2 класс
Тема урока: Бытовая сказка. Русская народная сказка «Мужик и медведь».
Цели деятельности учителя: способствовать ознакомлению с героями бытовой сказки – людьми и животными, с сюжетами древних бытовых сказок (конфликт или дружба между человеком и животным), создать условия для анализа поступков героев сказки.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся анализировать текст, языковые средства. Находить черты различия между сказками о животных и волшебными. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Находить части текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение. Ориентирование в содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев. Участвовать в обсуждении (диалоге или полилоге) прочитанного произведения. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Пользоваться словарями.
Овладеют навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: Обучающийся научится:
- менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;
- ориентироваться в принятой системе учебных знаков;
- принимать алгоритм выполнения учебной задачи;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и оценивать их.
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Познавательные: Обучающийся научится:
- читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;
- находить в тексте ответ на заданный вопрос;
- пользоваться словарями учебника, материалом хрестоматии;
- ориентироваться в содержании учебника;
- обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения.
Коммуникативные: Обучающийся научится:
- реализовывать потребность в общении со сверстниками;
- проявлять интерес к общению и групповой работе;
- участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках;
- эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;
- уважать мнение собеседников;
- высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;
- следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности.
Личностные: У обучающегося будут сформированы:
- эмоциональная отзывчивость на жизненные события, способность сопереживать человеку, «братьям нашим меньшим», бережное отношение к окружающему миру, природе;
- способность осознавать нравственные понятия и моральные нормы, такие как понимание, взаимопомощь, милосердие, трудолюбие, дружба;
- эмоциональное отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем).
Оборудование: учебник В.Ю.Свиридовой «Литературное чтение», презентация «Угадай сказку», компьютер, проектор, экран, толковый словарь.
Ход урока.
Адаптационный этап.
Организация деятельности учеников, создание проблемы.
Проверяю подготовленность учеников и их рабочих мест.
- Какую тему мы изучаем на уроках литературного чтения? (Идем по невиданным следам…») Отправляемся в страну сказок (на доске рисунки детей к сказкам).
- К каким сказкам вы сделали рисунки?
- Почему тема имеет такое название?
-Какие «следы» в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»?
- Инсценировка 1 части сказки;
чтение по ролям 2 части (встреча с купцом);
инсценировка 3 части (спасение Аленушки).
Оценивание.
Ответы на вопросы:
Сколько раз Иванушка просил сестрицу разрешить ему напиться?
А выплыть на бережок?
Перевернуться через голову, чтобы обернуться мальчиком Иванушкой?
Какие волшебные числа встречаются в других сказках?
Сказка – ложь, да в ней намек… Какой?
Какая это сказка? (волшебная)
А какие сказки вы еще изучали? (о животных)
Я сейчас покажу вам презентацию, в которой надо угадать названия сказок (я их
выписала заранее на доске по номерам: «Репка», «Теремок», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Три медведя» + дописала сказки: «Каша из топора», «Волшебное кольцо»)
Вспомните, какие сказки вы называли. К каким сказкам сделали рисунки.
А сейчас поработаем в группах. Задание: разделить сказки на 3 группы и объяснить, почему вы их так разделили.
Выслушиваем представителя каждой группы, даем оценку работе группы.
- Какая проблема возникла? Итак, тема урока «Бытовая сказка».
Основной этап.
Чтобы уметь определять вид сказки, ответим на такие вопросы (на доске):
Что я знаю по этой теме (волшебные сказки и сказки о животных; построение сказки…)
Что я умею (определять волшебную сказку и сказку о животных)
Что я хочу узнать (отличия бытовой сказки)
Для начала я предлагаю поработать со словарями (в парах)
На доске слова: быт, смекалка. Найти значение этих слов. Связаны ли по смыслу эти слова? Конечно, ведь без смекалки (находчивости) не прожить.
Прочитайте сказку «Мужик и медведь» самостоятельно.
Почему это произведение – сказка?
Есть ли у мужика волшебный помощник или его выручает смекалка?
Сказки, в которых описывается жизнь людей, в которых побеждает смелость, решительность, находчивость, отвага, являются бытовыми.
Физкультминутка.
Первичное закрепление знаний.
Работа по учебнику. Значение каких слов вам непонятно? (На доске – сломаю, дуброва, жать) Почему мужик сеял репу в лесу?
Подготовка к чтению сказки по ролям.
Сколько героев?
Какой характер у медведя? Как читать его слова?
А у мужика? Как он относится к медведю? Докажите.
Почему он уважительно с ним разговаривает? (Медведь – хозяин леса, а мужику без леса не прожить. Он не хочет конфликта с медведем. Поэтому использует сметливость, решает проблему мирным путем.)
Чтение сказки по ролям.
Какова же главная мысль произведения?
Творческий этап.
Возвращаемся к началу урока.
Можем ли мы теперь определить, какие сказки из списка на доске относятся к бытовым? Докажите.
Если можете, приведите свои примеры.
Контроль и коррекция.
Сказки – это наследие прошлого. Мы должны беречь это наследие, прислушиваться к советам предков.
Рефлексия.
Оценки за урок.
Домашнее задание.
С.144-146, чтение, пересказ.
По внеклассному чтению подобрать и прочитать бытовые сказки.