ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
«Результаты логопедического обследования обучающихся в 1-ых классах МОУ «Средняя Общеобразовательная школа №8» за текущий год
План выступления
Речь - важная функция человека.
Речевые расстройства и социальная адаптация.
Что означает системное недоразвитие речи?
Результаты логопедического обследования данного класса.
Разное.
Речь является важнейшей функцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к мышлению, к обобщенному отражению действительности, к осознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий.
Чистая, правильная речь – одно их важнейших условий нормального психического развития человека. При помощи речи, общения ребенок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнает много нового, интересного, может выразить свои желания, мысли, требования. К сожалению, с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями в развитии речи и усложняется структура речевых дефектов.
Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток и на формирование неречевых психических процессов: наблюдается недостаточная устойчивость внимания, ограниченны возможности его распределения; при относительно сохранной смысловой памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Имея в целом полноценные предпосылки для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно – логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Речевые расстройства, оказывая отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребёнка, препятствуют так же его успешной социальной адаптации.
Поэтому, формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Контингент учащихся школы за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства первоклассников, носят характер системного недоразвития речи средней степени, для которого характерно:
- нарушения звукопроизношения;
- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
- нарушения сложных форм словообразования;
- несформированность связной речи;
- выраженная дислексия;
- дисграфия.
Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
Логопедическое обследование детей разных возрастных групп и разной степени обученности будет строиться по-разному. Однако существуют общие принципы и подходы,определяющие последовательность проведения обследования (Грибова О.Е.).
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает, что отбор заданий, их формулировки и наполнение вербальным и невербальным материалом должны соотноситься с уровнем реального психо-речевого развития ребенка и учитывать специфику его социального окружения и личностного развития.
Внутри каждого вида тестирования предъявление материала дается от сложного к простому. Это позволяет ребенку закончить каждую пробу успешно, что создает дополнительную мотивацию и положительный эмоциональный настрой, что повышает продуктивность и продолжительность обследования. При стандартном подходе, когда каждая проба усложняется по мере тестирования ребенка, ребенок обречен в большинстве случаев «упираться» в неуспех, что вызывает чувство негативизма, ощущение неизбежности ошибки, а это в значительной мере провоцирует снижение интереса к предъявляемому материалу и ухудшение демонстрируемых достижений.
От продуктивных видов речевой деятельности — к рецептивным. Исходя из данного принципа, в первую очередь обследуются такие виды речевой деятельности, как говорение и письменная речь. При наличии диагностических признаков неблагополучия в продуктивных высказываниях рекомендуется проводить исследование по изучению состояния рецептивных видов деятельности: аудирования и чтения.
Важно изучить медицинскую карту ребёнка и выписки из нее специалистов: педиатра, невролога, психиатра, отоларинголога и др. Кроме того, могут быть предоставлены заключения специалистов, консультации которых получены по собственной инициативе родителей в различных медицинских учреждениях.
В ходе осуществления диагностики учитель-логопед ориентируется на задачи:
Установление контакта с ребенком в ходе беседы, позволяющее
определить:
характер контакта (легко и быстро вступает в контакт; контакт носит нестабильный, поверхностный характер, в контакт не вступил);
особенности поведения ребенка (адекватно реагирует на замечания, эмоционально уравновешен, неустойчив, напряжен; положительно откликается на одобрение; эмоционально индифферентен);
состояние познавательного интереса (проявляет заинтересованность; интерес нестойкий, пропадающий из-за неудач; к ситуации обследования безразличен; характерна низкая мотивация).
