Организационный момент | Здравствуйте! Садитесь. Меня зовут Арина Анатольевна, сегодня урок обучения грамоте проведу я. Проверим готовность к уроку. На ваших партах должны лежать: учебник, пенал, цветные карандаши. Кто готов, сядьте правильно, спину выпрямите, руки сложите на столе, между столом и вами должен проходить кулачок, ноги стоят на полу. Сегодня на уроке мы узнаем много нового, и я надеюсь, что у всех будет отличное настроение. Спрашивать я буду только по поднятой руке. | (садятся) (проверяют) (садятся правильно) | |
Актуализация знаний минутка чистописания | Открываем рабочие тетради, отступаем две строчки пишем число классная работа. Пишем с красной строки через запятую. Я буду вызывать одного ученика к доске, он будет на доске писать одно слово. Напишем слово ромашка, выделяя орфограммы и ударение На какой слог падает ударение? А какая орфограмма в слове ромашка? Напишем слово солома, выделяя орфограммы и ударение На какой слог падает ударение? А какая орфограмма в слове солома? Напишем слово вагон, выделяя орфограммы и ударение На какой слог падает ударение? А какая орфограмма в слове вагон? Напишем слово аптека, выделяя орфограммы и ударение На какой слог падает ударение? А какая орфограмма в слове аптека? Напишем слово яблоко выделяя орфограммы и ударение На какой слог падает ударение? А какая орфограмма в слове яблоко? Игра «Да – нет». - А сейчас вспомним все что вы знаете об имени существительном. Перед вами лежат карточки и на них написаны утверждения. Я буду вам их читать если вы согласны с этим утверждением ставим +, если нет - Имя существительное – часть речи. (+) Имя существительное отвечает на вопрос: какой? Какая? Какие? (-) Имя существительное обозначает предмет. (+) Имя существительное бывают одушевленное и неодушевленное. (+) Имя существительное отвечает на вопрос кто? Что? (+) Собственные имена существительные пишутся с маленькой буквы. (-) Нарицательные имена существительные пишутся с большой буквы. (-) - Поменяйтесь тетрадями. С доски проверьте и оцените работу соседа. | Слушаю Словарными называют слова, написание которых нельзя проверить. Словарные слова нужно запомнить. ПРОВЕРИТЬ МОЖНО ПО ОРФО СЛОВАРЮ На второй, словарное слово, б/у гл в корне, нельзя проверить На второй слог, сс, б/у гл в корне, нельзя проверить На второй слог, сс б/у гл в корне, нельзя проверить На второй слог, сс б/у гл в корне, нельзя проверить На первый, словарное слово б/у гл в корне, нельзя проверить | Личностные Регулятивные |
Практическая деятельность Знакомство с родственными слова вывод | 1. Работа над правилом. - К именам существительным женского рода можно подставить сочетание слов «она - моя»; к именам существительным мужского рода можно подставить сочетание слов «он - мой», к именам существительным среднего рода можно подставить сочетание слов «оно - моё». - Есть стихотворная форма этого правила (правило написано на доске). Женский род запомню я И скажу: «Она - моя». Я запомню род мужской И опять скажу: «Он - мой». Средний род: «Оно - моё!» Это правило твоё! - Перечислите слова-названия предметов ж. р., м. р., ср. р, которые находятся в классе. Ответы учащихся. Теперь давайте потренируемся, откройте учебник на стр 4, упр 1. Прочатайте упр. Я разделила доску на три столбика м. р., ж.р., ср.р, я буду по одному вызывать к доске, он будет читать слово, определять в какой столбик относится, и записывать его в этот столбик. Первые три слова сделаем вместе 1 дядя (он мой) куда отнесем это сущ? Верно. 2 пассажир (он мой) куда отнесем это сущ? Верно. 3 улица (она моя) куда отнесем это сущ? Верно. Дальше делаем самостоятельно. Он мой - дядя, пассажир, конь, лес, завтрак, молоток, октябрь. Она моя - улица, аллея, лестница, ягода, осина, работа, морковь. Оно моё - окно, поле, чудо, мороженое, пальто, яблоко, метро, кино. Те, кто был у доски получают оценки. Мы с вами изучили, как определять род имен сущ РЕЗЕРВ 1. Самостоятельная работа. Учитель раздаёт листы с представленными заданиями для каждого ученика. I вариант • Определите род имён существительных. II вариант • Подчеркните имена существительные среднего рода. Ласка, клей, ручка, воля, карандаш, окно, зерно, лист, дом, слово. III вариант • Подчеркните одной чертой имена существительные женского рода, двумя чертами - имена существительные мужского рода. - Кто выполнил без ошибок? Поставьте на полях в тетради знак «+». | (парта ж.р, пенал м.р, ручка ж, р, и т.д) В столбик со словами м.р Столбик с м.р. Столбик с м.р Столбик с ж.р | Личностные Познавательные Коммуникативные Предметные Регулятивные |
Практическая деятельность Знакомство с однокоренными словами Вывод | Выполним задание на стр 5, упр 2 Кто прочитает 1-ую пословицу? Ребята, как вы поминаете эту пословицу? -Кто прочитает 2-ую пословицу? Как вы ее понимаете? Нам нужно найти cущ, выписать их, и в скобках написать род, выделить окончание. Давайте вспомим, что обозначает эта часть речи? На какие вопросы отвечает? Кто нашел первое сущ? Верно, поговорка, выписываем его. Определим род, (поговорка она моя), какой будет род? Хорошо, сверху над словом поговорка пишем ж.р. Выделим окончание а. Дальше делаем самостоятельно, потом проверим. Мужской род: цветочек☐, Женский род: поговорка, пословица, ягодка, голова. (окончание а) Средний род: начало (окончание о) Мы с вами научились распределять слова по родам После упр 3 диалог | Слушают - Поговорка- цветочек, пословица- ягодка. Поговорка только украшает нашу речь, а пословица содержит в себе народную мудрость, несет поучение. -Голова - всему начало. Прежде, чем что-то сделать, нужно подумать. поговорка женский окончание а | |