Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Кушвинского городского округа
« Кушвинская детская музыкальная школа » .
Родительское собрание «10 причин учить ребёнка музыке».
Собрание провела
Преподаватель оркестрового отделения
Поскачеева Светлана Дмитриевна.
Дата проведения 21 апреля 2017 года
I часть: Презентация «10 причин учить ребёнка музыке».
II часть: Требования к техническому зачёту.
III часть: Концерт учащихся класса Поскачеевой С. Д.
«Зачем учить детей музыке?» - самый распространенный вопрос, который задают себе родители, но никогда не сомневаются в том, что ребенка надо научить читать, писать и считать. Хочется напомнить, что именно с древних времен известны человечеству три знака – буква, цифра, нота! Понятно, что не каждый ребенок вырастет в будущем знаменитым музыкантом, но каждому занятия музыкой принесут огромную пользу. Многие политики и предприниматели, нобелевские лауреаты , люди, добившиеся больших успехов в жизни, в детстве обучались музыке. А из своего опыта хочется заметить, что каждый родитель, успешно завершивший свое музыкальное образование, тоже старается приобщить своего ребенка к музыке.
Мне, как педагогу, интересно было узнать мнение родителей, дети которых, обучаются в отделе «Музыкальное творчество», провела анкетирование, вопрос стоял так: «Зачем вы привели своего ребенка в музыкальную студию? Ваши ожидания?» Самый распространенный ответ – «для общего развития», затем – «чтобы умел играть на музыкальном инструменте», « чтобы пел красиво», и только один ответ меня удивил и обрадовал больше всего - «чтобы мой ребенок разбирался в хорошей музыке, рос добрым человеком»! Действительно, этот ответ отражает основную тенденцию современной музыкальной педагогики: главной задачей массового музыкального воспитания является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на духовный мир обучающегося.
Итак, продолжаем, нужно ли учить ребенка музыке? Стоит ли его отдать в хоровой класс, обучаться игре на музыкальном инструменте, если с виду он и не обладает музыкальными дарованиями? Вам кажется, что ваш ребенок фальшиво поет песенки? В доме нет места для музыкальных инструментов? Да и, как быть, если ребенку вообще некогда – бассейн, секция, иностранный язык….
Поверьте, учить детей музыке нужно – для этого есть самые веские основания:
Здоровье и развитие мозга.
Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был здоров и успешен. В нашем Дворце творчества уделяется много внимания здоровьесберегающим технологиям, комфортному пребыванию детей на занятиях. Исследование, проведенное психологами, доказало, что в основе развития творческих и музыкальных способностей лежит высокий уровень развития всех видов памяти, пластичность сенсорных систем, скорость обработки информации. Занятия музыкой способствуют гармоничной работе обоих полушарий мозга, что повышает общий уровень интеллекта ребенка. Учеными биофизиками отмечено удивительное влияние акустических волн классической музыки на здоровье человека. Во всем мире с помощью хорового пения успешно лечат детей от заикания, болезней органов дыхания, укрепляют сердечную мышцу.
Развитие нравственности и эмоциональной отзывчивости .
Мы, как родители, много внимания уделяем умственному воспитанию. Сегодня неграмотный человек — музейная редкость. Хуже обстоит дело с нравственным воспитанием. Интеллектуальное развитие часто опережает эмоциональное. "Опасность не в том,- писал украинский специалист по кибернетике Г.Суворов,- что машины начнут думать по - человечески, а в том, что человек начнёт думать, как машина". Если ребёнка не воспитывать эмоционально, он превратится в робота. Перестанет мечтать, любить и сопереживать. Как педагог я знаю, что у ребёнка мало знаний и жизненного опыта, но его эмоциональный мир необыкновенно ярок и сложен. Он обострённо чувствует добро и зло, фальшь и искренность. Все эти качества нужно обязательно развивать. Слушая музыку на уроке музыкального развития, концерте, исполняя её, пытаясь выразить чувства, дети учатся доброте, душевной тонкости. Для меня, как практика, это очень ценно.
Воспитание самодисциплины и силы воли.
