СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание"Что означает "духовность"для учащихся,их родителей и семьи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка для родительского собрания

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание"Что означает "духовность"для учащихся,их родителей и семьи"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 »

г. Спасска

им. В.А.Шпагина



.







«Что означает «духовность» для учащихся, их родителей, семьи»










Подготовила

учитель нач. классов Баландина Т.В.















Добрый день уважаемые родители , гости, педагоги.

Человек может приобрести различные профессии, но одной из главных профессий мужчины и женщины, матери и отца является профессия быть родителем. Стать родителем зачастую гораздо про­ще, чем состояться как родитель. Если отец и мать стремятся постичь науку отцовства и материнства, если демонстрируют свое разумное поведение и поступки в качестве родителей, у них есть шанс добить­ся успехов и побед в деле воспитания своих детей.

Сегодня мы достаточно хорошо понимаем, что основы нравствен­ности, безусловно, формируются в семье. Первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, жестокости и безраз­личия, безусловно, формируются семьей и в семье.

Таким образом, перед нами выстраивается следующая иерархия:

семья - ребенок — нравственность — поведение — поступок — семья.

Говоря о нравственном воспитании ребенка в семье, необходимо четко представлять себе, какие нравственные понятия должны фор­мировать в своих детях родители с самого раннего их детства.


Представьте, что в ваших ладонях сидит птенчик. Он неуверенно встает на еще сла­бые лапки, доверчиво прижимаясь к ва­шим ласковым, нежным рукам. Почув­ствуйте, как трепетно бьется его маленькое сердце. Согрейте его своим теплом, при­коснитесь к мягкому, податливому комоч­ку. Задумайтесь о том, что ждет это безза­щитное существо. Что вы чувствуете? Нежность и любовь, ответственность за его судьбу. Благодаря вашему участию и вниманию птенец окреп, подрос, превра­тился в прекрасную птицу. Он вот-вот вспорхнет с ваших ладоней! Посмотрите, какая птичка слетела с ваших рук? Как она ведет себя? Уверенно осваивает простран­ство или испуганно прячется? Весело ще­бечет в стайке или одиноко сидит на вет­ке? Вы уже догадались, что речь идет о на­ших любимых детях, а уютное гнездыш­ко — это ваш дом, ваша семья.

Как вы думаете, какие факторы влияют на станов­ление вашего ребенка как личности? (На­следственность, семья, школа, социум.)


Какой фактор нужно поставить на первый план? (Семью.)


Прежде чем ответить на вопрос «Какими качествами должна обладать семья, чтобы создать усло­вия для развития всесторонне развитой ду­ховной личности?» рассмотрим ,что такое духовность?

Понятия «одухотворённость», «духовность», «дух» требуют взвешенного и осторожного подхода. Некоторые учёные ставят знак равенства между духовностью и религиозностью.

Влади́мир Ива́нович Даль в своём толковом словаре так определяет понятие «дух»: в социальном смысле — сила души, доблесть, крепость и самостоятельность, отважность, решимость; бодрость; сила, разум, смысл; в религиозном- бесплотный , не телесный. ,благодать.


Сергей Иванович Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.


духовность, -и, ж. Свойство души, состоящее в преобладании духовных,

нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.


Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.

духовность

Духовная, интеллектуальная природа, сущность человека, противополагаемая его

физической, телесной сущности; стремление к совершенствованию, высоте духа (1).


Приведу некоторые высказывания родителей , После проведения опроса «Что означает духовность семьи ?»

Духовность семьи-это

-Почитание и уважение старших;

-поддержка друг друга в трудную минуту;

-прислушиваться к мнению и советам родителй, дедушек и бабушек;

-тёплые отношения между членами семьи;

-помощь во всех делах старшим;

-сохранение и передача из поколения в поколение семейных традиций и ценностей.

-Доверие между членами семьи,уваже­ние, любовь взрослых и детей,

взаимопод­держка и взаимовыручка.

Или вот такое высказывание.

« По-моему мнению, духовная жизнь в семье- это то, когда люди любят и уважают друг друга. Когда каждый член семьи придёт на помощь другому в трудную минуту. Это семья, где всегда уют и теплота. Где нет ссор и разногласий.»



Итак, семья — колыбель духовного рожде­ния человека. Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непос­редственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм про­явления этих чувств, живая реакция на ма­лейшие детали поведения ребенка — все это создает благоприятную среду для эмоцио­нального и нравственного формирования личности.

Скудность, однообразие, монотонность эмоционального опыта в раннем детстве могут определить характер человека на всю жизнь.

Как много сердечного тепла бывает потеряно из-за неспособности понять

другого и самого себя. Сколько бы больших и ма­лых драм не произошло, если бы их участ­ники и окружающие обладали умением со­чувствовать, прощать, любить. Любить то­же надо уметь, и это умение не дается ма­терью-природой.

Самый большой дефицит, который ис­пытывают наши дети, — это дефицит ласки; Родители не находят времени, забывают или даже стесняются приласкать ребёнка просто так, повинуясь внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей, особенно мальчиков, заставляет отца и мать быть чрезмерно суровыми с детьми.

