Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 »
г. Спасска
им. В.А.Шпагина
.
«Что означает «духовность» для учащихся, их родителей, семьи»
Подготовила
учитель нач. классов Баландина Т.В.
Добрый день уважаемые родители , гости, педагоги.
Человек может приобрести различные профессии, но одной из главных профессий мужчины и женщины, матери и отца является профессия быть родителем. Стать родителем зачастую гораздо проще, чем состояться как родитель. Если отец и мать стремятся постичь науку отцовства и материнства, если демонстрируют свое разумное поведение и поступки в качестве родителей, у них есть шанс добиться успехов и побед в деле воспитания своих детей.
Сегодня мы достаточно хорошо понимаем, что основы нравственности, безусловно, формируются в семье. Первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, жестокости и безразличия, безусловно, формируются семьей и в семье.
Таким образом, перед нами выстраивается следующая иерархия:
семья - ребенок — нравственность — поведение — поступок — семья.
Говоря о нравственном воспитании ребенка в семье, необходимо четко представлять себе, какие нравственные понятия должны формировать в своих детях родители с самого раннего их детства.
Представьте, что в ваших ладонях сидит птенчик. Он неуверенно встает на еще слабые лапки, доверчиво прижимаясь к вашим ласковым, нежным рукам. Почувствуйте, как трепетно бьется его маленькое сердце. Согрейте его своим теплом, прикоснитесь к мягкому, податливому комочку. Задумайтесь о том, что ждет это беззащитное существо. Что вы чувствуете? Нежность и любовь, ответственность за его судьбу. Благодаря вашему участию и вниманию птенец окреп, подрос, превратился в прекрасную птицу. Он вот-вот вспорхнет с ваших ладоней! Посмотрите, какая птичка слетела с ваших рук? Как она ведет себя? Уверенно осваивает пространство или испуганно прячется? Весело щебечет в стайке или одиноко сидит на ветке? Вы уже догадались, что речь идет о наших любимых детях, а уютное гнездышко — это ваш дом, ваша семья.
Как вы думаете, какие факторы влияют на становление вашего ребенка как личности? (Наследственность, семья, школа, социум.)
Какой фактор нужно поставить на первый план? (Семью.)
Прежде чем ответить на вопрос «Какими качествами должна обладать семья, чтобы создать условия для развития всесторонне развитой духовной личности?» рассмотрим ,что такое духовность?
Понятия «одухотворённость», «духовность», «дух» требуют взвешенного и осторожного подхода. Некоторые учёные ставят знак равенства между духовностью и религиозностью.
Влади́мир Ива́нович Даль в своём толковом словаре так определяет понятие «дух»: в социальном смысле — сила души, доблесть, крепость и самостоятельность, отважность, решимость; бодрость; сила, разум, смысл; в религиозном- бесплотный , не телесный. ,благодать.
Сергей Иванович Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.
духовность, -и, ж. Свойство души, состоящее в преобладании духовных,
нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.
Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.
духовность
Духовная, интеллектуальная природа, сущность человека, противополагаемая его
физической, телесной сущности; стремление к совершенствованию, высоте духа (1).
Приведу некоторые высказывания родителей , После проведения опроса «Что означает духовность семьи ?»
Духовность семьи-это
-Почитание и уважение старших;
-поддержка друг друга в трудную минуту;
-прислушиваться к мнению и советам родителй, дедушек и бабушек;
-тёплые отношения между членами семьи;
-помощь во всех делах старшим;
-сохранение и передача из поколения в поколение семейных традиций и ценностей.
-Доверие между членами семьи,уважение, любовь взрослых и детей,
взаимоподдержка и взаимовыручка.
Или вот такое высказывание.
« По-моему мнению, духовная жизнь в семье- это то, когда люди любят и уважают друг друга. Когда каждый член семьи придёт на помощь другому в трудную минуту. Это семья, где всегда уют и теплота. Где нет ссор и разногласий.»
—Итак, семья — колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребенка — все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.
Скудность, однообразие, монотонность эмоционального опыта в раннем детстве могут определить характер человека на всю жизнь.
Как много сердечного тепла бывает потеряно из-за неспособности понять
другого и самого себя. Сколько бы больших и малых драм не произошло, если бы их участники и окружающие обладали умением сочувствовать, прощать, любить. Любить тоже надо уметь, и это умение не дается матерью-природой.
Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, — это дефицит ласки; Родители не находят времени, забывают или даже стесняются приласкать ребёнка просто так, повинуясь внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей, особенно мальчиков, заставляет отца и мать быть чрезмерно суровыми с детьми.
Только преобладание оптимизма, взаимной нежности и дружбы над раздорами, унынием, скукой создает то, что можно назвать семейным очагом. Он собирает, сплачивает вокруг себя людей, связанных родственными узами, согревает, дает пищу чувствам и отдых душе. Семья при всех свойственных ей заботах, хлопотах, огорчениях и даже несчастьях должна приносить человеку радость.
