном ящике. Учитель демонстрирует выключение лампочки с помощью ключа, а затем реостата. Лампочка обыкновенного фонарика гаснет так же медленно, как и лампы в кинотеатре.
Что же в черном ящике? Что бы ответить на этот вопрос учитель предлагает учащимся получить ключевое слово урока. Для этого необходимо правильно ответить на вопросы и выбрать в слове нужную букву, номер которой указан в скобках.
1. Физическая величина, характеризующая свойство проводников ограничивать силу тока в цепи (4)
2. Чертеж, на котором изображен способ соединения электрических приборов в цепи (3)
3. Ученый, открывший очень важный закон электричества (1)
4. Проводник, имеющий определенное сопротивление (5)
5. Слово, означающее движение или течение чего-то (1)
6. Прибор для измерения силы тока в цепи (1)
7. Единица измерения напряжения (5)
Вопросы:
От каких величин и как зависит сопротивление проводника?
Длину проводника увеличили в 2 раза, что произошло с сопротивлением проводника и с силой тока в нем?
В электроплитке перегорела спираль, нашли точно такую же, из такого же материала и той же длины, но в 2 раза меньшего сечения, что нужно сделать, чтобы сопротивление новой было равно сопротивлению прежней?
Как обозначается на схемах резистор?
Как направлен ток в электрической цепи?
Как включается амперметр в электрическую цепь?
Напряжение на лампочке карманного фонарика 6,3 В. Что это значит?
На практике часто бывает необходимо регулировать силу тока в цепи, не только в зрительном зале. Водитель трамвая или троллейбуса, трогая машину с места, должен постепенно увеличивать силу тока в электродвигателе, иначе получится сильный рывок. Изменяют силу тока в динамике радиоприемника, регулируя громкость. Скорость вращения вала электродвигателя швейной машины также изменяется при изменении силы тока. Для уменьшения или увеличения силы тока служат приборы называемые реостатами (показать реостат)
III. Объявляется тема и цель урока.
Простейшим реостатом может служить простая проволока с очень большим удельным сопротивлением. Для выяснения, что же лежит в основе принципа действия реостата, обратимся к опыту.
При помощи подвижного контакта можно уменьшать или увеличивать длину включенного в цепь участка проволоки, тем самым, изменяя сопротивление цепи, а значит и силу тока в ней. Однако такой реостат неудобен в обращении из-за больших размеров. Догадались уменьшить размеры прибора и сделали его компактным.
План рассказа о физическом приборе:
1. Название и назначение
2. Устройство
3. Принцип действия
4 Условное изображение на схемах
5. Применение
Слово реостат произошло от греческого реос – течение, поток, статос – неподвижный.
1840 год Б.С.Якоби доложил на заседании Петербургской академии наук об изобретении регулятора силы тока.
Определение: Устройство для регулирования и ограничения силы тока в электрической цепи называют реостатом.
Применение реостатов: различают реостаты пусковые, пускорегулировочные, нагрузочные, реостаты возбуждения.
Реостаты бывают жидкостными и угольными. В старших классах мы будем изучать реостаты, являющиеся делителями напряжения - потенциометры
Сегодня на уроке познакомимся с ползунковым и ступенчатым реостатом.
Знакомство со ступенчатым реостатом
На раме из изолятора укреплены проволочные спирали. Нижние концы спиралей закреплены на контактах и расположены по дуге окружности. Металлический рычаг может касаться любого из этих контактов и включать в цепь то или иное количество спиралей. Сопротивление при этом изменяется как бы ступенями. Это не очень удобно, т к сопротивление меняется рывками.
При работе реостаты нагреваются, допустимое нагревание на 70-80 °С над окружающей температурой, при сильных токах применяют реостаты из толстой проволоки, никогда обмотку не делают в несколько рядов. Иногда применяется не круглая проволока, а плоская лента, при той же площади сечения поверхность соприкосновения с воздухом будет больше и охлаждение лучше.
IV Знакомство с устройством реостата
Порядок выполнения работы
1. Ознакомься с устройством лабораторного реостата. Найди у реостата керамический цилиндр, никелиновую проволоку, присоединение ее концов к зажимам, металлический стержень, ползун.
2. Запишите паспортные данные реостата
3. Ответьте на вопросы:
Как изолированы витки проволоки друг от друга у реостата?
Почему для изготовления реостата используют никелиновую проволоку?
Какова роль ползуна реостата?
Что означают числа в паспорте реостата?
Как включается реостат в электрическую цепь?
V. Практическое задание: Регулирование силы тока реостатом.
Укажите положение ползунка реостата, если сопротивление реостата:
Полностью выведено
Полностью введено
Введено наполовину
VI. Домашнее задание § 38, упр.18(8), упр.19(8)