СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ
В 9 классе
№ | Тема | Дата проведения |
1. | Организационное родительское собрание в 9 классе «Наши дети-выпускники-девятиклассники. Особенности организации учебного процесса учащимися 9 класса и роль родителей в этом процессе». | 30.08.22 |
2. | «Формирование у учащихся адекватной положительной самооценки» | 06.11.22 |
3. | «Безопасность детей в сети Интернет. Как уберечь детей от «групп смерти»?» | 16.12.22 |
4. | «Быть всегда рядом» | 03.02.23 |
5. | "Здоровый образ жизни подростка" | 14.04.23 |
6. | «Итоговое праздничное родительское собрание в конце года» | 20.05.23 |
Классный руководитель: Чербаева М. В.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ №1.
Организационное родительское собрание в 9 классе
«Наши дети-выпускники-девятиклассники. Особенности организации учебного процесса учащимися 9 класса и роль родителей в этом процессе».
Главная проблема учащихся 9 класса
Ребёнок – не робот, привязанный к книжкам,
Гулять и играть должен юный мальчишка,
Девчонка не хочет всегда сидеть дома, –
Такая проблема всем взрослым знакома!
Как всё же ребёнка заставить учиться,
За книжкой упорно весь вечер сидеть,
В то время как может он просто влюбиться
И в мыслях в другие миры улететь?
Не надо ребёнка ругать бесконечно.
Попробуйте лучше в нём волю развить,
С ним вместе вам надо учиться, конечно,
А главное – просто ребёнка любить.
Плохая успеваемость — очень серьезная и распространенная проблема детей подросткового возраста. Подростки, которые плохо учатся в школе, не всегда похожи друг на друга. Кто-то постоянно сидит на последней парте, надеясь, что его не вызовут отвечать. Кто-то приучает учителей к мысли, что его вообще нельзя трогать — для этого он угрюмо и враждебно молчит, когда его вызывают к доске. Кто-то превращается в настоящего клоуна для всего класса и несет какую-то чушь, когда вдруг становится совсем тихо. Кто-то списывает у друзей или сдает на контрольных пустые листки. Кому-то от волнения на уроке становится плохо, и он испытывает приступы тошноты или теряет сознание от страха. Кто-то опаздывает на уроки, прогуливает и вообще не приходит на занятия. Кого-то оставляют на второй год или вообще исключают из школы. Кто-то уходит сам.
Несмотря на непохожее поведение и совершенно разную реакцию, все эти подростки страдают от одной и той же проблемы — плохой успеваемости в школе.
Дерево проблем.
Задача родителей на листочках «дерева» написать проблемы, которые не дают ребёнку быть успешным в учёбе.
Рассмотрим некоторые из них.
Отсутствие интереса к учёбе. Помните: интерес нельзя привить насильно. Попытайтесь понять, что именно стало причиной его потери и как давно это произошло.
Конфликты с педагогами. Не понижать авторитет преподавателя в глазах ребёнка, быть осторожным при осуждении его действий. Ещё сильнее «опустив» педагога в глазах ребёнка, вы рискуете тем, что у него ваш сын или дочь уже совсем ничему не научится.
Конфликты с товарищами по учёбе, с ребятами во дворе и т. д. Чем дольше это продолжается, тем больше школьник изматывается. Для начала попытайтесь поговорить с ребёнком. В качестве профилактики обучите его приёмам бесконфликтного общения.
Конфликты с родителями. Перед тем, как обвинять ребёнка, присмотритесь к себе. Помните простую истину: поведение детей – это зеркало нашего к ним отношения.
Пробелы в ранее усвоенных знаниях. Это серьёзное препятствие на пути овладения новым материалом. Посоветуйте ребёнку обратиться к ранее изученному.
Неумение организовать свою домашнюю работу. Попробуйте помочь ребёнку распределять время и силы. Пусть сначала он выполняет то задание, которое вызывает у него наибольшие трудности.
Отвлекающие факторы. Компьютер, телевизор и прочие развлечения должны знать своё место. Не позволяйте их электронным душам слишком долго находиться в центре внимания ребёнка, если он только не использует их для обучения.
Отсутствие мотивации к учебной деятельности. Мотивация — это своего рода двигатель, приводящий в движение деятельность. Когда у подростка она сильна, говорят, что он настойчив и добивается своих целей. Подростков, которым не хватает мотивации, часто называют «неудачниками». У них нет целей, которые бы заставляли их хорошо учиться, поэтому они не используют весь свой интеллектуальный потенциал.
Недостаточное умение учиться. Основной симптом этой проблемы проявляется тогда, когда выполнение домашнего задания становится источником постоянных конфликтовв семье.
Для начала спросите ребёнка о том, зачем он учится и попытайтесь объяснить, для кого он это делает.
Проблемы с развитием внимания и памяти. Начать исправлять можно уже сегодня. Надеюсь, легко найдёте подходящие способы. Затрудняетесь? Можно найти в интернете массу упражнений, т.к.нет школьного психолога.
11.Личные проблемы. «Какие там такие проблемы могут быть в его-то возрасте. Одни фантазии!». Если вы можете согласиться с этим высказыванием, то, скорее всего, вашему ребёнку сильно не повезло – ему трудно будет поделиться с вами проблемой, ведь она для вас просто пустяк, а для него беда.
Ребёнок часто болеет. Постарайтесь укрепить его иммунитет и не давайте тратить драгоценное время впустую.
Таким образом, все причины плохой успеваемости в школе сводится к тому, что у ребёнка не развиты учебная мотивация и навыки эффективного обучения. Это возможно только тогда, когда эффективно работает система семья – ученик – школа. И прежде чем обращаться к специалисту, мы можем создать условия для благоприятного развития навыков и мотивации.
Прежде всего нужно рассмотреть семейную обстановку в доме. Не забывать поощрять наших детей – подросток должен чувствовать, что родитель принимает его. Не допускать сарказма и издёвок.
Еще раз проверить условия учёбы – учащийся должен иметь собственное рабочее место. Необходимо укрепить чувство собственного достоинства, обеспечивая успех подростка. Продумать вознаграждение для побуждения детей лучше учиться. И напоследок, одна и главных причин, это отсутствие сотрудничества между учителем, учеником и его родителями. Только совместными усилиями мы можем достичь успеха освоения знаний подростка и его сдачи экзаменов.
Нужно постараться все наши совместные усилия сосредоточить на увеличение положительных моментов, а не на уменьшение отрицательных.
Участникам ГИА
К ГИА допускаются обучающиеся, имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за IX класс не ниже удовлетворительных.
Выбранные обучающимся учебные предметы, указываются им в заявлении, которое он подает в образовательную организацию до 1 марта.
Обучающиеся вправе изменить (дополнить) перечень указанных в заявлении экзаменов только при наличии у них уважительных причин (болезни или иных обстоятельств, подтвержденных документально). В этом случае обучающийся подает заявление в ГЭК с указанием измененного перечня учебных предметов, по которым он планирует пройти ГИА, и причины изменения заявленного ранее перечня. Указанное заявление подается не позднее, чем за месяц до начала соответствующих экзаменов.
Начать беседу хотелось бы с басни Л.Н.Толстого «Наседка и цыплята». Наседка вывела цыплят и не знала, как их уберечь. Она и сказала им: «Полезайте опять в скорлупу, я сяду на вас, как прежде сидела, и уберегу вас». Цыплята послушались, полезли в скорлупу, но не могли никак влезть в неё и только помяли себе крылья. Тогда один цыпленок сказал матери: «Если нам всегда оставаться в скорлупе, ты бы лучше нас не выводила».
Смысл этой басни понятен. Нам тоже хочется уберечь своих детей от опрометчивых поступков и решений, выбрать за своего ребенка школу, класс, институт, наконец, профессию. Очень часто взрослые совершенно не задумываются над тем, что « дети повредят себе крылья» и впоследствии будут упрекать родителей и корить себя в неудачном выборе специальности, которая не приносит им радости и морального удовлетворения.
Трудно не согласиться с доводами родителей, что большинство подростков еще не знает, какую профессию выбирать. Однако, если родители полностью берут на себя ответственность за будущее повзрослевшей дочери или сына, возникает опасность воспитывать «вечно большого ребенка». Он так и будет шагать по жизни неуверенно, без инициативы, с постоянным внутренним страхом. Что же делать? Давайте попытаемся вместе разобраться в этих вопросах. Обратимся к данным социологии.
Что такое профессиональная пригодность?
Профессиональная пригодность – это требования к состоянию здоровья человека, к профессиональной квалификации и к профессиональным способностям.. Чтобы правильно выбрать себе профессию, надо сориентироваться в трех вещах:
Определить, каковы ваши профессиональные интересы и склонности. От склонностей зависит привлекательность работы, интерес к ней. Склонности условно обозначают выражением «Я хочу».
