Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
Тема: «Что читают современные подростки?»
Выполнил:
ученик 7 «б» класса
МБОУ «СОШ № 3»
Мельников Степан
Руководитель проекта:
Мельникова Е.П.
г. Троицк 2024 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………….…………...........................3
Глава 1. Теоретическая часть………………………………………………………………..4
Польза чтения для детей………………………………………...………………..4
Советы читателю…………………………………….……………………………5
Глава 2. Практическая часть………………………………………….…………….……….7
2.1 Результаты исследования «Читательские интересы подростков»………….…7
Заключение………………………………………...……………….......................................10
Список информационных источников………………..…………………….…..……….…11
Приложение
Введение
В XX веке чтение было самым распространенным видом досуга. Читали везде: в транспорте, в читальном зале библиотек, дома. Сейчас редко можно увидеть человека с книгой в метро, в автобусе. Современные подростки загружены учебной программой, насыщенной объёмными произведениями. Время оттолкнуло подростка от старого книжного переплета. На то, что интересно, остается мало времени. И в свободное время подростки отдают предпочтение компьютеру, телевизору и прочим электронным развлечениям.
В то же время доступность самой разнообразной литературы потрясает. Но какие книги выбрать для чтения? Многим подросткам просто негде узнать, что читать. Пресса и телевидение не рассказывают подросткам о пользе чтения и читательской культуры, не сообщают о книжных новинках, не дают хороших рецензий. И после неудачных опытов, зачастую связанных со школьной программой, они действительно оставляют всякие попытки приобщиться к миру литературы. На чтение подростков вдохновляют отзывы их ровесников. И порой подростки погружаются в мир дешёвой литературы, а не подлинного искусства.[1]
Меня заинтересовал вопрос, читают ли мои сверстники что-то кроме произведений, изучаемых по программе в школе, и что может предложить нынешняя литература современному подростку? Для этого я провел анкетирование подростков из своей школы.
Тема моего проекта «Что читают современные подростки?»
Цель моей работы: изучение читательского интереса современных подростков в возрасте 13 – 15 лет.
Задачи:
-изучить материал по теме «Мир чтения подростков»;
-провести анкетирование подростков для выявления круга чтения и литературных интересов учащихся;
-исследовать вопрос о читательских интересах.
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 Польза чтения для детей
О пользе, которую приносят книги для развития личности, безусловно, известно всем. В процессе чтения у человека активно работает головной мозг, причём оба полушария. Читая книгу (работает левое полушарие), человек постоянно рисует в своём воображении образы и картинки происходящего в сюжете (это уже работает правое полушарие). Благодаря чему человек не только получает удовольствие от чтения, но и тренирует, развивает способности своего мозга.[2]
Для подтверждения пользы и необходимости чтения книг Шведская академия детской книги выявила 17 аргументов в пользу чтения:
1. Книги приносят радость и удовольствие. Это и развлечение, и приключение. Они способны заставить нас испытывать сильнейшие эмоции: плакать, смеяться, злиться, сопереживать. Книга может также утешить или подсказать выход из трудной ситуации.
2. Книги развивают и обогащают нашу речь, расширяют наш словарный запас.
3. Книги пробуждают фантазию и учат нас мыслить образами.
4. Книги вызывают у нас новые вопросы, над которыми стоит задуматься и поразмышлять.
5. Книги способствуют развитию нашего мышления. Из них мы узнаем новые понятия, которые помогают нам мыслить, и новые идеи.
6. Книги расширяют горизонт нашего мира. Из них мы узнаем о других странах и народах, о природе, технике, истории – обо всем на свете, что нам интересно.
7. Книги учат нас сопереживанию. Они позволяют нам почувствовать себя в положении другого человека и понять, какие чувства испытывают люди, попадая в ту или иную ситуацию.
8. Книги побуждают нас задуматься о том, что верно и что ошибочно, что хорошо, а что плохо.