Музыкальному искусству не научить за одно занятие и даже за десять. Музицировать (заниматься на инструменте, петь) нужно будет регулярно, каждый день, несколько лет. А значит, надо учиться быть упорным и настойчивым, целенаправленным. Потребуется умение концентрировать внимание, умение быстро реагировать, слушать себя и тех, и тех, кто рядом с тобой. Встречая своих выпускников, я слышу приятные рассказы об их успехах и о том, что обучение музыке очень пригодилось в жизни. Хотя бы, поэтому можно утверждать, что если ваш ребёнок, окончив музыкальную студию, не стал музыкантом и занимается совсем другим делом, время, проведённое за инструментом, не прошло зря. Он научился одному из самых важных умений в жизни — сосредоточенно и много трудиться.
Развитие координации.
Не важно, какой инструмент выберет ребенок в нашем Дворце – фортепиано, гитару, скрипку, балалайку или синтезатор, лишь бы он ему нравился. Во время игры на музыкальном инструменте приходится хорошо выполнять сразу несколько процессов одновременно, что очень пригодится в будущем. Научные исследования доказали, что у детей, обучающихся игре на инструментах, улучшается координация движений, мелкая моторика рук. Это не удивительно. При игре и пальцы, и вся рука делают множество движений. Кроме того, правая и левая рука совершают подчас абсолютно разные движения. Играют с разной силой (одна может играть громко, а другая тихо), в разном характере и в разном темпе. Всё это способствует улучшению связей между центрами мозга, управляющими движениями. Развивает пространственное мышление.
Музыка и математика идут рядом.
Думали ли вы о том, что занятия музыкой будут развивать еще и математические способности? У вашего ребенка формируется пространственное мышление, он будет с легкостью запоминать нотные тексты и звуковые фигуры. Как известно, Альберт Эйнштейн умел играть на скрипке, а большинство профессоров физики и математики Оксфорда являются членами музыкального клуба. Из опыта хочу лишь добавить, что в сольфеджио, в теоретической его части, часто используются чисто математические приемы и способы решения, а дети, с радостью находят эти параллели и решают музыкально-математические задачки.
Развитие речи.
Музыку и язык музыканты не зря считают братьями-близнецами. Музыкальная ткань также строится из предложений и фраз. Музыкальные формы можно сравнить с литературными, музыкальные интонации, например вопрос, радость и восторг, повторяют речевые интонации человека. На занятиях по сольфеджио мы всегда заостряем на этом внимание, ищем правильные музыкальные интонации, сравниваем их. Вы заметите, что, занимаясь музыкой, ваш ребенок будет легко запоминать иностранные слова и составлять грамотные предложения. Учителя младших классов рассказывают, что после уроков музыки очень хорошо проходят уроки чтения. У детей обостряется восприятие. Они лучше соображают.
.
Успешное изучение технических наук.
Любое музыкальное произведение обладает строгой структурой. Оно распадается на фрагменты, что состоят из небольших фраз и тем. Понимание структуры музыки в будущем облегчит вашему ребенку изучение и технических наук. Музыка поможет добиться вершин в компьютерных науках, не зря же в легендарной компании Microsoft предпочитают брать сотрудников с музыкальным образованием.
Развитие навыков общения.
Музыкальные занятия развивают навыки общения или, как их называют, коммуникативные навыки. Групповые занятия по музыкально-теоретическим дисциплинам и в хоре способствуют социализации личности. Занятия в хоре помогают ребенку налаживать контакт со своими сверстниками, совместно трудиться в одном коллективе, помогать друг другу. Во время хорового пения дети ощущают ответственность за общее звучание песни, радость коллективного творчества, облагораживающее влияние самой песни. Между поющими в одном хоре складываются теплые и дружеские отношения. Создается особая атмосфера увлеченности музыкой, радости, совместного творчества. Ансамблевое музицирование в классе по специальности дает практические навыки коллективной деятельности, учит слышать своего партнера.
Интеллект.
Одна из особенностей обучения игре на фортепиано – это интенсивное развитие интеллектуальных возможностей человека, причём не только узко специальных (то есть музыкальных), но и тех способностей, которые необходимы нам в повседневной жизни. Уникальные данные, полученные при исследовании интеллектуальных возможностей пианистов разных возрастных категорий, показали общие для них качества:
Аналитическое мышление.
Быстрое и легкое освоение материала и хорошая координация – развиваются в результате того, что при игре на фортепиано 2-мя руками одновременно работают оба полушария головного мозга, что не характерно для других видов деятельности человека. Благодаря этому развиваются творческие способности, гибкость и вариативность мышления.
Особого внимания заслуживает способность пианиста мыслить вперед, опережая игру пальцев, не прерывая при этом исполнения, что развивает перспективное мышление, целостное видение.
