СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Результаты педагогической деятельности учителя информатики и ОБЖ

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Результаты педагогической деятельности  учителя информатики и ОБЖ

Просмотр содержимого документа
«Результаты педагогической деятельности учителя информатики и ОБЖ»

Результаты педагогической деятельности

Бикмаева Рафаэля Рафиковича
учителя информатики и ОБЖ
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Татарско-Сайманской средней школы

Образование высшее, закончил Ульяновский сельскохозяйственный институт в 1985 г., инженер-механик, курсы переподготовки ОГБОУ ДПО УИПК ПРО в 2014г., учитель информатики. Педагогический стаж 22 года.

За 5 лет педагогической деятельности, прошедших после предыдущей аттестации, мною накоплен большой опыт по созданию образовательной среды, направленной на формирование информационно-коммуникационной компетентности учащихся.

Сегодня приоритетной задачей образования является развитие творческого потенциала обучающихся, создание условий для их самореализации, саморазвития и дальнейшего самообучения. А это не возможно без создания специальных условий, выбора новых средств, для изучения информатики и информационных технологий. Поэтому моей целью, как учителя информатики в условиях модернизации современной школы является работа по формированию образовательной среды направленной на формирование информационно-коммуникационной компетентности учащихся.

 Для достижения цели решаю следующие задачи:

·           Развитие у ребёнка естественной потребности познания окружающего мира

·           Формирование системного диалектического мышления

·           Формирование навыков самостоятельного поиска и получения нужной информации

·           Формирование навыков работы с информацией

·           Формирование собственного культурного самосознания, отношения к миру, другим культурам

·           Создание ситуации успеха для повышения внутренней мотивации к обучению

Мои педагогические принципы:

   Принцип научности;

  Принцип прочности усвоения знаний;

Принцип межличностного диалога на основе равноправия, доверия, взаимного уважения;

  Принцип сотрудничества: со-учение, со-воспитание, со-авторство;

  Принцип индивидуализации;

  Педагогический гуманизм

Принцип персонификации, предполагающий адекватное включение во взаимодействие личного опыта.

Их сочетание и системное применение позволяют формировать  следующие компетенции:

·      информационную (способность грамотно выполнять действия с информацией);

·      коммуникативную (способность вступать в общение с целью быть понятым);

·      социальную (способность действовать в социуме с учётом позиций других людей);

·      предметную (способность применять полученные знания на практике).

Для развития творческих способностей учащихся следую следующим правилам: свобода выбора, правило открытости, правило деятельности, правило «идеальности», правило обратной связи, правило индивидуальности.

В своей деятельности опираюсь на Закон РФ «Об образовании», Конвенцию о правах ребёнка, Устав школы, локальные акты по организации работы образовательного учреждения; также руководствуюсь основными принципами работы с системным, прикладным и инструментальным программным обеспечением; СНиП в части безопасного применения компьютерной техники; на уровне среднего общего образования использую программу по информатике для 10-11 классов автор И.Г. Семакин (профильный уровень), допущенную Министерством образования РФ, на уровне основного общего образования программу автор И.Г. Семакин (базовый уровень).

На основе вышеуказанных программ, с учетом возможностей технической базы и ограниченности программного обеспечения, я составляю рабочие программы, руководствуясь "Обязательным минимумом содержания образования по информатике" (7 класс -1 ч. в неделю, 8 класс -1 ч., 9 класс – 1 ч., 10 и 11 класс 2 ч. в неделю), «ОБЖ» (5-9 классы – 1 ч. в неделю, 10-11 класс 2 ч. в неделю). При подготовке к урокам я использую методические пособия, учебники, а также материалы, публикуемые на сайтах в интернете. Рабочая программа 5-9 классов соответствует требованиям второго поколения ФГОС по информатике и ИКТ.

Реалии сегодняшнего дня требуют, чтобы уже в 5-6 классах компьютер был помощником в изучении других дисциплин, а начальная школа знаний и умений в области компьютерных технологий дает недостаточно. Учителям предметникам хорошо известно, как повышает интерес к предмету поиск информации в Интернете по заданной теме и создание презентаций к урокам.

ФГОС нового поколения дает возможность активно использовать информационные технологии в учебном процессе, причем ни как, разовые акции, а систематически и планомерно, благодаря созданию образовательной среды направленной на формирование информационно-коммуникационной компетентности учащихся.

Работу по созданию такой среды, по нашему мнению, надо вести по следующим направлениям: внеурочная деятельность младших школьников и учащихся среднего звена, предпрофильная подготовка, профильное обучение в 10-ом, 11-ом классах.

