Изобразительное искусство в 7 классе -1 четверть.
Рисование на плоскости фигуры человека
Цели занятия
Образовательные: ознакомить с главными частями человеческого тела, закрепить умение и навыки в изображении человека.
Развивающие: подготовить детей к выполнению тематических работ, в которых нужно изображать человека.
Воспитательные: обратить внимание учащихся на красоту движения человека.
Оборудование
Для учеников: альбом, карандаш, ластик.
Для учителя: работы учащихся из методического фонда, репродукция картины Корина «Александр Невский»,таблица с изображением последовательности изображения человека
План урока
Орг. момент
Объяснение новой темы.
Самостоятельная работа
Анализ работ
Подведение итогов
Ход урока
Художник Корин- «Александр Невский»
Этот портрет не только представляет конкретную личность, но и воплощает в себе собирательный образ воина. Этот воин защитит границы Руси от врагов шведов и немецких рыцарей .На картине полководец изображен в боевых доспехах на фоне красного плаща и темного знамени с ликом Нерукотворного Спаса. Твердо оперевшись на меч, Невский грозно смотрит перед собой. За фигурой князя, на дальнем плане видны белоснежные церкви Новгород как символ могучей, свободолюбивой Руси.
Выразительность образа Александра Невского достигается четким рисунком, прекрасной насыщенной живописью, холодным колоритом картины. Фигура воина во весь формат холста Александр Невский как бы возвышается над зрителем. Такая композиция придает особое величие, особую монументальность полководцу.
Рисовать человека труднее всего, потому - что форма человеческого тела наиболее сложная. На прошлом занятии мы с вами лепили фигуру, и вы уже поняли некоторые сложности в создании скульптуры. Сегодня мы будем учиться изображать фигуру человека на плоскости.
От соотношения роста, ширины плеч и величины головы будет зависеть, верно, ли ты передал пропорции.
Принято считать, что в среднем рост человека равен приблизительно 8 величин его головы.
Другие пропорции. Например: длина ног взрослого человека равна половине его роста, а колени находятся на середине всей длины ног.
Рисуя кого-нибудь, надо все время видеть перед собой общие пропорции и характерные особенности его фигуры, а не отдельные части.
Фигура человека, как и другие предметы сложной формы (машины, животные)нужно начинать рисовать с самых больших форм, а не с деталей.
Рисуя человека очень важно понять строение человеческого скелета. Нужны некоторые знания по анатомии. Увлекаться ею не следует, надо только иметь представление об основных частях скелета: как построен позвоночник, как к нему прикреплен череп, как прикреплены ноги к тазовым костям, кости рук к плечам. Посмотри, когда человек стоит, он или упирается на обе ноги, или центр тяжести перенесен на одну из ног. Наклон корпуса будет совершенно разный в обеих случаях.
Когда ты будешь представлять все это, то сможешь рисовать так, что в твоем рисунке будет чувствоваться тело человека под складками материи, а не только его платье.
Изображение фигуры человека начинают с определения всей её высоты и в ней высоты головы. Здесь – умение правильно расположение изображения на листе. В верхней части рисуют голову. На вертикальной оси намечают горизонтальной линией туловище от ног (линия проходит посередине и делит отрезок пополам)
Туловище - наклонные линии, касательные
Рисуя нужно все время сравнивать величину головы с туловищем, длину рук и ног - со всей фигурой
В течение самостоятельной работы детей провожу анализ. В конце урока выбираем наиболее интересные работы, вешая на доску, объясняем свой выбор.
Урок изобразительного искусства во 2 классе на тему: "Рисуем человека"
Категория: ИЗО
16.02.2020 16:42
Предмет: ИЗО
Тема урока: Рисование человека
Тип урока: комбинированный
Цель урока: Учить изображать пропорции человека
Показать полностью
Просмотр содержимого документа
«Урок изобразительного искусства во 2 классе на тему: "Рисуем человека"»
Конспект занятия « Рисование человека».
Тема урока: Рисование человека
Тип урока: комбинированный
Цель урока: Учить изображать пропорции человека
Задачи урока:
-образовательные: ознакомить учащихся с шедеврами мирового искусства, изображающими красоту человеческого тела; ознакомить с основными пропорциями человеческой фигуры; научить рисовать фигуру человека по представлению.
