СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ритм в станковой композиции

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока на тему: "Ритм в станковой композиции" для учащихся детских школ искусств по предмету "Композиция станковая".

Просмотр содержимого документа
«Ритм в станковой композиции»

Конспект открытого урока

по учебному предмету «Станковая композиция»

Преподаватель Милованкина Наталья Сергеевна

(1час)


Тема: Ритм в станковой композиции.

Цель урока: познакомить учащихся с понятием ритма в композиции, научить передавать ритм в композиции на основе ритмических конструкций.

Задачи:

  • Обучающие – освоить одно из правил композиции, развить чувство ритма, научить делать композиционные поиски, организовывать плоскость листа путем чередования различных элементов, передавать движение.

  • Развивающие – развивать исследовательские навыки, образное мышление, творческие способности. Практически закрепить полученные знания.

  • Воспитательные – воспитывать эстетическое понимание прекрасного, умение видеть в обычном особенное, творческое мышление. Формировать эстетику рабочего процесса.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся: групповая.

Оборудование и материалы:

  1. Педагогические рисунки.

  2. Ноутбук, видео по теме урока, различная литература с работами известных художников. 3. Материалы: гуашь, кисти, простые карандаши, ластик, лист А3.

План урока:

  1. Организационный момент. Подготовка к уроку (3минуты)

  2. Объяснение новой темы (10 минут)

  3. Практическое выполнение задания (20 минут)

  4. Завершение работы. Подведение итогов урока (7 минут)

Ход урока:

На сегодняшнем занятии мы познакомимся с понятием ритма в композиции. Учащимся объясняется новый материал, после чего они выполняют практическую работу. Композиционные поиски и эскиз в цвете, применяя в работе полученные знания.

Организационный момент:

Здравствуйте! Готовимся к уроку. Достаем краски, карандаши и ластик, готовим лист бумаги.

Объяснение нового материала:

Художник, сочиняя картину должен знать, основы композиции. А основы композиции состоят из знания законов, правил, приемов и средств композиции.

С некоторыми правилами мы уже познакомились.

Задача сегодняшнего урока познакомиться еще с одним правилом в станковой композиции - это ритм.

Ритм – универсальное природное свойство. Он присутствует во многих явлениях нашей жизни. Вспомните примеры из мира живой природы, которые так или иначе связаны с ритмом? (космические явления, вращение планет, смена дня и ночи, цикличность времен года, стайка птиц, биение сердца, рост растений и минералов и др.).

Ритм - который мы не редко наблюдаем в природе является одним из важнейших понятий в композиции.

Ритм в жизни и в искусстве – это не одно и то же. В искусстве возможны перебои ритма. Ритм в искусстве - это не математическая точность, как в технике, а живое разнообразие, находящее соответствующее пластическое решение.

Понятие ритма в живописной картине.

Ритм был и есть во всех видах искусства и во все времена.

Рассматриваем работы художников. (Плакальщики. Рельеф из гробницы в Мемфисе.

Древнегреческая живопись. Геракл и Тритон, окруженные танцующими нереидами. «Оплакивание Христа» Джотто. «Легенда о динарии» Мазаччо «Тайная вечеря»

Тинторетто. «Ночной дозор» Рембрандта. К. П. Брюллова «Последний день Помпеи»,

«Боярыня Морозова» В. И. Сурикова, Дейнека «Эстафета. Садовое кольцо»

Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета. Можно использовать чередование одинаковых элементов композиции, например, фигур людей, их рук или ног. Ритм может строиться на контрастах объемов.

Особая роль отводится ритму в произведениях народного и декоративно -прикладного искусства. Все многочисленные композиции разнообразных орнаментов построены на определенном ритмическом чередовании их элементов.

Ритм является одной из «волшебных палочек», с помощью которых можно передать движение на плоскости. Ритм всегда подразумевает движение.

Ритм в композиции (от греч. «ritm» - соразмерность) - это организованное определённое количество повторяющихся элементов в картине (цветовые пятна, линии, акценты, разные формы и т. д.).

Это соразмерное чередование каких-либо элементов картины, которое происходит с некой последовательностью, с определённой частотой, через определённые интервалы расстояний. При этом создание видимости ритма возможно только при наличии не менее трёх повторений элементов. Далее необходимо отметить, что же обозначают эти интервалы расстояний, как они исполняются художниками.

Интервал (от итал. «intervallo» - перерыв, промежуток) - это понятие паузы, промежутка времени, расстояния между элементами картины. Это некие «пустоты» межу цветовыми пятнами, линиями, акцентами, пятнами света или тени, или между предметами, или между бликами предметов в картине и т.д.

А теперь давайте рассмотрим подробнее – что же такое ритм в композиции?

В изобразительном искусстве повторяющиеся объекты композиции должны интересно рифмоваться. А достигается это посредством изменения размеров объектов и расстояний между ними. В качестве примера давайте рассмотрим пейзаж. Рассматриваем педагогические рисунки.