Оценить свои наклонности, свойства характера, которые определяют, в конечном счете, вашу профессиональную пригодность. Кроме здоровья и квалификации, к этой группе относятся способности. Способности условно обозначают словами « Я могу».
Узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, по каким профессиям можно найти себе работу. Иначе говоря, определить, что сегодня «Надо».
В том случае, если ваш ребенок сумеет совместить «Хочу», «Могу» и
« Надо», то его профессиональный выбор будет удачным. Иными словами, ваша задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая является интересной и привлекательной для вашего ребенка, соответствует его способностям и пользуется спросом на рынке труда.
Помочь детям определиться с выбором сдаваемых предметов.
Рекомендации учителей-предметников по подготовке к ОГЭ.
А закончить наше собрание я хочу словами М. Горького «Дети очень часто умнее взрослых и всегда искреннее.»
ПОВЕСТКА ДНЯ:
1. Главная проблема учащихся 9 класса
2. О проведении государственной итоговой аттестации, в том числе в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) в 2019-2020 учебном году.
3. Рекомендации учителей-предметников по подготовке к ОГЭ.
4. Выбор профессии.
5. Разное.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ №2.
«Формирование у учащихся адекватной положительной самооценки»
Цели:
1) познакомить родителей с научно обоснованными подходами к решению проблемы формирования у детей положительной адекватной самооценки;
2) нацелить родителей на создание в семьях условий, способствующих развитию положительной оценки ребенком своей личности.
Подготовка:
1) проведение психологического исследования учащихся на тему «Каков я?»;
2) микроисследование «Мое место и роль в классе» (составление коллажа «Клумба»);
3) оформление класса (на доске написано изречение И.В.Гёте: «Если ты потерял состояние, то ты еще ничего не потерял: состояние ты можешь нажить вновь. Если ты потерял честь, то попробуй приобрести славу — и честь тебе будет возвращена. Но если ты потерял веру в себя, то потерял все!»), подготовка бумаги и ручек для родителей, видеоаппаратуры (телевизор и видеомагнитофон).
Ход собрания
1. Просмотр отрывка из телефильма «Большая перемена» (сочинение «Мой друг Григорий Ганжа»).
2. Образ собственного Я есть у каждого человека. Это система представлений о себе, определяющая установку по отношению к самому себе. Она складывается из осознания своих физических, интеллектуальных, нравственных качеств, их самооценки.
Ребенку необходимо иметь положительные представления о себе, это непременное условие счастья, предпосылка успешной адаптации в изменяющихся социальных условиях. Как правило, дети с отрицательной самооценкой обладают «удивительной» способностью, начиная любое дело, находить непреодолимые препятствия для его выполнения.
Подростков с низкой самооценкой можно разделить на два типа. Для ребенка, которого мы условно отнесли к первому типу, характерны неверие в свои силы, невысокое мнение о себе. Такая самооценка формируется под влиянием родителей, которые постоянно указывают на его недостатки, предъявляя к нему жесткие, нередко заведомо невыполнимые требования. Все успехи ребенка они объясняют случайностью, а неудачи — неумелостью, неловкостью, глупостью.
Для детей второго типа характерна тяга к лидеру. Однако такая дружба лишь способствует закреплению низкой самооценки и лишает удовольствия общения с другими сверстниками. Родители также предъявляют к этим детям много требований, не веря в успех их выполнения.
Низкая самооценка в подростковом возрасте проявляется:
— в словах: «У меня это никогда не получится»;
— в упадническом настроении: «Зачем волноваться, шансов на победу все равно нет»;
— в нежелании признать свою вину: «Я не виноват, что...»;
— в отрицательном отношении к школе и учителям: «Учителя меня не любят»;
— в низкой мотивации, отказе от попыток добиться какого-то успеха: «Меня это не интересует»;
— в повышенной чувствительности к критике: «Все против меня».
Между тем у ребенка идет непрерывный процесс психического развития, и он, как каждый человек, обладает потребностью в самосохранении, защите и улучшении своей «Я-концепции» — образа собственного Я, на основе которого строится система отношений индивида к себе и окружающим. Взрослые должны создавать условия для подкрепления соответствующего поведения. Факторами, определяющими положительную самооценку, являются:
— убежденность в положительном отношении к нему других людей;
— уверенность в способности к тому или иному виду деятельности;
— чувство собственной значимости.
Важно, чтобы самооценка была не просто положительной, но адекватной. Родители как самые близкие для своего ребенка люди могут повлиять на формирование положительной самооценки.
Если же самооценка завышена, то школьник, как правило, реагирует на замечания, которые делаются окружающими, как на несправедливые, рассматривают их как придирки. А ведь недостатки в поведении могут превратиться в привычки, от которых впоследствии очень трудно избавиться.
Все дело не в том, что дети сознательно не хотят видеть и признавать свои недостатки. Они просто не в состоянии их увидеть даже под влиянием посторонних людей. Главная задача взрослых — не заставить ребенка публично признать свои промахи и ошибки, а помочь ему самому убедиться в их существовании. Вспомним просмотренный отрывок из кинофильма. Учитель истории помогает Григорию Ганже, уже взрослому человеку, «впервые задуматься о себе».
Правильная оценка подростками своих личностных достоинств и недостатков, достижений и упущений способствует налаживанию отношений и взаимопониманию с окружающими людьми, делает детей более открытыми к положительным внешним влияниям.
Незадолго до родительского собрания ребята выполнили своеобразную самодиагностику «Мое место и роль в классе». Им необходимо было вырезать из цветной бумаги цветок любого цвета, формы и размера, приклеить на большой лист бумаги, который мы условно назвали «клумбой»: В результате получился красивый коллаж с важной информацией о том, как чувствуют себя дети в классном коллективе. После окончания собрания вы можете с ним ознакомиться.
3. Психологический тренинг для родителей.
А. Родителям раздаются листочки, на которых им предлагается охарактеризовать своего ребенка 10 словами (или словосочетаниями). Например: добрый, необязательный, любит читать и т.п. После этого родители получают листочки, на которых то же задание (как самооценка, самохарактеристика) выполнено их детьми. У пап и мам есть возможность сравнить, совпадает ли самооценка ребенка с оценкой, данной им взрослыми.
Б. «Аукцион похвал».
Замечено, что обычно мы гораздо чаще ругаем детей, чем хвалим их. Если наши ребята испытывают трудности в учебе, им важно реализоваться в чем-то другом. Роль родителей, учителей заключается в том, чтобы заметить какие-то достижения, хорошие поступки ребенка, поддержать его, вовремя обнаружить его таланты. Представьте себе, что ваш ребенок вас приятно удивил. Что вы ему скажете?
Родители по очереди предлагают различные варианты похвал ребенку. Побеждает тот, кто придумает похвалу последним.
4. Решение собрания: «Содействовать формированию у детей положительной адекватной самооценки, способности правильно оценивать свои действия и поступки. В жизни класса и семьи поддерживать процесс проявления и становления неповторимой индивидуальности ребенка, социально полезной устремленности его личности и соответствующие ей инициативы и начинания».
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ №3.
«Безопасность детей в сети Интернет. Как уберечь детей от «групп смерти»?»
Цель:
Формирование информационной культуры родителей, представления о «группах смерти» в сети Интернет.
Задачи:
ознакомить родителей с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способах защиты от противоправных посягательств в сети Интернет и мобильной (сотовой) связи;
ознакомить родителей с тем, как уберечь детей от «групп смерти».
познакомить с 12 правильными действиями родителей, если ребенок попал в «Группы смерти»
Подготовительные мероприятия:
- анкетирование учащихся по теме собрания;
- подготовка буклета для родителей по теме собрания.
Ход родительского собрания
- Здравствуйте уважаемые родители. Сегодня родительское собрание у Вас проведу я.
I. Мотивация к деятельности. Тренинг.
- Я предлагаю для начала познакомиться и вспомнить наше детство, и рассказать друг другу в какие мы с вами играли чудесные весёлые игры много лет назад. Я, Маргарита Викторовна, знаю игру «Салки»… (передаю клубок по кругу, а ниточку оставляю у себя в руке)
Родители рассаживаются по кругу лицом друг к другу, передавая из рук в руки приятный на ощупь мягкий клубок шерстяных ниток, говорят названия детских игр, в которые они играли в своём детстве («Казаки-разбойники», «Прятки», «Выше ноги от земли», «Глухой телефон» - плетется верёвочка по кругу – не путается).
-Мы с вами интересно проводили время, развивались физически, много читали о приключениях, о различных открытиях, мечтали стать мореплавателями, космонавтами. У современных детей другие интересы, это компьютер, давайте продолжим передавать наш клубочек, но будем называть интернет сайты или игры, на которых сидят наши дети (клубок передаём вразброс, получается своеобразная паутина).
Если родители затрудняются ответить, учитель задает наводящие вопросы:
- Чем является компьютер в вашей семье, вы часто заняты на работе?