Организация внеурочной деятельности учащихся позволяет уже во 2-ом 3-ем классах заложить азы компьютерной грамотности, а в 4- ом классе ученики создают различные информационные объекты с использованием офисных компьютерных программ. Эта работа помогает осознать младшим школьникам, какое место информационные технологии занимают в современном обществе и оценить практическую значимость и целесообразность результатов своего труда. А это первый шаг к формированию образовательной среды.

В средней школе, в 5-6 классах необходимо активно использовать дистанционные формы обучения, для реализации дополнительного образования, учитывающего интересы и возрастные особенности пяти- шести- классников, развивать интеллектуальные способности и творческие и IT-компетенции личности, в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения. Таким образом расширять границы информационно-коммуникационной образовательной среды за счет использования интернет технологий. На сегодняшний день широко использую внеурочную деятельность по информатике. Занятия курса «Компьютерная грамотность» с большим интересом посещают обучающиеся 5 и 6 классов.

В соответствии с новым образовательным стандартом изучение курса информатики начинается с 7-ого класса, к тому времени учащиеся уже приобрели азы компьютерной грамотности и имеют навыки использования интернет технологий. Вы скажете, чему же их учить? Чтобы ответить на этот вопрос хочется процитировать одно высказывание: «Информатика не про компьютер, так же как и музыка не про пианино». Поэтому теперь в 7-9 –ом классе необходимо подвести теоретическую базу под технологические умения и навыки обучающихся. Во всяком случае, именно такую задачу ставим для себя, как учителя информатики.

Инноватика в образовании в последние годы, заставила по-новому взглянуть и на предпрофильную подготовку. Для укрепления межпредметных и метапредметных связей информатики с другими дисциплинами необходимо внедрять в учебный процесс элективные курсы: « «Компьютерная графика», «3D моделирование», «Робототехника» и.т.д. Они будут способствовать осознанному выбору профиля обучения учащимися 10-11 классов. Опыт преподавания профильных предметов в старших классах показал, что именно практические навыки, приобретаемые учащимися в процессе обучения, укрепляют межпредметные связи информатики с другими науками, изучаемыми в школе. Поэтому изучение технологических приемов работы с информацией выходит на первый план, усиливая прикладную направленность профильного курса. Программы профильного образования должны основываться на дидактических принципах системности, научности, доступности, преемственности обучения и ориентированы в первую очередь на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию.

Конечно, универсальных рецептов создания образовательной среды направленной на формирование информационно-коммуникационной компетентности учащихся, наверное, не существует. Каждый учитель будет, непременно, создавать ее своими средствами и так как он это видит и понимает

Использование разнообразных, в том числе, новых педагогических технологий позволяет поднять на новый качественный уровень отношения между учеником и учителем в образовательном процессе, отойти от классической схемы, когда учитель передает знания ученикам, и сделать ученика соавтором, соратником и активным участником образовательного процесса. В этой связи я особое внимание уделяю таким формам обучения, которые бы обеспечили не только передачу знаний и умений, но и, прежде всего, формирование и развитие у школьников навыков самостоятельной познавательной деятельности, позволяющей активно овладевать этими знаниями. Поэтому формы обучения использую различные: лекция, практическое занятие, лабораторная работа, самостоятельная работа за компьютером, самостоятельная работа с литературой, поиск информации в сети, выполнение творческих работ. Последнее время широко использую на уроках тьюторство, эта технология подразумевает взаимодействие опытного учащегося, который что-то умеет делать (знает как сделать), и новенького, здесь отсутствует позиция организатора – педагога, что мой взгляд способствует формированию коммуникативной компетенции учащихся и повышению его самооценки.

Самостоятельная деятельность учащихся, направленная на конкретный результат, который можно сделать предметом общего рассмотрения (социализации) является, по моему мнению, главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения, ориентироваться в стремительном потоке информации и пополнять свои знания из различных источников. Поэтому в виде итоговых работ по практическим разделам курса информатики предлагаю учащимся выполнить проектно-исследовательские работы в виде презентаций, сайтов, проектов, фильмов. Дифференцированный подход в обучении позволяет мне практически не сдерживать в учении детей с высокими и средними учебными возможностями, успевающих усвоить стандартный уровень и работающих на творческом, нестандартном уровне; учащимся же с низкими учебными возможностями оказывается помощь при выполнении заданий.