-воспитательные: содействовать формированию эстетического отношения к действительности; воспитывать внимательность, активность, трудолюбие.
-развивающие: развивать мышление, память, глазомер; способствовать расширению графических навыков при рисовании различными графическими материалами; закреплять основные правила рисования от общего к деталям.
УУД, формируемые на уроке:
Личностные действия: формировать умения оценивать свою работу и работу одноклассников, развить творческий потенциал, активизировать воображение и фантазию
Регулятивные действия: -проговаривать последовательность действий на уроке
-учиться работать по предложенному учителем плану.
-учиться отличать верно выполненное задание от неверного
Познавательные действия: -ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
- преобразовать информацию из одной формы в другую, на основе заданных алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания
Коммуникативные действия: презентация
Оборудование: ноутбук, пошаговые схемы, плакаты
Литература:
Ход урока:
Этап урока, цель этапа | Содержание этапа, д-ть учителя | Д-ть обучающихся | Формируемые УУД |
1.Орг. момент. 2. Сообщение темы урока. 3. Изучение нового материала. 4. Общие сведения о рисунке. Последовательность выполнения работы с соблюдением пропорций. 5. Анализ характерных ошибок и наиболее удачных решений эскизов. 6.Итог урока. | Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Ребята, послушайте и отгадайте загадки: 1) Двое белых лебедей - У каждого по пять детей (Руки) 2) Два братца живут через дорогу, А друг друга не видят (Глаза) 3) Мы на них стоим и пляшем. Ну, а если им прикажем, Нас они бегом несут. Подскажи, как их зовут? (Ноги) 4) Ношу их много лет, А счёту им не знаю (Волосы) 5) Пять братьев - Годами равные, ростом разные (Пальцы) Ребята что объединяет все эти отгадки? (ответы детей) Всё это присуще человеку. Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Изображение человека) Какова будет цель урока? (учиться правильно рисовать человека) Изображение человека занимает важное место в живописи. Рисование человеческой фигуры развивает наблюдательность и глазомер, и в первую очередь воспитывается видение пропорций. Глядя на длину, ширину, высоту чего–либо, мы видим пропорции предмета или какого – либо существа. Пропорция –это отношение элементов или частей формы, а также каких – либо объектов. Первые представления о пропорциях появились еще в Древнем Египте, но изображение человеческого тела не было идеальным. Первые представления о пропорциях человеческого тела появились в Древней Грециии. Для того чтобы верно передать образ человека, представить его на рисунке в естественном виде, следует изучить строение человеческого тела. Обратите внимание: все, что нас окружает, обладает гармонией и стройностью. Архитектура, скульптура имеют свои пропорции. Эти свойства не выдуманы людьми, они являются отражением природы. Чтобы правильно определить размеры отдельных частей тела относительно всего роста человека, нужно изучить основные пропорции. Сегодня мы с вами будем рисовать человека. Но нам необходимо знать все пропорции. Длина рук, ног, туловища равны.2. Голова укладывается в росте 5-6 раз. 3.при сгибе руки и ноги одинаковы. 4.Руки рисуем в виде рукавички, ноги в виде валеночек. 5. Ноги сгибаются назад, а руки вперёд. Пропорции лица человека. 1.Лицо делим на три равные части (это лоб, длина носа и подбородка) на первой линии располагаем глаза. На второй кончик носа. В третьей части губы.2. Ширина носа располагается на вертикалях от внутренних уголков глаз. 3.Длина глаз равна переносице. 4.Зрачки располагаются на вертикалях от уголков губ.5.Длина ушей равна расстоянию от кончика носа до надбровных дуг. Последовательность работы: 1. Проведите ось, соответствующую высоте фигуры. 2. Определите длину ног, разделив высоту фигуры пополам. 3. Разделите верхнюю часть ещё на 4 части. 4. Нарисуйте плечевую и тазовую оси; помните, что тазовая ось меньше плечевой. 5. Наметьте колени, разделив длину ног пополам. 7. Проведите линию талии. Рисуя одежду, подчеркните основные складки, оттеняющие формы тела. Приступайте к работе. (Индивидуальная помощь учащимся.) | Орг-я рабочего места. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Слушают учителя. Самостоятельная работа | Познавательные действия: -ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Личностные действия: формировать умения оценивать свою работу и работу одноклассников, развить творческий потенциал, активизировать воображение и фантазию Регулятивные действия: -проговаривать последовательность действий на уроке -учиться работать по предложенному учителем плану. -учиться отличать верно выполненное задание от неверного |
План-конспект открытого урока по рисунку 2 класс «Линейные зарисовки человека в двух положениях (сидя, стоя)»
план-конспект урока по теме
Опубликовано 16.04.2013 - 13:26 - Прокофьева Ольга Анатольевна
В плане-конспекте открытого урока по рисунку 2 класс «Линейные зарисовки человека в двух положениях (сидя, стоя)» рассматривается следующее:
Цели урока:
· Воспитательная: воспитывать у учащихся интерес к изучению фигуры человека.
