Урок 102. Родительный падеж имен существительных.
Педагогические цели Познакомить с особенностями родительного падежа; развивать умение определять падеж существительных по вопросу и предлогу.
Тип урока Решение учебной задачи
Планируемые результаты Учащиеся научатся распознавать имена существительные среди слов других частей речи; различать одушевленные и неодушевленные собственные и нарицательные имена существительные; определять род, число и падеж имен существительных; правильно писать имена существительные с шипящими на конце.
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Актуализация знаний
Спишите, вставьте пропущенные буквы. Укажите падеж имён существительных.
Трещ..т м..розы. Иней запуш.л д..рев..я. На ёлке и осинке л..жат ша..ки снега. Вот белка прыгает с ветки на ветку. Дят..л стучит на верху..ке д..рева своим кре..ким клювом.
М..ро.. зат..нул пру., льдом. Мя..кий белый к..вёр покрыл х. лодную землю.
Самоопределение к деятельности
Доплыл до берега, написал для мамы, сделан из бумаги.
Сравните имена существительные. Чем они похожи? (Стоят в родительном падеже.)
Сформулируйте тему урока.
Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 77 (с. 43).
Прочитайте словосочетания.
Определите падеж выделенных имён существительных.
Какие вопросы вы поставили? К каким существительным поставили вопрос кого?, а к каким — него?
Назовите предлоги, с которыми употреблены выделенные имена существительные.
Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)
Работа со словом из словаря
Дом - чудесный бегунок
На своей восьмёрке ног
День-деньской в дороге:
Бегает аллейкой
По стальным двум змейкам. (Трамвай.)
Найдите слово трамвай в орфографическом словаре.
Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
Составьте предложение со словом трамвай, запишите.
Запомните написание этого слова.
Работа по учебнику
Прочитайте сведения о языке на с. 44.
Назовите вопросы родительного падежа.
С какими предлогами употребляются имена существительные в родительном падеже?
Упр. 78 (с. 44).
Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
Найдите имена существительные в родительном падеже. Как это сделать?
Выполните письменное задание к упражнению.
Прочитайте пословицы, в которых все существительные употреблены в родительном падеже.
Физкультминутка
Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 79 (с. 44).
Прочитайте стихотворение. Назовите его главную мысль.
Объясните значение выделенного слова и фразеологизма. (Пустомеля — тот, кто говорит много пустого, несерьёзного, болтает вздор, пустяки. Семь пятниц на неделе — так говорят о людях, часто меняющих свои решения, намерения, настроения.)
Выполните письменные задания к упражнению.
Назовите имена существительные, которые стоят в родительном падеже.
Прочитайте сведения о языке на с. 45.
Как пишутся имена существительные в родительном падеже множественного числа?
Упр. 80 (с. 45).
Прочитайте загадки. Отгадайте.
Выполните задания.
Назовите падеж выделенных имён существительных.
Работа со словами из словаря
Найдите слова пятница и около в орфографическом словаре.
Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.
Составьте предложения со словами пятница и около, запишите.
Запомните написание этих слов.
Рефлексия
Прочитайте стихотворение. Назовите имена существительные, которые стоят в родительном падеже.
Только вдруг из-за кусточка,
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает Воробей. К. Чуковский
- Назовите вопросы родительного падежа.
- С какими предлогами употребляются имена существительные в родительном падеже?
- Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- С какими словами из словаря познакомились?
Домашнее задание
Упр. 81 (с. 45).