Работая с учащимися старших классов, я давно заметил, что соотнесение жизненного опыта с мировоззренческой информацией учебного характера оказывает существенное влияние на качественные сдвиги в мотивационной сфере старшеклассников. Создаются благоприятные психологические предпосылки включения жизненного познавательного опыта в процесс обучения благодаря тому, что старшие школьники обращены вовне. При этом они не только осознают окружающий мир, а вырабатывают свою точку зрения о нём. Существует множество лично-ориентированных методик и технологий обучения, но, на мой взгляд, лучше всего опирается на жизненный опыт учащихся при подаче нового материала технология «педагогической мастерской». Важно новые знания присоединять к тому, что ребенок уже знает. Я создаю в классе атмосферу открытости, предлагаю учащимся такие ситуации, в которых они пережили бы моменты поиска знания, вместо подсказки изобретаю еще одну ситуацию, чтобы дети развили то верное, что нашли, и отказались от ошибочных идей. Таким образом, создаются условия для внутренней мотивации на деятельность, для «приближения» содержания обучения к реальной жизни, ученики усваивают соответствующие мыслительные процедуры, что важно для последующей, успешной жизни выпускника школы.

Проверка знаний и отслеживание результатов является важной составляющей процесса обучения, для отслеживания пробелов в знаниях и навыках и корректировки при дальнейшем обучении. Оценивание результатов провожу на разных этапах урока – при изложении нового темы (вопросы по озвученному материалу), на лабораторной работе (качество выполнения заданий, соответствие требованиям), на практическом работе (степень самостоятельности, проявление творчества).

Также используются дополнительные формы контроля:

  1. Самоконтроль и взаимоконтроль (сопоставительного характера);

  2. Зачет по теме;

  3. On-line - тестирование – провожу периодически, применительно к отдельным темам.

О результатах моей деятельности в школе в межаттестационный период можно судить по следующим показателям:

  1. Прочность образовательных навыков:


2012-2013

2013-2014

2014-2015

Критерии

Успевае-мость

Качество знаний

Успевае-мость

Качество знаний

Успевае-мость

Качество знаний

профиль

100%

89%

100%

92,5%

100%

95%



2015-2016

2016-2017

Критерии

Успевае-мость

Качество знаний

Успевае-мость

Качество знаний

Базовый уровень

100%

67,5%

100%

71%


  1. Участие во всероссийских конкурсах по информатике

Наименование конкурса

2013-2014 уч.год

2016-2017

2017-2018

Всероссийская предметная олимпиада по информатике

3



Олимпиада «Весна-2017» проекта «Инфоурок» по информатике


3


Всероссийский дистанционный конкурс «Старт» по информатике



10


  1. Успешная сдача ЕГЭ по информатике ЕГЭ 2015 год – 1 человек (40 баллов).

  2. Использование навыков, приобретенных на уроках информатики для оформления конкурсных работ учащимися по другим предметам.

  3. Творческие работы учащихся использовались на общешкольных мероприятиях - последний звонок, выпускной вечер, вечер встречи выпускников.

Наука информатика развивается очень бурно, особенно ее технологический аспект, поэтому необходимо быть всегда в курсе новинок, причем это один из немногих предметов, где учащиеся «кажется» знают и умеют больше чем учитель, поэтому самообразование и повышение квалификации – обязательное условие моей педагогической деятельности.

Самообразование:

  1. ОГБОУ ДПО Ульяновский институт повышения квалификации  и переподготовки работников образования с 19.05.2014(26.05.по31.05-Д/О) по 07.06.2014 итоговая аттестация  по программе «ИЗО» «Особенности преподавания изобразительного искусства в условиях введения  ФГОС» в объёме 108 часов, модуль ИТК – 18 часов;

  2.  ОГБОУ ДПО Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования с 13.10.2014 (20.10 по 25.10-Д/О) по 01.11.2014 года итоговая аттестация  по программе повышения квалификации  «Планирование, организация и ведение учебного процесса по курсу ОБЖ в условиях перехода к стандартам  2-го поколения» в объеме  108 часов,  модуль ИТК – 18 часов;

  3. ОГБОУ ДПО Ульяновский институт повышения квалификации  и переподготовки работников образования с 08.09.2014 по 31.12.2014г итоговая аттестация  по программе профессиональной переподготовки «Педагогическое образование»  с дополнительной специализацией по профилю педагогической деятельности « Информатики» по направлению подготовки  «Образование и педагогика». Квалификация: Учитель информатики.

  4. ФГБОУ ВПО «УлГПУ» им.И.Н. Ульянова, 13.02.2017-18.02.2017, «Программирование в среде Раscal» (36ч)

  5. ФГБОУ ВПО «УлГПУ» им.И.Н. Ульянова, 25.09.2017-14.10.2017, «Преподавание информатики в условиях реализации ФГОС» (108 ч.)

Обобщение опыта:

Проведение открытых уроков для учителей школы и района.

Награды:

  1. Грамота Министерства образования Ульяновской области

  2. Грамота Центра патриотического воспитания населения Ульяновской области.

  3. Грамоты и Благодарственные письма Администрации Николаевского района

  4. Грамоты и Благодарственные письма Управления образования Николаевского района

9