Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Школа № 62 города Донецка»
Родительский лекторий на тему:
«Психическое развитие и формирование личности»
Составитель:
учитель начальных классов
Аникиенко Алина Анатольевна
Содержание, формы и методы работы с родителями.
Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:
1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);
3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
Для вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс применяются следующие формы деятельности:
Традиционные
Нетрадиционные
● Родительские собрания
● Общеклассные и общешкольные конференции
● Индивидуальные консультации педагога
● Посещения на дому
● Родительские тренинги
● Дискуссии
● Психологические разминки
● Круглые столы
● Практикумы
Методы работы: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование.
Цель: Обучающая – сформировать представления о психологических особенностях ребенка.
Развивающая – развить навыки и умения взаимодействия самостоятельной работы.
Воспитательная – воспитать интерес к данной теме.
Задачи:
просветительские:
1. Знакомство родителей с задачами воспитания учащихся, учитывая особенности психологии и физиологии детей разного возраста.
2. Знакомство родителей с нормативно-правовыми документами, обеспечивающими учебно-воспитательный процесс школы.
3. Дать родителям необходимый объем педагогических, психологических, социально-экономических, медико-экологических знаний, которые бы способствовали планомерному воспитанию детей.
консультативные:
4. Оказание действенной помощи родителям, испытывающим трудности в воспитании детей, используя разнообразные формы работы.
коммуникативные:
5. Обмен опытом по воспитанию детей.
Оборудование: таблицы для заполнения (Развитие познавательных процессов подростка.)
Ход занятия
Вводная часть
Добрый день! Сегодня темой нашего разговора будет «Психическое развитие и формирование личности». Целями занятия являются сформировать у вас представления о психологических особенностях ребенка, воспитать интерес к данной теме. В начале занятия мы рассмотрим психологические новообразования возраста, затем интеллектуальное развитие подростка и завершим кризисом подросткового возраста.
II. Основная часть.
2.1.Психологические новообразования возраста
Вопрос: Как вы считаете, в чем проявляется становление личности?
Ответ: Да, действительно, становление личности проявляется в новообразованиях возраста.
Основным новообразованием возраста на начальном этапе является чувство взрослости – особая форма самосознания, возникающая между потребностью быть взрослым и участвовать в жизни взрослых и несоответствие этому реальных возможностей.
Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть – учебы.
Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время.
Также одно из важнейших новообразований – потребность в самоутверждении, проходит в группе сверстников, важно быть принятым и понятым.
Именно в этом возрасте появляется потребность в самовоспитании – сознательная деятельность, направленная на возможность полной реализации самого себя. Для каждого ребенка важными являются физическая и волевая сфера.
2.2. Интеллектуальное развитие подростка
Для изучения второго вопроса предлагаю вам заполнение таблицы по ходу моего рассказа. Таблица будет выглядеть следующим образом:
Познавательные процессы | Характеристика процесса |
Восприятие | |
Память | |
Внимание | |
Мышление | |
Воображение | |
В западной психологии развитие интеллекта в подростковом возрасте рассматривается с точки зрения совершенствования его структуры: происходит переход к формально – логическим операциям (Ж. Пиаже).
Восприятие становится избирательной, целенаправленной, аналитико – синтетической деятельностью.
Качественно улучшаются все основные параметры внимания: объем, устойчивость, интенсивность, возможность распределения и переключения; оно оказывается контролируемым, произвольным процессом.
Память внутренне опосредована логическими операциями; запоминание и воспроизведение приобретают смысловой характер. Увеличивается объем памяти, избирательность и точность мнемической деятельности.
Вопрос: что значит мнемическая деятельность?
Ответ: мыслительная.
Постепенно перестраиваются процессы мышления – оперирование конкретными представлениями сменяется теоретическим мышлением. Теоретическое мышление строится на умении оперировать понятиями, сопоставлять их, переходить в ходе размышления от одного суждения к другому. В связи с развитием самостоятельного мышления, переходом к инициативной познавательной активности усиливаются индивидуальные различия в интеллектуальной деятельности.
Воображение развивается по двум направлениям – творческое и пассивное.
Развитие познавательных процессов подростка.
Познавательные процессы | Характеристика процесса |
Восприятие | увеличивается объем, становится плановым, последовательным, происходит его интеллектуализация. |
Память | Усиливается произвольность, приобретается управляемость и организованность |
Внимание | Усиливается произвольность, приобретается управляемость и организованность, нет необходимости в наглядных образах. |
Мышление | Нарастание рефлексивного характера, активное формирование элементов творчества. |
Воображение | Развивается по двум направлениям: творческое и пассивное |
2.3. Кризис подросткового возраста.
Подростковый возраст является переходным между детством и взрослостью и является кризисным периодом, характеризующимся резкими качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития. Одной из наиболее значимых характеристик является биологическое созревание, которое называют еще пубертатным периодом или периодом полового созревания. В процессе пубертата выделяют 5 стадий:
Детство или инфантилизм – репродуктивная функция развивается медленно, регуляция развития осуществляется в основном за счет щитовидной железы. Мальчики – 10-12 лет, девочки – 8-10 лет.
Начало пубертата – связана с увеличением активности гипофиза, характеризуется появлением первичных признаков полового созревания. У мальчиков в 12-14 лет, у девочек- 9-12 лет.
Вопрос: А как вы думаете, какие это первичные половые признаки? Приведите, пожалуйста, пример.
Ответ: Увеличение роста, веса.
Этап активизации половых желез – активизируется деятельность надпочечников и щитовидной железы. Мальчики около 15 лет, девочки- 13 лет.
Вопрос: Как вы считаете, в чем выражается эта активизация?
Ответ: Выражается в скачках роста, ускоренном прибавлении веса, конституциональном изменении.
Период максимальной активности половых гормонов. У мальчиков около 19 лет, у девочек – около 17 лет.
Завершение формирования репродуктивной системы – 21 – 24 года.
Л. С. Выготский выделял возраст около 13 лет как переломную точку кризиса, но отмечал, что посткризисные годы (14 – 15 лет), когда складываются и предъявляются окружающим новые психологические образования, субъективно воспринимаются и родителями, и учителями как наиболее трудные.
Характер протекания, острота кризисных явлений зависят во многом от чувствительности взрослых к тем переменам, которые происходят с растущим ребенком, от их способности гибко изменять воспитательную тактику, перестраивать отношения, учитывая новые потребности и новые способности подростка.
Подростковый кризис – ломка, резкая смена всей системы переживаний подростка, ее структуры и содержания.
III. Заключительная часть
Таким образом, мы подошли к завершению одного из самых больших и интересных разделов в психологии – «Психическое развитие и формирование личности». Именно подростковый возраст является переходным между детством и взрослостью и является кризисным периодом, характеризующимся резкими количественными и качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития. Тем не менее, не смотря на кризисность этого периода жизни, происходит скачок в развитии всех сфер – познавательной, эмоциональной, волевой и т.д.