- Знаете ли вы, с кем общается ваш ребёнок в социальной сети?
- Какие опасности подстерегают Вашего сына или дочь в сети Интернет?
- Слушает ли Ваш ребёнок советы ровесников чаще, чем ваши?
- В вашей семье присутствуют разговоры «о жизни», «о смысле», «о сексе», «о смерти», «о любви»?
- Есть лиздоровая и сильная привязанность между родителем и ребенком в семье? Или такая привязанность только между ребёнком и компьютером?
- Сегодня мы с вами на родительском собрании поднимаемочень сложную тему: какие опасности подстерегают нас и наших детей в интернете, что такое «Группы смерти» и как уберечь детей от «групп смерти»?»
-Посмотрите, интернет - всемирная сеть, в которой обязательно найдется что угодно: и хорошее, и плохое! Это система, внутри которой нас подстерегают опасности,сеть в которой можно запутаться.(учитель своими действиями показывает на сеть, которая получилась у родителей в руках, что её невозможно распутать)
-Новые цифровые технологии раскрывают перед нами мир, стирают границы, дарят ощущение неограниченных возможностей, упрощают жизнь. Сегодня можно наслаждаться жизнью, работать, заводить знакомства, зарабатывать, путешествовать, не выходя из-за своего компьютера.
- Человек чувствует себя властелином мира, могущественным, но это могущество опасно. В эйфории мы забываем о безопасности, и это может дорого стоить человеку. А ребёнок с его достаточно слабой психикой, доверчивостью, добротой является лакомым кусочком в этой всемирной паутине для интернет-маньяков, педофилов, террористов, воров.
2. Актуализация темы
- Итак, какие опасности подстерегают ваших детей при бесконтрольном выходе во всемирную сеть Интернет? (родители перечисляют: социофобия, потеря личности, игромания и утеря реальности, мошенничество и т.п)
Угрозы в сети интернет:
Негативная информация
- информация противоправного характера (распространение запрещенных веществ, порнографические материалы);
- кибербуллинг (основные признаки, формы, пути борьбы, исключение, домогательство, аутинг, киберсталкинг, фрейпинг, поддельные профили, диссинг, обман, троллинг, кетфишинг);
- груминг;
- online - шантаж;
- группы смерти;
- группы «вписки»;
- интернет зависимость.
Мошенничество
- азартные игры для детей;
- платные подписки на интернет – ресурсах;
- вымогательство, мошенничество в социальных сетях.
Преступления
- вербовка в экстремистские организации;
- вовлечение в преступную деятельность (кардинг, закладка наркотических веществ);
- преследования.
- Что делает Интернет таким притягательным? Сеть является средством ухода от реальности и дает: возможности широкого поиска новых собеседников, удовлетворяющих любым критериям; неограниченный доступ к информации; вербализации представлений и фантазий, невозможных в обычном мире; анонимность.
3. Статистические данные по проблеме
Только вдумайтесь в эти статистические данные! И это число постоянно растет. А ведь не исключено, что и Ваш ребенок может оказаться в Интернет-зависимости, которая на сегодняшний день приравнивается к болезни, наравне с алкогольной и наркотической зависимостью.
- Ваша семья тоже может попасть в опасную группу — если:
- вы пропадаете на рабочем месте днями и ночами, а выходные столь редки, что не хватает ни на что времени;
-ваш ребенок в основном общается с одноклассниками, с ребятами во дворе или в социальных сетях.
- вам некогда поговорить по душам, в вашем речевом обиходе только дежурные фразы типа: доброе утро!, что там с оценками?, вечером поговорим!
Ребенок начинает искать общение в интернете, группы, в которых его готовы выслушать, помощь советом, поддержать. Но это прикрытие, ребёнок даже не догадывается, что за миловидным названием группы скрывается – СМЕРТЬ!
Детей в группах обрабатывают сорокалетние дяди, которые хорошо знают психологию подростка и четко, уверенно подводят их к черте невозврата. Внушают ребёнку, что могут показать настоящий мир, в котором ребёнка поймут, услышат и сам ребёнок - «избранный».
Вот какие носят необычные названия«группы риска»: #f57 #f58 #тихийдом #рина #няпока #киты #морекитов и др.Ребёнок, не осознавая всей опасности, не входя в группу, пишет необычную фразу и ставит так называемый хэштег. Игра запущена. После этого Вашего ребёнка найдут любыми путями: по телефону, смс, в почте и т.д.
Администраторы этого сообщества подготавливают подростков к самоубийству, выдавая задания «квеста», которые дети должны выполнять, от вполне безобидных до нанесения себе увечья по нарастающей. А апогеем опасной «игры» становится самоубийство.
В эти группы нет доступа родителям, их хорошо маскируют, родители даже не догадываются о том, что их любимый ребёнок попал в беду. А подросток уже чувствует себя увереннее – как же уму доверяют, дают необычные задания, хвалят, подбадривают. Что ещё нужно в этом возрасте, конечно же «тайна». Таинственная атмосфера, эта сеть, которой опутывают ребёнка, не давая ему опомниться. Привлекают детей особые ритуалы, которые подготавливают подростков к суициду, к жертвоприношению.
Но мы с вами должны знать, что в наших силах уберечь деей от какого шага! Есть выход из ситуации!
-Первое, что может и должно помочь — это здоровая и сильная привязанность между родителем и ребенком. Это наша с вами любовь, нежность, забота, которую иногда мы забываем проявлять и показывать нашим детям.
Итак, действуем!
II. Анализ, обсуждение ситуаций и разработка рекомендаций.
- Я предлагаю Вам заполнить анонимную анкету, по результатам которой вы можете сразу определить, находится ли ваши семья в зоне риска.
Анкетирование родителей:
Анкета для родителей (анонимная)
Дети и «группы смерти».
Присутствует ли у Вашего ребёнка на страничкевместо основной фотографиисимволика богов (в середине знака может отчетливо читается слово «ОНО»)?
☐ Да
☐ Нет
Кто из вашей семьи слушает психоделическую музыку (самые распространенные — PsynergyProject, TwistedMind, Beatroots и т. д). В этой музыке биты, не совпадая с биоритмами человеческого организма, вгоняют сознание подростка в депрессивный транс, и им в таком состоянии очень просто управлять.
☐ Никто не слушает
☐ Только ребенок
☐ Все члены семьи
Есть ли у Вашего ребёнка на сайте изображения ножей, лезвий, бритвы, шрамов, надрезов и капель крови на белом фоне?
☐ Да
☐ Нет
Сайты на которые заходит ребенок,изобилуют фразами о бессмысленности жизни.При этом фразы об одиночестве в этом мире, боли и разочаровании в людях замаскированы под цитаты известных авторитетных людей или слова священников.?
☐ Да
☐ Нет
Замечаете ли Вы на теле у вашего ребёнка увечья (царапины, надрезы).?
☐ Да
☐ Нет
Ваш ребенок резко становится послушным, но «отрешенным»?
☐ да
☐ нет
Ваш ребёнок вялый и постоянно не высыпается.?
☐ Да
☐ Нет
Появляются ли у ребёнка несвойственные ему ранее изображения, которые он активно демонстрирует, не пряча, например, рисунки бабочек — они живут только один день, и китов (они от отчаяния выбрасываются на берег). Это символика суицидальных групп.
☐ Да
☐ Нет
- Если на большинство вопросов вы ответили «ДА», то Ваша семья находится в зоне риска! Вам нужно быть очень внимательным к ребёнку!
Я предлагаю вашему вниманию рассмотреть какие признаки свидетельствуют о том, что ребенок в «Группе риска»и готов совершить самоубийство.
1.Грустные мысли в постах на соцстраничке.
Проверяйте сайты своего ребёнка, но так, чтобы он этого не заметил, ищите фразы: «Мое время скоро придет», «Я обещаю, что сделаю Это». Если вдруг вы обнаружили такие слова, с ребёнком необходимо поговорить, но не напрямую, а как бы со стороны, что существуют такие «группы», в которых взрослые-психологи-террористы манипулируют подростками. Слово «манипулируют» особенно утрируйте, ведь подростки не любят, когда оказываются в роли «марионетки». Здесь можно схитрить и вызвать ребёнка на откровенный разговор, как бы невзначай спросив его, а не знает ли он как можно понять, что человек склонен к самоубийству.
2. Появились на теле увечья (царапины, надрезы).
В «группах риска» специально готовят детей к смерти постепенно, давая различные задания по принципу от простого к более сложному и зловещему. Сначала это простые царапки в виде кита, например, затем убийство кошки, конечно это всё нужно фотографировать и выкладывать в интернете. Так постепенно у ребёнка убирается страх смерти.
