Развитие осязания и мелкой моторики рук
Тема: Путешествие по сказкам. Пальчиковые игры с предметами разной фактуры.
Цели: развитие мелкой моторики руки через действия с предметами, конструктивную деятельность, пальчиковую гимнастику.
Задачи:
Образовательные:
- учить характерной передаче образов движениями рук и пальцев;
- снять напряженность мышц кистей и пальцев рук, а также развить их подвижность и гибкость;
- познакомить учащихся с приемами выполнения различных видов предметно-практической деятельности;
Развивающие:
- укреплять мышцы рук с помощью самомассажа;
- развивать мелкие движения рук, умение согласовывать движения правой и левой руки;
- развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику (осязательное и осязательно-зрительное обследование предметов через узнавание и выкладывание геометрических фигур);
- развивать точные и дифференцированные движения кистей и пальцев рук при перебирании круп и пересыпании крупы ложечками;
- развивать внимание, память, мышление;
- развивать логическое мышление, творческие и композиционные способности, воображение.
Воспитательные:
- воспитывать инициативу, самостоятельность, творчество;
- воспитывать усидчивость и умение доводить начатое дело до конца;
- воспитывать у детей трудолюбие, желание помочь друг другу, умение видеть пользу от совместного труда.
Оборудование: карандаши, вырезанные геометрические фигуры, фигурки животных, ложечки, комплекты игрушек, счётные палочки.
Орг. момент. (психологический настрой).
Приготовились к уроку,
В нём иначе нету проку.
Здравствуйте, садитесь,
Больше не вертитесь.
Мы урок начнём сейчас,
Интересен он для вас.
Слушайте внимательно,
Получится всё обязательно!
Пальчиковая гимнастика.
Дом

Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")

«В домике»
Стол стоит на толстой ножке,
(«стол»).
Рядом стульчик у окошка,
("стул").
Два бочонка под столом.
(«бочонки» обеими руками). 
Вот такой я видел дом.
(«дом»).
«Расставь игрушки»
- Вспомните героев сказки «Колобок». Выдаю комплекты игрушек (зайца, волка, медведя, лисы) и после обследования детьми прошу поставить:
- перед собой самого крупного героя;
- справа от себя самого трусливого;
- слева от себя хитрого героя;
- перед собой злого.
Психогимнастика с элементами физминутки.
— Покажите, походку медведя, волка, зайца, лисы.
4. Сообщение темы и цели.
- Сегодня на коррекционном занятии мы с вами будем укреплять мышцы пальцев рук, развивать руку, чтобы вы умели шить и вязать, вырезать, красиво писать.
5. Работа по теме.
1. Дидактическая игра «Золушка».
- Как называется сказка, в которой чудеса прекращаются, когда часы показывают полночь? («ЗОЛУШКА» Ш. Перро.)
- Чем же занималась Золушка? Что делала? ( Ей приходилось выполнять самую трудную, сложную и тяжелую работу: мачеха часто заставляла ее перебирать горох, фасоль. Девушка трудилась всю ночь. )
- Давайте мы ей поможем?! Переберём крупу.
2 . Игра «Волшебная ложечка».
На подносе две чашки : слева – чашка с крупой, а справа – пустая. Двигая рукой ребенка, показать ему, как надо брать крупу ложечкой и осторожно опрокинуть ее в пустую чашку.
3. Дидактическая игра «Теремок».
- А в этой сказке все живут дружно: одна – зерно толчет, другая – пироги печет, один – играет на гармонике, а другой их охраняет. (Русская народная сказка « ТЕРЕМОК»).
- Каждый должен построить теремок из счетных палочек.
- Чей теремок выше? Ниже?
- Чей теремок шире? Уже?
4.Игра «Построим домик»
- С помощью геометрических фигур построй свой волшебный домик.
5 . Игра «Узнай букву».
Опознание фигур, цифр или букв, "написанных" на правой и левой руке.
( пишет учитель.)
6 . Итог. Рефлексия.
- Сегодня мы с вами что делали?
- Чем понравилось заниматься больше всего?
- Какое у вас настроение? (Покажите смайлики). Улыбнитесь друг другу.