Ритм в пейзаже. Три основные величины: большая, средняя, малая. Представьте себе, что все деревья выстроились по линеечке, как на параде. А листочки на них абсолютно все одинаковые и растут ровными рядами. «Такого не бывает» — скажете Вы. И будете правы, потому что, по меньшей мере, подобную картину можно увидеть разве только в посадках искусственных насаждений. В живой природе всё разнообразно и растёт хаотично. Например, стволы деревьев имеют различную толщину, а расстояния между ними разные. Где-то дерево толще, где-то тоньше. Одно дерево растёт дальше от другого, другое ближе. Иными словами, размеры объектов пейзажа и расстояния между ними — разные. То есть ритм повторяющихся элементов композиции хаотичен, разнообразен и изменчив. В природе очень мало «одинаковостей». Это также применимо к листочкам на деревьях, к траве, к бугоркам земли, к облакам на небе... Один листочек крупнее, другой меньше, третий совсем крохотный. Одно расстояние между ними большое, другое меньше, третье — совсем короткое. Иными словами, мы получаем ритм большого, среднего, малого: большого, среднего, малого... И так далее. Такой подход применим не только к пейзажу. Этот принцип работает везде. В станковой или декоративной композиции. В графике, в живописи, в иллюстрации... Что бы Вы ни изображали, ритм большого, среднего и малого всегда будет работать. При чём, это не только три величины. Это может быть и пять, и десять величин... Три перечисленных выше размера, это только основа. Главный принцип — добиться того, чтобы было как можно меньше одинаковых повторений.

Ритм в композиции с изображением людей

Если Вы рисуете многофигурную композицию, например, можно выделить одну фигуру и сделать её самой большой по размеру. Две других — среднего размера, пять человек на втором плане — самыми маленькими и т. д. В эти основные группы можно добавить силуэты людей, которые будут чуть отличаться от остальных по размеру. Но это всего лишь пример. Вариантов может быть очень много.

Например, можно посмотреть картину В. И. Сурикова «Боярыня Морозова».

Ритм в изображении летящих птиц, облаков, повторяющихся элементов (досок заборов, ступеней лестниц...)

Ещё понятие ритма в композиции можно рассмотреть на примере летящих птиц, облаков и забора. Если художник вводит в пейзаж маленькие «галочки» — птиц на фоне неба, то как они будут расположены? На равном расстоянии друг от друга или в случайном порядке? Если это не косяк перелётных птиц, то естественно в случайном порядке и размер их будет разным, тогда картина станет динамичной, реалистичной и интересной. То же самое применимо к силуэтам облаков, даже если в реальной жизни и встречаются два одинаковых облака (что является редкостью), то для создания ритма необходимо одно облачко увеличить, а другое уменьшить, поразмышлять над размерами и т. д. А вот если мы вводим в рисунок забор в котором элементы однообразно повторяются, то тут необходимо «разбить» однообразие тем, что какие-то доски делаем шире, какие-то уже, где-то увеличим просветы, где-то уменьшим. А где-то можем добавить трещину в доске или какие-то линии подчеркнуть, ослабить и т. п. Да, такое изменение интервалов мы вносим в рисунок от себя, и оно может не соответствовать натуре. Но это должно быть в меру. В итоге композиция оживится и станет намного выразительнее, так как мы задали в ней интересный ритм.

А теперь перед тем как рисовать давайте все вместе прочтем небольшой стишок о ритме.

Теперь вы можете прикрепить лист и начать работу. Тема композиции

«Весна» Практическая работа:

Ознакомившись с понятием ритма в композиции, учащиеся переходят к созданию собственной композиции. Предварительно начав с композиционных поисков и эскиза в цвете.

Учащиеся выполняют задание самостоятельно, что бы увидеть кто как понял тему. Преподаватель следит за процессом и корректирует грубые ошибки, чтоб дети не уходили в работе от правильного направления.

Завершение работы. Подведение итогов урока.

Время урока подходит к концу, давайте посмотрим, что у кого получилось.

Устраиваем просмотр работ, анализируем и разбираем ошибки. Ставим оценки в журнал.

Дома сделайте зарисовки веток деревьев и людей в движении, чтоб изучит ритмические закономерности в природе.

Урок окончен.

Литература:

Авсиян О.А. «Натура и рисование по представлению» - М., 1985;

Герчук, Ю. Я. Основы художественной грамоты. Язык и смысл изобразительного искусства Учебная литература, 1998

Елисеев М.А. «Материалы, оборудование, техника живописи и графики» - АСТ, Астрель, 2004;

Котляров А.С. «Композиционная структура изображения» учебное пособие — М.: Университетская книга, 2008;

Конева Л.С. Пейзаж. Натюрморт. – Минск, 2002;

Ростовцев Н. Н., Игнатьев С. Е., Шорохов Е. В. Рисунок. Живопись. Композиция. Хрестоматия. М.: Просвещение, 1989.

Сокольникова Н.М. «Основы композиции»; - Титул, 1996;

Шорохов, Е. В. Основы композиции: учеб. пособие для студентов пед.

институтов /– М. : Просвещение, 1979

В.А. Яблонский Преподавание предметов «Рисунок» и «Основы композиции».- М., 1989.





















ПРИЛОЖЕНИЕ


Миля Гатауллина «Гонят Стадо»

Александр Куприн «Тополя. Бахчисарай»


В. Черных «Ритм»


Анастасия Вострецова


Ирина Колесникова «В ритме»