Недаром Антон Семёнович Макаренко писал: «Хотите, чтобы были хорошие дети, — будьте счастливы».
Счастливая семья – это духовная семья.
«Путь к счастью начинается с желания блага и любви для своих близких людей, даже, несмотря на то, что они имеют недостатки и несовершенства»
Поскольку человек состоит из нескольких сущностей – духовной и физической, он одинаково нуждается, как в телесном питании, так и в духовном. Если ограничиться исключительно «физическим воспитанием» ребенка и пренебречь духовным – трудно представить себе, как сможет идти по жизни и быть счастливым это существо, полностью покорное своим инстинктам и желаниям.
Правильная организация духовного воспитания позволит Вам вырастить хорошего, сильного и ответственного человека, который без проблем сможет справляться с трудностями и житейскими невзгодами, не теряя любви к жизни и здорового оптимизма.
Родителям следует помнить о том, что духовное воспитание детей не обязательно означает религиозность. Духовное воспитание, скорее оказание помощи ребенку в выборе верного духовного направления, которому он будет следовать на протяжении всей своей дальнейшей жизни.
Возрастные этапы воспитания духовности в ребенке
Духовное воспитание детей должно быть направлено на воспитание преобладания духовных, интеллектуальных и нравственных ценностей над материальными. Достигается это правильной расстановкой задач, соответствующих определенному возрастному этапу жизни ребенка. Здесь следует сделать оговорку – человеческая личность многогранна и свободна в духовной жизни, поэтому классифицировать процесс воспитания можно только условно, приблизительно и схематично.
• В раннем возрасте, когда ребенок наиболее восприимчив, родители являются для него единственным источником познания мира и единственной социальной средой. Смысл и радость его жизни определяются присутствием в ней любви. Главной задачей духовного воспитания в раннем возрасте является фиксирование в памяти любви и обретение базового доверия к жизни и миру. Ребенок, окруженный материнской заботой и любовью, представляет собой самое счастливое и жизнерадостное существо в мире – все у него вызывает любопытство и интерес, все его бесконечно радует, он открыт общению, доброжелателен и доверчив, бурно и незамедлительно реагирует на окружающий его мир.
• В младшем возрасте (от года до трех лет) увеличивается интенсивность общения ребенка с родителями и детям так же требуются забота и любовь для формирования их личностных качеств. Однако в этом возрасте период фиксирования в памяти любви заканчивается и начинается следующий этап духовного воспитания – пробуждение личностного самосознания ребенка.
• В дошкольном возрасте (от трех до шести лет) ребенок открывается для общения с внешним миром. Главная задача духовного воспитания в этом возрасте заключается в воспитании «привычки» к труду и доброте. Можно сказать и иначе – ребенок должен научиться чувствовать необходимость в труде на благо не только «себя», но и на благо других. Ребенок может научиться этому при помощи взрослых и на их примере. Именно в этом возрасте дети чаще всего пытаются проявить инициативу и помочь родителям. Если эту инициативу не поддержать, она никогда больше не повторится!
• В младшем школьном возрасте главная задача духовного воспитания детей заключается в ученичестве, как способе общения с людьми и готовности учиться у каждого встреченного человека. ВАЖНО, чтобы вначале акцент ставился на процесс обучения, а не на результат! Ориентация на результат возникнет позже. Наиболее важным в этот период является развитие в ребенке готовности постоянно развиваться и изменяться.
• В подростковом возрасте ребенок нуждается в своеобразном «братстве» – объединении со сверстниками для совместной деятельности. Именно эти объединения оказывают наибольшее влияние на дальнейшее формирование духовности ребенка. Прекрасно, если это будет «светлое объединение», в котором царят дружба, взаимопонимание и позитивные цели. В противном случае подростки объединяются в дворовые компании, шайки и банды.
Однако родителям не следует изолировать детей от общения со сверстниками. Да, дети могут вырасти вполне благополучными, но в отношениях с людьми у них будут большие проблемы.
Главная задача духовного воспитания детей этого возрастного периода – познание общности людей, восприятие морали сверстников и общества в целом. В конце этого периода ребенка, как правило, ждет духовный кризис.
Даже в самом раннем детстве человеческая личность обладает особым даром – свободой выбора. Однако воспользоваться этим даром может только человек, который впитал в себя и пережил то, что ему предстоит выбрать. Изначально ребенок смотрит на мир глазами своих родителей. Затем он начинает воспринимать мнение воспитателей, учителей, сверстников и общества в целом.
Кризис наступает, когда ребенок начинает сомневаться во всем и отвергать все. Это неизбежное явление. Чтобы сделать свой собственный свободный выбор человеку необходимо абстрагироваться от всего, что предлагали ранее другие. Обычно кризис наступает в 15-16 лет, когда ребенок вступает в пору юношества. Главная задача этого периода – поиск и выбор Собственного Пути и Места в Жизни.