9. Книги поясняют нам, как устроен мир и как в нем всё взаимосвязано.
10. Книги учат нас смотреть на проблему с разных сторон, дают понять, что на один вопрос может существовать несколько ответов.
11. Книги помогают нам понять себя. Человек обычно более уверен в себе, когда понимает, что есть люди, которые думают и чувствуют так же.
12. Книги открывают нам, что все люди разные. Ведь читая книги, написанные в разные эпохи и о разных культурах, человек становится терпимее, учится преодолевать предрассудки.
13. Книги – лучшее средство от одиночества. Их можно читать где угодно и когда угодно.
14. Книги являются частью культурного наследия. Они дарят нам общность впечатлений и знаний.
15. Книги служат мостом между поколениями. Хорошую детскую книжку хочется читать вслух ребенку. Такое чтение приносит радость и детям, и взрослым.
16. Книги обогащают культурную среду. Они являются важным предметом культурного экспорта и представляет нашу страну за рубежом.
17. Книги для детей - это первая встреча с литературой, знакомство с бесконечным миром, который остается с нами на всю жизнь.
Пожалуй, к этому можно добавить еще один аргумент: человек, который дружит с книгами, является очень интересным собеседником. Ведь его речь богата афоризмами, интересными сравнениями, фразеологизмами, мудрыми высказываниями великих людей.[4]
1.2 Советы читателю
Для многих людей чтение — это приятный способ расслабиться и обогатить свои знания. Также чтение является критически важным навыком для образования, который помогает достичь успеха в школе и на работе.
Вот несколько основных советов, как стать хорошим читателем:
1. Подходи к чтению, как к интереснейшему занятию, а не как к рутинной работе.
2. Интересуйся разделом "Содержание", так ты получишь первое представление о том, что написано в книге.
3. Старайся читать осмысленно. Механическое чтение не позволяет понимать и усваивать информацию.
4. Читай с карандашом в руках. Встретишь незнакомое слово, делай пометки в блокноте.
5. Затем интересуйся в словарях или в интернете, что оно означает.
6. Не дочитав книгу до конца, вложи закладку на то место, где остановился.
7. Бережно относись к книгам, не загибай страницы, не ешь во время чтения.
8. Дочитывай книгу до конца, старайся не пролистывать страницы.
9. Прочитав книгу, расскажи вкратце её содержание друзьям.
10. Записывай важные для тебя цитаты с пометкой, откуда они. Так у тебя появится отличная коллекция статусов.[5]
Как получать удовольствие от чтения:
Читайте интересные для вас тексты.
Выбирайте книги, которые связаны с вашим хобби.
Сборники коротких рассказов станут отличным выбором для людей, которые не готовы взяться за объемное произведение.
Читайте интересные тематические журналы.
Создайте приятную обстановку.
Найдите спокойное место, в котором вас никто не побеспокоит.
Место для чтения должно быть уютным и комфортным.
Превратите чтение в социальный опыт.
Организуйте с друзьями книжный клуб.
Создайте блог в интернете и пишите отзывы на прочитанные книги.
Отправляйтесь в буфет или кафе, в котором часто собираются любители почитать.
И еще несколько советов:
Не сдавайтесь, если поначалу вам скучно или болит голова. С непривычки любому будет трудно, но постоянные усилия будут вознаграждены.
Не расстраивайтесь, если вам попалась книга, в которой не удается ничего понять. Со временем ваш словарный запас расширится, а пока возьмите более простое произведение или статью.
Если вы любите современные фильмы и сериалы, то ищите продолжения историй в таком мире или с такими же персонажами, которые написаны другими фанатами.[6]
Предлагаю проблему отсутствия интереса к чтению у подростков решить следующим способом:
1. В средствах массовой информации необходимо рассказывать подросткам о том, книги каких писателей следует выбирать для чтения.
2. Необходимо чтение ввести в моду, сделать начитанность признаком высшего общества.
