СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Род имен существительных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Род имен существительных»

Конспект урока обучения письму

Класс: 3

Учитель: Вотчинникова Виктория Владимировна

Методист: Назаметдинова

Тема урока: «Род имен существительных»

Цель урока: Создание условий для ознакомления обучающихся с родом имени существительного

Задачи урока:

  1. Познакомить обучающихся с родом имени существительного

  2. Развивать словесно логическое мышление;

  3. Воспитывать в детях такие качества, как трудолюбие, самостоятельность, аккуратность при выполнении задания.

Планируемые результаты:

Личностные: Демонстрирует уважительное отношение к сверстникам во время обсуждения на уроке;

Метапредметные:

Регулятивные: Определяет и формулирует тему и цель на уроке с помощью учителя.

Познавательные: Владеет навыками работы с книгой;

Коммуникативные: Умеет оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

Предметные: формировать умение находить однокоренные слова, выделять корень слова;

Оборудование: ТСО, презентация, раздаточный материал.

Использованная литература: Русский язык. 3 класс. Учебник в 2 частях - Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.









Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Здравствуйте! Садитесь.

Меня зовут Арина Анатольевна, сегодня урок обучения грамоте проведу я.

Проверим готовность к уроку. На ваших партах должны лежать: учебник, пенал, цветные карандаши.

Кто готов, сядьте правильно, спину выпрямите, руки сложите на столе, между столом и вами должен проходить кулачок, ноги стоят на полу.

Сегодня на уроке мы узнаем много нового, и я надеюсь, что у всех будет отличное настроение.

Спрашивать я буду только по поднятой руке.


(садятся)




(проверяют)




(садятся правильно)








Пальчикова гимнастика




Актуализация знаний минутка чистописания

Открываем рабочие тетради, отступаем две строчки пишем число классная работа. Пишем с красной строки через запятую. Я буду вызывать одного ученика к доске, он будет на доске писать одно слово.

Напишем слово ромашка, выделяя орфограммы и ударение

На какой слог падает ударение? А какая орфограмма в слове ромашка?

Напишем слово солома, выделяя орфограммы и ударение

На какой слог падает ударение? А какая орфограмма в слове солома?

Напишем слово вагон, выделяя орфограммы и ударение

На какой слог падает ударение? А какая орфограмма в слове вагон?

Напишем слово аптека, выделяя орфограммы и ударение

На какой слог падает ударение? А какая орфограмма в слове аптека?

Напишем слово яблоко выделяя орфограммы и ударение

На какой слог падает ударение? А какая орфограмма в слове яблоко?

Игра «Да – нет».

- А сейчас вспомним все что вы знаете об имени существительном. Перед вами лежат карточки и на них написаны утверждения. Я буду вам их читать если вы согласны с этим утверждением ставим +, если нет -

Имя существительное – часть речи. (+)
Имя существительное отвечает на вопрос: какой? Какая? Какие? (-)
Имя существительное обозначает предмет. (+)
Имя существительное бывают одушевленное и неодушевленное. (+)
Имя существительное отвечает на вопрос кто? Что? (+)
Собственные имена существительные пишутся с маленькой буквы. (-)
Нарицательные имена существительные пишутся с большой буквы. (-)
- Поменяйтесь тетрадями. С доски проверьте и оцените работу соседа.

Слушаю

Словарными называют слова, написание которых нельзя проверить. Словарные слова нужно запомнить. ПРОВЕРИТЬ МОЖНО ПО ОРФО СЛОВАРЮ

На второй, словарное слово, б/у гл в корне, нельзя проверить


На второй слог, сс, б/у гл в корне, нельзя проверить



На второй слог, сс б/у гл в корне, нельзя проверить


На второй слог, сс б/у гл в корне, нельзя проверить


На первый, словарное слово б/у гл в корне, нельзя проверить






Личностные

Регулятивные

Определение темы



Какой раздел вы сейчас изучаете? Верно.

Ч тобы узнать какая тема сегодня будет на уроке, предлагаю вам отгадать ребус, это и будет темой урока

Какая тема будет у нас на уроке?

Верно тема нашего урока – род имён существительных


Имя сущ









Род имен сущ

Личностные

Регулятивные

Сообщение цели и задач


- Зная тему нашего урока, попробуйте определить цель урока.

