Рисунок как показатель нервно-психического развития ребенка.
Большое значение придается связи рисования и мышления, так как рисование представляет собой, по сути дела, тоже рассказ, но только не словами, а изобразительными средствами. Уже давно психологи, педагоги и врачи обратили внимание на то, что в рисунках детей отражаются многие черты их психического развития, характера, их отношение к изображаемым людям, событиям и т. д. Во многих странах рисунки ребенка используются для того, чтобы составить представление о том, насколько его умственное развитие соответствует возрастным нормам, нет ли отклонений в психике.
Психофизиологи полагают, что детские рисунки — четкое отражение этапов развития зрительно-пространственно-двигательного опыта ребенка.
Так, дети до 6 лет не признают пространственного изображения, рисуя только вид спереди или сбоку.
По мнению нейрофизиологов, детское рисование способствует согласованности межполушарного взаимодействия.
Так, дети до 6 лет не признают пространственного изображения, рисуя только вид спереди или сбоку.
По мнению нейрофизиологов, детское рисование способствует согласованности межполушарного взаимодействия.
В обстоятельных исследованиях Ч. Гейтскелла показано, что между уровнем умственного развития ребенка и характером его изобразительной деятельности имеется прямая зависимость. Гейтскелл собрал очень большой материал наблюдений, касающийся здоровых, правильно развивающихся детей и детей, у которых имеется задержка интеллектуального развития. Он установил, что изобразительная деятельность умственно отсталых детей всегда задержана и степень этой задержки чрезвычайно точно соответствует степени дефекта в умственном развитии.
Уильям Франкенбург, используя данные других авторов и свои собственные, дает такую последовательность этапов формирования изобразительной деятельности ребятишек (см. таблицу).
Возраст детей | Доступная им форма изобразительной деятельности | 12 - 15 мес. 2 - 2,5 года 2,5 - 3 года 4 года | Чертит беспорядочные линии Копирует круг Копирует крест Копирует квадрат |
|
В возрасте около трех лет ребенок начинает рисовать человека, состоящего из трех частей (обычно из головы, глаз и ног - парные части на рисунке считаются за одну часть).
В 4-4,5 года малыш рисует человека уже из шести частей. Насколько демонстративны результаты этих проб, насколько много сведений они дают нам о ребенке, можно видеть из приводимых здесь примеров.
Немецким психологом В. Керном были разработаны тесты так называемой "школьной зрелости" с использованием изображения человека, копированием десяти точек, расположенных одна от другой на равном расстоянии по вертикали и горизонтали, и копированием написанной фразы. Тесты Керна были усовершенствованы чешским психологом И. Еразеком и получили широкое распространение.
Стимулирующее влияние рисования на возникновение новых ассоциаций, т. е. на протекание мыслительной деятельности, отчетливо видно у детей и в более старшем возрасте.
Дети, хорошо развитые, готовые к обучению в школе, должны рисовать фигуру человека, правильно передавая схему тела, и изображать много деталей (глаза, уши, нос, волосы, шею, пальцы, подробности одежды); эти дети достаточно точно копируют расположение точек и конфигурацию букв, ставят точку в конце фразы, показывая таким образом высокую способность к подражанию.
Стадии развития детского рисунка
Самая ранняя стадия — стадия лишенных смысла штрихов (стадия «марания», «каракулей»). Стадию «каракулей» считают сходной с гулением ребенка, которое возникает в процессе овладения ребенком «звуковой материей», из которой формируется речь.
Центральный мотив детских рисунков — человеческая фигура (приблизительно с 3,5 года). В 3-4 года на детских рисунках появляется «головоногий человек». После 5 лет происходит переход к двумерному рисунку: туловище в виде круга, овала, треугольника или четырехугольника; голова непосредственно соединена с туловищем; ноги — далеко друг от друга. В 6 лет прибавляются такие детали, как уши, волосы. К 7 годам можно наблюдать уточнение пропорций детского рисунка. Ноги помещаются ближе друг к другу, руки присоединяются в правильном месте на высоте плеч, появляется намек на шею (как промежуточное звено, ее контурная линия не исходит из линии головы или туловища). В 8 лет можно наблюдать переход от рисунка анфас к частичному или полному профилю- Совершенствуется изображение ног (сходятся в шаге). С 9 лет возникает попытка изобразить на рисунке движение. Рисунки все еще остаются плоскостными-
В 10-11 лет ребенок делает попытку перспективного изображения окружающего мира, что отражает его возросший зрительно-пространственно-двигательный опыт
Безусловно, отдельные признаки «органичности» могут быть и в рисунках здоровых детей, однако наличие двух и более признаков — патогномоничное явление.
Особенности рисунков детей с интеллектуальной недостаточностью
При глубокой умственной отсталости (идиотии) абсолютно исключено рисование даже в стадии «каракулей», т. е. та деятельность, которая способствует развитию ориентировочной активности у нормальных детей раннего возраста.
При умеренной умственной отсталости (имбецильности), при которой характерно грубое нарушение познавательной активности, моторное и речевое недоразвитие, отмечается чрезвычайная пассивность при рисовании. Без надлежащего обучения графические возможности не переходят стадию «каракулей» (и даже каракули такие дети не соотносят с реальными предметами).
Даже при специальном обучении дети с умеренной умственной отсталостью не в состоянии сразу повторить простые движения, нарисовать линию. Сложное изображение, требующее нескольких различных движений, им вообще не удается
При легкой умственной отсталости (дебильности) наблюдаются упрощенность рисунков в сравнении с нормальными детьми того же возраста, неизменное следование усвоенным графическим шаблонам. В целом изобразительная деятельность умственно отсталых детей не возникает и не развивается без специального обучения, тогда как у нормально развивающихся детей она и возникает, и развивается спонтанно.
Характерные черты рисунков детей с эндогенными Психическими заболеваниями
Имеют свои особенности и рисунки детей с больной психикой.
Для детей дошкольного возраста, страдающих аутизмом и шизофренией, характерны:
незавершенность в изображении предметов и действий;
резкая деформация рисунка;
увеличение анатомических частей;
вычурность, разорванность в изображении;
патологическое влечение к изображению определенных предметов;
парадоксальность в изображении героев сюжета и т. д. (Болдырева С. А., 1974, Игумнов С. А., 2001).
Необходимо подчеркнуть, что для того чтобы сделать тот или иной вывод, следует видеть несколько рисунков, так как характер изобразительной деятельности меняется под влиянием утомления, той или другой эмоциональной настроенности детей и т. д.