Только преобладание оптимизма, вза­имной нежности и дружбы над раздорами, унынием, скукой создает то, что можно на­звать семейным очагом. Он собирает, спла­чивает вокруг себя людей, связанных родственными узами, согревает, дает пищу чувствам и отдых душе. Семья при всех свойственных ей заботах, хлопотах, огорче­ниях и даже несчастьях должна приносить человеку радость.

Недаром Антон Семёнович Макаренко писал: «Хотите, чтобы были хорошие де­ти, — будьте счастливы».

Счастливая семья – это духовная семья.

«Путь к счастью начинается с желания блага и любви для своих близких людей, даже, несмотря на то, что они имеют недостатки и несовершенства»

Поскольку человек состоит из нескольких сущностей – духовной и физической, он одинаково нуждается, как в телесном питании, так и в духовном. Если ограничиться исключительно «физическим воспитанием» ребенка и пренебречь духовным – трудно представить себе, как сможет идти по жизни и быть счастливым это существо, полностью покорное своим инстинктам и желаниям.

Правильная организация духовного воспитания позволит Вам  вырастить хорошего, сильного и ответственного человека, который без проблем сможет справляться с трудностями и житейскими невзгодами, не теряя любви к жизни и здорового оптимизма.

Родителям следует помнить о том, что духовное воспитание детей не обязательно означает религиозность. Духовное воспитание, скорее оказание помощи ребенку в выборе верного духовного направления, которому он будет следовать на протяжении всей своей дальнейшей жизни.

Возрастные этапы воспитания духовности в ребенке

Духовное воспитание детей должно быть направлено на воспитание преобладания духовных, интеллектуальных и нравственных ценностей над материальными. Достигается это правильной расстановкой задач, соответствующих определенному возрастному этапу жизни ребенка. Здесь следует сделать оговорку – человеческая личность многогранна и свободна в духовной жизни, поэтому классифицировать процесс воспитания можно только условно, приблизительно и схематично.

• В раннем возрасте, когда ребенок наиболее восприимчив, родители являются для него единственным источником познания мира и единственной социальной средой. Смысл и радость его жизни определяются присутствием в ней любви. Главной задачей духовного воспитания в раннем возрасте является фиксирование в памяти любви и обретение базового доверия к жизни и миру. Ребенок, окруженный материнской заботой и любовью, представляет собой самое счастливое и жизнерадостное существо в мире – все у него вызывает любопытство и интерес, все его бесконечно радует, он открыт общению, доброжелателен и доверчив, бурно и незамедлительно реагирует на окружающий его мир.

В младшем возрасте (от года до трех лет) увеличивается интенсивность общения ребенка с родителями и детям так же требуются забота и любовь для формирования их личностных качеств. Однако в этом возрасте период фиксирования в памяти любви заканчивается и начинается следующий этап духовного воспитания – пробуждение личностного самосознания ребенка.

• В дошкольном возрасте (от трех до шести лет) ребенок открывается для общения с внешним миром. Главная задача духовного воспитания в этом возрасте заключается в воспитании «привычки» к труду и доброте. Можно сказать и иначе – ребенок должен  научиться чувствовать необходимость в труде на благо не только «себя», но и на благо других. Ребенок может научиться этому при помощи взрослых и на их примере. Именно в этом возрасте дети чаще всего пытаются проявить инициативу и помочь родителям. Если эту инициативу не поддержать, она никогда больше не повторится!

• В младшем школьном возрасте главная задача духовного воспитания детей заключается в ученичестве, как способе общения с людьми и готовности учиться у каждого встреченного человека. ВАЖНО, чтобы вначале акцент ставился на процесс обучения, а не на результат! Ориентация на результат возникнет позже. Наиболее важным в этот период является развитие в ребенке готовности постоянно развиваться и изменяться.

• В подростковом возрасте ребенок нуждается в своеобразном «братстве» – объединении со сверстниками для совместной деятельности. Именно эти объединения оказывают наибольшее влияние на дальнейшее формирование духовности ребенка. Прекрасно, если это будет «светлое объединение», в котором царят дружба, взаимопонимание и позитивные цели. В противном случае подростки объединяются в дворовые компании, шайки и банды.

Однако родителям не следует изолировать детей от общения со сверстниками. Да, дети могут вырасти вполне благополучными, но в отношениях с людьми у них будут большие проблемы.

Главная задача духовного воспитания детей этого возрастного периода – познание общности людей, восприятие морали сверстников и общества в целом. В конце этого периода ребенка, как правило, ждет духовный кризис.

Даже в самом раннем детстве человеческая личность обладает особым даром – свободой выбора. Однако воспользоваться этим даром может только человек, который впитал в себя и пережил то, что ему предстоит выбрать. Изначально ребенок смотрит на мир глазами своих родителей. Затем он начинает воспринимать мнение воспитателей, учителей, сверстников и общества в целом.