· Развивающая: развить навыки изображения фигуры человека в контрапосте, в статике и динамике, соблюдая пропорции.
· Обучающая: продолжение знакомства с пропорциями фигуры человека на примере более сложной постановки. Научить изображать фигуру человека с натуры и по представлению.
Задачи:
· Изобразить на одном листе две фигуры человека в положении стоя и сидя. Стоящая фигура с опорой на одну ногу, сидящая – в профиль.
· Закомпоновать на листе две фигуры человека; верно передать механику движения стоящей и сидящей фигур с учетом направлений осей плечевого пояса и таза (контрапост).
· Поэтапное рисование движения фигуры человека с учетом определенной последовательности.
Оборудование для учащихся:
· мольберты, бумага (формат А3), кнопки;
· карандаши различной мягкости, ластик;
· иллюстративный раздаточный материал;
· наглядные пособия.
Оборудование для преподавателя:
· Презентация на электронном носителе,
· методические наглядные пособия,
· доска, мел.
Структура урока:
I – Организационный момент
· Приветствие; проверка готовности учащихся и кабинета к занятиям,
· проверка присутствующих, заполнение журнала.
II – Изучение нового материала-55 мин.
1. Введение в тему урока - 5 мин.
2. Тестирование знаний учащихся - 15 мин. Мини-просмотр, беседа-10 мин.
3. Объяснение новой темы и презентация нового учебного материала- 10-15 мин.
4. Практическая демонстрация педагогом последовательности действий учащихся - 10 мин.
III – Практическое выполнение работы(на усмотрение учителя);
динамическая пауза 5-10 мин;
IV – Подведение итогов. Просмотр. Выявление ошибок и пути исправления 10-15 мин.
V –Домашнее задание - 5 мин.
· Список используемой литературы.
Скачать:
p-k.otk_.ur_.2_kl.docx | 28.21 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого урока по рисунку, 2 класс
«Линейные зарисовки человека в двух положениях (сидя, стоя)»
Преподаватель Прокофьева О.А.
Цели урока: 26.11.2012 г.
Воспитательная: воспитывать у учащихся интерес к изучению фигуры человека.
Развивающая: развить навыки изображения фигуры человека в контрапосте, в статике и динамике, соблюдая пропорции.
Обучающая: продолжение знакомства с пропорциями фигуры человека на примере более сложной постановки. Научить изображать фигуру человека с натуры и по представлению.
Задачи:
Изобразить на одном листе две фигуры человека в положении стоя и сидя. Стоящая фигура с опорой на одну ногу, сидящая – в профиль.
Закомпоновать на листе две фигуры человека; верно передать механику движения стоящей и сидящей фигур с учетом направлений осей плечевого пояса и таза (контрапост).
Поэтапное рисование движения фигуры человека с учетом определенной последовательности.
Оборудование для учащихся:
мольберты, бумага (формат А3), кнопки;
карандаши различной мягкости, ластик;
иллюстративный раздаточный материал;
наглядные пособия.
Оборудование для преподавателя:
Презентация на электронном носителе,
методические наглядные пособия,
доска, мел.
Структура урока:
I – Организационный момент
Приветствие; проверка готовности учащихся и кабинета к занятиям,
проверка присутствующих, заполнение журнала.
II – Изучение нового материала-55 мин.