3. Запустить интернет – ресурсы, посвященные молодежи и чтению, где подростки могли бы общаться, делиться отзывами, комментировать рецензии, знакомиться с текстами произведений.
4. Подростки должны видеть родителей читающими.
5. В доме обязательно должна быть библиотека, которая периодически пополняется. Домашняя библиотека должна быть ориентирована на интересы подростка.
6. В школе проводить беседы на тему: «Зачем человеку необходимо чтение?»
7. В библиотеках иметь сменный стенд «Что читать современному подростку?»
Глава 2. Практическая часть
2.1 Результаты исследования «Читательские интересы подростков»
Существует устойчивое мнение, что современные подростки потеряли интерес к чтению. Такое мнение базируется на наблюдении того, что обучающиеся без особого желания осваивают произведения классической русской литературы, предложенные школьной программой. С точки зрения других авторов, дети не стали читать меньше, но круг их чтения сузился, отчего старшему поколению кажется, что младшее перестало читать вовсе. [3]
Анализ современных исследований позволяет предположить, что современные подростки читают, но читают произведения, выходящие за рамки рекомендованной к изучению литературы. Для подтверждения этой гипотезы было проведено исследование, направленное на выявление читательских предпочтений учащихся 6-х – 8-х классов МБОУ «СОШ №3». Всего в опросе приняли участие 186 респондентов. Методом сбора информации было выбрано анкетирование, содержащее открытые, закрытые и полузакрытые вопросы. Вопросы были направлены на определение активности чтения подростков и их мотивации, определения типов и жанров книг, которые читают подростки, каналов получения книг и информации о них. Результаты исследования позволяют сделать ряд наблюдений и выводов.
Предлагаю ознакомиться с результатами анкетирования:
1. Любишь ли ты читать?
- да (58%)
- нет (42%)
2. Как часто ты читаешь?
- каждый день (9%)
- не читаю совсем (16%)
- редко (29%)
- 1-2 раза в неделю (29%)
- 3-4 раза в неделю (11%)
- на каникулах (6%)
3. С какой целью ты читаешь?
- люблю читать (32%)
- заставляют родители (8%)
- нужно читать к уроку литературы (37%)
- больше нечем заняться (23%)
4.Чтение для тебя – это…
- отдых, развлечение (30%)
- познание нового (33%)
- помощь в учебе (38%)
- свой вариант/ничего (2%)
5.Покупаешь ли ты художественную литературу?
- да (26%)
- нет (74%)
6.Интересуешься ли ты новинками литературы в сети Интернет?
- да (35%)
- нет (65%)
Вывод: среди подростков школьного возраста есть такие, которые любят читать. Они охотно берут литературу в библиотеке или читают в интернете. Большинство старшеклассников читают ту литературу, которую изучают по программе в школе. Книги предпочитают не покупать, а берут их в библиотеке или читают на страницах интернета. Мои сверстники в большей степени не интересуются новинками литературы в сети Интернет, но в то же время есть и те, которые хотели бы знать, какие книги пользуются популярностью у читающей публики.
Среди различных типов и жанров книг у подростков лидируют:
- фантастика (44%)
- юмористические произведения (27%)
- детективы (23%)
- приключенческие произведения (21%)
- триллеры (16%)
Подросткам также интересны:
- познавательные книги (энциклопедии) (10%)
- стихотворения (8%)
- книги о сверстниках (7%)
- романы (4%)
- ужасы (3%)
По одному респонденту ответили, что интересуются психологией, астрономией, искусством, религиозной литературой, а также 3 человека отметили классическую литературу. Такое разнообразие можно объяснить индивидуализацией читательских интересов в этом возрасте и поиском своего читательского "сектора".