Если вы нашли такие фото или следы у своего ребёнка, психологи советуют разжечь из-за какой-нибудь мелочи – конфликт, чтобы ребёнок смог выговориться. Путь его речь для вас будет обидной и несправедливой, важно другое – путь ребенок выплеснет всё, что он думает, а вы каждую обвинительную фразу ребенка продолжайте: «Ты для меня очень важен, ты мне очень нужен, я слышу, что ты обижен, я понимаю твою реакцию…» Тогда агрессия, направленная на самого себя, уменьшится, плюс он поймет, что для кого-то на земле он все-таки важен и нужен.
3. Ребёнок начинает раздаривать вещи.
Решив пойти на суицид, ребёнок хочет, чтобы его оплакивали, горевали, вспоминали, поэтому он хочет раздать свои ценные вещи, которые ему очень дороги. Дети любят коллекционировать, хранить, собирать, но если вы увидели картину другую – это сигнал для вас, насторожитесь! Запретите раздавать любимые вашему ребёнку вещи, это поможет удержать его от суицида. Расскажите правдивую историю о своем случае из вашего трудного детства, которая закончилась удачно. Для подростков единственный авторитет — ровесники и истории из их жизни.
4. Ребёнок открыто заявляет о своей скорой смерти.
Если ваш ребёнок говорит такие слова: «Что вы сделали бы, если бы я умер?», «Что вы сказали бы на моих похоронах?», «Интересно, красивой я была бы в свадебном платье в гробу?», это — явный показательего мыслей. Ребенок еще не осознаёт на 100 %, что воскрешения не будет и хочет увидеть вашу реакцию, оценить её. Психологи советуют показать, хоть это и жестоко, подросткам фото самоубийц, которых нашли не сразу, выглядят такие картины ужасно, но страхотерапия действенна. Скажите, что когда умирает любимый человек, это такое горе для всех родных и друзей, что не у каждого может выдержать сердце, а враги могут ещё и порадоваться, ведь они то остались живы! Такие разговоры по душам, по-взрослому могут остановить ребёнка от суицида, «поставить» его мозги на место. Конечно каждый случай нужно рассматривать отдельно, нужно поговорить с психологом, ведь всё индивидуально. Но родительская любовь творит чудеса!
СНАЧАЛА ДЕЙСТВИЯ КОНКРЕТНЫЕ.
1. «Нет – страху!», даже если вы в панике, никаких «наездов» на ребёнка, а только наблюдение (но не тотальная слежка), анализ ситуации и поведения вашего ребенка.
2. «НЕТ - виртуалу, ДА – общению и игре!»Устраивайте раз в неделюсовместное общение без телефона и компьютера -игры, квесты, головоломки, скалолазание, батуты, бассейн, борьба, действия руками — шитье, лего, сборка моделей, вырезание, выпиливание и т.д. Всё, что создается собственными руками, дает ощущение значимости.
3.«Нет – стрессу!»Снижайте нагрузки ребёнка, свои требования, меняйте режим дня, главное для вас наладить контакт, построить мост дружбы».
4. «Дни непослушания». Устраивайте дни, когда правила отменяются, позволяйте иногда их нарушать, поддержите, когда ребенок хочет что-то изменить, отменить и не делать.
5. «Дни тишины» — без музыки и видео, выезжайте в интересные места, где ограничено постороннее общение., например, на природу: рыбалка, пикник – хорошая идея посидеть в тишине на свежем воздухе, поговорить. Цель — погрузить в тишину, в собственные мысли, в «здесь и сейчас», притормозить быструю смену «картинок и звуков» вокруг.
6. «Выход из транса».Научите ребенка техникам переключения, выхода виртуальной реальности — умыться, потопать ногами, громко крикнуть. Сделать что-то необычное, быстрое, с привлечением органов чувств — звук, телесное действие, запах.
7. «Сохранение сознания». Научите ребенка этому методу: когда страшно, паника, тревожность, непонимание, что происходит — выключить компьютер, побыть в тишине, выспаться, принять душ, сделать дыхательные упражнения, поговорить с близким взрослым.
8. «Режим дня». В постоянно «недоспавшем» состоянии снижается критичность, ухудшается память, увеличивается тревожность и внушаемость, падает иммунитет, а здоровый и достаточный сон дает возможность упорядочивания информации, восстановления на всех уровнях — и физически, и психологически.
Рекомендую ночью установить запрет на интернет и телефон — это важно.
9. «Учим говорить – НЕТ!»Учите ребенка критическому мышлению — задавать «неудобные» вопросы, простраивать логические цепочки, говорить «нет» или «я подумаю» на непонятные предложения. И в первую очередь давайте возможность ребенку спрашивать в семье и получать ответы — «зачем мне это надо?», «почему я должен это делать?».
10. «Семья – это команда!»Есть ли у вашего ребенка в семье ощущение общности, командности, что семья, это не «я, сестра, мама, папа», а «МЫ»? Нужны совместные обсуждения важных семейных вопросов, своя зона ответственности в семье, доверие и открытое обсуждение любых вопросов.
11. «Живём ярко!»И, наверное, самое важное в этой теме.
Чтобы у ребенка не возникло желания уйти из жизни, он должен видеть настоящую, живую, яркую жизнь — вашу жизнь. Если вы сами живете безрадостно, серо и уныло — откуда у детей возьмется желание становиться взрослыми и Жить Жизнь?
Готовы ли Вы вернуть близкое отношение между Вами и ребёнком? Давайте подытожим и рассмотрим ещё четыре важных способа наладить взаимопонимания в семье между детьми и родителями.
1. «Семейные традиции» — заведите традицию проводить вместе семейные вечера: читать книги, просматривать интересные фильмы, готовить вкусные ужины, обсуждать мысли, чувства членов семьи. Чаще заводите философские разговоры о смысле жизни и о любви, о личном — об интересах ребенка, увлечениях, мыслях, мечтах, разочарованиях.
При таких душевных разговорах нельзя осуждать, категорически оценивать, требовать «правильного» поведения, следить,разочаровываться от неудач ребенка.
Нужно внимательновыслушать, поддержать, помочь если ребёнок просит помощи, наблюдать и быть рядом, уважать ребенка как личность во всем многообразии ее проявлений. Быть не другом, но наставником.
2. «Любовь». Всем своим видом и поступками вы должны показывать вашему ребёнку, что он желанный, любимыйи неповторимый, несмотря на его оценки, внешность, поведение и т.д. Вы должны гордиться тем, что он ваш ребенок, а достижения — такая же часть жизни, как и неудачи.
3. «Учите ребёнка, что просить о помощи – это нестыдно!»Поощряйте просьбы о помощи, не подталкивайте ребёнка раньше времени к самостоятельности, вы можете вызвать панику, если ребенок еще не готов к этому. Стоит помнить, что единственный путь к настоящей независимости лежит через зависимость.
4. «Будьте примером для ребенка».Будьте порядочным, честным человеком, патриотом своей страны и тогда вам ребенок будет на вас равняться, подражать, а вы навсегда останетесь для своего ребенка проводником по жизни.
III. Рефлексия.
Предлагается повернуться друг к другу лицом, взяться за ладони, улыбнуться и пожелать друг другу всего самого хорошего!
Благодарю за внимание! Желаю вам и вашим детям физического и душевного здоровья, спокойствия и взаимопонимания!Прислушивайтесь и приглядывайтесь, разговаривайте и просто любите! Протяните руку помощи, если ребенок оказался в беде!
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ №4.
Родительское собрание в 9 классе «Быть всегда рядом»
Цель: обсудить с родителями проблемы воспитания подростков в семье, обменяться опытом семейного воспитания.
Форма: мастерская общения.
ХОД СОБРАНИЯ
Начиная собрание, психолог обращается к словам Ю. Рюрикова, взятыми в качестве эпиграфа собрания: «К воспитанию детей следовало бы относиться как к самой важной из земных профессий».
Каждый родитель хотел бы так воспитать своего ребенка. Чтобы он стал его счастьем и гордостью. Быть родителем – кропотливый, нелегкий труд. Русская пословица говорит: «Не мы на детей походим, а они на нас». Наш сегодняшний разговор посвящен проблемам воспитания подростков в семье. Для создания доверительной обстановки в классе предложить родителям сесть за парту своего ребенка. Предложить родителям анкету, которая поможет понять свое отношение к воспитанию ребенка.
Анкета для родителей
1. Вы заняты своими делами, а у ребенка возникли какие-то проблемы. Вы:
а) Оставите свои дела и займетесь им;
б) Попросите подождать;
в) «Не лезь с пустяками, некогда».
2. Если вы совершили ошибку по отношению к ребенку, то:
а) Признаете это и извинитесь;
б) Скажете, что ошиблись;
в) Сделаете вид, что вы правы.
3. Считаете ли вы , что с детьми надо советоваться по разным вопросам?
а) Да;
б) Иногда;
в) Нет.
4. Ребенок своим поступком вывел вас из себя.
а) Вы сохранит самообладание;
б) Покажете свое недовольство;
в) Накричите и накажете.