Введение в тему урока - 5 мин.
Тестирование знаний учащихся - 15 мин. Мини-просмотр, беседа-10 мин.
Объяснение новой темы и презентация нового учебного материала- 10-15 мин.
Практическая демонстрация педагогом последовательности действий учащихся - 10 мин.
III – Практическое выполнение работы(на усмотрение учителя);
динамическая пауза 5-10 мин;
IV – Подведение итогов. Просмотр. Выявление ошибок и пути исправления 10-15 мин.
V –Домашнее задание - 5 мин.
Ход урока:
I. Организационный момент
Приветствие; проверка готовности учащихся и кабинета к уроку.
II. Изучение нового материала.
1. Введение в тему урока
Основные термины:
КАНОН в переводе с греческого означает "закон", "правило"
КОНТРАПОСТ (от итал. contrapposto — «противоположность»)
Пропорция(от лат. proportio – соотношение, соразмерность) – размерные соотношения всех частей формы между собой и их соответствие друг другу и соотношения между различными объектами в целом.
Термин «пропорция» используется в математике, физике, химии, архитектуре, дизайне, медицине и других областях науки и искусства.
Пропорциональный — значит находящийся в определенном отношении к какой-либо величине.
2. Тестирование знаний учащихся
Учащимся предлагается в верхнем левом углу нарисовать фигуру человека по представлению. Проводится мини-просмотр с вопросами по уточнению пропорций человеческой фигуры.
3. Объяснение новой темы и практическая демонстрация нового материала.
Демонстрация презентации со слайдами.
Древнейшие данные о законах пропорций были найдены в гробнице пирамиды близ Мемфиса (около 3000 лет до н. э.). Так, в Древнем Египте для изображения человеческой фигуры был разработан специальный канон — то есть такая система пропорций человеческой фигуры, которая делила изображение на части и позволяла по одной части тела определить другую. Были установлены каноны изображения стоящего, идущего, сидящего человека и т.д. Художники обязаны были заучивать отдельные формы и схемы изображения по таблицам и образцам. Зная эти правила, художник мог более точно нарисовать человеческую фигуру, начиная с любого места. За единицу измерения была принята величина среднего пальца руки. Египтяне использовали специальные сетки-таблицы, которые наносили на поверхность каменной плиты или стены для создания рельефа или росписи. Однако точное соблюдение пропорциональных соотношений частей человеческого тела не учитывало характерных особенностей пропорций подростков и детских фигур. Если художник изображал рядом две фигуры — мужчины и женщины, взрослого человека и ребенка, — то он изображал их по одному и тому же канону, одну фигуру — крупного размера, а другую — маленького. Разница в размере фигур определялась не их реальными пропорциями, а различием их социального положения.
Художники Древней Греции совершали специальные путешествия в Египет, чтобы поучиться умению пользоваться каноном. Но в отличии от египтян греческие художники наблюдали и изучали человеческое тело во всех его деталях. В основе изображения лежало рисование с натуры: появились так называемые древнегреческие каноны, определяющие точность пропорций фигуры человека.
Греческий скульптор Поликлет написал теоретический трактат под названием «Канон» (что значит «правило»), о пропорциональной соразмерности частей человеческого тела. За единицу измерения он принял голову человека. По отношению к росту голова составляла одну седьмую часть, лицо и кисть руки — одну десятую, ступня — одну шестую. «Успех художественного произведения, — утверждал Поликлет, — получается от многих числовых отношений, причем любая мелочь может его нарушить». Впервые в истории изобразительного искусства Поликлет разрешил проблему контрапоста (от итал. contrapposto — «противоположность») — то есть внутреннюю подвижность стоящей фигуры, с упором на одну ногу. Свой идеал атлета-гражданина Поликлет воплотил в бронзовой скульптуре юноши с копьем. Могучий обнаженный атлет — Дорифор («Копьеносец») — изображен в спокойной и величественной позе. Благодаря решению этой проблемы изображение человека стало реальным, оно вышло из той скованности и окаменелости, в которой находилось тысячелетия. Фигура человека стала изображаться очень естественно и жизненно.
В период эпохи Возрождения над выработкой канонов пропорций трудились такие выдающиеся мастера как С. Боттичелли, Микеланджело и Леонардо да Винчи.
