СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительский лекторий на тему: «Психическое развитие и формирование личности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка лектория позволит:

1.​ Знакомство родителей с задачами воспитания учащихся, учитывая особенности психологии и физиологии детей разного возраста.

2.​ Знакомство родителей с нормативно-правовыми документами, обеспечивающими учебно-воспитательный процесс школы.

3.​ Дать родителям необходимый объем педагогических, психологических, социально-экономических, медико-экологических знаний, которые бы способствовали планомерному воспитанию детей.

4.​ Оказание действенной помощи родителям, испытывающим трудности в воспитании детей, используя разнообразные формы работы.

5. Обмен опытом по воспитанию детей.

Просмотр содержимого документа
«Родительский лекторий на тему: «Психическое развитие и формирование личности»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа № 62 города Донецка»







Родительский лекторий на тему:

«Психическое развитие и формирование личности»









Составитель:

учитель начальных классов

Аникиенко Алина Анатольевна









Содержание, формы и методы работы с родителями.



Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);

2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).



Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала. 

Для вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс применяются следующие формы деятельности:

Традиционные

Нетрадиционные

● Родительские собрания

● Общеклассные и общешкольные конференции

● Индивидуальные консультации педагога

● Посещения на дому

● Родительские тренинги

● Дискуссии

● Психологические разминки

● Круглые столы

● Практикумы



Методы работы: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование.



Цель: Обучающая – сформировать представления о психологических особенностях ребенка.

Развивающая – развить навыки и умения взаимодействия самостоятельной работы.

Воспитательная – воспитать интерес к данной теме.


Задачи:

просветительские:

1.​ Знакомство родителей с задачами воспитания учащихся, учитывая особенности психологии и физиологии детей разного возраста.

2.​ Знакомство родителей с нормативно-правовыми документами, обеспечивающими учебно-воспитательный процесс школы.

3.​ Дать родителям необходимый объем педагогических, психологических, социально-экономических, медико-экологических знаний, которые бы способствовали планомерному воспитанию детей.

консультативные:

4.​ Оказание действенной помощи родителям, испытывающим трудности в воспитании детей, используя разнообразные формы работы.

коммуникативные:

5. Обмен опытом по воспитанию детей.



Оборудование: таблицы для заполнения (Развитие познавательных процессов подростка.)



Ход занятия

  1. Вводная часть

Добрый день! Сегодня темой нашего разговора будет «Психическое развитие и формирование личности». Целями занятия являются сформировать у вас представления о психологических особенностях ребенка, воспитать интерес к данной теме. В начале занятия мы рассмотрим психологические новообразования возраста, затем интеллектуальное развитие подростка и завершим кризисом подросткового возраста.

II. Основная часть.

2.1.Психологические новообразования возраста

Вопрос: Как вы считаете, в чем проявляется становление личности?

Ответ: Да, действительно, становление личности проявляется в новообразованиях возраста.

Основным новообразованием возраста на начальном этапе является чувство взрослости – особая форма самосознания, возникающая между потребностью быть взрослым и участвовать в жизни взрослых и несоответствие этому реальных возможностей.

Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть – учебы.

Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время.

Также одно из важнейших новообразований – потребность в самоутверждении, проходит в группе сверстников, важно быть принятым и понятым.

Именно в этом возрасте появляется потребность в самовоспитании – сознательная деятельность, направленная на возможность полной реализации самого себя. Для каждого ребенка важными являются физическая и волевая сфера.



2.2. Интеллектуальное развитие подростка

Для изучения второго вопроса предлагаю вам заполнение таблицы по ходу моего рассказа. Таблица будет выглядеть следующим образом:

Познавательные процессы

Характеристика процесса

Восприятие


Память


Внимание


Мышление


Воображение




В западной психологии развитие интеллекта в подростковом возрасте рассматривается с точки зрения совершенствования его структуры: происходит переход к формально – логическим операциям (Ж. Пиаже).