5. Ребенок совершил проступок. Ваша реакция:
а) Поставите себя на его место;
б) Разберетесь и накажете;
в) Накажете без разговоров.
6. Всегда ли вы воздерживаетесь от слов, которые могут ранить ребенка?
а) Да;
б) Иногда;
в) Никогда.
7. Выделяете ли вы день, когда ребенок делает, что хочет?
а) Да;
б) Иногда;
в) Никогда.
8 Можете ли вы устоять против слез, просьб, если видите, что это каприз?
а) Да;
б) Иногда;
в) Никогда.
Уважаемые родители!
Вы знаете о проблемах подросткового возраста, как порой нелегко бывает понять повзрослевшую дочь или сына и как мы сгоряча порой, сами того не замечая, отдаляем ребенка от себя.
Многие дети, вступая в подростковый возраст, разительно меняются. Из ласковых, спокойных и послушных они вдруг превращаются в ершистых, неуправляемых, грубых. Пожалуй, именно грубость сильнее всего ранит и обижает родителей. Но прежде чем бороться с этим злом, давайте разберемся в причинах его возникновения.
К 15 годам у ребенка накапливается немало проблем подросткового возраста. Постепенно нарастает неуверенность в себе. Появляются тревожность, сомнения в собственной значимости для родителей, друзей. Подростки готовы «застревать» в положении «обиженного», «непонятого», искать выход из трудных ситуаций путями, нередко чрезвычайно опасными для здоровья, стремятся преодолеть зависимость от взрослых. Порой возникают у них спонтанные агрессивные реакции защиты себя даже в ситуации, когда и угрозы-то никакой нет.
Психологи посвятили много исследований проблемам подросткового возраста. Они доказали, что на жизнь человека сильно влияет чувство самоценности, проще – самооценка. Так, подростки с низкой самооценкой – вполне способные! – хуже учатся, плохо ладят со сверстниками и учителями, да и потом, во взрослой жизни, не преуспевают. Все дело в том, что подростки склонны к переживаниям, которые на профессиональном языке называются сверхценными. Самые смехотворные и нелепые коллизии они склонны рассматривать чрезвычайно серьезно, как вопрос жизни и смерти. Если вы вместе с ним сумеете обнаружить смешное в происходящем, мы поможем им выбраться из кризиса. Но не будем забывать, как бы искусственны и преувеличены ни казались нам переживания подростка, угрозу его жизни они могут создать самую настоящую.
Человеку нужно, чтобы его любили, понимали, признавали, уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок, чтобы у него был успех в делах, учебе и на работе, чтобы он мог реализовать себя, развивать свои способности, совершенствоваться, уважать себя. Основа самооценки ребенка закладывается в зависимости от того, как с ним обращаются родители. Если они понимают его, терпимо относятся к его недостаткам и промахам, он вырастет с положительным отношением к себе. Если же ребенка постоянно «воспитывают», критикуют и муштруют, самооценка его оказывается низкой, ущербной.
Общий закон здесь прост: в детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к себе близких. Образ ребенка строится извне, рано или поздно он начинает видеть себя таким, каким его видят другие. Каждым обращением к подростку – словом, делом, интонацией, жестом, нахмуренными бровями и даже молчанием – мы сообщаем ему не только о себе, о своем состоянии, но и всегда о нем, а часто – именно о нем.
Родителям надо помнить: если ребенок чувствует заботу, любовь родителей, у него складывается ощущение: «Со мной все в порядке». А постоянное недовольство со стороны родителей, наказание, а тем более самонаказание только усугубят его ощущение неблагополучия и несчастности. В результате подросток в конце концов может прийти к выводу: «Плохой, ну и пусть! И буду плохим!» Это вызов, за которым скрывается горечь отчаяния. Чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку, чувство самоценности.
Как же найти золотую середину, как избежать конфликтов с собственным ребенком?
ПСИХОЛОГИ СОВЕТУЮТ
Давайте свободу. Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш ребенок уже вырос и долго удерживать его возле себя не удастся, а непослушание – это стремление выйти из-под вашей опеки.
Никаких нотаций. Больше всего подростка бесят нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений. Помните: ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.
Идите на компромисс. Еще ничего никому не удалось доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей. Когда родители и подростки охвачены бурными негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает.
Уступает тот, кто умнее. Костер ссоры быстро погаснет, если в него не подбрасывать дров. Чтобы скандал прекратился, кто-то должен первым замолчать. Взрослому это сделать легче, чем подростку с неустойчивой психикой. Запомните: лавры победителя в отношениях с собственными детьми не украшают.
Не надо обижать. Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у вас.
Будьте тверды и последовательны. Дети – тонкие психологи. Они прекрасно чувствуют слабость старших. Поэтому, несмотря на вашу готовность к компромиссу, сын или дочь должны знать, что родительский авторитет незыблем. Если же взрослые демонстрируют подростку собственную несдержанность, истеричность, непоследовательность, трудно ждать от него хорошего поведения.
Далее предлагается родителям обсудить ситуации семейного воспитания и высказать свои суждения:
Вы узнали о том, что деньги, которые вы даете сыну на обед, он тратит в компьютерном зале.
Дочь прогуливает школу, объясняя учителю, что ухаживает за больной бабушкой.
Сын сообщил вам о своем решении подрабатывать в свободное от учебы время.
Вам не нравятся друзья сына и поэтому... (продолжите фразу).
Чтобы повысить успеваемость дочери, вы решили платить дочери за каждую «5» по 10 рублей.
И в заключение собрания уместно предложить родителям памятки семейного воспитания
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ №5.
«Здоровый образ жизни»
Цели:
прививать здоровый образ жизни;
дать примерные правила определения состояния своего здоровья;
обсудить причины, приводящие подростков к употреблению наркотиков.
Форма: беседа.
Ход собрания:
На доске написаны тема: «Здоровый образ жизни подростка» и эпиграф:
«Я введу тебя в мир того, каким надо быть, чтобы быть
Человеком - Умным, Красивым и Здоровым»
(Иммануил Кант)
-Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но не задумывается о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим их миром, с людьми.
Секрет этой гармонии прост — здоровый образ жизни:
поддержание физического здоровья,
отсутствие вредных привычек,
правильное питание,
альтруистическое отношение к людям,
радостное ощущение своего существования в этом мире.
Результатом здорового образа жизни подростков является физическое и нравственное здоровье. Не случайно в народе говорят: “В здоровом теле — здоровый дух”.
Психологи установили, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек являются дошкольный и школьный. В этот период ребенок значительную часть времени проводит в семье, в школе, среди родных, воспитателей, педагогов, сверстников, чьи образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни.
Здоровый образ жизни — это радость для больших и маленьких, но для его создания необходимо соблюдение нескольких условий:
создание благоприятного морального климата, что проявляется в доброжелательности, готовности простить, понять, стремление прийти на помощь, сделать приятное друг другу, тесная искренняя дружба детей, родителей, педагогов. Общение — великая сила, которая помогает понять ход мыслей ребенка и определить склонность к негативным поступкам, чтобы вовремя предотвратить их, повышенное внимание к состоянию здоровья детей.
Ничто так не влияет на микроклимат в коллективе, как экскурсии на природу, подготовка к праздникам, которые обладают большими возможностями и преимуществами по сравнению с учебной работой.
Здоровый образ жизни — залог счастливой и благополучной жизни ребенка в гармонии с миром в будущем.
Да, настало время, когда каждый должен не только думать о своем здоровье, но и действовать, так как к здоровому образу жизни, счастью, долголетию дорогу ты выбираешь сам! Дорога жизни бывает трудна. Хотелось бы, чтобы на вашем жизненном пути и на пути ваших детей никогда не встречались губительные дорожные знаки: “СПИД”, “Алкоголь”, “Наркотики”, “Никотин” и др.
Подрастают наши дети. Из маленьких и беспомощных они превращаются в подростков. Растут дети, серьезнее становятся проблемы, с которыми мы сталкиваемся сегодня. Главной ценностью является здоровье, и наша, и ваша задача, помочь им сохранить этот дар природы.
Подростковый возраст – это возраст самоутверждения и основной задачей педагога, работающего с подростком, становится – помочь понять, какие ценности главные в жизни. Дети пытаются самоутвердиться, занять свое место в этом мире, в семье, в школе, в классном коллективе и на улице.
Задачей школы и родителей является – объяснить подростку, что красота (а ведь каждый из них хочет быть красивым и любимым) – это красота физическая, духовная, это здоровье. К нашему большому сожалению, медицинские обследования детей, ежегодно проводимые в школе, выявляют все больше и больше заболеваний у подростков. Наши дети, еще только начинающие жить, зачастую уже имеют целый “букет” достаточно серьезных хронических заболеваний.
По исследованиям ученых здоровье человека на 50% - его образ жизни, на 20% - наследственность, еще 20 % - окружающая среда и только 10% - здравоохранение.