- Что мы будем изучать?

- Молодцы! Мы с вами познакомимся с родом имен сущ

познакомимся с родом имен сущ

Личностные

Регулятивные

Практическая деятельность

Знакомство с родственными слова
































вывод

1. Работа над правилом.

- К именам существительным женского рода можно подставить сочетание слов «она - моя»; к именам существительным мужского рода можно подставить сочетание слов «он - мой», к именам существительным среднего рода можно подставить сочетание слов «оно - моё».

- Есть стихотворная форма этого правила (правило написано на доске).

Женский род запомню я

И скажу: «Она - моя».

Я запомню род мужской

И опять скажу: «Он - мой».

Средний род: «Оно - моё!»

Это правило твоё!

- Перечислите слова-названия предметов ж. р., м. р., ср. р, которые находятся в классе.

Ответы учащихся.

Теперь давайте потренируемся, откройте учебник на стр 4, упр 1. Прочатайте упр. Я разделила доску на три столбика м. р., ж.р., ср.р, я буду по одному вызывать к доске, он будет читать слово, определять в какой столбик относится, и записывать его в этот столбик.

Первые три слова сделаем вместе

1 дядя (он мой) куда отнесем это сущ? Верно.

2 пассажир (он мой) куда отнесем это сущ? Верно.

3 улица (она моя) куда отнесем это сущ? Верно.

Дальше делаем самостоятельно.

Он мой - дядя, пассажир, конь, лес, завтрак, молоток, октябрь.

Она моя - улица, аллея, лестница, ягода, осина, работа, морковь.

Оно моё - окно, поле, чудо, мороженое, пальто, яблоко, метро, кино.

Те, кто был у доски получают оценки.



Мы с вами изучили, как определять род имен сущ



РЕЗЕРВ

1. Самостоятельная работа.

Учитель раздаёт листы с представленными заданиями для каждого ученика.

I вариант

Определите род имён существительных.


II вариант

• Подчеркните имена существительные среднего рода.

Ласка, клей, ручка, воля, карандаш, окнозерно, лист, дом, слово.

III вариант

• Подчеркните одной чертой имена существительные женского рода, двумя чертами - имена существительные мужского рода.


- Кто выполнил без ошибок? Поставьте на полях в тетради знак «+».














(парта ж.р, пенал м.р, ручка ж, р, и т.д)


В столбик со словами м.р






Столбик с м.р.

Столбик с м.р


Столбик с ж.р
















Личностные

Познавательные

Коммуникативные

Предметные

Регулятивные













Физ.минутка

физминутка




Практическая деятельность Знакомство с однокоренными словами





















Вывод

Выполним задание на стр 5, упр 2

Кто прочитает 1-ую пословицу? Ребята, как вы поминаете эту пословицу?

-Кто прочитает 2-ую пословицу? Как вы ее понимаете?

Нам нужно найти cущ, выписать их, и в скобках написать род, выделить окончание.

Давайте вспомим, что обозначает эта часть речи? На какие вопросы отвечает?

Кто нашел первое сущ?

Верно, поговорка, выписываем его. Определим род, (поговорка она моя), какой будет род? Хорошо, сверху над словом поговорка пишем ж.р. Выделим окончание а.

Дальше делаем самостоятельно, потом проверим.

Мужской род: цветочек☐,
Женский род: поговорка, пословица, ягодка, голова. (окончание а)
Средний род: начало (окончание о)

Мы с вами научились распределять слова по родам

После упр 3 диалог

Слушают

- Поговорка- цветочек, пословица- ягодка. Поговорка только украшает нашу речь, а пословица содержит в себе народную мудрость, несет поучение.

-Голова - всему начало. Прежде, чем что-то сделать, нужно подумать.





поговорка



женский

окончание а








Осуществление контроля

Сейчас вы выполните самостоятельную работу на карточках.

Соедините пару существительного мужского рода – существительное женского рода

кот

учительница

собака

девчонка

мальчишка

дядя

бабушка

медведица

медведь

пёс

тётя

Кошка

учитель

дедушка

На слайде вы видите правильные ответы, кто сделал задание без ошибок поставьте себе 5 на листочке, у кого одна ошибка 4



Личностные

Коммуникативные

Предметные

Регулятивные

ДЗ

Выполнить упражнение 3, на стр 5