Занятия музыкой сближают детей и родителей.
Мы имеем в виду не только сам процесс обучения на музыкальном инструменте, но и совместное слушание музыки, совместное пение. И, пожалуй, особенно совместное музицирование. Тут возможности самые разнообразные: игра в четыре руки, игра в ансамбле на разных инструментах. Или, например, когда родители, умеющие играть, аккомпанируют маленькому скрипачу или певцу. Сближают и совместные домашние концерты. Далеко не все дети любят быть солистами. Куда приятней выступать в ансамбле с папой, мамой или бабушкой.
Формируются эстетические чувства и эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Музыка позволит ребенку лучше воспринимать красоту окружающего мира, развивает его внутренний духовный мир. И это точнее всего описывает основное влияние музыкального образование на развитие творческой разносторонней полноценной личности.
«Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее».
Требования к техническому зачёту.
Учебный предмет «Специальность(флейта)» В рамках текущего контроля проводятся технический зачет (I полугодие, начиная со 2 по 7 классы) и зачет по творческим навыкам (II полугодие, 2-7 классы). Зачеты дифференцированные, с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный характер. Зачеты предполагают исполнение программы в классе в присутствии комиссии в составе двух-трех преподавателей и проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. На технический зачет выносятся: - этюд (в соответствии с требованиями по классу); - гамма (арпеджио, вид гаммы в соответствии с требованиями по классу); - знание терминологии в соответствии с требованиями по классу. На зачет по творческим навыкам выносятся: - пьеса для чтения с листа (на два класса ниже); - коллоквиум; - самостоятельно выученная пьеса (в старших классах).
1 класс
Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний учащихся 1. Назовите части инструмента? 2. Какие длительности нот ты знаешь? 3. Назови знаки альтерации. 4. Что такое тон? 5. Какие лады ты знаешь? 6. Что такое затакт? 7. Какие динамические оттенки тебе известны? 8. Сколько линеек в нотной строке? 9. Какие ты знаешь духовые музыкальные инструменты? 10. Назови произведения, которые ты играл в этом году и их авторов.
2 класс Требования к техническому зачету - мажорные и минорные гаммы с одним знаком при ключе пройденными штрихами (в умеренном темпе), трезвучия; - 1 этюд (по нотам); - знание терминов.
f
фортэ
ff
фортиссимо
mf
громко
мэццо фортэ
очень громко
p
не очень громко
пиано
pp
пианиссимо
тихо
mp
non legato
очень тихо
мэццо пиано
нон легато
очень тихо
legato
легато
staccato
не связно
стаккато
связно
ritenuto
отрывисто
ритэнуто
diminuendo
диминуэндо
замедляя
crescendo
постепенно уменьшая силу звука
крещендо
постепенно увеличивая силу звука
Требования по чтению с листа Умение сыграть пьесу с несложной мелодической линией (расширение диапазона до октавы) в пределах 8 тактов в тональностях до 2-х знаков. Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний учащихся (рекомендуется добавлять вопросы из предыдущего класса): 1. Назовите ноты основного ряда от "до" вверх и от "до" вниз. 2. Что такое ключевые и случайные знаки? 3. Прочти динамические оттенки, которые встречаются в твоих произведениях. 4. Каково строение мажорного лада? 5. Каково строение минорного лада? Назовите виды минора. 6. Назови знаки увеличения длительности нот. 7. Назови известные тебе штрихи. Какие штрихи встречаются в твоих пьесах? 8. Перечисли произведения, которые ты играл в этом году и определи их жанр. 9. Какой размер используется в твоих произведениях? 10.Рассказать о композиторах, произведения которых ты играешь.
Термины
3 класс Требования к техническому зачету - мажорные и минорные гаммы G-dur, F-dur, e-moll, d-moll в одну октаву штрихами staccato, legato, detaсhe, трезвучия; - 1-2 этюда (по нотам); - знание терминов. Термины При проверке терминов, использовать термины 2 класса.
