Урок русского языка по теме «Род глаголов в прошедшем времени» проводится в 3 классе по программе «Школа России» в 4 учебной четверти. Педагогическая цель: познакомить с изменением глаголов в прошедшем времени по родам; развивать умение определять род глаголов в прошедшем времени. Тип урока: открытие нового знания. Планируются следующие результаты: учащиеся научатся распознавать глаголы среди слов других частей речи; узнавать неопределенную форму глагола; определять число, время, род (в прошедшем времени) глаголов и изменять их по числам, временам и родам (в прошедшем времени); правильно писать глаголы с частицей не; оценивать результаты выполненного задания. Данный урок предполагает планирование учащимися своих действий в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации (Р); осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий, выполнение логических операций, определение общей цели и путей её достижения (ПЛК). В ходе урока используется авторская презентация, усиливающая эмоциональное восприятие учебного материала. Проводится лексическая работа по расширению словарного запаса учащихся – работа с фразеологизмами, где дети не только растолковывают их значение, но и выявляют общие и различительные признаки, тем самым выявляя синонимичность не только слов в языке, но и устойчивых сочетаний. На этапе актуализации знаний учащимися определяется уже известное знание о глаголе и его морфологических признаках, таких как число, время, лицо в настоящем и будущем временах, отличают неопределённую форму от других глагольных форм. В проблемной ситуации оказываются учащиеся, когда пытаются определить род глагола. Наблюдая над предложенными глаголами, дети делают вывод о том, что род можно определить только у глаголов, употреблённых в прошедшем времени, обращают внимание на существительные, которые определяют само действие и зависимость рода глагола от них. Важно также обратить внимание и на изменение окончания глаголов прошедшего времени и отсутствие данного признака у глаголов прошедшего времени множественного числа. При работе с учебником внимание учеников обращается на правило, которое они анализируют и сравнивают со своими выводами и наблюдениями. Учащимися составляется алгоритм рассуждений для определения рода глагола, который они используют в дальнейшей устной и письменной видах работ. Самостоятельно учащиеся письменно выполняют упражнения учебника, проводится взаимопроверка в парах и фронтальная проверка. При организации рефлексии проводится игра, где учащиеся распределены на группы, каждая из которых выполняет своё задание, ориентируясь на полученное в ходе урока знание. Домашнее задание даётся с комментированием, поясняется недопустимость изменения вида глагола и его возвратности( без называния данных терминов) при образовании форм прошедшего времени мужского, женского и среднего родов.
Педагогическая цель | Познакомить с изменением глаголов в прошедшем времени по родам; развивать умение определять род глаголов в прошедшем времени. |
Тип урока | Открытие нового знания |
Планируемые результаты | Учащиеся научатся распознавать глаголы среди слов других частей речи; узнавать неопределенную форму глагола; определять число, время, род (в прошедшем времени) глаголов и изменять их по числам, временам и родам (в прошедшем времени); правильно писать глаголы с частицей не; оценивать результаты выполненного задания. |
УУД | Регулятивные: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Познавательные: Общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с помощью учебника, в процессе наблюдений и в учебном диалоге с учителем Логические – выполняют логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям) Коммуникативные – определяют общую цель и пути её достижения, умеют договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществляют взаимный контроль, адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих |
| Ход урока |
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | УУД |
Организационный этап Мотивация учебной деятельности | Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку Записываем число и вид работы. | Приветствуют учителя. Самоконтроль правильности посадки при письме. | Учащиеся слушают учителя, настраиваются на работу, организуют рабочее место | Принимать познавательную цель, сохранять её при выполнении учебных действий (Р) Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им, оформлять мысли в устной форме (К) |
Чистописание | О каком времени года идёт речь в следующих строках? Почему именно это стихотворение сегодня могло прозвучать? На минутку чистописания предлагаю записать строчную «в» в соединениях с буквами «о», «е», «х», «л». | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя Запись строчной «в» в различных соединениях Проводят чистописание | Развитие речи учащихся, эмоциональная реакция на диалог учитель- ученики Задача этапа: создание условий для подготовки руки к письму, содействие сохранению здоровья | Формирование эстетического чувства и чувства прекрасного через знакомство с родным языком, художественной культурой (Л) Осознавать поставленную задачу, целенаправленно слушать (П) |
Лексическая работа | Прочтите фразеологизмы о весне. Как вы их понимаете? Когда так говорят? Какие фразеологизмы близки по значению? Как можно назвать такие фразеологизмы? Есть ли хотя бы один фразеологизм, соответствующий сегодняшнему состоянию природы, характерному для нашей местности? Почему? Какими эпитетами вы можете обозначить сегодняшний день? | Объясняют значение фразеологизмов, выявляют общие и различительные признаки фразеологизмов Выявляют фразеологизмы- синонимы. Используют эпитеты для устного описания состояния природы. Записывают два любых фразеологизма | Расширение лексического запаса Беседа по вопросам, письмо | Уметь формулировать учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, овладевать способностью принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств их реализации (Р) Использовать речь для регуляции своего действия (К) Осуществлять выдвижение гипотез и их обоснование (П) |