На вопрос: «Назовите книгу, которую вы прочитали недавно?» большинство опрошенные назвали книгу, которую только что прошли по школьной программе. Среди названных были такие произведения, как: «Левша» Н.С. Лескова, «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Алые паруса» А.С. Грина, «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя, «После бала» Л.Н. Толстого, «Бирюк» И.С. Тургенева, «Шинель» Н.В. Гоголя, «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Толстый и тонкий» А.П. Чехова и др.
Но также были названы книги, которые не входят в школьную программу. Это «Гарри Поттер» Дж. К. Роулинг, серия книг Холли Вебб, «Слово пацана» Р. Гараева, «Часодеи» Н.В. Щерба, «Мальчик по имени Рождество» М. Хейг, «Приключения Незнайки» Н.Н. Носова, «Семь навыков высокоэффективных тинейджеров» Ш. Кови, «Оно» С. Кинга, «Властелин колец» Д.Р.Р. Толкина, «Убийство в восточном экспрессе» А. Кристи и многое другое. Исследование показывает, что подросткам нравится читать бестселлеры, которые были экранизированы.
Своими любимыми поэтами и писателями ребята считают А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, М.И. Цветаеву, В.С. Высоцкого, Л.Н. Толстого, И.А. Крылова, Н.В. Гоголя, Э.Н. Успенского, М.А. Булгакова, Ф.М. Достоевского. Из зарубежных - Дж. К. Роулинг, А. де Сент-Экзюпери, У. Шекспира, А. Кристи, Туве Янссон, С. Коутона, С. Кинга, Холли Вебб, Р. Брэдбери и др.
К самым популярным и любимым книгам, которые читаю современные подростки, можно отнести серию книг Холли Вебб, Н.Н. Носов «Приключения Незнайки», С. Коутон «Неправильные», Н. Гейман «Каролина», Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер», А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», С. Кинг «Оно», Н. Спаркс «Дневник памяти», Е. Малисова «Лето в пионерском галстуке», Н.В. Гоголь «Мертвые души», П.П. Бажов «Хозяйка медной горы», М. Твен «Приключения Тома Сойера», Д. Лондон «Белый Клык» и многое другое.
Заключение
Формирование полноценной личности подростка немыслимо без воздействия художественной литературы. Привитие любви к чтению особенно важно в подростковом возрасте. В своей работе мы ставили цель выявить круг читательских интересов современных подростков школы №3, изучить их читательские предпочтения.
Результаты выглядят следующим образом: в круге чтения школьников присутствует литература всех родов и жанров. Среди авторов ребятам интересны как отечественные, так и зарубежные писатели. Особый интерес вызывают книги, которые были экранизированы. Мало интересна подросткам познавательная литература.
Таким образом, читатель – подросток в нашем понимании предстает как фигура достаточно противоречивая, с разнообразным кругом чтения. В целом, ребята нашей школы положительно относятся к чтению как форме досуга, проводят с книгой достаточно времени, любят читать и выбирают книги по своему вкусу. Большинство школьников осознаёт важность и нужность чтения, роль книги в жизни человека. Повышение интереса к хорошей и нужной книге зависит от каждого из нас, и все мы должны прилагать усилия к тому, чтобы чтение снова заняло своё лидирующее место среди форм досуга моих сверстников.
Список информационных источников
1. Аксарова В.Я., Сафонова Н.К. Читающий подросток в мире взрослых: поиски гармонии. Электронный ресурс http://metodisty narod.ru
2. Варганова В.Г. Чтение в системе социокультурного развития личности: сборник статей международного научно – практического семинара. М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.
3. Дубровина И.В. «Психологические программы развития личности в старшем школьном возрасте», М: «Академия», 1997.
Интернет ресурсы:
4. Статья «О пользе детского чтения» https://nsportal.ru/detskii-sad/hudozhestvennaya-literatura/2020/02/02/statya-o-polze-detskogo-chteniya
5. Топ 10 советов читателю | Полезные советы и факты | https://dzen.ru/a/
6. Как стать хорошим читателем: 12 шагов https://ru.wikihow.com/
Приложение