Восприятие становится избирательной, целенаправленной, аналитико – синтетической деятельностью.

Качественно улучшаются все основные параметры внимания: объем, устойчивость, интенсивность, возможность распределения и переключения; оно оказывается контролируемым, произвольным процессом.

 Память внутренне опосредована логическими операциями; запоминание и воспроизведение приобретают смысловой характер. Увеличивается объем памяти, избирательность и точность мнемической деятельности.

Вопрос: что значит мнемическая деятельность?

Ответ: мыслительная.

Постепенно перестраиваются процессы мышления – оперирование конкретными представлениями сменяется теоретическим мышлением. Теоретическое мышление строится на умении оперировать понятиями, сопоставлять их, переходить в ходе размышления от одного суждения к другому. В связи с развитием самостоятельного мышления, переходом к инициативной познавательной активности усиливаются индивидуальные различия в интеллектуальной деятельности.

Воображение развивается по двум направлениям – творческое и пассивное.

Развитие познавательных процессов подростка.

Познавательные процессы

Характеристика процесса

Восприятие

увеличивается объем, становится плановым, последовательным, происходит его интеллектуализация.

Память

Усиливается произвольность, приобретается управляемость и организованность

Внимание

Усиливается произвольность, приобретается управляемость и организованность, нет необходимости в наглядных образах.

Мышление

Нарастание рефлексивного характера, активное формирование элементов творчества.

Воображение

Развивается по двум направлениям: творческое и пассивное









2.3. Кризис подросткового возраста.

Подростковый возраст является переходным между детством и взрослостью и является кризисным периодом, характеризующимся резкими качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития. Одной из наиболее значимых характеристик является биологическое созревание, которое называют еще пубертатным периодом или периодом полового созревания. В процессе пубертата выделяют 5 стадий:

  1. Детство или инфантилизм – репродуктивная функция развивается медленно, регуляция развития осуществляется в основном за счет щитовидной железы. Мальчики – 10-12 лет, девочки – 8-10 лет.

  2. Начало пубертата – связана с увеличением активности гипофиза, характеризуется появлением первичных признаков полового созревания. У мальчиков в 12-14 лет, у девочек- 9-12 лет.

Вопрос: А как вы думаете, какие это первичные половые признаки? Приведите, пожалуйста, пример.

Ответ: Увеличение роста, веса.

  1. Этап активизации половых желез – активизируется деятельность надпочечников и щитовидной железы. Мальчики около 15 лет, девочки- 13 лет.

Вопрос: Как вы считаете, в чем выражается эта активизация?

Ответ: Выражается в скачках роста, ускоренном прибавлении веса, конституциональном изменении.

  1. Период максимальной активности половых гормонов. У мальчиков около 19 лет, у девочек – около 17 лет.

  2. Завершение формирования репродуктивной системы – 21 – 24 года.

Л. С. Выготский выделял возраст около 13 лет как переломную точку кризиса, но отмечал, что посткризисные годы (14 – 15 лет), когда складываются и предъявляются окружающим новые психологические образования, субъективно воспринимаются и родителями, и учителями как наиболее трудные.

Характер протекания, острота кризисных явлений зависят во многом от чувствительности взрослых к тем переменам, которые происходят с растущим ребенком, от их способности гибко изменять воспитательную тактику, перестраивать отношения, учитывая новые потребности и новые способности подростка.

Подростковый кризис – ломка, резкая смена всей системы переживаний подростка, ее структуры и содержания.



III. Заключительная часть

Таким образом, мы подошли к завершению одного из самых больших и интересных разделов в психологии – «Психическое развитие и формирование личности». Именно подростковый возраст является переходным между детством и взрослостью и является кризисным периодом, характеризующимся резкими количественными и качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития. Тем не менее, не смотря на кризисность этого периода жизни, происходит скачок в развитии всех сфер – познавательной, эмоциональной, волевой и т.д.