Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города
Новосибирска «Детский сад N 362»
Конспект занятия
по рисованию с детьми подготовительной группы
Тема:
Рисование иллюстраций
к сказке Д. Н. Мамина – Сибиряка
«Серая Шейка».
воспитатель
Гридина Елена Анатольевна
Новосибирск, 2025 год
Цель: знакомство с жанром иллюстрации в детской книге через художественную деятельность.
Задачи занятия:
Образовательные:
- Учить выбирать эпизод, который хотелось бы передать в рисунке;
- Формировать умение создавать образ Серой Шейки;
- Закреплять приемы рисования красками, закрашивания рисунка кистью;
- Закреплять приемы использования простого карандаша для набросков при рисовании сложных фигур.
Развивающие:
- Развивать диалогическую речь;
- Развивать интерес к созданию иллюстраций к литературному произведению;
- Развивать умение полно и точно отвечать на поставленные вопросы;
- Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- Воспитывать умение слушать воспитателя;
- Воспитывать положительные качества: доброту, желание дружить, приходить
на помощь другу.
Словарная работа: Верста, полынья, дальние страны.
Планируемый результат занятия: Умение передать в рисунке сюжет из авторского произведения. Доброжелательно и активно взаимодействовать с педагогом и сверстниками в решении познавательных задач.
Образовательные области: речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Предварительная работа: Чтение сказки Д. Н. Мамина – Сибиряка «Серая Шейка» и отдельных её эпизодов, которые дети могут изобразить; индивидуальная работа с детьми, которые затрудняются в рисовании задуманного.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: Иллюстрации к сказке Д. И. Мамина – Сибиряка «Серая Шейка».
Раздаточный материал: Лист бумаги, размером А4, краски акварельные, простой карандаш, кисти разного размера, салфетка бумажная, подставка, палитра, стакан с водой.
Ход занятия. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, мы сегодня отправимся в царство книги, а какого произведения, узнаете, отгадав загадку:
Есть про Уточку загадка.
Там Лиса играет «в прятки»
Вместе с зайцами в лесу.
Провели они Лису! -
Прямо в прорубь провалилась!
И чуть – чуть не утопилась!
Ответы детей (Серая Шейка).
Воспитатель:А полетим мы на ковре-самолете.
Приглашает нас в полет, необычный самолет
С виду он ковер обычный, но летает очень быстро.
(Дети стоят, выполняют движения руками, имитируя полёт самолёта).
Воспитатель: Вот мы и прилетели.
Ребята, а вы помните сказку «Серая Шейка», которую мы недавно читали? Кто написал эту сказку?Ответы детей.
Воспитатель:Правильно! Эту сказку написал русский писатель Мамин –Сибиряк. Он очень любил природу, наблюдал за ее явлениями, за жизнью птиц и зверей. И в этой сказке «Серая Шейка» писатель описывает жизнь птиц и зверей. Давайте, вспомним, о каких животных там еще говорится, я загадаю загадки, а вы отгадаете:
Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка,
Кто же это? (Зайка)
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост — ее краса.
Этот зверь лесной — … (Лиса)
Воспитатель: Правильно, молодцы! Напомню вам, как писатель описывает в сказке сборы птиц к отлету в теплые края: “Первый осенний холод, от которого пожелтела трава, привел всех птиц в большую тревогу. Все начали готовиться в дальний путь, и все имели такой серьезный, озабоченный вид. Да, нелегко перелететь пространство в несколько тысяч верст…
Предлагаю вспомнить некоторые моменты из сказки, просмотрев иллюстрации на интерактивной доске.
(Просмотр иллюстраций)
Воспитатель:Ребята, мы сегодня с вами тоже будем рисовать иллюстрации к этой сказке. Скажите мне, а что такое иллюстрации и кто их создает?Ответы детей.
Воспитатель:Да, иллюстрации - это картинки,на которых изображен отрывок произведения или герои произведения. Их особенно много в детских книгах,чтобы детям было интересно их читать. А создают иллюстрации художники – иллюстраторы.
Давайте сегодня с вами побудем художниками – иллюстраторами и нарисуем иллюстрации к сказке М-Сибиряка «Серая шейка». В рисунках постарайтесь передать свои впечатления, отразить те моменты, которые вам понравились, заставили задуматься или переживать. Поэты и писатели свои впечатления выражают через слово, композиторы с помощью звуков, а художники изображением и цветом передают характер и свое отношение к ним.
Воспитатель: Перед работой предлагаю вам немного отдохнуть и сделать физкультминутку «Вышел зайчик».
Вышел зайчик погулять.
Начал ветер утихать. (Шагают на месте)
Вот он скачет вниз по склону,
Забегает в лес зелёный.
И несётся меж стволов,
Средь травы, цветов, кустов. (Прыгают на месте)
Зайка маленький устал.
Хочет спрятаться в кустах. (Шагают на месте)
Замер зайчик средь травы.
А теперь замрем и мы! (Садятся)
Воспитатель: Ребята, а сейчас приступим к работе и нарисуем свою «Серую шейку» и ее героев.
Дети садятся за приготовленные столы, приступают к рисованию. Воспитатель подходит к детям, наблюдает за работой, помогает в случае затруднения. К концу деятельности воспитатель предупреждает, что остается немного времени. Готовые рисунки разложить и рассмотреть с детьми, отметить наиболее удачные рисунки. (Хорошо нарисована уточка, как осторожно ползет лиса). Предложить детям рассказать о своих рисунках, описать своих героев.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Понравилось вам сегодня быть в роли художников – иллюстраторов?
Вы, хорошо потрудились! Из ваших рисунков мы тоже можем сделать свою книгу иллюстраций к сказке «Серая Шейка».
Но наше необычное путешествие заканчивается, нам пора отправляться в детский сад.
Приглашает нас в полет, необычный самолет
С виду он ковер обычный, но летает очень быстро.
(Дети встают на ковер, имитируют полет).
Итог деятельности.
Воспитатель задает вопросы:
1. Ребята, где мы сегодня были?
2. По какой сказке мы рисовали?
3. Ребята, что вам понравилось в этой сказке? А что не понравилось?
Дифференцированная оценка деятельности каждого ребенка.
Литература:
Методическое пособие. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа, ноябрь. Занятие 24.