Кризис наступает, когда ребенок начинает сомневаться во всем и отвергать все. Это неизбежное явление. Чтобы сделать свой собственный свободный выбор человеку необходимо абстрагироваться от всего, что предлагали ранее другие. Обычно кризис наступает в 15-16 лет, когда ребенок вступает в пору юношества. Главная задача этого периода – поиск и выбор Собственного Пути и Места в Жизни.

Как помочь ребенку на протяжении всех периодов духовного воспитания?

Любовь, забота и поощрение творческих исканий – важнейшие элементы духовного воспитания. Рисование, лепка, аппликации, музыка, танцы, спорт и многие другие занятия и увлечения помогут ребенку лучше узнать себя и преодолеть все кризисы взросления.

А сердечное тепло родителей и их доброжелательное отношение помогут маленькому человеку познать свои возможности и понять разницу между «хочу» и «могу».

Ваше уважение, внимание и терпение – основа духовного здоровья ребенка.

Понятие духовности раскрывается в учебном курсе «ОРКСЭ».

С 2012 года во всех субъектах Российской Федерации на постоянной основе введён предмет «Основы религиозных культур и светской этики» ,который наполняет духовный мир детей. Этот предмет в современных условиях уникален. Впервые за последние десятилетия российские школьники знакомятся с историческими и культурологическими основами традиционных религий: православия, ислама, буддизма, иудаизма, составляющих фундамент тысячелетней культуры нашей страны, с национальными духовными и этическими традициями. Школьники вместе с учителями и родителями размышляют над важнейшими вопросами жизни: Почему надо следовать добру и избегать зла? Как правильно строить отношения с другими людьми? Почему нравственная личность созидает и живет, а безнравственная разрушает и умирает? В рамках курса учителя последовательно говорят с детьми о морали, нравственности, духовности, об их значении в жизни человека, семьи и общества, о душе, совести, обязанностях человека, раскрывают перед ними жизненные смыслы традиционных нравственных заповедей:

Люби ближнего своего, как самого себя; а ближний тот ,кто нуждается в твоей помощи)) ·

Не убий;·

Не кради;

· Не лги;

· Будь милосерден, помогай бедным и защищай слабых;

· Не помни зла.


Ребята узнают золотое правило этики, какая война бывает справедливой,


Одна из задач предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в том, чтобы помочь родителям в содержательном наполнении семейного воспитания..


Значение родительского участия в изучении курса велико.На уроках ребята получают домашние задания в виде вопросов.Одна часть этих вопросов непосредственно связана с содержанием урока, а другая –имеет нравственно-развивающий,творческий характер.Система творческих вопросов -заданий построена так,что для их подготовки школьник обращается к опыту своих родителей,бабушек и дедушек,узнаёт их точку зрения по тому или иному вопросу.знакомится с традициями семейной жизни.

У родителей, бабушек и дедушек есть немалый жизненный опыт, сложившийся взгляд на мир, знание добра и зла, нравственные приоритеты и религиозные предпочтения. Именно это богатое содержание должно быть задействовано в учебно-воспитательном процессе. Такое слаженное, педагогически организованное взаимодействие учителя, ученика и родителей позволит, с одной стороны, существенно расширить содержание нового предмета, придать ему личностные (родительские) смыслы. С другой стороны, сделает общение детей с родителями на нравственные, жизненные темы более интенсивным, систематическим, глубоким и, в конечном счете, продуктивным.

Современные родители мало говорят со своими детьми. В среднем мать разговаривает с ребенком 11 минут в сутки, отец – еще меньше. Родители обеспечивают семью, решают производственные и домашние проблемы, устают после работы. Все так. Но есть еще одна причина, затрудняющая речевое общение детей и родителей, – недостаточно между ними общих тем, мало содержания для прямого личностного общения.


Новый предмет позволяет заметно расширить содержание речевого общения родителей и детей, благодаря своему нравственно-ориентированному характеру. Родителям сложно общаться с детьми на темы решения математических задач или правильного выполнения упражнений на уроках физкультуры. Но у каждого взрослого человека есть уникальный опыт жизни, собственная жизненная история, знание добра и зла. Нравственные уроки жизни человека, народа и человечества как раз и составляют основное содержание нового предмета.

Совместно с родителями учащиеся выполняют творческие работы, проекты. Рассказывают о традициях своей семьи, узнают о традициях народов своего края.

О том, как сохранить физическое здоровье ребенка, мы знаем немало. Но как сберечь и укрепить его духовное, психологическое, социальное здоровье? Какие для этого есть правила? Это правила морали, нормы нравственного поведения. Так же, как и правила сбережения физического здоровья, они накапливаются как опыт жизни и передаются от старших к младшим.


Нравственный человек ведет безопасный для окружающих и себя образ жизни. Он не причиняет зла другим и, тем самым, не вызывает негативное поведение других по отношению к себе. Нравственный человек способен к созиданию, потому что в мире творит только любовь. Нравственный человек не знает смерти: его душа обретает вечную жизнь (таков религиозный взгляд), а его личность живет в сознании тех, кого он любил, и кто продолжает любить его. Нравственный человек по-настоящему счастлив, потому что он здоров, любит и любим, питается от честных трудов своих и живет долго.


Будьте счастливы, и пусть будут счастливыми Ваши дети!