Как помочь ребенку на протяжении всех периодов духовного воспитания?
Любовь, забота и поощрение творческих исканий – важнейшие элементы духовного воспитания. Рисование, лепка, аппликации, музыка, танцы, спорт и многие другие занятия и увлечения помогут ребенку лучше узнать себя и преодолеть все кризисы взросления.
А сердечное тепло родителей и их доброжелательное отношение помогут маленькому человеку познать свои возможности и понять разницу между «хочу» и «могу».
Ваше уважение, внимание и терпение – основа духовного здоровья ребенка.
Понятие духовности раскрывается в учебном курсе «ОРКСЭ».
С 2012 года во всех субъектах Российской Федерации на постоянной основе введён предмет «Основы религиозных культур и светской этики» ,который наполняет духовный мир детей. Этот предмет в современных условиях уникален. Впервые за последние десятилетия российские школьники знакомятся с историческими и культурологическими основами традиционных религий: православия, ислама, буддизма, иудаизма, составляющих фундамент тысячелетней культуры нашей страны, с национальными духовными и этическими традициями. Школьники вместе с учителями и родителями размышляют над важнейшими вопросами жизни: Почему надо следовать добру и избегать зла? Как правильно строить отношения с другими людьми? Почему нравственная личность созидает и живет, а безнравственная разрушает и умирает? В рамках курса учителя последовательно говорят с детьми о морали, нравственности, духовности, об их значении в жизни человека, семьи и общества, о душе, совести, обязанностях человека, раскрывают перед ними жизненные смыслы традиционных нравственных заповедей:
Люби ближнего своего, как самого себя; а ближний тот ,кто нуждается в твоей помощи)) ·
Не убий;·
Не кради;
· Не лги;
· Будь милосерден, помогай бедным и защищай слабых;
· Не помни зла.
Ребята узнают золотое правило этики, какая война бывает справедливой,
Одна из задач предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в том, чтобы помочь родителям в содержательном наполнении семейного воспитания..
Значение родительского участия в изучении курса велико.На уроках ребята получают домашние задания в виде вопросов.Одна часть этих вопросов непосредственно связана с содержанием урока, а другая –имеет нравственно-развивающий,творческий характер.Система творческих вопросов -заданий построена так,что для их подготовки школьник обращается к опыту своих родителей,бабушек и дедушек,узнаёт их точку зрения по тому или иному вопросу.знакомится с традициями семейной жизни.
У родителей, бабушек и дедушек есть немалый жизненный опыт, сложившийся взгляд на мир, знание добра и зла, нравственные приоритеты и религиозные предпочтения. Именно это богатое содержание должно быть задействовано в учебно-воспитательном процессе. Такое слаженное, педагогически организованное взаимодействие учителя, ученика и родителей позволит, с одной стороны, существенно расширить содержание нового предмета, придать ему личностные (родительские) смыслы. С другой стороны, сделает общение детей с родителями на нравственные, жизненные темы более интенсивным, систематическим, глубоким и, в конечном счете, продуктивным.
Современные родители мало говорят со своими детьми. В среднем мать разговаривает с ребенком 11 минут в сутки, отец – еще меньше. Родители обеспечивают семью, решают производственные и домашние проблемы, устают после работы. Все так. Но есть еще одна причина, затрудняющая речевое общение детей и родителей, – недостаточно между ними общих тем, мало содержания для прямого личностного общения.
Новый предмет позволяет заметно расширить содержание речевого общения родителей и детей, благодаря своему нравственно-ориентированному характеру. Родителям сложно общаться с детьми на темы решения математических задач или правильного выполнения упражнений на уроках физкультуры. Но у каждого взрослого человека есть уникальный опыт жизни, собственная жизненная история, знание добра и зла. Нравственные уроки жизни человека, народа и человечества как раз и составляют основное содержание нового предмета.
Совместно с родителями учащиеся выполняют творческие работы, проекты. Рассказывают о традициях своей семьи, узнают о традициях народов своего края.
О том, как сохранить физическое здоровье ребенка, мы знаем немало. Но как сберечь и укрепить его духовное, психологическое, социальное здоровье? Какие для этого есть правила? Это правила морали, нормы нравственного поведения. Так же, как и правила сбережения физического здоровья, они накапливаются как опыт жизни и передаются от старших к младшим.
Нравственный человек ведет безопасный для окружающих и себя образ жизни. Он не причиняет зла другим и, тем самым, не вызывает негативное поведение других по отношению к себе. Нравственный человек способен к созиданию, потому что в мире творит только любовь. Нравственный человек не знает смерти: его душа обретает вечную жизнь (таков религиозный взгляд), а его личность живет в сознании тех, кого он любил, и кто продолжает любить его. Нравственный человек по-настоящему счастлив, потому что он здоров, любит и любим, питается от честных трудов своих и живет долго.
Будьте счастливы, и пусть будут счастливыми Ваши дети!