Обследование импрессивной стороны речи, позволяющее выявить:
объем пассивного словаря,
особенности понимания ребенком лексики с обобщенным, многозначным и переносным значениями;
характер понимания грамматических форм (единственного и множественного числа существительных и прилагательных, форм мужского и женского родов глаголов прошедшего времени, понимания значения предлогов);
особенности понимания предложений (выполнение предъявленных на слух словесных инструкций разной сложности, в том числе, восприятие сложных логико-грамматических конструкций);
Анатомическое строение артикуляционного аппарата:
отметить наличие и характер имеющихся аномалий в мимическом строении: челюсти, дефекты прикуса (передний открытый, боковой открытый, перекрёстный прикус, прогения, прогнатия);
зубы (двойной ряд зубов, отсутствие зубов, очень мелкие зубы, вне челюстной дуги, диастемы между передними зубами);
язык (толстый, мясистый, «географический» язык, длинный узкий язык, короткая подъязычная связка);
твердое нёбо (высокое узкое, так называемое «готическое» нёбо, низкое, плоское, наличие расщелин, их характер);
мягкое нёбо (нормальное или укороченное, наличие раздвоения, расщепление маленького язычка, отсутствие его);
губы (наличие рубцов, короткая верхняя губа)
Состояние двигательных функций:
наличие выраженных парезов, параличей, нарушений тонуса.
объем движений, сила движений, точность, переключаемость;
наличие синкинезий;
усиленная саливация в состоянии покоя или при двигательных нагрузках;
степень выраженности двигательных недостатков при выполнении непроизвольных и произвольных движений.
Состояние звукопроизношения:
Уточнение характера нарушений произнесения звуков речи: отсутствие, замены, смешения, искажения артикуляций в различных условиях:
при изолированном произнесении звуков;
в слогах: открытых, закрытых, простых и со стечением согласных;
в начале, середине и конце слов;
во фразах;
в тексте.
Состояние слоговой структуры слова:
Оценивание характера ошибок (пропускает слоги, переставляет слоги, добавляет слоги, упрощает стечения, преобразует стечения согласных в дополнительный слог; переставляет согласные; очень нечетко, почти неразборчиво воспроизводит контур слова; при повторном произнесении воспроизводит слово хуже или лучше с опорой/без опоры на образец).
Особенности просодики:
голос (хриплый, фальцетный, истощающийся, тусклый, сиплый, маломодулированный, назализованный и т.д.);
речь выразительная (невыразительная); интонационно оформленная, монотонная, затруднения в использовании вопросительной интонации, в выделении логического ударения, паузации;
темп речи ускорен, замедлен, скандированная;
дыхание поверхностное, короткий речевой выдох, несовпадение вдоха и логических пауз, короткий судорожный вдох, речь на вдохе.
Состояние фонематического восприятия:
Определение способности повторение слогов с оппозиционными звуками по звонкости-глухости, твердости-мягкости, способу и месту образования.
Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых и смешиваемых в произношении.
Указание, устойчивый или неустойчивый характер смешения, какие факторы ухудшают различение оппозиционных звуков.
Обследование звукового, слогового и языкового анализа и синтеза.
Процесс звукового анализа предполагает:
умение выделять устойчивые смыслоразличительные единицы – фонемы из звукового потока слова на основе их слухопроизносительной дифференциации;
овладение учебным (умственным) действием последовательно, по порядку выделять все звуки в составе слова.
Следовательно, звуковой анализ необходимо рассматривать как сложный процесс, развернутый по составу операций (А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин и др.) и требующий с самого начала формирования активности и произвольности.
Звуковой анализ и синтез:
Выделение звука из слова.
Выделение первого звука в слове.
Выделение последнего звука в слове.
Определение места звука (начало, середина, конец) в слове.
Определение количества звуков в словах (количественный анализ).
Называние последовательно всех звуков, составляющих слово.
Определение места звука по отношению к другим звукам в слове (позиционный анализ).
Называние слов, включающих сразу два оппозиционных звука.
Произнесение слитно слово, произнесенное логопедом с паузами после каждого звука.
Обращается внимание и фиксируется, как ребенок выполняет поставленную перед ним задачу: сразу при помощи проговаривания слова про себя, «в уме», или замедленно, развернуто – на основе громкого или шепотного проговаривания вслух, «артикуляционного прощупывания его элементов» (А.Р.Лурия). Отмечается также характер ошибок и умение контролировать собственные действия.
Результаты логопедического обследования обучающихся данного класса.
( Отдельно на каждый класс своё логопедическое обследование )
Разное. (Вопросы родителей).