Актуализация знаний | Предположите, с каким разделом русского языка мы продолжим работу. О какой части речи продолжим говорить? Вспомните, какие морфологические признаки глагола вам известны. Приведите примеры глаголов, употреблённых в разных временах. Приведите примеры-доказательства изменения глаголов по числам. В каких временах можно определить лицо глагола? На какие вопросы отвечает глагол в неопределённой форме? Какой морфологический признак вам кажется новым? | Определяют направление работы. Продолжают работать по разделу «Морфология», часть речи «Глагол» | Повторить уже известные морфологические признаки глагола, отличать неопределённую форму глагола от других глагольных форм, образовывать различные формы глагола от предложенного глагола в неопределённой форме | Принимать и сохранять учебную задачу (Р) Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других(К) Строить рассуждения с помощью алгоритма действий (П) |
Постановка учебной цели Самоопределение к деятельности | Прочтите четверостишие. Назовите глаголы, запишите их. Какой по-вашему лишний? Попробуйте определить род у данных глаголов. Злится, стучится, гонит (осень) зима (сущ. ж.р), злится, стучится, гонит (мысли) человек (сущ.м.р.), злится, стучится, гонит (кровь) сердце (сущ.ср.р.) Изменялась ли форма глагола настоящего времени в зависимости от существительного? Образуйте от данных глаголов настоящего времени однокоренные в будущем времени (например, разозлится, постучится, выгонит). Употребим их с существительными женского, мужского и среднего родов (например, разозлится мальчик (сущ.м.р.), постучится девочка (сущ.ж.р.), выгонит жюри (сущ.ср.р.) Пронаблюдайте изменение формы глагола в прошедшем времени (прошла пора (сущ. ж.р.), прошёл день (сущ.м.р.) Какие выводы можно сделать? Будем учиться определять род глагола, употреблённого в прошедшем времени Повторим… Научимся… Узнаем… | Отличают глагол от других изученных частей речи. Выборочное письмо. Определяют время глагола по вопросу и значению В процессе наблюдений делают вывод изменении глагольных форм по родам только в прошедшем времени Формулируют тему урока | Задача этапа: организовать формулировку темы и постановку учебной задачи | Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К) Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно ещё усвоить (Р) |
Работа по теме урока | Упр.214, с.121 Определение времени и рода глаголов( все глаголы употреблены в прошедшем времени) Составьте алгоритм рассуждений определения рода глагола | Работают по заданию упражнения . Проводят наблюдения над использованием в речи глаголов прошедшего времени мужского, женского и среднего родов Определение рода глагола прошедшего времени по существительному. Проводят взаимопроверку в парах: солнце грело (ср.р.), дождик падал (м.р.), ветерок гулял (м.р.), малина взяла, поспела (ж.р.) Составляют алгоритм: 1.Определяю время глагола 2.1 Если глагол употреблён в настоящем или будущем временах определить род глагола невозможно 2.2 Если глагол употреблён в прошедшем времени, то нахожу существительное, с которым связан глагол, определяю род существительного. 3. Делаю вывод: глагол употреблён в том же роде, что и связанное с ним существительное 4. Выделяю глагольное окончание, указывающее на род | Определять род глаголов прошедшего времени по связанному с ним грамматически и синтаксически существительному и окончанию | Проговаривать последовательность действий во время выполнения задания, высказывать своё предположение, выявлять отклонения от эталона (Р) Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации (К) |
Физминутка | | | | Здоровьесбережение |
Закрепление знаний и способов действий Самостоятельная работа | Упр.216, с.122 Обратите внимание на образец работы. Какой глагол используют для образования других глагольных форм? Какие формы глагола образуют здесь от глагола в неопределённой форме? Почему только эти глагольные формы образуют? Проверка выполненного упражнения | Работают по заданию упражнения. От предложенных глаголов в неопределённой форме образуют глаголы прошедшего времени в мужском, женском и среднем родах по образцу, у образованных глаголов выделяют окончания | | Последовательное выполнение действий во время выполнения задания , осуществление взаимоконтроля(Р) Построение рассуждений на основе алгоритма действий (П) Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (К) |
Рефлексия учебной деятельности на уроке | Игра «Не подведи свой ряд» Оцените свою работу на уроке. Учащиеся отвечают на вопросы : Я узнал… Было интересно… Было трудно… Я могу применить полученные знания… | Учащиеся 1 ряда называют глаголы женского рода; 2 ряда – мужского рода, 3 ряда – среднего рода. | | Устанавливать связь между целью деятельности и её результатом (Л) Выделение и осознание того, что уже усвоено и что необходимо усвоить (Р) Умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли (К) |
Домашнее задание. | Объяснение содержания и способов выполнения домашнего задания (упр.219, с. 123 – составление нераспространённых предложений, изменение глагольных форм, обратить внимание на недопустимость откидывания приставок и постфикса –ся при образовании глаголов). Проверка записи в дневниках | Принимают учебное задание | Задача этапа: организовать выполнение домашнего задания с использованием полученного в ходе урока знания | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Л) |