Как педагогам нам приходится уделять здоровью детей больше времени. Из опыта работы скажу, что привлечение учащихся этого возраста к занятиям физической культурой и спортом, организация туристических походов на природу – действенная мера. Тем более что это еще и дополнительная порция общения (а подростки люди общительные), это и формирование коллектива единомышленников. Знаете, как раскрываются дети в походах. Здесь и общение “глаза в глаза”, чего так не хватает часто нашим детям, общение на-равных с воспитателем и своими одноклассниками, заряд положительных эмоций, и здоровье.
Правильное питание – это то, о чем должны заботиться родители в первую очередь, желая увидеть своего ребенка здоровым. Некогда древнегреческий философ Сократ дал человечеству совет “Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть”. Никто еще не оспорил Сократа, но следуют его советам немногие. Родителям нельзя забывать о том, что соблюдение режима питания – основа здорового образа жизни. Правильное питание организовать не просто. Нужно заботиться о том, чтобы в рационе ребенка правильно сочетались различные продукты и химические вещества. Нужно учитывать и продолжительность приемов пищи, и продолжительность интервалов между этими приемами. Разумный режим питания обеспечивает слаженную, без перебоев и перегрузок, работу желудочно-кишечного тракта, хорошее усвоение пищи и нормальное течение обмена веществ, а в результате прекрасное самочувствие. Растущему организму подходит четырехразовое полноценное питание. Перекусы в школе на переменах, булочками без чая, приносят скорее вред, чем пользу желудку. В ваших силах обеспечить ребят знаниями о правильном режиме питания. Особенно хочу обратиться к родителям девочек. В подростковом возрасте недовольство собой и своей внешностью, может подвигнуть их на применение различного рода диет, которые не всегда полезны для растущего организма, а часто приносят ему непоправимый вред.
Сегодня я хотела бы предложить вам еще раз задуматься и о привычках, здоровых и нездоровых. Как уберечь своего ребенка от курения, алкоголя, наркотиков. Возможно, мы не найдем с вами сегодня уникального рецепта, но попытаемся.
Привычка – вторая натура. Мы часто слышим эти слова. Привычки – это автоматические действия, которые проявляются у человека независимо от их желаний. Полезные привычки помогают почувствовать себя собранными, готовыми к преодолению трудностей. Они помогают человеку при стрессе, в условиях дефицита времени. Но есть и вредные привычки и в наших с вами силах сделать так, чтобы у наших детей их было как можно меньше.
Как я уже сказала, переходный возраст – возраст самоутверждения. Как просто почувствовать себя взрослым, затянувшись сигаретой или попивая пивко, сидя на лавочке в компании сверстников. Наши дети считают, что таким образом они станут старше, с ними будут считаться.
Что же можем сделать мы с вами, именно вместе, а не по отдельности. В школе проблему вредных привычек решают педагоги, психологи, с вредными привычками борются родители.
Все люди, в том числе и подростки, владеют информацией о вреде курения, алкоголизма и наркотиков, они уже знают, к чему ведут эти невинные шалости. Сложно одними увещеваниями воспитателю бороться с рекламными плакатами на улицах и в магазинах, с нечистоплотными продавцами, продающими детям эту продукцию. И, тем не менее, раз за разом на классных часах, в индивидуальных беседах, мы повторяем детям прописные истины. Очень хочется в вас, родителях, найти поддержку, чтобы мы с вами шли в одном направлении и прививали нашим детям тягу к здоровому образу жизни.
И, наконец, самый сложный этап нашего разговора. Это проблема, о которой каждый из нас не хочет думать, считая, что уж нас точно она обойдет стороной. Но Сенека был прав, говоря: “Что есть благо? Знание. Что есть зло? Незнание. Чтобы противостоять злу, надо быть сильнее его”. И проблема эта – наркомания. Мы живем в сложное время, и главное уберечь наших детей от этого зла. К сожалению, возрастает подростковая преступность, чаще мы слышим о наркомании, токсикомании среди подростков (ведь именно они обладают неустойчивой психикой, именно их легче вовлечь в эту авантюру, надавив на “слабо?”).
В настоящее время появились публикации, несущие информацию о том, каковы причины, по которым подростки впервые пробуют одурманивающие вещества, о позиции, которую должны занять родители, желая противостоять этому злу.
Итак, наркотики сегодня – реальность, а с ними:
1. Наркотик – средство, которое постоянно увеличивает потребность в его использовании. Это прием ядов, которые становятся частью обменных процессов в организме, и вызывает привыкание;
2. Привязанность к наркотикам ведет к деградации личности подростка, резко снижается работоспособность, память, внимание.
3. Наркотики – это постоянные траты денег, а подросток может либо взять их у родителей либо украсть, отсюда возрастание подростковой преступности.
Специалисты выделяют факторы, способствующие привлечению подростка к наркотикам и родители должны их знать и иметь в виду:
- сложность взаимоотношений со старшими или отсутствие контроля со стороны родителей;
- отдельные подростки стараются таким образом привлечь к себе внимание коллектива сверстников любой ценой, из-за того, что привыкли к повышенному вниманию со стороны родителей.
По данным соцопросов 12% подростков в возрасте до 16 лет хотя бы аз в жизни пробовали наркотики, 1% употребляет их постоянно. А ведь это – наши дети.
Каждый родитель должен хорошо представлять признаки пристрастия ребенка к наркотикам:
резкая смена друзей;
резкое ухудшение поведения;
изменение пищевых привычек;
случаи забывчивости;
резкие перемены настроения;
полная утрата прежних интересов;
частое упоминание о наркотиках в шутках и разговорах.
Однако быть внимательным, это не значит пристально следить за каждым шагом ребенка и подозревать его во всем плохом. Это значит – любить и поддерживать его. Известная актриса Марлен Дитрих так сказала о своей маме: “Тверже пола под ногами, когда я была малышкой. Тверже скалы, когда нужна поддержка и много тверже скалы в тот момент, когда стоишь без помощи и готов бежать сломя голову”.
И в заключение своего выступления я сформулирую основные принципы поддержки подростка:
терпение, внимание, тактичность и деликатность;
точные используемые слова, как важного инструмента в отношениях;
умение поставить себя на место ребенка;
гибкая система контроля, не довлеющая, над сознанием ребенка и поддерживающая его;
ознакомление подростка с научными фактами и сведениями о вреде вредных привычек.
Нельзя забывать о том, что семья для подростка – это опора, именно в семье ребенок должен чувствовать себя защищенным, нужным и понятым. Именно в семье закладывается самооценка ребенка, его отношения к самому себе и к окружающим его людям.
В заключение нашего собрания хочется вам пожелать, будьте здоровы! Родителям раздаются памятки.
.
Памятка для родителей.
Признаки пристрастия ребенка к наркотикам, последствия и осложнения после употребления ПАВ.
Внешние признаки употребления наркотиков:
- неестественные расширенные или суженные зрачки;
- покрасневшие или мутные глаза, замедленная невнятная речь;
- состояние опьянения без запаха алкоголя;
- плохая координация движений;
- заторможенность, погружение в себя или суперактивность;
- бледность кожи;
- хронический кашель.
2. Очевидные признаки употребления наркотиков:
- следы от уколов, порезы, синяки;
- свернутые в трубочку бумажки, фольга;
- маленькие ложечки, капсулы, бутылки;
- неизвестные таблетки, порошки.
3. Изменение в поведении:
- нарастающее безразличие, потеря интереса к участию в делах семьи;
- уходы из дома и прогулы в школе;
- ухудшение памяти, невозможность сосредоточиться;
- бессонница, чередующаяся с сонливостью;
- сверхболезненная реакция на критику, немотивированная агрессивность;
- частая и резкая смена настроения;
- участившаяся просьба дать денег или появление сумм неизвестного происхождения;
-пропажа из дома ценностей, книг, одежды и других вещей или предметов;
- частые необъяснимые звонки, резко изменившийся круг друзей;
- «вранье» по любому поводу ( но обманывает как-то лениво, не тратит усилий на то, чтобы ложь была правдоподобная).
4. Каковы последствия и осложнения?
- похудение, дефицит веса составляет до 30-40кг;
- снижение иммунитета, смерть может наступить от любой инфекции;
- выпадение зубов, волос ломка ногтей;
- телесные повреждения: нагноения, рубцы;
- энергетическое снижение: вялость, утомляемость;
- психическая опустошенность;
- рассеянность, затруднение концентрации внимания, нарастающие расстройства мышления, памяти.
Приложение №2.
Памятка для родителей.
Как уберечь детей от наркотиков.
Учитесь видеть мир своими глазами, чаще вспоминайте о том, как вы были детьми.
Учитесь слушать. Чаще выслушивайте своего ребенка, не отталкивайте его, общайтесь с ним.
Говорите о себе. Чтобы и ребенку было проще говорить о себе.
Не запрещайте безапелляционно. Выражайте свое мнение, задавайте вопросы.