3 класс
andante
андантэ
andantino
спокойно
allegro
андантино
allegretto
быстрее, чем андантэ
аллегро
moderato
скоро
аллегретто
оживленно
модэрато
умеренно
Требования по чтению с листа Чтение с листа пьес (уровень 1 класса). Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний учащихся (рекомендуется добавлять вопросы из предыдущего класса) 1. Что такое мелодия? 2. Что такое аккомпанемент? 3. Что такое период, предложение, фраза? 4. Что такое акцент? 5. Что значит слово "ансамбль", "оркестр"? 6. Назови инструментальный состав духовой группы симфонического оркестра. 7. Какие ты знаешь интервалы? 8. Какие трезвучия называются главными? На какой ступени они строятся? 9. Что такое обращение аккорда? Назови обращения трезвучия. 10. С какого интервала начинаются пьесы, которые ты исполняешь? 11. Посещаешь ли ты концерты исполнителей? Какие? 12. Что означает "кульминация"?
4 класс Требования к техническому зачѐту - мажорные и минорные гаммы до двух знаков D-dur, B-dur, h-moll, g-moll в одну (полторы две) октавы, штрихами staccato, legato, detache, трезвучия и арпеджио, хроматическую гамму от ноты «фа» второй октавы до ноты «фа» третьей октавы; - 2 этюда (по нотам); - знание терминов. Термины При проверке терминов, использовать термины предыдущих классов. Требования по чтению с листа Чтение с листа пьес (уровень 2 класса)
4 класс
grazioso
грациозо
ledgiero
грациозно
cantabile
леджьеро
vivo
легко
кантабиле
vivace
певуче
виво
живо
виваче
presto
adagio
живее, чем виво
прэсто
largo
очень быстро
адажио
медленно
лярго
очень медленно
Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний учащихся (рекомендуется добавлять вопросы из предыдущего класса) 1. Что такое темп? 2. Приведи примеры терминов, обозначающих быстрый темп. 3. Приведи примеры медленных темпов. 4. Приведи примеры умеренных темпов. 5. Какие средства музыкальной выразительности тебе известны? 6. Что такое секвенция? 7. Что такое кульминация? 8. Расскажи о правилах поведения слушателей на концерте. 9. Знаки альтерации. 10.Проанализировать одно из исполняемых музыкальных произведений и ответить на следующие вопросы: - назвать композитора, его национальную принадлежность, годы жизни или век определить характер, образное содержание произведения - назвать жанр произведения - определить тональность, размер, темп, форму; - проанализировать динамический план, указать кульминацию - назвать, какие средства выразительности использует композитор для создания данного образа (в т. ч. особенности ритма (пунктирный, равномерный и т. д.), типы движения мелодии (поступенное движение, широкие ходы), ключевые интонации.
5 класс Требования к техническому зачѐту - мажорные и минорные гаммы до трех знаков А-dur, Es-dur, fis-moll, c-moll штрихами staccato, legato, detache, трезвучия и арпеджио, хроматическую гамму от ноты «фа» первой октавы до ноты «фа» третьей октавы; - 2 этюда (по нотам); - знание терминов. При проверке терминов, использовать термины предыдущих классов. Требования по чтению с листа Чтение с листа легких пьес из репертуара 2-3 класса. Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний учащихся (рекомендуется добавлять вопросы из предыдущего класса) 1. Каких ты знаешь исполнителей на духовых инструментах? 2. Какие виды штрихов тебе известны? 3. Классифицируй свой репертуар по жанрам. 4. Какие концерты ты посетил в этом году? 5. Какие виды искусства тебе известны? 6. Назови учреждения культуры, которые находятся в нашем городе. 7. Кто твой любимый композитор? Расскажи о нем. 8. Проанализируй одно из произведений своего репертуара, охарактеризуй образное содержание и выразительные средства.