В настоящее время происходит изменение пропорций человека. Если в начале 20 века средней считалась мера в семь голов, то сейчас принята мера в 8 голов, при маленьком росте она соответствует 7,5. В настоящее время у высоких людей стали встречаться пропорции 1/9 и 1/10.
В делении на восемь частей принята за модуль длина головы. В этой схеме делящие линии удобно определяют положение середины груди, локтей, верхней линии лонного сращения, концов пальцев рук и коленных чашечек.
Человеческое тело имеет следующие пропорции:
1. Ширина плеч у мужчины равна двум высотам головы, у женщины — несколько меньше.
2. Бедра по ширине у мужчины равны ширине грудной клетки.
3. Длина руки с кистью равна трем высотам головы. Общая длина вытянутых рук плюс ширина плеч равна: 3+3 + 2=8 голов, т. е. равна росту человека.
4. Локоть согнутой руки находится в нижнем положении на уровне пупка, в верхнем — на уровне макушки головы.
5. Расстояние между сосками у мужчины равно высоте головы.
6. Высота головы равна длине ступни и длине предплечья.
7. Длина кисти равна лицевой части (от подбородка до волос), также равна мозговой части головы, т. е. составляет 1/10 часть роста фигуры человека.
8. Ширина кисти равна длине среднего пальца.
9. Окружность талии в 2 раза больше окружности шеи; окружность шеи в 2 раза больше окружности запястья.
4. Практическая демонстрация педагогом последовательности действий учащихся.
Преподаватель на доске рисует фигуру человека в статике и динамике.
Последовательность рисунка статичной фигуры человека
(положение стоя)
1. Решаем задачу композиционного размещения изображения на выбранном формате листа.
2. Вертикально проводим осевую линию, на ней намечаем две крайние точки изображения по высоте. Верхняя точка для макушки, нижняя для ступней.
3. Делим данный отрезок на 8 равных частей, при этом голова является модулем и занимает 1/8 часть сверху. Для статичной прямостоящей фигуры осевая линия проходит по центру фигуры по вертикали. Для фигуры в движении вертикальная линия, проведенная от яремной впадины, приходится на пятку опорной ноги.
4. Переходим к последовательному детальному изображению по правилам, изложенным в теоретической части урока.
Последовательность рисунка динамичной фигуры человека
(положение сидя)
1. Решаем задачу композиционного размещения изображения на выбранном формате листа.
2. Проводим осевую линию, делящую фигуру на 3 равные части на ней намечаем крайние точки изображения (голова, бедра, стопы). Верхняя точка для макушки, нижняя для ступней, нижняя правая - бедра.
3. Делим данный отрезок на 8 равных частей, при этом голова является модулем и занимает 1/8 часть сверху. Для фигуры в движении вертикальная линия, проведенная от яремной впадины, приходится на пятку опорной ноги.
Рисуем подобие проволочного каркаса, делящего фигуру на 3 равных части: от плеча до бедра, от бедра до колена, от колена до стопы. На визуальную проволочную массу наращиваем массу мышц.
Переходим к последовательному детальному изображению по правилам, изложенным в теоретической части урока.
III – Практическое выполнение работы(на усмотрение учителя)
После объяснения преподавателем как изображать фигуру человека, учащиеся на бумаге рисуют 2 работы:
1) фигура в статике (положение стоя)
2) фигура в динамике(положение сидя)
Учащиеся работают по образцу с консультацией преподавателя.
IV – Подведение итогов. Просмотр. Выявление ошибок и пути исправления.
Сравнение результатов тестовых работ с выполненными работами под руководством преподавателя. Выявление ошибок и пути их исправления.
Критерии оценки: Обоснованная композиция изображения
Точное определение пропорций и форм в изображении рисунка человека.
V – Домашнее задание.
Линейные наброски и зарисовки фигуры человека в различных положениях на формате А-3,А-4.
Полное руководство по рисованию фигуры человека. Энтони Райдер, Издательство: "Попурри"; 2004 г.
Рисунок. Техника рисования фигуры человека в движении. Гордон Л.,Издательство: “ЭКСМО-Пресс”, Москва, 2000 г.