Присматривайтесь к друзьям своего ребенка, проявляйте к ним интерес, старайтесь, чтобы ребенок стремился познакомить вас со своими друзьями.
Разделите проблемы ребенка и оказывайте ему помощь и поддержку.
Учите ребенка решать проблемы, а не избегать их. Если у него не получается решить их самостоятельно, помогите ему.
Предоставьте ребенку все необходимые сведения о наркотиках ( как отрицательные, так и положительные моменты). Помогите ребенку сделать правильный выбор между кратким миром удовольствия и необратимыми последствиями для здоровья и жизни.
Научите ребенка говорить «нет», чтобы ему легче было противостоять давлению сверстников.
Не отрицайте ваши подозрения. Разберитесь в ситуации. Не паникуйте, если ваш ребенок даже попробовал наркотик, это не значит что он наркоман.
Поговорите с ребенком честно и доверительно. Не начинайте разговор, пока не справитесь со своими чувствами.
Не читайте мораль, и ни в коем случае не угрожайте ему инее наказывайте ребенка.
Поддержите вашего ребенка, проявите внимание и заботу.
Обратитесь к специалисту. Химическая зависимость не проходит сама собой. Она только усугубляется. Вы можете обратиться в анонимную консультацию, если ваш ребенок отказывается идти с вами, придите сами.
Оставайтесь открытыми для своего ребенка. Оказывайте ему поддержку.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ №6.
Сценарий праздничного мероприятия, 9 класс. Апрельские тезисы. Творческое подведение итогов учебы в школе за 9 летЗадачи: обсудить с родителями и учащимися предварительные результаты достижений учащихся за 9 лет учебы в школе; проанализировать готовность учащихся к сдаче экзаменов за курс базовой школы; продемонстрировать творческие способности учащихся, познавательную мотивацию, стремление к достижению успехов в предстоящих экзаменах.
Форма проведения: интеллектуально-игровой марафон.
Подготовительная работа: подготовка пригласительных билетов для родителей; видеозапись фрагментов уроков учащихся по всем предметам и мнение учителей о классе и его готовности к экзаменам; подготовка шутливых конкурсов, в которых должны участвовать дети и родители; подготовка музыкальных номеров для марафона; подготовка конкурсов для родителей; подготовка сладкого стола для учащихся и родителей; подготовка сюрпризных награждений; праздничное оформление классного кабинета.
Комментарии для учителя. Данное детско-родительское собрание проводится в преддверии окончания девятого класса. Классный руководитель должен показать учебные достижения учащихся, ознакомить родителей с мнением учителей, работающих в классе, с результатами учебной деятельности учащихся. Это поможет родителям утвердиться во мнении о том, как нужно поступить в будущем, определяя судьбу своего ребенка после экзаменов. Такое собрание позволяет настроить ребят на сдачу экзаменов, а родителям сравнить успехи своего ребенка с успехами его сверстников.
Ход собранияI. Вступительное слово
Уважаемые мамы, папы и ученики!
Сегодня у нас праздник. Мы подводим итоги учебы в школе за 9 лет! Но мы обсудим и серьезные вопросы, например проверим, насколько готовы наши дети к поступлению в другие учебные заведения. А проверим мы это с помощью занимательных конкурсов, игр и заданий. Итак, мы начинаем!
(Выходят ведущие.)
1-й ведущий. Уважаемые папы и мамы! Одноклассники! Скоро, совсем скоро начнутся наши первые экзамены.
2-й ведущий. Очень хочется, чтобы они были нами сданы успешно, чтобы мы оправдали надежды своих учителей и родителей, друг друга.
1-й ведущий. Что ты имеешь в виду?
2-й ведущий. Я имею в виду, что не зря же мы столько лет вместе. Науку подглядывания, списывания мы усвоили неплохо.
1-й ведущий. Ты уверен в этом? Я — нет. Наши предки делали это гораздо виртуознее.
(Родители делятся воспоминаниями о своих первых школьных экзаменах.)
1-й ведущий. И так, как это делали родители — мы уже знаем. А теперь пусть родители посмотрят, как мы постигаем азы наук.
2-й ведущий. Мы отправляемся на урок русского языка и литературы. (Идет видеозапись уроков языка и литературы, учителя комментируют результаты учебных достижений учащихся в видеозаписи. Если это возможно, то лучше пригласить учителя на собрание. О» может дать свои рекомендации по подготовке учащихся к экзамену по русскому языку.)
II. Первый конкурс для родителей и учащихся
Необходимо прочитать выразительно стихи о весне и назвать, кто автор этих строк. (Стихи читают по очереди ребенок и родитель.)
Как грустно мне твое явленье,
Лишь только подснежник распустится в срок,
Лишь только приблизятся первые грозы,
Весна, весна! Пора любви!
На белых стволах появляется сок?
Какое томное волненье...
То плачут березы, то плачут березы.
В моей душе, в моей крови! (М. Матусовский)
С каким тяжелым умиленьем
Я наслаждаюсь дуновеньем
В лицо мне веющей весны
На поле сельской тишины. (А. С. Пушкин)
Седые сумерки легли
Весной на город бледный.
Автомобиль пропел вдали
В рожок победный.
Глядись сквозь бледное окно,
К стеклу прижавшись плотно...
Глядись. Ты не увидишь это вновь,
Бесповоротно... (А. А. Блок)
В весеннем парке плакала девочка:
«Посмотри-ка, ты папочка.
У хорошенькой ласточки переломана лапочка.
Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю...»
И отец призадумался, потрясенный минутою,
И простил все грядущие и капризы, и шалости
Милой, маленькой дочери, зарыдавшей от жалости. (В. Соловьев)
Родители и учащиеся награждаются аплодисментами и грамотами.
III. Второй конкурс для родителей и учащихся
(Выходят ведущие.)
1-й ведущий. Ты помнишь наши путешествия в природу, походы, игры.
2-й ведущий. С каким восторгом мы смотрели на малышей, которые играли в классики на школьном дворе, а мы в это время решали химические задачи и осваивали физические законы. Посмотрите, как это было совсем недавно.
Идёт видеозапись фрагментов уроков биологии, химии, физики, учитель каждого предмета после фрагмента своего урока рассказывает о достижениях класса и отдельных учащихся. Он говорит о том, на какие моменты в учении учащихся он хотел бы порекомендовать обратить внимание в 10 классе.
Затем родители и учащиеся сдают шуточный экзамен. Они отвечают на вопросы, которые предлагают им ведущие. Для этого образуются две команды - родители и дети.
Каждая команда должна ответить на десять вопросов. Если команда не может ответить на один из вопросов, отвечает команда соперников.
IV. Вопросы родителям и детям (см. приложение)
Каждой команде вручается сладкий приз — торт.
V. Третий конкурс. Музыкальный
(Выходят ведущие.)
1-й ведущий. На улице апрель, а мы все задачи какие-то решаем.
2-й ведущий. Ну, в этом нет ничего удивительного. Ведь скоро экзамены.
1-й ведущий. Экзамены экзаменами, но ведь хочется и расслабиться, музыку послушать, вспомнить о хорошем.
2-й ведущий. Как ты думаешь, а какие песни пели наши родители в этом возрасте?
1-й ведущий. Ну, так давай у них и спросим!
В конкурсе участвуют команда родителей и команда детей. Родители поют песни о весне, которые они пели в свои 16 лет. Дети поют песни своего времени. Обе команды исполняют по 3 — 4 песни.
Команда родителей может исполнить по одному куплету следующих песен: «Когда весна придет, не знаю»; «Тополя, тополя все в пуху»; «Вальс расставания».
VI. Четвертый конкурс — математический
На экране — урок математики. Учитель комментирует урок и рассказывает родителям об успехах учащихся, особенностях экзамена по математике в 9-м классе. Он обращает внимание родителей на то, как должен готовиться каждый ученик к экзамену.
(Выходят ведущие.)
1-й ведущий. Да, уроки математики заставляют нас работать много, творчески.
2-й ведущий. Без математики мы никуда. Посмотри вокруг, каша жизнь — сплошная математика. И поэтому мы предлагаем родителям и ребятам класса показать свои знания по математике, решив задания из замечательной книги Г. Остера.
Для выполнения этого конкурса формируются две команды. В каждой команде по пять человек. Команды смешанные. Команды выполняют задания как в эстафете. На старт выходят по одному человеку от каждой команды. Они получают конверты с заданиями, открывают конверт, зачитывают попеременно каждый свое задание и тут же дают ответ, затем становятся в конец команды. Если кто-то из участников дает неправильный ответ, команда теряет баллы. Главное сохранить всю команду до финиша.
VII. Задания по математике (см. приложение)
Награждение победителей конкурса.
(Выходят ведущие.)
1-й ведущий. Видишь, и математику мы немного знаем.
2-й ведущий. Так ведь мы не зря в школу ходим.