Термины
5 класс
piu mosso
пиу моссо
accelerando
более подвижно
аччелерандо
meno mosso
da capo al fine
мэно моссо
ускоряя
менее подвижно
дэ капо эль финэ
agitato
повторить с начала до слова конец
аджитато
marcato
взволнованно
маркато
подчеркивая
maestoso
molto
маэстозо
торжественно
мольто
grave
очень, весьма
sostenuto
гравэ
тяжело
состэнуто
сдержанно
Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний учащихся (рекомендуется добавлять вопросы из предыдущего класса) 1. Каких ты знаешь исполнителей на духовых инструментах? 2. Какие виды штрихов тебе известны? 3. Классифицируй свой репертуар по жанрам. 4. Какие концерты ты посетил в этом году? 5. Какие виды искусства тебе известны? 6. Назови учреждения культуры, которые находятся в нашем городе. 7. Кто твой любимый композитор? Расскажи о нем. 8. Проанализируй одно из произведений своего репертуара, охарактеризуй образное содержание и выразительные средства
6 класс Требования к техническому зачѐту - мажорные и минорные гаммы до четырех знаков E-dur, Аs-dur, cis-moll, f-moll штрихами staccato, legato, detache, трезвучия и арпеджио, хроматическую гаммы от ноты «соль» первой октавы до ноты «соль» третьей октавы, доминантсептаккорды; - 2-3 этюда (по нотам); - знание терминов. Термины
6 класс
ritardando
allargando
ритэрдандо
алляргандо
замедляя
calando
саляндо
assai
расширяя
ассаи
затихая
giocoso
джиокозо
sempre
весьма
сэмпрэ
игриво
con anima
espressivo
кон анима
все время
эспрэссиво
с душой
risoluto
ризолюто
brilliante
выразительно
брильянтэ
решительно
animato
блестяще
morendo
анимато
морэндо
воодушевленно
non troppo
замирая
нон троппо
не слишком
Требования по чтению с листа Чтение с листа легких пьес из репертуара 3-4 класса. Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний учащихся (рекомендуется добавлять вопросы из предыдущего класса) 1. Что такое тембр? 2. Как строится хроматическая гамма? 3. Что такое интонация и какова ее роль в музыкальном произведении? 4. Назови свой репертуар? 5. Назови основные выразительные средства музыки. 6. Что такое переложение? 7. Назови духовые инструменты. 8. Рассказать о посещенных концертах. Выразить свое отношение, проанализировать выступления исполнителей. 9. Проанализировать одно из исполняемых музыкальных произведений и ответить на следующие вопросы
7 класс Требования к техническому зачѐту - мажорные и минорные гаммы до пяти знаков H-dur, Des-dur, gis-moll, b-moll штрихами staccato, legato, detache, хроматические гаммы, доминантсептаккорды и их обращения; - 2-3 этюда (по нотам); - знание терминов. Термины При проверке терминов, использовать термины предыдущих классов.
7 класс
rubato
рубато
con brio
свободно
appassionato
кон брио
ad libitum
с жаром
аппасионато
amoroso
страстно
ад либитум
capriccioso
по желанию, по усмотрению. свободно
аморозо
rubato
страстно, любовно
каприччиозо
con brio
капризно, причудливо
рубато
appassionato
свободно
кон брио
с жаром
аппасионато
страстно
Требования по чтению с листа Чтение с листа легких пьес из репертуара 4-5 класса. Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний учащихся (рекомендуется добавлять вопросы из предыдущего класса) 1. Чем отличается ансамбль от оркестра? 2. Перечисли выразительные средства музыки, что они означают. 3. Назови виды искусства. 4. На каких концертах ты был, что запомнилось? 5. Проанализировать одно из исполняемых музыкальных произведений (назвать композитора, его национальную принадлежность, годы жизни; назвать жанр произведения; определить тональность, размер, темп, форму; проанализировать динамический план, указать кульминацию. Назвать, какие средства выразительности использует композитор для создания данного образа (в т.ч. особенности ритма (пунктирный, равномерный и т.д.), типы движения мелодии (поступенное движение, широкие ходы), ключевые интонации.
Программа концерта 21 апреля 2017 года.
Класс флейты. Преподаватель. Поскачеева С. Д. конц. Раскопина Л. Б.
Сидорова Виолетта Е. Тиличеева Вальс
Н. Карасёва « Горошина »
Кононович Полина Обработка Карасёва « Пастушка »
Л. Качурбина « Мишка с куклой »
Тебенькова Дарина « Птичка над моим окошком » . Рус.нар. песня.
Швецова Юля « Журавель » Украинская народная песня »
М. Красев « Падают листья »
Серикова Люба Д. Кабалевский « Наш край »
« Аннушка » чешский народный танец
Куфтина Катя М. Дунаевский Колыбельная
Ж. Металлиди « Лошадка »
Романова Зина « Санта-Лючия » Итальянская нар. песня
Ж. Металлиди « В гостях »
Чемакин Георгий К. Листов « В землянке »
Г. Гладков « Песенка друзей »
Айсина Анжелика « Кукушка » русская нар. Песня
Ю. Крылатов « Колыбельная медведицы »
Апросова Анна Ю. Должиков « Ладушки »
Е. Юрьев « Динь-динь-динь »
Дмитроченко Варвара Э.Григ « Ариэтта » .
Ж. Металлиди « Танцующие светлячки »
Гекк Стефания И.С . Бах Менуэт
Ж. Металлиди « В гостях » .