1-й ведущий. Да, но один экзамен у нас еще впереди. Это экзамен на нашу зрелость. Этот экзамен мы будем сдавать всю жизнь.
2-й ведущий. Жизнь покажет, какие мы люди, какие мы граждане своей страны. Хотя уже сегодня уроки истории говорят о многом.
На экране идет фрагмент урока истории. Учитель дает рекомендации по подготовке к экзамену, анализирует учебные достижения учащихся по истории, рекомендует литературу для чтения по истории.
VIII. Пятый конкурс - исторический
Родители и учащиеся делятся на две команды. Каждая команда получает конверт, в котором есть опорные слова. На основе опорных слов нужно «восстановить историческую справедливость», то есть восстановить историческое событие и записать его в виде рассказа. Время выполнения задания — 5 минут.
Каждая команда зачитывает свой исторический рассказ, который должен быть как можно больше снабжен подробностями, деталями.
Конверт 1. «Весна, 20 век, страна, граничащая с Польшей, разрушенное здание, капитуляция, солдаты, радость, слезы, генералы, цветы».
Конверт 2. «Ополчение, Березина, император, партизан, пожар, солдат, Москва, Победа, войска, сила».
Награждение команд, вручение грамот за знание истории своей страны.
IX. Заключительное слово классного руководителя
Уважаемые ребята, родители!
Вот и закончился наш творческий марафон. Он показал, что мы умеем, чему научились в школе за 9 лет. Мы убедились в том, что еще больше новых знаний и умений у нас впереди. А сейчас нас ждут первые экзамены, которые еще раз помогут вам, ребята, проявить творчество, собранность и ответственность за то дело, которым вы занимаетесь. А теперь я хочу вручить каждому памятку по подготовке к экзаменам.
(Ребята получают памятку (см. приложение) и ручку удачи, которая должна им принести успех на первых школьных экзаменах.)
X. Подведение итогов
ПриложениеВопросы команде родителей
1. Какой из весенних месяцев короче всех? (Май.)
2. Что весной растет вниз головой? (Сосулька.)
3. Какой день считается астрономическим началом весны? (21 марта — день весеннего равноденствия.)
4. Какой из весенних месяцев на Руси называли «цветень»? (Апрель.)
5. Какая весенняя птица любит за плугом ходить и кормиться? (Грач.)
6. Закончите пословицу: «Кто весною потрудится...» (...тот осенью повеселится.)
7. Шкура лежит, а сам водой бежит. Что это? (Весенний снег.)
8. В честь какого бога древних римлян получил свое название март? (В честь римского бога войны Марса? защитника мирного труда людей.)
9. Кто является постоянным участником душераздирающих мартовских концертов? (Коты.)
10. Как называется красивое зрелище, повторяющееся каждую весну, связанное с выходом вод из русла и затоплением поймы реки? (Половодье.)
Вопросы команде детей
1. Какие съедобные грибы собирают весной? (Сморчки, строчки.)
2. Какие жуки носят название того месяца весны, в котором они появляются? (Майские.)
3. Какому весеннему месяцу посвятил свою известную картину художник Левитан? (Картина «Март».)
4. Какое явление природы, происходящее в начале последнего весеннего месяца, любил Тютчев? («Люблю грозу в начале мая...»)
5. Закончите пословицу: «Весенний день...» («...год кормит».)
6. В платьице какого цвета приходит к нам весна, по мнению «Ляписа Трубецкого»? (Зеленого.)
7. Какой большой христианский праздник отмечается в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния? (Пасха.)
8. Кому мы обязаны празднованием Международного женского дня 8 Марта? (Кларе Цеткин.)
9. Какая популярная артистка Советского Союза сыграла сразу две роли в кинофильме «Весна»? (Любовь Орлова.)
10. Какой известный актер сыграл главную роль в кинофильме «Весна на Заречной улице»? (Николай Рыбников.)
Задания по математике
Команда 1
1. В бублике одна дырка, а в цифре, указывающей на первый весенний праздник, в два раза больше. Насколько меньше дырок в 7 бубликах, чем в 12 таких праздничных цифрах?
2. Две соседки решили поздравить друг друга с праздником 8 Марта. Первая тетенька, разговаривая со второй, произносит в минуту 127 слов. Вторая, разговаривая с первой, — 132 слова. Сколько приятных слов скажут, разговаривая, тетеньки друг другу, если 2 часа будут поздравлять друг дружку одновременно, не слушая подругу.
3. Длина 1/3 части сосульки равна 5 см. Узнайте длину всей сосульки. Сколько сантиметров сосульки останется, если медленно слизать с нее 2/5 ее длины?
4. Площадь квадратной мартовской лужи, в которую упал Иван Иванович, 4 м2. Длина одной стороны лужи равна росту Ивана Ивановича в шляпе. Шляпа увеличивает рост Ивана Ивановича на 16 см. Узнайте рост этого гражданина.
5. В канун женского праздника 40 бабушек ехали в одном лифте на «девичник» и застряли между этажами. Половина бабушек стала молча готовиться к самому худшему. 18 бабушек из другой половины стояли спокойно и надеялись на скорое спасение. Остальные бабушки оказались нервными, они начали нажимать на все кнопки подряд, кричать «Помогите!» и ругать всех и вся. Сколько нервных бабушек застряло между этажами?
Команда 2
1. Мальчик учит отрывок из стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы» из 40 строк. На то, чтобы запомнить каждую строчку, он тратит 2 минуты. Сколько минут потребуется мальчику, чтобы забыть это стихотворение, если известно, что забывает он стихи вдвое быстрее, чем запоминает?
2. Весной погода обманчива, и Всадник без головы очень боится простудиться, поэтому всегда возит с собой 72 бутылочки с микстурой от насморка. Однажды его лошадь споткнулась, 4/6 всех этих бутылочек разбились. Сколько осталось целых?
3 На автобусной остановке стояли 12 человек. Подкатил автобус и забрызгал мартовской грязью со снегом пятерых. Остальные успели попрыгать в колючие кусты. Сколько исцарапанных пассажиров поедет в автобусе, если известно, что трое так и не смогли выбраться из колючих кустов?
4. Хор, состоящий из 208 мальчиков и 105 девочек, исполняет на праздничном концерте задушевную песню. К счастью, лишь четвертая часть мальчиков и третья часть девочек орет во все горло, остальные только открывают рот. Найдите разность между мальчиками и девочками, орущими во все горло.
5. Длина крышки парты — 110 см, ширина — 50 см. Сколько пронзенных стрелами сердец вырезал на своей парте курносый Серега, если известно, что он заполнил сердцами всю крышку парты и каждое сердце поместил на отдельных 20 см2?
Памятка по подготовке к экзаменам
1. Готовясь к экзаменам, помни, что все, к чему ты прилагаешь усилия, ты делаешь для себя.
2. Старайся работать за своим письменным столом, это дисциплинирует, не позволяет расслабляться.
3. Через каждый час работы делай перерыв.
4. Намечай план работы надень и старайся его обязательно выполнить.
5. Старайся проговаривать трудные вопросы вслух, можешь привлечь в качестве собеседника зеркало.
6. Если родители не против после рабочего дня тебя послушать, рассказывай им то, что ты выучил в течение рабочего дня.
7. Для лучшего запоминания учебного материала рисуй схемы, пиши шпаргалки, конспекты. Это поможет тебе на экзамене вспомнить изученный тобой материал.
8. Используй для выполнения схем цветные карандаши, фломастеры. Яркие цвета, используемые в конспекте, легче вспоминаются.
9. Трудные даты для запоминания напиши на небольших листочках и развесь в своей комнате или по квартире. Проходя мимо них по несколько раз в день, ты сам не заметишь, как они останутся в твоей памяти.
10. Обязательно посещай консультации, готовь к ним вопросы учителю по существу.
11. Во время консультаций по подготовке к экзаменам не стесняйся задавать учителю вопросы, если тебе что-то непонятно. Консультация — это твое время и твое право задавать вопросы. Экзамен — это право учителя задать тебе вопросы.
12. Экзамен — это первое твое испытание. Постарайся оставить о себе хорошее впечатление.
13. Экзамен — это самопрезентация человека. Постарайся выглядеть так, чтобы экзаменаторам было приятно с тобой общаться.
14. Во время экзамена не спеши сразу давать ответ. Подумай, вникни в содержание поставленного вопроса в билете.
15. Строй свой ответ системно, логично, не забывай о важных фактах, связанных с вопросом билета.
16. Если в чем-то сомневаешься, лучше не говори, чтобы не сделать неуместные ошибки.
17. Если ты считаешь, что ты прав, не бойся отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.
18. Если ты не прав, не ищи виноватых в других людях. Постарайся в другой раз быть более серьезным и ответственным при подготовке к экзаменам.
19. Умей достойно выходить из самого трудного положения.
20. Удачи и успехов на экзаменах.